Одна цель достигнута — я шахматный тренер Во второй половине двадцатого столетия среди всех слоев населения шахматы поднялись на высшую ступень популярности. Во многих городах открывались шахматные клубы и специализированные школы. С каждым годом к игре приобщалось все больше людей. Шахматы стали народным видом спорта. Страна переживала настоящий бум. Во многих областных и районных городах появилась потребность в открытии шахматных школ. Подрастающее поколение тянулось познать глубины загадочной игры, но без опытных наставников или тренеров добиться высшего совершенства невозможно. В столице открылась школа под руководством первого советского чемпиона мира Михаила Моисеевича Ботвинника, в которую отбирались со всей страны перспективные молодые дарования. В ней обучались будущие чемпионы мира Анатолий Карпов и Гарри Каспаров, которые позже продолжили дело своего учителя. Шахматный всеобуч стремительно распространялся по стране. Кружковой работой не могли охватить всех школьников города. Работа по поиску способных ребят практически отсутствовала. Отлаженный за долгие годы механизм начал давать сбои в поиске талантов. Игра в шахматы позволяет подростку гармонично и интеллектуально развиваться, защищает от влияния улицы. Подросток, серьезно занимающийся шахматами, испытывает желание совершенствовать свое мастерство и осознает, что курение мешает сосредоточиться, в результате чего рассеивается острота восприятия анализируемой позиции. Шахматы развивают логическое мышление, выдержку и выносливость, помогают воспринимать красоту окружающего мира. Только красота способна спасти мир. Люди, разбирающиеся в тонкостях искусства, будь то живопись или музыка, совершенно по-иному воспринимают сущность самой жизни. Восточная игра, пришедшая из глубины веков в нашу страну, имеет свою музу. Для общения с ней необходимо познать многие ее секреты. Только в этом случае человек способен воспринимать красоту, которую они несут с собой. Не случайно шахматному композитору Алексею Алексеевичу Троицкому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. Своей титанической и кропотливой работой он превознес шахматы в область искусства. В Калуге в начале 80х годов появилась потребность в открытии шахматной школы. Вопрос этот регулярно поднимался на совещаниях в управлении народного образования. Несколько лет рассматривался вопрос о ее открытии. Она была образована решением городского Совета. Назначенному директору ДЮСШ № 5 (шахматной школы) Владимиру Петровичу Лесику необходимо было начинать все с чистого листа. Он приступил к своим обязанностям в конце августа 1986 года. Благодаря его настойчивости и при содействии гороно приобретались необходимая мебель, шахматный инвентарь и тренажеры. Молодой, энергичный руководитель проявил организационные способности в подборе педагогических кадров. В сентябре того же года школа уже приняла первых учеников. *** Путь к тренерству был долгий и тернистый. Постоянная работа над собой, над правильной разговорной речью. Мне нелегко оказалось добиться положительных результатов, но поставленная цель требовала приложить немало усилий. Я должен был прежде всего победить самого себя и доказать окружающим, что способен работать с детьми. Чего греха таить, находились партийные руководители и знакомые, которые удивлялись, а порой даже возмущались моей независимости. В глаза говорили: — Куда ты навострил свои мысли! Посмотри на себя в зеркало. Прежде подумай, как будешь общаться с детворой, и примет ли она тебя как наставника. Дети будут над тобой смеяться, не станут выполнять задания. Этот разговор у меня состоялся до первой поездки в Уфу на иглолечение к доктору Кандарову. Я к нему ездил четыре года подряд. Кроме иглорефлексотерапии мне впервые в жизни проводили общий массаж. Только единственный раз в первом сеансе болезненной процедуры, когда Фаиль Бареевич вставил волшебные иглы в правую кисть, у меня изменился голос, речь была абсолютно чистая и плавная. Впечатление такое, что разговариваю космическим голосом. Я был потрясен чудодейственным врачеванием. Башкирский врач надеялся на чудо, на мое исцеление, но за четыре курса врачевания этого не произошло. Напоследок в присутствии отца он сожалением сказал: — Я еще не достиг совершенства, каким владеют в этой области китайские медики. Минздрав страны меня не поддерживает. Я лечу больных на полулегальных правах. Поддерживает меня только местное здравоохранение, но даже несколько коек в стационаре оно не в силах выделить без разрешения Москвы. *** В сентябре возвратился из Уфы. Когда сдавал больничный лист секретарю технического училища № 16, она с восторгом сказала: — Сергей, ты значительно лучше стал говорить после иглотерапии. Мимика лица приобрела положительные очертания. При разговоре меньше косит рот. Удивительные чудеса в себе таит восточная методика врачевания. Мне стало известно, что в городе открылась шахматная школа, и я стал хлопотать о переходе на новое место работы. На моем жизненном пути встретился директор детско-юношеской спортивной школы Владимир Петрович Лесик, который взял меня с сентября 1986 года на работу тренером-преподавателем по шахматам. Первое полугодие руководство ко мне присматривалось, и нагрузка соответственно была невелика — полставки. Когда убедились, что на занятия ко мне приходят ребята разного возраста, я был приказом директора переведен на ставку. Тут я, можно сказать, обрел опору в жизни. Несколько позже коллектив выбрал меня председателем профкома. Шахматы стали для меня не просто работой, а всей жизнью. Шахматы и дети, мои ученики, заставляют жить, на время забывая о болезни. В начале тренерской деятельности опасался, что не сумею найти общий язык с учениками. Но оказалось, что мы быстро достигаем взаимопонимания. Начинающим рассказывал о происхождении древней игры. Глазенки детей просто сияют от счастья, когда они вступают в новый загадочный мир. В игровой форме вместе начинаем познавать шахматную доску и ходы фигур. Я стараюсь преподносить материал для начинающих так, будто не я их обучаю, а они меня. Ребятам такой стиль обучения очень нравится, и они быстрее понимают смысл игры. Стараюсь развивать у них память и абстрактное мышление. Время от времени демонстрировал ученикам игру вслепую. Спиной садился к шахматисту и объявлял свои ходы, по памяти, не глядя на доску. Такая игра требует напряженной умственной работы. Это производит на детей большое впечатление. С более опытными шахматистами, которые занимаются у меня уже не один год, работать интереснее, но ответственнее. Здесь работа идет по плану: эндшпиль, миттельшпиль, дебют, анализ сыгранных партий. Шахматисты придают большое значение разбору своих партий, не только победных, но и проигранных. Провожу сеансы одновременной игры. Только в такой трудоемкой работе лепится шахматист и его характер. При случае я и сам принимал участие в соревнованиях. Успешно выступал в чемпионате России среди инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Моя тренерская работа не замыкалась на количестве часов, строго отведенных расписанием. Я проводил консультации и в неурочные часы с подающими надежды юными шахматистами. Появились спортивные результаты. В становлении высококвалифицированного шахматиста многое зависит от внешних и внутренних факторов. Не следует забывать, что шахматы — игра нервов. Это все учитывалось в работе, прослеживалось, бралось под строгий педагогический контроль. Постоянно разрабатывал новые методики преподавания, которые позволяли отыскивать среди школьников талантливых учеников. Целенаправленность в поиске перспективных шахматистов принесла свои плоды. Однако, несмотря ни на что, очень тяжело переживал свою инвалидность. |