Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 7309 [ символов ]
Рецензия на рассказ Джона Маверика «Сотвори себе кумира»
О чем этот большой рассказ? О творчестве, о любви, о смысле жизни... Насквозь он пропитан болью одиночества и жаждой выразить душу, выразить так, чтобы слиться в единении со всем сущим, по которому так тоскует душа.
Рассказ о молодых мужчинах — Сергее и Цви, каждый из них живет как умеет, как удалось научиться жить в этом мире. Когда-то, в детстве, они учились в одной студии живописи, и Цви был необыкновенно одарен. Но художником, и очень хорошим, стал, как раз, не столь изначально талантливый мальчик — Сергей. Оказалось, каждый их них был для другого кумиром, только они этого тогда, в детстве, о друг друге не знали. Ведь открыть кому-то душу, рассказать о том, что чувствуешь, очень непросто. Не только потому, что тебя могут не понять, но, прежде всего, потому, что человеку его душа — самая большая тайна... И в этом — трагедия и удел, терзания и поиски, ошибки и высшая награда — любовь.
Цви и в детстве знал о своем чувстве, да что толку... Ведь тот, кого оно искало, этого бы просто не понял... И тогда невостребованная любовь спряталась глубоко в душе мальчика. К сожалению, разрушает именно непонятое, подавленное, сокрытое... Любовь укрылась так глубоко, что на поверхности, в картинах, появлялась в отображении, который казался Цви застывшим, несовершенным, измученным. Потеряв человека, которого любил, ради которого создавал свои картины, Цви уже не мог через них выражать свой восторг (некому), и тогда, не получая удовлетворения от живописи, он бросил ее, придумав удобное для себя объяснение вредности этого занятия (художник отнимает у внешнего мира душу, перенося ее в произведения искусства, при этом опустошает и себя, и окружающий мир). И момент единения наступал у Цви (ивр. олень — прекрасное дикое животное) лишь в состоянии алкогольного забытия, когда снимались тщательно охраняемые границы «внутреннего достояния», тогда он шел к людям и предлагал им себя. А после ненавидел свою слабость. Тяжелейшее состояние — душа ищет встречи, хочет вернуться в мир, выразить себя, одарить красотой и любовью, но человек не верит, что это возможно, потому что не видит, не чувствует, что кто-то его ждет, что его душа кому-то нужна. И тогда он медленно, но верно себя разрушает. Путь творчества закрыт, в любовь, как понимание и близость, веры у Цви давно нет. Более того, любовь и творчество спаяны у талантливых личностей неразделимо. И любовь — не лужа, которую можно вычерпать, но неистощимый родник. Без нее настоящее произведение искусства невозможно.
Но, видимо, Цви был очень талантлив, и жизнь таких людей не бросает, как правило, дает им шанс. Встреча с Сергеем и стала таким шансом. Встретились два разных подхода к творчеству и любви у одаренных людей. Цви хотел через творчество передать свою любовь, но это у него не получилось и он отчаялся. Рано начал, не повезло — сразу родился взрослым, не было детства в его душе, такой удел — тяжелейшее испытание. Особенно, когда рядом нет человека, который помог бы разобраться в запутанных чувствах этого взрослого ребенка, человека, с которым он мог бы общаться душой.
Сергей никогда не бросал живопись. И пока не нашел свой стиль, ориентировался на творчество Цви, которого считал гением, но как только отыскал себя — развивался своим путем. Но, похоже, именно Цви был единственным человеком, способным и понять творчество Сергея, и помочь ему развиться в полной мере. В Сергее жила вера, именно она помогла узнать Цви, не пропустить встречу. А Цви был олицетворением вдохновения для Сергея. Странно было находиться рядом с ним. Как будто от него непрерывно исходило некое поле утонченного, я бы даже сказал изящного, беспокойства, которое обволакивало его, как легкое облачко духов. Я мысленно воссоздал его образ в виде линии с едва различимым для глаза надломом. Во встрече случилось преломление и понимание и чувства любви и смысла творчества как такового. Сергей именно одухотворял мир в своих картинах. Да, нарисованные им образы жили уже своей собственной жизнью, но именно он дал им жизнь. Он верил, что если нарисовать боль, то возможно от нее избавиться. Если нарисовать красоту, то красоты вокруг станет больше. Верил, что художник созидает, освобождает, творит. А Цви, под воздействием саморазрушения, был истерически убежден, что художник разрушает... Что если нарисовать красоту, то эта самая красота будет отнята навсегда и у самого художника, да и у мира тоже — душа умирает в произведении искусства. Цви забыл истину о том, что не оскудеет рука дающего...
К счастью, победила любовь. Финал рассказа открытый, но нет сомнений, что Цви поверил и Сергею, и себе.
Так можно ли обрести счастье лишь через творчество? Возможно ли это? Без общения глаза в глаза, без человеческих слов, без живой любви? Возможно ли единение только воображением, без физического контакта? Высока ли «высокая» любовь, которую пытался проповедовать Цви, человек сверхчувственный, аура которого сводила с ума тех, кто был способен ее воспринять? В рассказе наглядно показано, что потребность во взаимной любви, будучи насильно ограничена, рано или поздно вырвется и приведет к нисхождению, к беспорядочности связей. И душе, и телу нужно тепло и взаимопонимание не только в пространстве творчества, но и в обычном человеческом контакте. Только в нем случается абсолютное единение, в «низком» (физическом плане) - высокое. Но в рассказе и показано, как невелик, ничтожен шанс встречи двух родственных душ, которые, к тому же, могут оказаться совсем не в «правильных» по законам общества, телах. Взаимное тепло, родство человека человеку необходимо — об этом рассказ «Сотвори себе кумира».
Название рассказа знаковое. Сотворить кумира — это разрушить гармонию того, что не живет в материальной оболочке. Ограниченное оболочкой, оно теряет божественную суть. А если оболочка окажется пустой, застывшей, то последствия для создавшего ее трагичны. Так Цви разглядел «опустошительность» искусства и утратил смысл жизни. Но его глубоко запрятанная душа верила, искала, пусть и столь разрушительно. Именно неугасимая вера и глубоко запрятанная искорка ее позволила людям встретиться, узнать и не оттолкнуться друг от друга. К счастью для обоих, встретились они, когда Сергей стал взрослым — теперь он выстраивал отношения. Именно он был готов ждать столько, сколько потребуется. Потому что Цви искал любовь, наконец, нашел, но, найдя, испугался (внушенного себе опустошения), и нужно время для преодоления страха, для проживания отмершей философии, для возрождения души. «Сотвори себе кумира» - это сотвори себе любовь. И расти уже в ней, твори вместе. Потому что любовь живет не только в душе — она живет и в теле, повсюду живет. Она свободна и не терпит границ, в том числе и физических. Одинокая душа не может быть счастлива, и если не ищет любви, то ее удел — поиск смерти. Но именно одинокие души имеют шанс встретиться в безграничном мире — они ищут.
Джон Маверик: «Вы так легко вскрыли главное в рассказе, что мне и добавить что-то трудно. Да, он " о творчестве, о любви, о смысле жизни... ", и еще о том, как скрытое - разрушает. Вернее даже, превращается в глубоко запрятанные комплексы и порабощает живые и естественные чувства человека. Рассказ, по сути, о том, что любовь "победить" нельзя. Это пиррова победа - она обернется тоской, потерей смысла жизни и творческим бесплодием. Что и произошло с героем рассказа».
Copyright: Ольга Немежикова, 2015
Свидетельство о публикации №342560
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.05.2015 09:18

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта