Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 6206 [ символов ]
Рецензии на стихотворения Дмитрия Шорскина «Москва двадцатых. Зарисовка», «Колючий, сорный как репей...»
Дмитрий Шорскин «Москва двадцатых. Зарисовка». Произведение №43 на страничке автора
Дмитрий Шорскин «Колючий, сорный как репей...». Произведение №55 на страничке автора
Рецензировались в Английском Клубе в Гостиной №3 Поэзия на заседании №19 от 20.02.2015
 
Москва двадцатых. Зарисовка
 
Уходит лето. Зелень лип зыбка.
Всё признак бренности и быстрого течения.
Москва. Садовое кольцо. В закат
Цвет кумача «букашка» катится
Как будто тяжко ей от трения качения.
А рядом - символ силы и души
Копытит щегольски - легко пролётка движется.
Пёс уличный вокруг замельтешил,
Не зная на кого зубатиться:
Бежал, устал, отстал... Присел – бока колышутся…
 
Первые три строки вызвали из памяти стихотворение Мандельштама:
 
Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной,
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во Вселенной.
 
Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жалкий сор, дома и алтари.
 
Эпоха... Конечно, эпоха — это люди, быт, история. Место — Москва, Садовое кольцо. Кумач, «букашка», пролетка. На десять строк — три символа Москвы эпохи двадцатых. По большому счету, достаточно, потому как не тесно. «Кумач» - куда как символичнее, «букашка» и пролетка — символы сменяющихся эпох, антитезы и аналоги бренности и быстрого течения. Тяжесть от трения качения пришла на смену символ(у) силы и души. Учитывая, что, по словам автора, в стихотворении нет ни одного лишнего слова, даже не возникает риторический вопрос: кого символизирует уличный пес, на описание которого (судьбы?) ушло ни много, ни мало, три строки — почти треть объема. В закат Цвет кумача — так же символично, как и Уходит лето. Картина сочными мазками: зелень, кумач, черный (букашка, пролетка), рыжий (неназванный конь в пролетке, пес). Яркий пейзаж, очень живой, подвижный. Первая и последняя строчки равнозначны по смыслу. И если двигаться к центру стихотворения построчно — содержание симметрично и жестко выстроено вокруг основных строк:
Как будто тяжко ей от трения качения.
А рядом - символ силы и души
Прав Мандельштам, классик...
Конечно, ничто не пишется просто так. И замечательно, если автор дает себе труд понять: почему пишет о том или этом. «Просто так», от скуки и читателю скучно будет. Если в пейзаже привлекло величие природы — мы это чувствуем, если отразилась поступь эпохи — тоже не проходит мимо. Чувства автора озаряют пейзаж, придают глубину и смысл.
Стихотворение написано пяти- и шестистопным ямбом с мужскими и дактилическими окончаниями. Рифмовка изысканная: АБАВБГДГВД. Рифмы незатейливы, но уместны, подавляющее их большинство озвучивает движение, что придает зарисовке оживляющую динамику. И как бы даже можно проследить, как ритмично движется кисть от палитры к холсту, уверенными мазками подхватывая краску, выписывая свет и тень. Интересна рифма зыбка — закат.
 
"Колючий, сорный, как репей..."
 
Колючий, сорный, как репей,
Я мало в детстве повидал:
Карман – худой, что значит и судьба – худая...
Отец меня учил терпеть,
Держать удар,
И обязательно – уметь в ответ ударить.
 
Сейчас другие времена,
Никто не лезет на рожон,
Рубаху в штопках прикрывает щёгольская....
Но не в характере стенать,
Вооружен
Я наставленьем папеньки и кулаками.
 
Авторитетные вокруг,
Всё чаще слышно "сэр" и "мэм",
Картина маслом, как в Калашный ряд с коровой...
Я презираю звон кольчуг,
Блеск диадем...
Деремся честно, с уважением, до крови.
 
Вот прекрасный повод перечитать «Вишневый сад»! И вспомнить бессмертные слова, вложенные Чеховым в уста Ермолая Лопахина: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»
Стихотворение-монолог Ермолая Лопахина состоит их трех строф. В первой герой вспоминает свое детство, несладкое, голодное, наполненное побоями отца. Впрочем! И это немаловажно: на отца-то Ермолай нисколько не в обиде! Обычный крестьянский быт и нравы, не хуже, не лучше чем в других семьях! Более того, он искренне благодарен отцу за то, что тот меня учил терпеть, Держать удар, И обязательно – уметь в ответ ударить.
Имея отходчивый характер, житейскую сметку и купецкую жилку, а также будучи человеком исключительной работоспособности и крепкого здоровья, мужик Ермолай Лопахин в наступившие другие времена, вооруженный наставленьем папеньки и кулаками, метафорично прикрыл Рубаху в штопках (крестьянское происхождение) щёгольск(ой) (богатством). Преображению бедняка в богача посвящена вторая строфа.
В третьей строфе Ермолай рассуждает о том, как преобразилась его жизнь. Картина маслом, как в Калашный ряд с коровой... Тем не менее он для себя честен во всем, от драки до крови до презрения к звон(у) кольчуг, Блеск(у) диадем.
Вполне можно интерпретировать характер Ермолая Лопахина в ключе, описанном автором. Единственно, что первые эпитеты Колючий, сорный, как репей — мне показались бравурными. Ну? какой он сорный! Да таких трудолюбивых и смекалистых мужиков, что от сохи поднялись, сорным репьем, конечно, обозвать нельзя! Впрочем, Ермолай всю дорогу «при господах» занимался флером уничижения, который неизменно оборачивался восторгом за себя!
Конечно, данное стихотворение может существовать вполне в отрыве от вдохновившего на его создание героя. Как историю поднявшегося своей головой человека, при этом облик человеческий не потерявшего. Вполне стихотворение можно рассматривать и вне времени: всегда были и будут «низы» и «верхи», калашный ряд, символические кольчуги и диадемы. Во все времена случается ротация, определенный процент людей отрывается от своих корней и продолжает развитие на другой ветке. Это судьба и счастлив ее не отринувший!
Стихотворение написано разностопным ямбом (первая, вторая и четвертая строки — четыре стопы, третья — шесть стоп, пятая — две стопы). Рифмовка АБвАБв. Рифмы замечательные, преимущественно разные части речи задействованы. Особенно хороши репейтерпеть, худая - ударить, времена - стенать, с коровой - до крови.
Copyright: Ольга Немежикова, 2015
Свидетельство о публикации №340299
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09.03.2015 16:31

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта