Существует расхожий литературный штамп про то, как в какие-то критические моменты в глазах главного героя повествования за какие-то секунды проносится вся его жизнь. Много раз я пытался представить, как это может происходить. В виде мелькающих слайдов? Или фильма? Если в виде фильма, то какого – драмы, детектива, комедии? А у меня, интересно, как? Драма? Вряд ли, потому что я человек в принципе бесконфликтный, беспричинно в бучу не лезу, не ищу проблем на свою голову. Детектив? Упаси Бог, этого мне ещё не хватало! Комедия? Это ближе к действительности, но, согласитесь, несолидно как-то. Вероятней всего, решил я, пролистать жизнь во всех её подробностях всё-таки невозможно, а вспоминаются лишь какие-то особо хорошие или плохие поступки. Их не так много, чтобы не вспомнить. Но какие поступки можно считать хорошими или плохими? Как их оценить? Какой линейкой измерить? На каких весах взвесить? Вот тут я и подобрался к главному, ради чего, собственно говоря, и пишу сие повествование. Ответ пришёл сам собой: испокон веков существует десять заповедей, по которым основная часть человечества жила все эти тысячелетия. Или думала, что живёт. Примерю-ка их на себя. Чем я хуже других? Пойдём по порядку, чтобы всё встало на свои места. Выясним, какие из заповедей я соблюдал, а какие безбожно нарушал. Сложим плюсы и минусы, и путём простого арифметического подсчёта станет ясно, что я за фрукт. Итак, первая заповедь – о единственном Боге, что вывел нас из страны египетской, то есть сделал людьми свободными со всеми вытекающими из этого последствиями. Кто бы сомневался, что это так. Тут я несомненно безгрешен и чист, как слеза младенца. Даже если задуматься, то как эту заповедь можно не соблюсти? Это же факт, который произошёл задолго до моего рождения. Правда, можно всё отрицать, но что толку? Более того, я уверен, что человек произошёл не от обезьяны. Как-то, знаете ли, не совсем приятно вести свою родословную от приматов. Но даже если это и так, то почему именно от обезьяны? Столько среди нас – извините за натурализм! – свиней, шакалов и откровенных змей, что невинная обезьяна просто отдыхает. Над стариком Дарвиным остаётся только посмеиваться. За тысячелетия своего существования человек нисколько не изменился, не стал лучше и, хочется верить, не стал хуже, а значит, и ни о каком эволюционном развитии говорить не приходится. Короче, с этой заповедью у меня порядок. Первый плюс в мою корзину. Со второй заповедью посложнее. Не всё так однозначно. Там, насколько я помню, сказано о том, что не будет у меня иных богов, кроме Того, о котором говорится в первой заповеди. Уж, не знаю, какие у меня могут быть иные боги, если я испокон веков человек абсолютно светский, над клерикалами посмеиваюсь и обхожу их за версту. И хоть не без интереса отношусь к различным религиям и экзотическим учениям, но, скорее, с познавательной целью, а не с целью приобщения. Кроме того, я уверен, что есть над нами какая-то высшая сила, общаться с которой можно и без посредников. А всё, что существует вне этого личного общения, ей-богу, наносное и придуманное. Иными словами, что касается второй заповеди, то у меня тут скорее плюс, чем минус. Третья заповедь гласит о том, что нельзя упоминать имя бога всуе, то есть клясться, божиться и вообще вмешивать Его в свои мелкие земные делишки. Теперь задумаемся: клялся ли я когда-то в чём-то? Что-то не припомню. Если рассудить по существу, то клянутся чаще всего записные вруны, которым никто не верит или они уже успели зарекомендовать себя не с самой хорошей стороны. А ещё клянутся те, кто хочет впарить ближнему заведомо испорченную или ненужную вещь. Что касается меня, то на враньё у меня фантазии не хватает. Сколько ни пытался соврать, меня тут же выводили на чистую воду. Клянись или не клянись – ничего не помогало. А уж впарить кому-то даже самую необходимую и полезную вещь у меня категорически не выходит. Ну, нет во мне коммерческой жилки! Не катит даже банальное «можешь поверить мне на слово». То есть могу с полной уверенностью заявить: с третьей заповедью у меня полные лады. С четвёртой заповедью, честно признаюсь, у меня полное несовпадение. Если помните, там говорится о соблюдении дня субботнего. Иными словами, в Субботу нельзя выполнять никакой работы, и я, как благочестивый еврей, обязан посвятить этот день изучению Торы и отдыху от будничных трудов. Плюс к этому не зажигать огня, не ездить в транспорте, не резать свиную колбаску… Сплошные «не». Но, господа уважаемые, какой же это отдых? Можно, конечно, собираться с друзьями и выпивать, но включать при этом в качестве музыкального сопровождения телевизор или магнитофон – ни-ни! Весь эффект от такого времяпрепровождения насмарку. А когда же шашлычки жарить, если всю неделю ты и твои друзья в трудах праведных? А семью на море когда свозить, если Суббота единственный выходной день?.. Короче, грешник я великий и неисправимый, и прощения мне нет. Слабое утешение подслушанная где-то фраза, что не человек для Субботы, а Суббота для человека. Может, в этом и есть какое-то мизерное оправдание моим поступкам, но не хочу лезть в схоластические дебри, где любой ревнитель соблюдения Субботних запретов запросто положит меня на лопатки и проклянёт страшным проклятием… Итак, первый минус в мою корзину. Пятая заповедь, требующая почитать родителей, казалось бы, на первый взгляд, проста и однозначна. Ну, кто в трезвом рассудке и памяти скажет что-то плохое об отце и матери? Даже законченный негодяй на такое не отважится. Тем не менее, не всё так просто. Очень легко твердить во всеуслышание о своей безмерной сыновей любви к ним, когда они окажутся уже в мире ином. А как обстояло дело с этой любовью при их жизни? Часто ли мы прислушивались к их словам, считая в душе своих стариков наивными и замшелыми ретроградами? Даже совершая ошибки, о которых они предупреждали нас, мы никогда не задумывались о том, что они, вооружённые житейским опытом, всё-таки в чём-то мудрее нас и дальновидней. Что это как не полное пренебрежение к ним? А уже потом, когда мы сами становимся родителями и получаем от собственных детей то, на что не скупились по отношению к ушедшим старикам, задумываемся об упущенных возможностях доказать свою любовь к ним. Но случается это, как правило, тогда, когда они в этом уже не нуждаются. Печально, но мне есть в чём упрекнуть себя сегодня… С шестой заповедью «не убий» лично для меня дело обстоит проще простого. Мухи с комарами, которых я немилосердно прихлопывал за вредность и настойчивость, да муравьи, попавшие под ботинок, конечно, не в счёт. Людских загубленных душ на моей совести нет. Даже в мыслях у меня не возникало желание приврать в тёплой компании, мол, я на войне взял в руки автомат и тра-та-та по врагам, накосил их добрый десяток. Нет во мне кровожадности, и даже самым своим заклятым врагам я желаю, максимум, чтобы пролетающий над ними голубь уделал им пиджачок и шляпу по полной программе. Жажда мести будет удовлетворена на сто процентов… Правда, есть тут одно маленькое «но»: не доводим ли мы своими необдуманными или обдуманными словами и поступками человека до ручки? Однако это вопрос сложный и спорный, в каждом конкретном случае требующий детального разбирательства. Можно ли это считать несоблюдением заповеди? Ау, клерикалы, подскажите! С седьмой заповедью опять же не всё так просто. Прелюбодеяние – конечно же, грех. Но грех греху рознь. Одно дело, если твою ветреную половину соблазнил проезжий гусар. Это плохо. Другое дело, если ты сам решил залезть в чужой огород полакомиться клубничкой. Это вроде бы уже и не так плохо. Как говорят в Одессе, две большие разницы. Распространятся ни о том, ни о другом, естественно, не хочется, но ведь сверху-то всё видно, не так ли? О себе скажу одно – ни плюса, ни минуса добавлять в свою корзину не буду, ибо сам ещё до конца не определился в своих чувствах. Вот станет мне девяносто лет, когда дамы окончательно потеряют для меня привлекательность, тогда и скажу однозначно: прелюбодеяние – это плохо, вредно и грешно. А пока я способен это оценить лишь разумом, но, увы, не сердцем… Восьмая заповедь «не укради», в чём-то перекликается, на мой взгляд, с предыдущей седьмой. Конечно, красть нехорошо, это любой скажет, но как быть с соблазном украсть? Особенно, когда ты политик или, на худой конец, заведуешь складом, и у тебя всегда есть возможность безнаказанно списать украденное на усушку, утряску, бой посуды или разгулявшихся прожорливых крыс? Честно признаюсь, что я не знаю, сумел бы удержаться от этого подлого соблазна. А если ещё есть уверенность, что не ты один такой, а имя нашему брату – легион?! То-то и оно. Есть, правда, один способ избежать подобных нехороших поступков и соблазнов – не лезть в политики и завскладом. А заодно не работать в общественных структурах, где можно подняться по управленческой лестнице, а также на фабриках и заводах, где всегда что-то плохо лежит. Лучше податься в творческую интеллигенцию. Уж эти-то ребята всегда бедны, как церковные мыши, и поживиться у них тюбиком с краской, табуреткой от рояля или пачкой бумаги для пишущей машинки, согласитесь, рука не поднимется. Можно, конечно, стибрить сюжет будущей картины, пару тактов неспетого шлягера или «сплагиатить» десяток страниц неизданного шедевра, но всё это вещи нематериальные, вряд ли способные принести похитителю гарантированный доход, а значит, под определение кражи никак не попадает… О себе скажу одно: ничего за всю свою жизнь я не украл, хотя жена утверждает, что украл её молодость. Прибавлю ещё фразу для загадочности: не пойман – не вор. Теперь о девятой заповеди – запрете ложного свидетельства. Тут я тоже основательно призадумался. Странная картина получается. Обвинять человека в чужих злодеяниях и несовершённых поступках, безусловно, подло и некрасиво. А перехваливать и воспевать его заслуги, которых в помине нет? Тоже, наверное, не совсем хорошо. Тут определённо попахивает какими-то личными интересами. С другой стороны, попугаешь человека, постращаешь несправедливыми обвинениями, глядишь, он одумается, станет лучше, пойдёт по правильному пути. Или похвалишь в меру – тоже ему на пользу. Крылышки на спине для новых свершений прорежутся. Главное, не переборщить. Чтобы окружающие не приняли твои свидетельства за истину в последней инстанции. И не использовали для окончательного приговора. Для людей творческих профессий сия заповедь, думаю, наиболее крепкий орешек. Или не так? Сами посмотрите, какие ушаты грязи выливают друг на друга в дискуссиях музыканты, художники, киношники, литераторы. Если кто-то кого-то и хвалит, то, ясное дело, не без тайного умысла. А уж про искренность и разговора никакого нет. Так что по этой части вся творческая публика – великие грешники, и гореть им в аду. Даже доказывать это не надо, каждый приведёт тысячу примеров. И последняя десятая заповедь настоятельно требует не возжелать дома, поля, жены и всего прочего у своего ближнего. То есть, проблема состоит уже не в том, чтобы украсть или обмануть, а только в том, чтобы захотеть. Иными словами, это запрет на элементарную человеческую зависть. Говорят, праведники – это те, кто соблюдает все десять заповедей. Первые девять ещё куда ни шло, но по поводу десятой – очень сильно сомневаюсь. Никто ещё не воспитал в себе умение не завидовать. В этом я абсолютно уверен. Ну как это можно, восхитившись чьей-то ухоженной квартирой, дачным участком в пяти минутах езды от дома, красавицей-женой, хлопочущей по хозяйству, всему этому в душе не позавидовать? Лично у меня не получается. А если вдуматься, то зависть – это, в какой-то степени, стимул для развития. Позавидовал кому-то – сделай так, чтобы его переплюнуть. Пусть твоя халупа превратится в дворец, заплёванная клумба у твоего подъезда станет райской лужайкой для отдыха, добейся, чтобы твоя бедная замученная домашними заботами жена превратилась в царицу. Что, слабо?.. Дудки, с десятой заповедью я в корне не согласен. Пускай специалисты по библейской премудрости расколошматят мои доводы в пух и прах и докажут, что смысл заповеди совсем в другом. Но я останусь при своём: жуткий я завистник и неуч, осмелившийся со своей невысокой колокольни рассуждать о столь высоких материях, в которых ни ухом, ни рылом… Кажется, это все десять заповедей, ничего не забыл. В корзину с плюсами и минусами заглядывать не буду – там определённо баланс не в мою пользу. А то читатель решит, что с ним беседует какой-то крайне отрицательный тип, у которого нет за душой ничего положительного и научиться от которого можно лишь гадостям и прочим неприятным вещам… А пишу я всё это лишь потому, что пришла мне на ум одна крайне нахальная по самоуверенности вещь. Прямо-таки язык не поворачивается сказать. Однако скажу. Ввёл бы я в качестве дополнения к основным десяти ещё одну заповедь – одиннадцатую. Посыл её прост и незатейлив: не задирай носа. Такого, кажется, в предыдущих десяти не было. Или было, но не так явно. В чём смысл её? А в том, чтобы мы не загордились своими мелкими успехами и достижениями. Без некоторой гордости за успехи, конечно, нельзя, ведь они греют душу, тем не менее, стоит научиться обуздывать свои непомерные восторги. Наши возможности кое-как ещё способны укротить наши непомерные амбиции, а вот с задиранием носа и зазнайством справиться куда труднее. Кто-то непременно упрекнёт меня, мол, автор стремится как-то принизить нас, а может, втайне завидует чужим победам. Упаси Бог, друзья! Для исполнения ваших песен великие «Битлс» непременно соберутся снова, за ваши картины уже бьётся на аукционах Лувр, а книгами зачитывается добрая половина человечества… Я вовсе не собираюсь никого принизить и искренне желаю, чтобы всё произошло именно так, как вам мечтается. Но – благоразумие, братцы, и трезвая оценка своих возможностей… А может, и нужно иногда задирать нос? Вдруг у нас и в самом деле всё получится – и про «Битлс», и про Лувр, и про половину человечества… А что – чем чёрт не шутит?! Задираем планку повыше и – вперёд… Короче – забираю свои слова обратно и отменяю одиннадцатую заповедь. Но – не для всех… |