Произведение |
|
Объем: 15240 [ символов ]
|
|
|
|
Роковое число |
Не могу сказать, что обнаруженная в середине осени в почтовом ящике повестка о призыве на действительную военную службу никак не повлияла на меня. Напротив – сердечко как-то ёкнуло, а воображение услужливо нарисовало картину неуставных отношений с амбициозными «дедами». Расстроило и предстоящее расставание с гражданской вольницей. И мама чуть всплакнула, но быстро вытерла слёзы под нахмуренным взглядом отца, который чёткими фразами пояснил: « Ну чего мокреть-то зря разводить? Чай, не на войну провожаешь… Отслужит своё и вернётся. Глядишь – там и специальность какую получит!..» В приписном свидетельстве после прохождения медицинской комиссии появилась запись, что его обладатель рекомендуется для службы в артиллерии. На мой вполне уместный вопрос – почему именно в артиллерии? Полковник райвоенкомата многозначительно покрутил растопыренной пятернёй возле седого виска и серьёзно ответил: « Сам посуди – у тебя рост 180, а у нас пушки нечем чистить, шомполов не хватает … Усёк?» На огромном дворе сборного пункта облвоенкомата галдели сотни призывников из всех районов региона. Моё внимание привлёк моложавый, симпатичный капитан в ладно сидящей шинели с голубыми петлицами и погонами с серебристыми эмблемами крылышек, в центре которых гнездились махонькие рубиновые звёздочки. Именно звёздочки-то и выдавали, что офицер этот - технарь. Возле него крутились приехавшие с ним два сержанта. Эти трое были так называемые «купцы», прибывшие за молодым пополнением. Капитан подошёл к нашей группе и с улыбкой спросил, не хотим ли мы служить в тёплых краях рядом с морем?.. Его предложение мгновенно утонуло в бурном проявлении согласия и радостного оживления… И немудрено: большинство новобранцев море видели разве что в кино или на известной картине мариниста Айвазовского. Осведомившись, сколько человек в группе, все ли имеют среднее образование, из одного ли мы села, - наш благодетель удовлетворённо хмыкнул и растворился в пасти широченной двери с большими бронзовыми, полированными ручками. Вернувшись со списком, он провёл энергичную перекличку, отметив фамилии присутствующих карандашом. Затем объявил дату сбора на железнодорожном вокзале и время отъезда. Несколько дней спустя призывники уже подъезжали к месту прохождения службы. Наша воинская часть располагалась на Апшеронском полуострове вблизи гражданского аэропорта Бина. До вожделенного и капризного Каспийского моря было около 50 км. Примерно столько же и до столицы Азербайджана. Везли на открытой всем ветрам бортовой машине, но погода стояла солнечная, тёплая и безветренная. Интересно, что главный город республики Баку - местные называют его Бакы - в переводе с азербайджанского означает «город ветров». Мы с любопытством озирались. Насколько хватало глаз, предстала удивительная картина: на вытянутых, высоких, но пологих холмах простирался густой лес металлических вышек-журавлей с электрическими насосами, которые, благодарно кланяясь богатой нефтью земле, денно и нощно выкачивали «чёрное золото». В нашей части с почти стерильной чистотой территории находилась Школа младших авиационных специалистов - ШМАС сокращённо. Здесь за 7,5 месяцев из курсантов, вчерашних школьников, должны подготовить специалистов для обслуживания военной техники: механиков по радиотехническому и авиационному оборудованию, по самолёту и двигателю, авиавооружению. Я попал в группу «оружейников». Учебные классы были оснащены фантастически: превосходные модели сигарообразных ракет в разрезе и натуральную величину висели на действующих пусковых установках. Одни - радиоуправляемые, другие - с тепловой головкой самонаведения. Они миролюбиво подмигивали нам цветной подсветкой напичканных электроникой внутренностей, рядом - макеты универсальных блоков для снарядов кумулятивного действия, авиационные пулемёты Афанасьева, пушки Нудельмана и Рихтера, осколочно-фугасные авиабомбы, не говоря уже о красочных чертежах и таблицах. В ста метрах от учебного корпуса на асфальтной площадке замерли списанные боевые истребители разных поколений и модификаций, штурмовики, бомбардировщики. Учёба была в «кейф». Прочитанные в детстве и юности книги о героях-лётчиках и засевшие в памяти впечатления усиливались от близкого созерцания боевых машин, от возможности практического применения в полку полученных знаний. Время обучения в ШМАСе пролетело со сверхзвуковой скоростью. После экзаменов и вручения свидетельств о присвоении квалификации наступил грустный период расставания с появившимися приятелями и лёгкое волнение от предстоящего распределения в войсковые части Закавказского военного округа. Из всего выпускного взвода в один из расквартированных в Западной Грузии полков кроме меня направили ещё двух механиков. Новое место службы находилось в живописнейшей долине, зажатой горами с трёх сторон и омываемой с четвёртой Чёрным морем. При приближении электрички к месту назначения всё чаще слышался мощный рёв реактивных моторов, с безжалостным и жутким треском вспарывающих плотный влажный воздух. Когда гул самолётов стихал, устанавливалась кратковременная тишина. Но эти паузы внезапно прерывались густым басом неведомого начальника, многократно усиленного селектором, который изощрённым матом крыл почему-то только… оружейников. Площадная брань служивого грубияна, отталкиваясь от гор, многократным эхом металась по низине. Я удивлённо таращился на сидящих рядом местных пассажиров, но они и ухом не вели на виртуозные вульгаризмы, лица оставались совершенно спокойны и непроницаемы. А вот и конечный пункт нашего пути – станция Мериа… Пройдя КПП, мы оказались на очень благоустроенной территории военного городка, в котором располагалась гигантская деревянная казарма – по слухам, здание бывшей чайной фабрики. Под её крышей вполне комфортно разместились солдаты авиаполка в составе трёх эскадрилий и технико-эксплуатационной части, стройбат, аэродромная рота, рота караула, спортзал, ленинская комната, каптёрки, склады. Нашу троицу зачислили и поставили на довольствие в третью эскадрилью. Началась настоящая служба с работой на аэродроме под присмотром опытных наставников и участием в подготовке самолётов к дневным и вечерним полётам, с дежурствами на стоянке подразделения, учебными и боевыми тревогами, политзанятиями. На вооружении полка находились новейшие по тому времени самолёты «МиГ-21ПФМ13». В этих совершенных по красоте, изяществу и технических характеристиках машинах бросалась в глаза одна «странность» - отсутствие бортового вооружения. То есть, использовал пилот обе ракеты, выпустил из унифицированных блоков все снаряды и - удирай, пока не догнали и не сбили. А вот в предшественнике, в «МиГе-19», имелись и пулемёт, и пушка, позволявшие после использования основного запаса вооружения при необходимости вступить в воздушный бой с противником… Среди полутора десятков молодых лётчиков нашего подразделения особенно выделялся старший лейтенант Иван Ананьевич Тарасенко. Он был родом из Чернигова. Высокий, статный красавец с постоянным румянцем на щеках, умница, острослов и, самое главное - как отзывались о нём коллеги - прирождённый, первоклассный пилот. Его фотографию я увидел на полковом стенде отличников боевой и политической подготовки. За короткий срок мы, молодые специалисты, которых почему-то называли «гусями», узнали некоторые подробности из жизни нашей эскадрильи. Например, что обаятельный Иван за короткий срок службы стал настоящей душою коллектива, образцовым пилотом и даже любимчиком командира полка полковника Иванова – кряжистого, мощного атлета, обладающего непомерно широкими плечами, завидной мускулатурой и абсолютно лысой головой в свои 36 лет. Перед началом полётов в дневное или вечернее время он на спарке – двухместном истребителе - только с Иваном совершал облёт соседних и запасных аэродромов, выясняя погодные условия и другие необходимые данные. Рассказали, что Иван незадолго до нашего прибытия в полк женился на сказочно красивой девушке-грузинке, дочери крупного партийного работника г. Махарадзе. Доброжелательное, улыбчивое лицо пилота, спокойная манера ведения диалога, пересыпаемая тонким юмором, безукоризненно выбритое лицо, безупречно выглаженная форма – всё подчёркивало в нём личность особенную, незаурядную. Проводя политзанятия, выкраивал время в конце для задушевных бесед о друзьях, родителях, семье, профессиях и жизни вообще. Лектор излучал такую искренность и магнетизм, находил для пояснения своих позиций такие доводы, умел так расположить к себе солдат, что хотелось буквально исповедоваться перед ним, поделиться самым сокровенным. Приятно удивляли его кругозор, начитанность, прекрасная русская речь с удачными вкраплениями поговорок, пословиц и острого словца. Подкупало и то, что с солдатами общался на равных. Да и в самом деле - по возрасту он превосходил аудиторию на каких-то 3-4 года, хотя по зрелости рассуждений и глубине ответов на самые каверзные вопросы казался гораздо старше и мудрее. Делясь мнением о своей профессии военного лётчика, с придыханием и блеском в глазах отзывался об истребителе как живом существе, друге и соратнике, как важнейшем помощнике при выполнении боевых задач. А то вдруг, хитро прищурившись, говорил, что лётчик – тот же шофёр, но только с более широким кругом обязанностей и ответственности. Но в плане риска для жизни они находятся практически в одинаковых условиях, что в авиации, как может быть нигде - слабая дисциплина, потому что, видимо, пока Бог наводил порядок на Земле, она была в воздухе… Ещё более возросшее уважение к этому молодому человеку вызвала новость, что звание старшего лейтенанта наш «препод» получил досрочно, рискуя жизнью! Но услышали мы об этом из чужих уст. А дело было так. Несколько месяцев назад во время учений на большой высоте Тарасенко с обеих пусковых установок под плоскостями истребителя произвёл одновременный пуск двух тяжёлых, неуправляемых, реактивных снарядов, чтобы поразить капониры – подземные укрытия для самолётов . Многие лётчики откровенно побаивались применения этих воздушных торпед, потому что их пороховые реактивные двигатели после пуска сжигали много кислорода по курсу движения машины, которого и так не хватает в разряжённой атмосфере. И случалось, что двигатели «мигов» попросту глохли. Что и произошло у Ивана Ананьевича. Пролетев по инерции какое-то расстояние, самолёт металлической болванкой падал на землю, готовый сорваться в «штопор». Пилот оперативно доложил обстановку. Тут же услышал в шлемофоне команду, разрешающую покинуть истребитель. Но лётчик, проигнорировав приказ, предпринял попытки для спасения машины. Когда высота для катапультирования стала критической, ему всё-таки удалось запустить двигатель и без происшествий совершить посадку. Этот мужественный поступок Тарасенко как нельзя лучше подчеркнул его хладнокровие, бойцовский характер, смелость, умение решительно и грамотно действовать при непредвиденных обстоятельствах, испытывая острый дефицит времени. Однажды во время политзанятий один из сержантов спросил старшего лейтенанта о самочувствии супруги лётчика. Находясь в увольнении, служивый заметил, что неземной красоты брюнетка пребывает в «интересном положении». Вопрос не застал врасплох лектора. С присущим ему юмором, ответил: «Вы, очевидно, в курсе, что недавно наши космонавты провели на орбите сложную, но успешную расстыковку космического корабля с межпланетной станцией. Вот и моя дорогая жена если применить космическую терминологию, на днях должна … расстыковаться в роддоме!» И действительно, вскоре в семье лётчика появилась дочь. Молодой отец сиял от счастья как начищенная бляха солдатского ремня. До конца срока службы оставалось несколько недель, как мы говорили, «несколько бань». Наш призыв давно перешёл в другую «весовую категорию». Теперь уже и мы, «деды», тщательно готовили себе замену перед уходом в запас. За почти полтора года службы в полковой жизни не произошло ни одного ЧП. И вот рядовой армейский день, полёты во второй половине дня. Начавшийся привычный грохот и гул моторов вдруг разом прекратились как по указке дирижёра. Спустя полчаса на построении командир полка упавшим голосом объявил, что произошла непоправимое: разбился самолёт с бортовым номером 16, лётчик погиб. Мы, старослужащие, знали в лицо почти всех пилотов . Самолёт с таким номером находился в «конюшне» второй эскадрильи. Вычислили и лётчика. Но очередное новое известие о погибшем повергло нас в шок. Им оказался наш кумир, пилот Иван Тарасенко… По каким-то причинам для выполнения полётного задания он пересел в «чужой» истребитель соседней эскадрильи. … Через час в кромешной темноте на двух «зилах» старослужащие трёх эскадрилий ехали к месту трагедии. Из-за чрезмерной извилистости горной дороги с перепадами высот добрались мы до него лишь под утро. Как позже выяснилось, связь с самолётом прекратилась сразу после набора лётчиком высоты, когда, перевалив через горы, начал выполнять разворот. Истребитель пробыл в воздухе считанные минуты, как неожиданно пропал с экранов радаров наземных служб. Кто-то из очевидцев разглядел, что машина, словно потеряв управление, клюнула носом и почти под прямым углом пошла вниз. И вскоре врезалась в чайные плантации, зелёным плющом покрывавшие вытянутый на сотни метров увал, и взорвалась. На месте падения самолёта, как после взрыва мощной бомбы, зияла огромная воронка. Буквально в полукилометре от неё находилось крупное село Нгобилеби с плотно застроенными домами. Возможно, лётчик сознательно не катапультировался, чтобы уберечь сельчан от неминуемой гибели. Это было очень похоже на Ивана Тарасенко. Взрыв от удара о землю нескольких тонн неизрасходованного керосина разнёс на мелкие фрагменты тело лётчика, а весь фюзеляж - на отдельные рваные куски, которые в радиусе двух-трёх сотен метров от ямищи тускло поблёскивали на чайных кустах. В самом селе от взрывной волны повылетали стёкла. С помощью колхозной техники раскопки на месте крушения продвигались быстро. Глубже других частей в песчаную почву зарылся деформированный вал двигателя из высоколегированной стали с насаженными на него, искорёженными турбинами. Через 4 дня работы были свёрнуты, и мы вернулись в часть. До самого отъезда домой дембельский состав нашей эскадрильи, подавленный случившимся, никак не хотел мириться с мыслью о потере такого светлого, замечательного человека, высококлассного лётчика и офицера, каким был Иван Ананьевич Тарасенко. Проведя собственное «расследование», сопоставив некоторые даты и факты, мы больше всего поразились невероятной мистической цепочке совпадений в этот трагический день. Судите сами: день полётов выпал на пятницу 16 октября, бортовой номер «мига» - 16, это был 16-ый по счёту злополучный ночной вылет. Далее, находясь в почётном карауле при сопровождении гроба до аэродрома, я обратил внимание, что Иван Ананьевич жил с семьёй в 16-квартирном доме коттеджного типа, на улице Миха Цхакая № 16. И последнее. К моменту гибели 24-летнего пилота шёл … шестнадцатый месяц его счастливейшей семейной жизни-идиллии… г. Астрахань 01.03.2015г. |
|
|
Copyright: Ферафонтов Анатолий, 2016
Свидетельство о публикации №340075 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24.03.2016 11:32 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Прекрасно написанный рассказ, Анатолий. Мне кажется, у каждого человека есть своё роковое число. У Тарасенко это было число 16. Интересно, а какое число у нас самих? | | Спасибо, Владимир, за одобрительный отзыв. Наверное, ты прав насчёт "сопровождающего" нашу жизнь числа. Только я не стал бы заранее говорить, что оно непременно должно быть роковым. Бывает, что и сопутствует удача, когда в казино интуиция или внутренний голос подсказывают выигрышную цифирь. Одни сразу определяют - счастливым будет число или нет, другие сталкиваются с ним в уже свершившихся обстоятельствах... С теплотой, АИФ. | | Толя! Я применил слово "рок" как "судьба". Она (или он) бывает счастливой, злой, разной. И сопровождается какой-то цифрой, в этом мы едины. С теплом | | Володя, в твоём контексте категория "роковое" звучит угрожающе. Ведь есть и другое определение этому числу, например - судьбоносное или преследующее всю жизнь, большую часть жизни. Согласись, в этом смысле появляется другой оттенок, другое значение. Я тоже часто ловлю себя на том, что, выстраивая предложения, делаю его "понятным" для себя, а не для читателя. Старый ворчун и зануда, АИФ. | | Не боись, это не угроза. С улыбкой | | Я так и предполагал, но решил подстраховаться. Фу, отлегло... С похожей улыбкой, АИФ. |
|
| | Я и сам служил электромехаником на дежурном аэродроме посёлка Катаяма (Грозный). Заводил СУ-7, МИГ-19, что-то ещё. Рассказ понравился. | | Мне очень приятно, Израиль, видеть вас у себя в гостях. Надо же, вы оказывается ещё и коллега по армейской службе в чеченском посёлке с японским названием. Спасибо за дружескую оценку. Хотелось написать о полковой жизни гораздо больше, но тогда бы "отклонился от курса" и не уложился в предложенный жюри жанр. А МиГи -19 у нас были рассредоточены по капонирам и стояли зачехлёнными в ожидании незавидной дальнейшей судьбы. С теплотой, АИФ. |
|
| | Интересно, но не страшно. Мало собственно "мистики" на такой объем. Рассказ хорош скорее именно как "просто о жизни" =) | | Согласен, "страшноватого" мало. Но в данном случае, как в марафоне: главное - не победа, а участие. С признательностью, АИФ. |
|
| | Я безоговорочно верю в мистику цифр, у меня есть особо неудачное число, с которым связано много неприятного. :( Хороший рассказ, я от армейской тематики далека, но прочла с удовольствием, ясно представляя описанные Вами места, людей, события. Корябнуло одно словосочетание в тексте: пересыпаемая тонким юмором. Мне кажется, лучше было бы приправленная, сдобренная. С уважением, Инесса. | | Спасибо за не дежурный визит и лёгкий критический отклик. Словосочетание "пересыпаемая тонким юмором" в отличие от "приправленная, сдобренная" - не такой частый гость в литературных повествованиях, именно поэтому и избран автором. Мне лично понравился в контексте вашего отзыва редко используемый, устаревший глагол "корябать" в прошедшем времени вместо более популярного "царапать". С признательностью, АИФ. |
|
| | Замечательное воспоминание. На самом деле заставляет задуматься о своём числе. Вот счастливых чисел у меня много, от 5 до 25 и 7 до 17. И сама трагедия в воспоминании проходит полосой через романтику службы в армии! Очень понравилось! | | Спасибо, Володя, за дружеский отзыв и комментарий. Честно говоря, из-за не очень хорошей внутренней организации не могу утверждать, что какие-либо числа имеют ко мне отношение или вмешиваются в мою жизнь. А, может, просто не обращал внимание. Ну а не обратить внимание, значит - не заметить. А службу в ВВС считал и считаю самой подходящей для молодых парней, чтобы вынести все её "тяготы и лишения". С теплотой, АИФ. |
|
| | Великолепно читается.Легко ложится на слух.что касается цифрологии - в этом действительно присутствует некая магия, которой, пожалуй, никто досконально не знает.Наверное сюжа вклинивается ещё и личностное восприятие, ведь, любую ситуацию человек может оценить по- разному. И важно на что именно он обратит внимание, оттуда и выводы...а оттуда и последствия.Это, как большая блог-схема.При выборе - новые варианты. есть у меня к Вам предложение.Это только предложение на Ваше усмотрение.Мне показалось целесообразным несколько разнообразить определение "лётчик", В тексте это слово стоически не меняется.Возможно это моё восприятие.Но мне кажется, что было бы интереснее, если подобрались бы какие то синонимы. прошу Вас только не воспринимать это, как замечание.Ни в коем случае.Это только индивидуальный взгляд, который ни к чему Вас не притвязывает. спасибо.Было интересно. с уважением.Ольга | | Откровенно говоря, обожаю читать комментарии такого типа. И потому искренне говорю "большое спасибо, уважаемая Ольга!" Обычно я придирчиво отношусь к написанному, и если позволяет время, вношу какие-либо коррективы. Рассказ конкурсный, что-либо менять - поздно. Каюсь, прошляпил - отсюда и недочёт. Ещё раз благодарю, Ольга, за потраченное на меня время и обещаю впредь быть аккуратнее. С теплотой, АИФ. | | Бог с Вами, Анатолий) Да в сём же Вам каяться* Вы написали прекрасный интересный рассказ.Это я шляпа...причём ещё какая.Я не заметила, что рассказ конкурсный(Я вообще не в меру рассеяна)К сожалению это правда. И свои тексты портачу так, как мало кому присниться может) а потом правлю...иногда годами.Да и опечаток никогда не вижу, порой такие глупые, что приходится объяснять свою "безграмотность"... потому, что воспринимают это именно так.Но я понимаю читателя...и единственное чего не приемлю никогда и ни от кого - это именно снобизма и хамства. Я повторю... возможно, я не права. Это в любом случае Вам решать.Вы - автор, и все права у вас.В том числе и на приятие чужого взгляда, и на неприятие)Это нормальный процесс ) Извините пожалуйста, если я ненароком как-то поранила. Рассказ мне действительно понравился. | | Ольга, напрасно вы себя бичуете. Все мы - люди, все - человеки со своими амбициями и "блохами". А со стороны взгляд бывает много острее да и просто полезнее автору. Другое дело, что иногда реакция на замечание бывает непредвиденной и резкой, словно автора пытаются в чём-то уличить. По мне - так любая критика приятнее, чем простое и нейтральное похлопывание по плечу. Полностью разделяю ваше мнение о снобах и хамах. Хочу пожелать вам творческой неуспокоенности и благодарных читателей. С уважением, АИФ. |
|
| | Лучше промолчу, но не от того, что что-то де-то плохо, а от того, что всё сказано. | | Спасибо большое, Иван Иванович, за отклик и дружескую поддержку. Прошло уже порядком лет после демобилизации, а я до сей поры помню номер воинской части, военного билета, своего карабина и противогаза. Странно? Как сказать... |
|
| | Очень интересный рассказ, Анатолий! Читается на одном дыхании, а это говорит о мастерстве автора! С теплом, Татьяна. | | Спасибо большое, Татьяна, за добрые слова, ласкающие и глаза, и слух. Буду пытаться растянуть имеющиеся в недрах способности до уровня таланта. Очень рад знакомству. С признательностью и теплотой, АИФ. |
|
| | Прочёл твой замечательнейший рассказ, Анатолий, и очень захотелось вновь посмотреть один фильм о российских пилотах. Вот пока не посмотрел, не оставлял отзыва. Спасибо тебе, дорогой друг, за мастерство и суть изложенного. А фильм этот документальный, его можно посмотреть здесь, советую, особенно тебе, как бывшему технику: https://www.youtube.com/watch?v=7nAkuM2ESCg С теплом,Игорь | | Ага, наконец-то ты проявился, друг дорогой. Я думал: либо мужик зазнался, либо находится в жесточайшем цейтноте из-за навалившейся работы и - как следствие, погряз в семейных проблемах. Этот рассказ я посылал на конкурс "Пятница, 13...", но без особого успеха. А вот второй рассказ, Игорь, "Воздушный анархист" про выдающегося лётчика Фёдорова отметили на конкурсе "Мы помним всё" виртуальной почётной грамотой, которую почему-то потом заменили дипломом. А вот Володя Сухов стал "кавалером двух дипломов" этого литературного побоища, отличившись и в поэзии, и в прозе. Хоть бы черканул пару строк: как жизнь за Ла-Маншем, что будут англичане строить после ярких побед капитализма и империализма? | | Ты не поверишь, Анатолий, всё это время мирил туркокиприотов с грекокиприотами на Кипре, да наших усмирял там в баре после победы России в хоккее в полуфинале над американцами... :))) Напишу в письме подробнее. :) |
|
| | Спасибо, Анатолий, за интересный рассказ. Читается легко, впечатляет, волнует. Читаешь от А до Я без остановки, переживаешь. Это и есть талант, дорогой мой друг! Новых вам побед и вдохновений! С летним теплом, Татьяна. | | Спасибо и вам, Татьяна, за дружеский отклик и одобрительную реакцию. Рад, что рассказ понравился. Что касательно таланта - нисколько не кокетничая! - сильно сомневаюсь. Постараюсь и впредь не разочаровывать. С искренней теплотой, АИФ. |
|
|
|
|