Наринэ Карапетян «Звучанье тишины». Произведение №54 на страничке автора Наринэ Карапетян «То выпадет снег, то растает». Произведение №52 на страничке автора Стихотворения рецензировались в Английском Клубе в Гостиной №3 Поэзия на заседании № 18 от 13.02.2015 Звучанье тишины Звучанье тишины, не взорванной тревогой, ни ожиданьем встреч, ни ропотом молвы, ключи подспудных вод заснувшие исторгнет – укрытых отомкнет, забытых – оживит. Дай заглянуть в себя! По трещинам, извивам, по капиллярам недр недужныя души немым и бесконечно-медленным наплывом, подъемля разный сор, вода наверх спешит. И вот, как в старом сне, сбывающемся въяве, ее зеркально-оловянный блеск поглОтит окоём, под сводом туч оставив верхушки голых вётел, машущих окрест. Что ни ветла – распавшаяся дружба или разлука, ставшая судьбой… И вдруг себя былую обнаружишь, что в столб застыла соляной. Скажи, в какой дали, туманности безбрежной, по истечении лет световых скольки мы снова встретимся – такими же, как прежде, и на коньках легонько проскользим по млечным трассам?.. Тишина звеняще рассыпалась на тысячи «динь-дин». Невозвратимо даже настоящее. Неотвратимо то, что позади. Первое, что пришло на ум после прочтения - «Звук хлопка одной ладони...» Удивительное, медитативное стихотворение... Очень осторожно открывается его содержание. Вдруг вода начинает оживлять тишину души, которая занедужила, отошла от мирского и долгое время пребывала в молчании. Но наконец-то вода ключами ее пробуждает, поднимаясь сквозь «трещины, извивы, каппиляры недр», изливается на поверхность, «поглощая окоем», то есть горизонт и отражает в себе безрадостное прошлое. От жизни остаются деревья — вётлы, каждая из которых или распавшаяся дружба или разлука, ставшая судьбой… Неожиданно ЛГ обнаруживает себя: И вдруг себя былую обнаружишь, что в столб застыла соляной. Потому что прошлое невозвратимо и неотвратимо, настоящее тут же становится прошлым, которое создает будущее. Вспоминает молодость, когда «на коньках легонько скользили по млечным трассам» и все казалось доступно, легко и просто... И между строк слышится «почему же сейчас-то так не удается»? Но в юности мы все, действительно, скользили по млечным трассам — красивая метафора. Стихотворение состоит из шести графически неразделенных катренов перекрестной рифмовки аБаБ. Написано четырехстопным четным строчным логаэдом: ямб — четвертый пэон — ямб — четвертый пэон с цезурой посредине. Применен прием полиметрии: четвертый и шестой катрены написаны пятистопным ямбом. Конечно, темп чтения в них заметно возрастает. Здесь цезура четко отбивается после второй стопы, ускоряя оставшиеся три. Это позволяет передать волнение ЛГ при воспоминании обманутых ожиданий и неумолимости судьбы. Да, стихотворение насыщено символами, это, безусловно, на любителя красивой, загадочной, мистической лирики. Архаизмы недужныя души, въяве, окрест, скольки дополнительно настраивают на неспешность и в данном стихотворении служат безусловным украшением. Рифмы качественные. Очень понравились рифмы двух последних катренов - зарифмованы разные части речи: безбрежной - прежде, скольки — проскользим, звеняще - настоящее, «динь-дин» - позади. То выпадет снег, то растает То выпадет снег, то растает, Снежинки сбиваются в стаи, Но кромку земли застилая, Они превращаются в хлябь. Зима говорите? Да что вы! Зимою пуховы покровы И потреск мороза суровый При «двадцать пять ниже нуля». Желаньем на свет однодневным Рожденные, так же мгновенны Намеренья. Будто за тем мы С вершины, где ряд перспектив, Свой замысел, свой эфемерный, Роняем в слои атмосферы Житейской, рассеянной, нервной, Чтоб сдать его вскоре в архив. Не то у мороза. Он, санки Свои снарядив спозаранку, Творит с величавой осанкой, Являя художника мощь, Хребты снеговые в бриллиантах, Хрустальных сосулек гирлянды, Собольи манто, аксельбанты В убранстве заснеженных рощ. Философское стихотворение, заявлено как пейзажная лирика. В первой строфе рассказано о странной зиме с хлябью и антитезой дана «настоящая» зима с морозами и пуховыми покровами. Вторая строфа философская: намерения людей эфемерны и скоро, нереализованные, падая с вершины через слои атмосферы Житейской, рассеянной, нервной, сдаются в архив. Третья строфа — смысловая антитеза второй. У мороза все реально — и красота и богатство. Последнее четырехстишие особенно преуспело в изображении драгоценных нарядов природы. Первая реакция на стихотворение: что-то о зиме и там еще бриллианты... Стихотворение читается бодро, но, учитывая антитезы, то с сарказмом, то утвердительно. Стихотворение-размышление. Природа, конечно, всегда права, творчески мощна, в отличие от «нас». Пейзаж слабосильной души автору передать тоже удалось. И тоже красиво. Стихотворение написано тремя графически разделенными восьмистишиями на три рифмы аааБвввБ. Трехстопный четный строчный логаэд: ямб — анапест — анапест. Хороши рифмы третьей строфы: санки - спозаранку - осанкой, в бриллиантах - гирлянды — аксельбанты. |