Это было очевидно в 1955году, когда прожив в Саратове 9 месяцев (отец учился на курсах) , отца переводили на новое место службы в Иркутск и ему дали отпуск. Вот родители и решили один раз использовать отпускные проездные документы на пароходную поездку по реке Лене. Это родина мамы и бабушки. Приехали с вещами в Иркутск, по месту службы, все оставили в выделенной комнате коммуналки , сели в поезд и через Тайшет приехали в Усть – Кут, где и начинался маршрут парохода. До отхода парохода оставались сутки. Вот тут и случилась неприятность с автором рассказа, к счастью она была единственной и более не повторялась - я запоносил. Родители были в шоке! Пароход идет раз в неделю, до отъезда сутки, а я курсирую между комнатой гостиницы и туалетом, естественно общим при пристани в то время, как часы ходики, туда - сюда! Естественно родители приняли меры, типа крепкого чая с активированным углем и прочим, но процесс продолжался. Собственно удивляться на случившееся особо нечего, особенно глядя из нынешнего времени . Просто после переезда из Саратова в Иркутск, а потом сходу дальше, не прошел процесс акклиматизации и смены питания. Тут во всей красе и сработала сан -эпидслужба бывшего Союза, недаром ее признавал , как я потом учил в институте , даже «гнилой» Запад! Дежурная по гостинице заметила мою «подвижность» и учинила допрос родителям. Тут же появились товарищи из сан-эпидслужбы и меня под причитания родителей провели в изолятор при пристани. Ну и «загибает», скажет читатель! Но я потому так четко все и помню! Еще бы, ставят буквой «Г» и начинают совать в места и так чувствительные после «процесса», всякие палочки! Тут любой запомнит! И запах дезинфекции. Кроме того дали горшок и сказали, чтобы ходил на него. Чудно для 5-6 летнего парнишки! Короче сделали какие то анализы , дали порошков, и к моменту посадки отпустили, не признав опасных инфекций, однако. Боялись видно чего-то. Процесс начал останавливаться. Сели мы на пароход. Увидев его, я разочаровался сильно. Подошла двухпалубная посудина без винта, со «шлепанцами» по бокам типа водяной мельницы! Я же только с Волги, там теплоходы винтовые, трех палубные ходили, водяные трамваи, а здесь такое старье! Что сделаешь, поехали. Кочегарка была в трюме, но туда не пускали. На первой палубе находились общие, как я понимаю , места, сидячие, а в середине было отделенное стеклом в рамах помещение машинного зала, где ходили маховики и валы и всякие поршня. Что удивительно, несмотря на то, что все блестело от масла, внутри машинного зала все было чисто и даже стекла! Можно было стоять и смотреть хоть целый день. Мешал неприятный запах - смесь водочного перегара, грязных тел от людей находящихся вокруг машинного зала. Наверно самый дешевый проезд был у людей из этого помещения. Они сидели даже на полу, спали на полу, и одежда их была бедной. Кто - то ругался и пил водку. Вид их внушал тревогу и жалость. Мы занимали каюты первого класса на второй палубе с левого борта в середине. Каюта мне понравилась. Там были мягкие полки с плюшевыми сиденьями, как мой мишка, был умывальник, стол, зеркало, полочки. Про туалет не помню. Было уютно и хорошо. Кушать ходили в столовую на нашей палубе, так как на ресторан она похожа не была из за бедности обстановки и блюд. Давали простой суп и второе. Ел я там только два или три дня, потом скажу почему. За первый день я здорово устал от беготни и впечатлений. Окна были с жалюзи , а перила с металлической сеткой и все покрашено белым. Благодаря отцу удается подобрать фото для иллюстраций. Он снимал в то время на Цейс-Икон немецкий. У него была широкая пленка и снимки 6х9 см, но их на одной пленке получалось мало . Очень любил папа фотографировать. Повезло нам, вся жизнь наша имеется в фотографиях. Плыть хорошо, но пароход идет не быстро, здорово шлепает лопастями и дымит. Плыли 4 суток. Остановки были, но далеко отходить было нельзя, стоянка около часа. Причаливали чаще к дебаркадерам, это такая плавучая пристань, которую, как сказал папа, с прекращением навигации буксируют в затон, где она стоит до следующего года. На нашей палубе в основном все плыли до Якутска, все перезнакомились, даже у меня дружок появился. Ранее я упоминал, что ел в столовой только два или три дня и вот почему. Пошли мы смотреть на корму, а там мужики вытащили телка и начали его резать для столовой , наверно мясо кончилось, а холодильников то не было. Мы не смотрели и удрали, но больше мяса я там не мог есть. Суп еще как - то и гарнир второго блюда и все. Берега были очень красивыми.Разломы скал рыжего цвета с чахлыми соснами наверху. Очень интересно ночью ехать и вечером, когда зажигают бакены, по ним очевидно и ведут судно, иначе сядешь на мель. Очень сильный запах у реки, какой то чудной, передать его нельзя и сравнить не с чем, но вкусный. Спать машина не мешала, но корпус вибрировал и гудел. Спал крепко и хорошо высыпался. Впечатлениями запасся на всю жизнь! Кстати, больше за всю жизнь на судах ходить не пришлось, а жаль… Якутск появился неожиданно, все засуетились и стали собираться. Мы тоже . Впереди была встреча с давно не виданными родичами и новые впечатления. |