Тоскует человек, ждёт яркого неба, пылкого солнца. «…Вот растают снега, и мир повеселеет; чувства проснутся, и душа расцветёт...». Но уж март на дворе, а всё грустно. Ещё и стужа накатила – пуржит, бьёт льдинками по щекам. В один из таких неласковых дней гулял я по Устюгу (приехал отдохнуть на недельку). Иду по знакомой улице… и подумалось: а ведь здесь живёт мама моей одноклассницы. Тамара Яковлевна – ей за 80 – смотрит с порога, пытается вспомнить…. И вот узнала, заулыбалась. Одна. Слушаю её неспешный рассказ. Вспомнилось и мне. Дружили с её Татьяной, играли, ходили в походы, спорили на разные темы. Как-то в восьмом она спросила: «Федь, как ты думаешь, может ли наша дружба быть долгой?» Не нашлось ответа. Вскоре я уехал. Однокурсники в училище подтрунивали, наблюдая за нашей бесконечной перепиской. Но вот, прошли годы. Коллективы, казармы, друзья – все осталось позади. Лишь с той девочкой из класса не теряется нить. И хоть разошлись наши пути – у каждого своя семья, дом, но дружба длится. …Мерный стук часов, чашечка чая на блюдечке, рассеянный свет тусклого заката. Листаем старые фотографии. Тамара Яковлевна вспомнила юность, и огонёк озорной в её глазах зажёгся. Не вчера ли это было? …Пришли мы с мамой в Устюг из деревни в ноябре 43-го, мне 14 лет. Надо было работу искать. Жили голодно (иждивенке 150 г хлеба давали). Идём, по проспекту, куда – сами не знаем. Смотрю, витрина, а в ней – ложечки расписные... Тамара Яковлевна, весело так руками всплеснула. – Я как закричу: «Мама, можно я буду ложечки рисовать?» Входим, а это артель «Северная Чернь». Стала я проситься на работу. Подходит мужчина с бородкой (Шильниковский художник), достаёт лист бумаги: «Рисуй». Что-то я изобразила. Он посмотрел, вздохнул грустно: «Ладно, оставайся». И учил меня рисовать три дня. На четвертый дал в руки штихель, говорит: будешь, гравером. Отвёл к бригадиру, и стала я граверному ремеслу обучаться. Как раз к Новому году, 1944-му, и освоила. Помню, премию получила за старание – чулки, и хлеба дали, аж 500 граммов. Вот так, благодаря случаю началась моя трудовая биография. Тамара Яковлевна достаёт листочки с гравюрами тех лет, рассказывает, как творилось искусство черневого промысла: - Художник рисовал, мастер через копирку наносил контур на образец (негатив), гравировал, коптил его над лампой, полученное изображение – отпечаток переносил сырой бумагой (переводкой) на все изделия данной серии. Изделия гравировали, наконец, чернили и обрабатывали. Я смотрю на её лицо, оно светится, лучится воспоминаниями – ведь в этом труде вся её жизнь…. Сначала работала гравером, потом мастером. А ещё молодёжь обучала…. Тамара Яковлевна достает награды – вехи нелёгкого жизненного пути. Среди них и медаль к юбилею Победы – светлый миг памяти сурового времени…. Время уходит, но каждый миг бесценен. Зимняя вьюга, весенняя капель, иль солнца луч, они мчатся, приближая осень, но остаются с нами на пути в бесконечность. Удивляемся порой: всё пронеслось где-то рядом. Волосы запорошены, и глаза усталые в морщинках, а душа открытая, ждёт чего-то. Пусть это будет встреча с добрым человеком, а может с ангелом за чертою бытия…. Весь вечер меня не покидало радостное, доброе чувство. А когда прощались, Тамара Яковлевна вновь весело всплеснула руками: - Поскорей бы, весна, да земля проснулась…. Тогда, что возраст – вперёд, на любимый огород. Всё-таки, до чего хороша жизнь! |