Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Игорь Бураков
Объем: 7989 [ символов ]
Рецензия на рассказ Александра Русанова "Барик-гаденыш" ВКР-10 Э-2
"Если б я знал, как я тогда ошибался" — Александр Русанов, рассказ «Барик-гаденыш».
 
Интересно, а что бы изменилось, если бы мальчик знал чем Барик окажется? Думаю — ничего. Невидимка все равно бы гадил, а малец учился бы с ним сосуществовать. Фраза эта — клише, которое, ко всему прочему, еще и применено просто так — для связки слов.
Пожалуй, тут и кроется основная проблема рассказа. Простой и незатейливый текст, помимо очевидной идеи (которое нам прямо в глаз тычут), изобилует банальными приемами, существующими в данном конкретном случае только для самих себя.
Прежде чем перейду к главным замечания, хочу пояснить. Я расцениваю данный рассказ как фантастический. Точнее — это фантастический реализм. Никаких намеков на то, что ЛГ просто психически болен я не заметил. Тем более, присутствую вполне очевидные чудеса — смена двоек на пятерки, например. Или волшебное клонирование денег. (кстати — логический тупик: ЛГ утверждает, что именно Барик виноват в смене двоек на пятерки, но в абзаце про переезд говорит, что его мучитель никогда не проявлял себя вне стен квартиры). Если же ЛГ действительно шизойд, то в этом случае следует: 1) переработать текст под эту тему; 2) сменить номинацию, так как история перестает относиться к фантастическому реализму.
Теперь о проблемах:
Проблема 1 — абзац, который начинается словами: «Пока я взрослел и приближался к среднему возрасту» чересчур велик — его бы разбить на составные части.
Проблема 2 — о том, что Барик не умеет работать с компьютером, автор сообщает непосредственно перед моментом, когда выясняется обратное. Впечатление, что перед нами некое оправдание следующему сюжетному ходу. Невидимка переделывал оценки и память учителей, можно было бы догадаться, что он может все. Для исправления достаточно посвятить больше времени тому как и что делал Барик. Потому как практически все человеческие действия имеют ту или иную эмоциональную нагрузку, становиться непонятной странная избирательность в действиях Барика. Да и в сцене с молоком герой «думает», что ему не нравится молоко, и оно становится простоквашей. Значит Барик и мысли читает и должен выворачивать весь мир героя наизнанку. Конечно, может статься, что ЛГ просто не сильно сообразительная личность, поэтому за годы сосуществования с невидимкой он так и не понял или не признал его сущности.
Проблема 3 — мне одному становится не комфортно от содержания рассказа. Первоклассника преследует голый мужчина с повадками злобного ребенка (хоть автор и ампутировал Барику основной половой признак, это все еще голый мужик. Тем более он еще и стареет! Голый старый мужик! Для кого этот рассказ вообще?). Затем мальчик наверняка то и дело смотрит в пустоту (на Барика) или пытается оправдать проказы существованием невидимого недруга, но о том, что родители могли заподозрить психическое заболевание, ни слова. Жена тоже максимум называет ЛГ идиотом, но никак не психом, хотя тот то и дело громко выражает свое недовольство чем-то, жжет деньги, ругается ни с того ни с сего матом. А еще ЛГ занимается любовью, в то время как полупрозрачный голый мужик тыкает под ребра и щекочет девушку!
Проблема 4 — монолог Барика. Просто приведу его ниже с моими пояснениями в скобках:
«… Как же ты ошибаешься в отношении меня, Саша (чьего имени никто не знал до этого момента). Да, да, не удивляйся, это я, Барик (чего удивляться, что я все еще сижу на клавиатуре, а значит печатаю текст пятой точкой). Умею я с компьютером обращаться. Кто же делает твои рассказы хоть чуточку интересными? (без меня ты не способен написать ничего стоящего) Ты же пишешь почти полный бред, а мне приходится доводить их до ума? (почему знак вопроса?) Помню я и твоё молоко и твою кислую физиономию, когда ты его пил. Потому и пришёл я к тебе, что бы помочь идти по жизни. Своими шалостями я научил тебя радоваться победам, уметь противостоять неприятностям, понять цену доброты и любви. Да, выгонял я твоих девок, но одновременно заставлял тебя стать искусным любовником, а когда у тебя появилась Светлана, я и пальцем её не тронул, боясь спугнуть её любовь к тебе. (Странно, что ЛГ этого не заметил) Вся твоя ненависть обратилась на меня, а все остальные люди считают тебя добрейшим человеком, готовым всегда помочь и поддержать (которым ты не являешься, ведь это просто эффект шок-ошейника). Ты стал хорошим человеком, готовым к добру, радости и счастью и готовым дарить это другим. Теперь я оставляю тебя. Как ты заметил, я уже на пределе жизненных сил и дальнейшее моё пребывание рядом с тобой невозможно. Я устал. Прощай, Саша, спасибо тебе за твои чувства и за обучаемость. (шок-ошейник — когда собака лает, ее бьет током. Очень эффективный способ «обучения») Будь счастлив и смейся громче… (хоть ты и разучился смеяться, ведь я выворачивал любую твою радость)»
Проблема 3 — сам факт наличия монологов. Когда я думаю о том, как выстроен данный рассказ, мне вспоминается шуточная статья из старого номера журнала «Хакер». Не буду разъяснять в чем была суть статьи, просто приведу схожий пример. Мы видим текст за авторством человека, который раскрыл серию страшных убийств. Он подробно рассказывает что и как происходило, к каким выводам он пришел и собирается назвать убийцу. При этом в тексте он упоминает, что слышит какие-то шорохи за окном. В ключевой момент начинается настоящая феерия.
Вместо того, чтобы поспешно раскрыть тайну и поделиться подозрениями, что пока мы читаем этот текст, ЛГ уже нет в живых, он начинает описывать, как убийца вломился в квартиру и теперь преследует автора. Так и вижу ЛГ с клавиатурой в руках, который уклоняется от смертельно-опасных выпадов, не забывая при этом описывать происходящее слепым методом. Затем герой описывает, как умирает, как кровь заливает клавиатуру, и даже умудряется добавить финальные слова и отправить обличающее письмо адресату.
Данная ситуация высмеивает ошибку некоторых авторов, которые ради необычного стиля жертвуют логикой повествования. Почему ЛГ Русанова продолжает печатать текст после того, как Барик проявил себя, а не просто выскажет все вслух или мысленно? Невидимка ведь его внимательно слушает, чтобы вовремя всю радость выворачивать. Как соотносится со всем ранее написанным последний абзац: «Барик сейчас появился рядом, посмотрел в мои мокрые глаза, улыбнулся и начал таять. Его уста тихо произнесли: »? ЛГ в чате сидит и тут же отчет о происходящем нам печатает?
Причем, эту последнюю и главную проблему очень легко исправить. Достаточно ЛГ сообщить нам, что он хочет представить текст, который он когда-то написал, и поведать о чудесах с этим текстом связанных. Затем идет основной текст о жизни ЛГ с Бариком до момента монолога невидимки. Перед монологом ЛГ должен написать что-то типа - «на этой строке клавиатура вдруг перестала меня слушаться, и на экране появился совсем другой текст, которого я не писал». (Сыро, но это лишь пример).
И затем идет описание как ЛГ извиняется перед Бариком, без какого-либо «прямого» текста. Иначе выходит, словно они в чате общаются, но на одной клавиатуре.
Надеюсь я правильно смог выразить свое мнение. Есть описание событий с использованием готового текста, а есть текстовая хроника событий, которая в реальности не возможна при описываемых событиях. Мы ведь не текстовую вариацию видеозаписи смотрим...
К сожалению, не смотря на живой язык и малое число огрехов в плане грамматики, я не могу высоко оценить данный рассказ. Во всем виноваты описанные выше «проблемы». Они не являются неисправимыми. Например Барика из голого мужика можно сделать чертенком или каким-нибудь хитрым невидимым котом — все как-то ближе по возрастному рейтингу. Рассказ ведь не русская вариация «Зубной феи» Грэма Джойса (хотя сюжет очень уж похож) — не думаю, что автор хотел шокировать читателя, как это делал британский коллега.
Надеюсь, что Александр не в обиде на меня и конструктивно воспримет критику. От всего сердца желаю ему успехов на литературной ниве... (или литературной волге — кто какую машину предпочитает)))
Copyright: Игорь Бураков, 2013
Свидетельство о публикации №310500
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05.10.2013 12:19

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта