Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Саша Тумп
Объем: 17600 [ символов ]
Шляпка с черной вуалью и перьями...
Ирой проснулась.
Можно было даже не смотреть на зеленый глазок часов. Это было «то же время» – что-нибудь между тремя и четырьмя то ли ночи, то ли утра…
…Последний месяц почему-то всегда просыпалось в это время. А может и не месяц, может это началось раньше, но она тогда не заметила этого.
Спать не хотелось.
Встала, прошла в комнату, в которой спал сын.
Александер лежал на животе, правая нога была подтянута к груди. Простынь свернувшимся жгутом лежала в ногах.
«Куда-то бежит», – подумала Ирой и посмотрела на окно. Итальянское небо только-только покрылось молочно-голубой поволокой. До восхода было ещё долго. Хотела поправить простынь, передумала, боясь разбудить мальчишку, и прошла на кухню.
Прохладный сок добавил бодрости.
«Надо бы поспать», – Ирой поставила стакан на стол. – «Ночные посиделки на кухне с соком незаметно превращаются в посиделки со слезами», – она вспомнила отца и подумала, что надо бы ему позвонить.
«Он никогда не «приезжал». Он всегда «заезжал, проезжая мимо», только по пути. Сначала только к ней. А потом к ней и к внуку…
Надо было бы поспать», – Ирой вернулась в спальню.
…Проснулась она от того, что Александер настойчиво вкручивался своей спиной ей в живот.
– Замерз? – спросила она.
– Нет, – сказал он и затих.
Ирой протянула руку, взяла телефон.
Ответ раздался тут же, как будто бы звонка ждали.
– Пап! Привет! Ты как, ты где? У нас все хорошо! – сказала она и закрыла глаза.
– Привет! «Как»? Хорошо! «Где»? А черт его знает. Как Сашка?
– Пап! Не «Сашка»…
…Александер растет. Избегался весь. Одни коленки остались. Весь, как кузнечик. Одни углы.
– Обрастет мясом. Ты не волнуйся. Как настроение?
Ирой отнесла телефон подальше в сторону.
– Будешь с дедушкой разговаривать? – спросила она сына.
Тот сделал какое-то непонятное движение то ли плечом, то ли ногой.
– Нормально.
Александер ещё спит. Вот решила тебе позвонить – сказать, что все хорошо.
Голос её был спокоен.
– Ну, раз хорошо – то хорошо. Ты на море давно была?
– Часто бываем. Сейчас хорошо в Италии.
– Мы можем сегодня долго поговорить вечером? Где-то около… подожди секунду…
Трубка молчала почти минуту.
– … около восьми вечера. У меня будет много времени. А у тебя?
– Можем. У меня тоже будет много времени.
Пап! А почему ты меня назвал Ирой?
… – Так я и думал, что ты уже большая.
Только очень большие девочки в вопрос вкладывают ответ. Говоришь – почему назвал Ирой?
… Это длинная история.
– Ирой?.. Ты сказал, что ты назвал меня Ирой?.. Почему ты мне никогда не говорил, что я – Ира?
– Потому, что ты – Ирой, Ира! Ты – это ты!
– Поэтому я тебя так редко вижу? Да?
– Не редко! Это тебе нужно много времени, Ирой, чтоб подняться.
Согласись, что в этом что-то есть – «подниматься»?
– Соглашаюсь!
Пап, давай до вечера!
– Давай, Ирой!
…Ирой отложила телефон и осторожно, чтоб не разбудить Алекса, уже уснувшего, встала.
В кухне на столе стоял ночной высокий граненый стакан с соком. Залпом выпив его, она пошла в ванную.
…К вечеру, накатила какая-то… то ли усталость, то ли спокойствие.
Забрав Александера с занятий, она размышляла о том, как провести вечер, помня, что около восьми будет звонить отец.
– Алек, поедем к морю? – спросила она.
– Поедем! – Александер растворился в улыбке и взял её за руку. – А куда?
– А куда хочешь. Куда скажешь – туда и поедем.
– Мам. А поехали к твоим камням? Мне тоже там нравится.
Александер снизу старался заглянуть ей в глаза, не выпуская её руку.
– У тебя-то как день прошел? – вздохнув, с улыбкой спросила она.
– У меня? У меня день прошел хорошо, – Алекс улыбался.
– «Дед – номер два!» – подумала Ирой, отчетливо вспомнив, как отец учил её отвечать на вопросы полными предложениями. Как каждый раз поправлял её, если ему что-то не нравилось в её фразах.
– Значит – едем. У нас до восьми с тобой куча времени и мы можем… и что мы можем по дороге на море?.. Что мы можем по дороге к морю? А, Алекс? – спросила Ирой.
– Мы можем приехать к морю, а потом пройти и что-нибудь поесть, чтоб из меня не торчали кости, – ответил мальчишка.
– А вот это ты сказал правильно. Только, может, тогда сначала в «Гамбринус», а потом к морю? А?..
– Согласен. Только там не долго. Поедим и все.
– А почему «недолго»?
– Потому, что ты будешь смотреть на людей, которые на улице, грустить, вслушиваться в разговоры, а когда я тебя буду о чем-нибудь спрашивать, то ты мне будешь говорить – «Ты ешь, а то остынет!» и молчать.
– Вот как я делаю!..
Тогда поехали сразу к морю, там найдем – куда зайти поесть, – засмеялась Ирой, и ускорила шаг, не выпуская руку Александера.
…Эти камни ей показал отец. Это было давно. Откуда он сам про них знал?..
– Такие же и на Белом море, – сказал он, поглаживая их бока.
…Потом она часто приезжала к ним.
Отсюда было хорошо видно, как солнце падает в море. Может быть оттого, что где-то там – над Сардинией происходили неведомые, и каждый раз разные разговоры между солнцем, островом и морем, отсюда закаты казались каждый раз разными.
«Или я здесь каждый раз разная?» – думала Ирой.
– Мам, а я когда первый раз сюда пришел? – спросил Алекс, перекладывая из руки в руку небольшой камешек.
– У… Это было давно! Больше – чем тебе лет, – вздохнула Ирой.
– Ты смеёшься, мам! Так не бывает, – Александер хитро улыбнулся и пошел к берегу.
Около восьми зазвонил телефон.
…– Ну, вот я и свободен. Ты можешь говорить? – голос отца звучал твердо и спокойно.
– Да.
– А где Саша?
–… Па-а-ап! Алекс тут рядом где-то. Ну, что опять за «Саша»?..
– Ты как? Что у тебя нового?
– Трудно сказать. Что-то внутри меняется, и, вроде, не по моей воле. А что? Куда? Для чего?
– Так бывает. Ты знаешь, иногда на яблонях кора трескается. Тесно становится дереву. Кора не выдерживает и трескается, обнажая ствол, делает его беззащитным от всяких… от всяких там… Так бывает.
– И что делает?
– Кто делает? Яблоня?
– И что делать надо в таком случае? – Ирой села поудобнее.
– Есть один выход. Прорезать кору, но не до конца, а оставить чуть-чуть. Там под корой будет сначала луб, потом кадмий. Вот до луба.
– До лба?
– До лба! До лба! – из трубки раздался смех.
– Но это же делает не сама яблоня… – Ирой опять пересела.
– Не сама. Не сама.
Рой, а что ты сейчас пишешь? Расскажи. Попробуй – расскажи.
– Ты знаешь, папа, я сейчас пытаюсь понять, что меня вдруг прельстило в импрессионистах. Разбираюсь.
– Ну, тут надо начинать не с себя, а с них. Вернее с времени их появления. А только потом – на цыпочках, подходить к себе. И не читай о них всякую макулатуру! Собьешь себя с пути.
– Что ты имеешь в виду?
– Понимаешь, Ирой, для сегодняшнего времени, возможно, взгляд назад в момент появления импрессионизма, в понимание условий его появления – возможный выход из тупика, в которое идет человечество. Так бывает! Чтоб идти вперед – надо смотреть назад!
– Я не понимаю тебя.
– Хорошо.
Ты не понимаешь меня. А разницу между завтраком на траве и «кофе в пастель» ты чувствуешь? Неужели ты не чувствуешь разницу между идущим на их картинах и стоящим. Смотрящим и отвернувшимся. Чувствуешь же!
Кстати. Будешь думать, держи в голове, что уже была фотография.
– Что ты хотел сказать про «завтрак на траве»?
– Кроме того, что это именно завтрак, а не пикник, я хотел тебе сказать, что пред ним, к нему надо было готовиться его участникам.
А самое главное – не завтракать. Иначе бы это был уже – обед на траве.
– Ты действительно, пап, думаешь, что Моне думал об этом?
– Для меня важно, да и для него тоже, что думаешь ты.
– Мне кажется, что это уж очень просто.
– Если не учесть, сколь непрост гардероб героинь, которые тебе дает разглядеть художник и как низко ещё солнце.
Во сколько же это надо было встать и сколько времени нужно было потратить на одну хотя бы прическу под шляпку, которую придется снять. Снять придется.
– Ты рассуждаешь как…
– Я рассуждаю, как мужчина. А ты рассуждаешь не как художник.
– Ладно. И…
– Шляпка же… Это ведь как красиво её можно снять…
– Ты про что это, а, пап?
– Про то, что все эти ленточки, рюшечки, кружева полетят скоро в угол какой-нибудь комнаты на втором этаже старого трактира, куда невозможно подняться тихо по разбитой и старой, скрипящей деревянной лестнице, под треск шнурков и петель.
Вот про что речь. А не про то, что одному из кавалеров придется ехать отсюда одному, а второму идти пешком. Думаю, что ты сможешь определить кому – что без чтения исследователей чужого творчества?
Кавалеры – это второй план.
Не надо только мне про «перспективу», «краски», «цвета». Любая работа любого художника – это размышление. И прежде всего о себе.
– Ты не прав, пап! Тут…
– Отец всегда прав! Ну, если он – отец.
– Хорошо. Пусть будет так – ленточки, рюшечки – так это же девятнадцатый век…
– Дело не во времени.
Дело в отношении к этому времени человека. Ты посмотри у Беро. «Она» идет. «Она» стоит. «Она» бежит. Ты чувствуешь холод атласа ленточки её шляпки. Чувствуешь, о чем она думает, выходя из дома? Чувствуешь, как она мечется по холодной простыне кровати? Чувствуешь или видишь?
Почему ты чувствуешь? Где эти мазки на холсте? Какого они цвета? Красного? Черного? Убери с картины цвет. Она стала ещё откровеннее. Она стала кричать.
– Пап! Ты говорил, или мне придумалось, что «взгляд туда – это возможный выход из тупика, в которое идет человечество».
– Не помню. Но ты это хорошо сказала.
Понимаешь, эти шляпки, эти бантики, они не противостоят мужской клетчатой широкой рубашке, завязанной на узел на животе, широкополой шляпе, светло-голубым шортам и ковбойским сапожкам.
– Почему «выход»?..
– Потому, что надо вернуться не к видимости жизни, а к самой жизни.
Или ты мне сейчас сказала, что королева Англии в своей шляпке, «как дура»?..
– … и те парняги в цилиндрах и котелках рядом… Не говорила! – Ирой засмеялась.
– Это хорошо. А то ты же знаешь – мой телефон может прослушиваться.
– Мам. Ты с кем разговариваешь? – Александер встал рядом.
– С дедушкой! Будешь говорить?
– Не… Потом! – Алекс опять пошел к воде.
–… Никогда не думала, что ты интересовался живописью, пап, – Ирой встала и пошла к воде тоже.
– А я ей и не интересовался никогда. Смотреть – смотрел, старался увидеть. А интересоваться… Я же не художник.
Это у художников, как и у литераторов – «Чем больше пишущих – тем больше читающих! – Почему? – Так читает только тот, кто пишет!»
А мы кто? Так – мы же «мимо проходили»!
Сама-то отмываешь изредка руки от краски. Или уже все?
– Наверное, все!
– И почеркушками не балуешься в свободное время?
– Нет! Как-то… Закричать хочется. … Или завыть… Иногда.
– Это хорошо. Чтоб что-то сбросить – надо это сначала надеть. Свой язык-то не забыла? Разницу между «одеть» и «надеть» помнишь?
– Помню!
Ты-то сам как? А то все про меня, да про меня.
– Дед идее-е-е-ет! – закричал Алекс, и бросился бежать мимо Ирой куда-то вверх по тропинке.
Она повернулась и увидела спускающегося вниз отца. Он шел, держа в руках, прижимая локтем, какие-то пакеты, свертки и огромную круглую коробку.
– Это ты? – спросила она в трубку.
– Как ты догадалась? – раздалось почти рядом.
– Дед приехал! – Алекс прижался к нему и замер.
– Как ты нас нашел? – Ирой подошла и стала забирать пакеты. – Что тут?
– Я вас не нашел! Я вас родил. Да, Сашка? – он присел на камень, на котором недавно ещё сидела Ирой.
Алекс тут же пристроился рядом.
– Я с ним разговариваю, думаю, что он где-нибудь сидит у себя в Силиконовой долине либо в кабинете, либо рассматривает Санта-Круз, а он тут рядом. Сказал бы – мы бы встретили.
– Ирой! Ты неисправима. Ты думала, что я средь бела дня сижу и рассматриваю Санта-Круз? Тут девять часов разницы! Даже не буду тебя спрашивать в какую сторону, чтоб не расстроиться, – отец заулыбался.
– Ты там! – Александер показал в сторону заходящего солнца.
– В коробке шляпка. Ты зачем её сюда нёс? Ты её где купил, – Ирой наклонилась и взяла коробку.
– Если ты в шляпке без меня будешь провожать солнце, то я рискую задержаться здесь надолго, беседуя с врачами, которые тебя заберут к себе.
Шляпку я купил, когда тебя ещё не было.
Ирой посмотрела на притихшего Алекса.
– Мам. Надень. Покажи, – Алекс ещё сильнее вжался в деда.
– Ты её просто купил тогда… или ты её купил для меня? – Ирой рассматривала бант из светло розовой атласной ленты.
– Я её купил для тебя. С надеждой, что она тебе когда-нибудь понадобится.
Откровенно говоря, она тебе понадобилась слишком поздно, – отец тоже посмотрел на Алекса, – и слишком рано.
Но ты же умная и сильная девочка. Ты умеешь вставать. Вставать умеют только те, кто падал. Ты согласна.
…Давай, не тяни. Мужчины ждут. Да, Сашка?
…Они сидели втроем, смотрели на уходящее солнце. Сашка прижался к коленям деда, Ирой к плечу, держа в руках шляпку.
…Шляпка была из черной вуали. Сверху слева прозрачная черная ткань спускалась вниз, прикрывая почти наполовину лица, и уходила вправо, поднимаясь и прячась под плотными складками её, лишь контурно напоминающие поля, на которых были уложены её волны в виде цветов. Из них выходили и ложились на вуаль черные узкие перья, скреплённые белой пряжкой – брошью.
– Ты хочешь сказать, что тогда в России можно было купить такую шляпку и потом возить её по всему свету? – сказала грустно Ирой.
– В России есть все. Там есть даже то, чего нет нигде.
…Так и Беро, твой, из России. Там он, видимо, заразился жертвенностью. Весь остаток жизни для других старался. До своих картин руки не доходили. Когда долго на чужое смотришь – редко своя мысль в голову приходит. Так ли?
Ирой, молча, осторожно надела шляпу. Встала.
«Мужчины» молчали.
Отец кивнул в сторону берега. Она пошла и встала в пол оборота к заходящему солнцу. Им хорошо был виден в бликах воды её силуэт.
Багровая полоса, почти с четкими границами, набегала, расширяясь, на берег и растворялась в камнях. Облака, отражая море и солнце, немного расступились, пропуская яркий луч куда-то вверх.
– Красивая она. Да, дед? – Сашка перебрался на колени.
– Свои все красивые, – согласился тот.
Ирой стояла и смотрела в море. Вдруг она представила себя на берегу со стороны. Она немного подала плечи назад и приподняла подбородок.
«Со стороны могут подумать, что я что-то жду или, что я что-то провожаю», – подумала она. – «А я? Что я делаю?..»
Она повернулась и пошла к камню.
– Дед говорит – «Красивая ты!», – сказал Александер.
– Свои все красивые, Алекс. Да, пап? …Ну, как? – она сняла шляпку.
– Это только потом станет ясно – «как». Да, Сашк? – сказал отец и посмотрел на часы. – Ну, братцы, у меня через четыре часа самолет. Будете провожать – разбирайте коробки, – потом дома посмотрите.
Сашке там нет ничего. Некогда было. Купим сейчас.
Он встал!
– Как «через четыре часа»? – почти вскрикнула Ирой. – А мы?
– Мимо проезжал – заехал! А что изменит завтрашний день? Будем повторяться? Смысла в повторении чувств нет. Чувства, как и день, каждый раз должны быть новыми. Все, что нужно для завтра, делается сегодня. А сегодня мы, вроде, сделали все, что надо бы. Так ли, Саш?
Ирой прижалась лбом к его плечу. Алекс прижался к матери.
– Пап! А от тебя всегда одинаково пахнет, – сказала Ирой, почти, всхлипнув.
– Это хорошо, что ты мне напомнила про ту обезьяну, – засмеялся отец.
– Про какую? – Ирой улыбнулась.
– А помнишь, скульптурку восточную – обезьянка закрывает себе глаза, рот, и уши? Обезьяна закрыла, а люди до сих пор спорят – что бы это значило? – отец взял Ирой за плечи.
– И… – сказала Ирой.
– Ты почеркушки-то делай. Делай. Делай! Пригодятся.
…Не спрячешься от мира. Нос не даст. Пи-и-и-ип, – отец коснулся пальцем носа Ирой. – А Александр – совсем большой. Ты планируй его отпустить со мной на целый месяц в следующем году. Вернее себя готовь. Та ли Саш? Поедешь со мной?
– Поеду! … Если мама отпустит, – Алекс заулыбался, глядя на мать.
– Ох, хитер! Хитер, бродяга, – сказал отец.
– А, куда вы собрались, – почти тревожно, представив ситуацию, спросила Ирой. – К Санта-Круз?
– Нет! Еще не решили, но не туда! Да, Саша?
В тайгу! А вот куда?.. Будет день – и будет пища!
Пошли наверх!
…Ирой проснулась, от света солнца, отскакивающего от жалюзи. Она посмотрела на часы – десять!
Александера у себя в комнате не было, не было его и в ванной. Он сидел за столом на кухне и пил сок из высокого граненого стакана.
В углу на коробке лежала шляпка. Рядом нераскрытые свертки. Тут же на полу лежал рюкзак Алекса, спиннинг и ещё что-то.
«Значит, не приснилось», – подумала она и села напротив сына, смотря на его улыбающееся лицо.
Хотелось плакать.
– Саш, никогда не бери посуду взрослых. Вон у тебя кружка с ёжиком – вот из неё и пей свой сок. Дай сюда, – она взяла, придвинула к себе высокий граненый стакан из толстого стекла, положила голову на руки, спрятавшись за него.
Даже сквозь грани было видно, что Сашка сидел и улыбался.
 
***Читает Илья Ведов - http://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=1705&;kn iga=6
Copyright: Саша Тумп, 2012
Свидетельство о публикации №291645
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.11.2012 13:25

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта