Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Философская и религиозная лирикаАвтор: Владимир Николаев
Объем: 507 [ строк ]
Киреметь и Плешпи
(По мотивам мифов древних чуваш)
 
Вступление
 
Совсем немного у чуваш легенд –
Особенно, когда касаешься религии.
В истории народа было много бед -
Невосполнимых мы потерь постигли…
Не доброй волей, то произошло,
Не хочется теперь в причинах разбираться.
Оставим так - что было, то прошло;
Остатки, что ли, сохранить нам, братцы!
 
Из многих, здесь один пример такой –
Ушла языческая вера ныне;
Тысячелетия была, как водится, родной;
Теперь и с неба опекают нас иные…
О случаях, прошедших в древности у нас
Едва ли полную картину мы получим…
Один дошел до нас изустный сказ –
Который и для нас малоизвестный случай.
 
Не назовешь надежным, сей источник,
К другим источникам утеряны пути…
Давно ли нет ли – не узнаешь точно,
Свидетельства теперь точнее не найти.
Изустный сказ, он шел по поколеньям,
Да вдруг прервался в просвещенный век…
Жила красавица у нас в одном селении,
Каких не видывал по жизни человек.
 
Красы такой, иметь не должен смертный –
Достойны боги лишь, подобный лик иметь…
А тут вот, на тебе – хоть верьте, и не верьте,
Цветет красавица – повержен Киреметь!
Богинь – красавиц он встречал немало;
Дружил он и с прекрасной Юрату (1)…
Девчонка расцвела – житья ему не стало,
Он весь влюблен, забыл богиню ту!
 
Равняться смертные с бессмертными не могут –
И мысли допускать нельзя о том!
Молиться можно лишь усердно – те помогут;
Не угодишь в мольбе, откажут ведь притом…
Растет девчонка – просто загляденье;
И даже солнце, не скрывает свой восторг!
Для всей природы девушка – явление;
Увидел бог - лишь междометия исторг!
 
Такая красота, конечно, не для смертных,
Она принадлежать должна лишь одному!
Ему! Ее он завоюет непременно –
Ее, конечно, не уступит никому!
И начал он с того, что посетил селенье –
И срочно от людей девчонку оградил…
Понять то – не подвластно разуменью,
Деяния богов…, понять не хватит сил.
 
Он ненавистью окружил девчонку –
Всех жителей села отвадил от нее.
Привлек помощников в том деле тонком:
И жало Зависти сверкнуло острием,
И Корысть с Алчностью людей вокруг смущали;
Для Бестолковости нашелся тут прием,
Любовь отвергнутая, ребятам помешала…
И Ревность загорелась вдруг огнем…
 
В селе своем она изгоем оказалась,
Поверить трудно в это Пилешпи;
От дочери своей и мать уж отказалась,
Растившая до этого, ее в любви…
Нет в мире силы против божьей власти –
Никто такого и представить бы не смог.
Нежданно на село посыпались напасти –
Тому любовь бессмертного – исток.
 
Неурожай – не видели дождей за лето,
На живность сельскую напал какой-то мор…
Все понимают – не спроста все это,
Прогневили богов, они с каких то пор.
А абыс (2) говорит уже о жертвах прямо…
Известно – требует, конечно, Киреметь.
Но трудно угодить, он бог, увы, упрямый;
Не примет жертву – нищим умереть!
 
Когда же поиск «виноватого» начнется -
Всегда окажется невинный, таковым.
Так почему-то с древних пор ведется -
Будь хоть невинный, в сущности, святым…
Кто виноват, что в жизни все в разладе!
В селе свалили все на Пилешпи…
В толпе все люди - что бараны в стаде,
И поведет «пастух» их словно по степи…
 
В селе та девушка объявлена «колдуньей»,
Она, ответственность должна нести за все!
Не важно, кто о ней подобное придумал –
Не важно, что была девчонка ни при чем…
Однако, нужно нам отвлечься поначалу –
Нельзя понять иначе – что к чему…
Судьба ее вначале счастье обещала
И надпись «араскал» порукою тому.
 
Счастливое детство
 
В одной избушке на краю селенья
Семья готова встретить свой приплод.
Событие, для душ людских - Явление,
И в божьем стане праздником идет!
И в первый миг рожденья Пюллехсе (3)
На лбу дитя, его судьбу запишет.
Кроме людей судьбу ту, видят все -
Лишь человек не видит, хоть и ищет…
 
Богиня сразу написала – «араскал» (4);
С чернилами вдруг вышла незадача;
Чернила подменили – бес озоровал,
И смысл надписи, почти переиначил…
Уж лучше Пюллехсе писала бы «элчел» (5) -
Чтоб соответствовала надпись эта, цвету…
А черный цвет – он лишь для черных дел,
Богиня, вышло, пропустила это!
 
И счастье ли, иль горе, надпись та –
Никто истолковать потом ее не сможет;
Тут вместо смысла просто пустота;
Кого винить? – Не знают это тоже…
Никак не черным – это был Закон,
Он, «араскал» быть должен желтым цветом!
А черный араскал…, никем не признан он -
«Элчел» уж лучше написали бы при этом…
 
Пока росла она, пока была мала,
Была вполне счастливая девчушка.
В деревне - всем была она мила,
Друзья-мальчишки были и подружки…
В семье гордились дочерью своей,
Красавицей расти, она уж обещала;
Завидовали им, в округе всей –
Сомнений в счастье не было вначале…
 
В любви и ласке девочка росла,
Но, не изнежена, что трудно даже верится.
Родители ее любили неспроста –
Трудолюбивая, к тому ж, и с добрым сердцем.
И рукодельницей она уже слыла,
Сомнений не было, что станет мастерицей;
Общительна со всеми, весела,
А улыбнется - радость кажется, искрится!
 
И просто счастливы отец ее и мать –
Все славили за счастье Киреметя.
Вся жизнь у них - на лад и благодать;
Спасибо боги, верность вам за это!
Так жить бы, жить бы и растить детей,
Чуваш в трудах своих не знает лени.
Раз хорошо – не ждет дурных вестей,
Хотя б на пару, что ли, поколений…
 
Чтоб вырастить детей, определить,
Увидеть внуков – радоваться жизни;
В покое жить им, лишь в покое жить…,
И не увидеть, как несчастья правят тризну.
А дочь растет, не ведает совсем,
Что Рок уже готовит испытания…
Покуда же, в селе она довольна всем –
Ничто не пошатнет, казалось, мироздания…
 
Нежданные напасти
 
Тангара, видно, кто-то разозлил –
Он в ярости. Слепым он гневом полный;
Уж тучи черные на небо запустил,
Недолго ждать огня жестоких молний.
Не попадаться лучше на глаза,
Он в ярости; не станет разбираться;
Угрозу страшную несет теперь гроза,
Куда пойти-податься тут уж, братцы!
 
Когда царит в селе спокойствие и мир,
Село оно как будто расцветает.
И даже те, кто беден сам и сир,
Для жизни силы вроде, обретает…
Вот и сосед, хромой больной старик
Построить новую избу себе затеял;
Никто не понял, как огонь возник,
Мечты сгорели, что бедняк лелеял…
 
Так уж случилось, в этот краткий миг,
Там Пилешпи случайно пробегала…
Увидевший ее хромой старик
Вдруг закричал: - «Она наколдовала!»
Случись такое – будь спокойный день,
Соседи посмеялись бы и только.
Сказали б:- «Тень не надо на плетень,
Не виновата девочка нисколько!»
 
Но вопли старика раздались не спроста,
Была за ними воля Киреметя.
Те вопли бог вложил ему в уста -
На перепуганные души пало это…
А гром грохочет, молния слепит -
Вот-вот, огонь весь божий мир накроет!
Не осознала, что случилось, Пилешпи,
Она все, старика пыталась успокоить…
 
Какое там! В истерике старик,
Его уста проклятья изрыгают…
Да и соседи тут пустились в крик –
Бездумно девочку невинную ругают.
Хоть, слава богу, мать есть и отец,
А то и неизвестно, что бы тут случилось;
Устроил бога и такой конец -
Как им задумано, сегодня получилось…
 
Все, что случилось – первый был сигнал;
А дальше, больше… новые напасти!
Сам Киреметь – иль знал, или не знал;
Теперь пошли несчастье за несчастьем.
Сердца всех сверстниц ревностью горят –
Их женихи ослеплены девчонкой;
Да и женатые во всю глаза «пялят»,
А ругань жен, достала «до печенки»!
 
Ну, ладно бы; понять бы можно их –
Но ведь, и парни, тоже невзлюбили!
Отвергнутые, в притязаниях своих,
Потом ей неудачи эти, не простили…
Они вначале были просто без ума,
Но, ей-то, ни один не приглянулся…
Симпатии испортила она сама –
Друг «недругом» внезапно обернулся…
 
Неурожай еще селу грозит –
С весны до осени сплошная сушь в округе…
Понятно, у крестьянина душа горит –
О том лишь «бают» люди на досуге.
И виноватых принято искать
Конечно же, среди людей безвинных;
Будь Молох тут, или ночами тать –
Виновна будет Пилешпи, едино…
 
Из дома-то, ей выходить нельзя –
Увидит кто, так обвинят в чем-либо!
Уже издергана сама девчонка вся,
Хоть, боги что ли, в чем-то помогли бы…
Она уж непрестанно, вся в мольбах –
Но, результатов что-то, вот не видно.
И вместо радости, все дни ее в слезах;
За что хоть, знать бы – и не так обидно!
 
Хоть, слава богу, живы мать с отцом –
А то б, не знаешь, чтобы с нею стало.
Они-то знают, не грешна, ни в чем,
Но этого, увы, для оправданья мало!
Не унимается, однако, Киреметь –
И мать, решил от девушки отвадить…
С отцом успеха можно не иметь,
А с матерью, конечно, можно сладить.
 
Он «Мора» попросил немного «подсобить» -
И в доме Пилешпи лишились вдруг коровы…
Нашли виновную – конечно Пилешпи,
Дочь - любящая мать, и задушить готова!
Спасибо, что отец хоть, разум сохранил,
Единственный, кто наговорам не поверил.
Надолго ли ему своих достанет сил –
Весь мир девчонку загубить намерен!
 
Жертвоприношение
 
Сам Киреметь, раз к абысу пришел -
Во сне раскрыл причину бед в селении.
Он пригрозил – никто не будет цел,
Не будет если, жертвоприношения…
Ни птица не устроит здесь, ни скот –
Уж слишком виноваты перед богом люди!
Лишь жертва-человек спасет народ,
Иначе никому спасения не будет.
 
Был мудрым, мудрым стариком, абыс;
Без этого, все понимал и раньше.
Он выжидал. Готов уже «кумыс»,
Наряды женские, что всех нарядов краше…
Кепе (6) лежит - из лучшей синсепир (7),
Все украшения – как надо, для невесты…
Он знал, что жертвой будет Пилешпи –
И верил, что пройдет все без протеста…
 
Кто может, «против» выступить? Отец?
С ним раньше побеседуют на сходке.
Едва ль решится после на протест –
Ведь у богов тут «разговор короткий».
У них в запасе много грозных сил –
И все они подобны лютой смерти!
На горе горькое он дочь свою растил,
Напрасно он молился Киреметю…
 
Настал уже назначенный «тот» день –
Как будто солнце даже стало строже;
Когда уже «кратчайшей» стала тень,
Начало протрубили свадьбе божьей…
Хотя, в тревожном страхе люди все,
Изображать на лицах радость людям должно.
И у невесты бога, тоже на лице
Изобразить бы радость только можно…
 
Нет, видно чувств каких-то, Пилешпи -
Напрасно, видно, с нею поработал знахарь…
Слеза заполнила ее глаза, слепит;
А, на лице - ни радости, ни страха.
Нестройно, с песней движется кортеж,
Все ближе подбираясь к Дубу Киреметя (9)
Кому-то, видно даже, невтерпеж,
Все - «забегают», раздражая многих этим…
 
Одергивают нервно люди их –
Перед богами страшно им и стыдно;
Еще напустят вслед за жертвой Лих….
И…, перед девушкой им совестно подспудно…
Хотя и весело играет будто бы, шыпыр»,
Звенят на женщинах во всю к тому ж, монисты;
Хоть знают все, обильный будет пир,
Но..., состояние - что с совестью не чисто…
 
Известно всем, каким бы ни был бог -
Никто невестой добровольно бы не стала…
Все знают – общей травли здесь итог,
И жениха не Пилешпи сама избрала…
Едва шагая Пилешпи молчит –
Она какая-то, как будто бы «чумная»…
И это сильно земляков страшит;
Она, быть может, всех потом проклянет…
 
Им страшно, что обиды отзовутся им,
Быть может, очень горько после пожалеют…
Когда что сделано; хотим ли, не хотим –
Уже не повернуть назад потом затеи…
А вот и Дуб уже, ограда (10) впереди,
Открыты настежь южные ворота;
«Здесь без даров в ворота не входи» –
И не входили, всем ведь жить охота…
 
Сегодня можно! Будет пир горой,
Сельчане ныне ничего не пожалели!
Стол «ломится» как редкою порой –
Похоже, для обряда все предусмотрели…
Немедленно зажглись вокруг костры,
Уже забиты, и готовы, бык с бараном;
И с птицей разной женщины шустры;
Уже нарезаны, готовы и шортаны (11)
 
В больших котлах томится хашлама (12)
И арака рекой тут и кумыс и пиво!
Все в изобилии; открыты закрома –
С богами, люди мы, всегда учтивы…
Всем заправляет шустрый мачавар (13),
Абыс следит лишь за обрядом молча;
Не устранялись что б, и мал, и стар,
Больные, хворые, беременные, прочие….
 
Должны, обязаны быть люди все –
От божьих глаз, потом не увернуться.
И…, чтобы веселились вместе с тем;
Недопустимы хмурые тут лица…
А хмель она – «берет» в конце свое;
И вправду, скоро все развеселилось!
Теперь уж массово – кто пляшет, кто поет;
Абыс был прав – «путем» все получилось…
 
А ровно в полночь – разом стихло все,
И все толпой на выход устремились.
Лишь к дубу Пилешпи привязана бичем,
Оставлена…, ушли и не простились.
Прощанье будет на другой уж день -
Как убедятся, «принята ли жертва».
Полдня – для жертвы первая ступень,
Лишь в полдень, завтра, будут все ответы…
 
Осталась девушка – без чувств она давно,
Душа вне тела, «около» витает.
Застыло тело – живо ли оно,
Лишь Киреметь того, пожалуй, знает…
Вне жизни, смерти и теперь, одна;
Должна бы подчиниться божьей власти….
Не смотрится вне тела вот, она –
Лишь к телу Киреметь испытывает страсти.
 
Он сам расстроен тем, что натворил –
Вернул он душу Пилешпи и извинился…
Прекрасный лик свой, девушке явил,
И вместе с ней дарами угостился…
С души он горечь, божьей властью снял –
Девчонка ожила сияньем жизни юной…
Огнем любви он перед ней предстал –
Неопытной девчонке устоять тут трудно…
 
Она впервые познала любовь,
Несчастную очаровало это чувство;
А Киреметь то поддержать готов -
Ведь для него все это – лишь Искусство…
Так смертная влюбилась в божество,
Не поняла – то счастье иль несчастье…
А богу совестно от этого, всего;
Теперь он сам у совести во власти…
 
Все, что он сам с девчонкой натворил –
Отнес на неоплатный счет, сельчанам.
Явился абысу во сне и жестко нагрубил,
Село все загубить немедля обещал он!
За все страдания невинной Пилешпи,
Накажет жителей теперь всего селенья!
Напуган абыс – тут уж, спи, не спи;
В душе лишь ужас – он в оцепененье…
 
Нет! Надо, надо срочно исправлять,
Пока еще, возможно и не поздно…
Воздействие обряда нужно срочно снять -
Просить прощенья у нее, возможно…
Он мачавара по селу погнал -
Будить, чтоб рано люди все собрались…
Не в полдень – отменяет ритуал,
С утра чтоб все в ограде оказались…
 
Дрожит он весь, кричит теперь на всех,
За то, что девушку невинную травили…
Никто ведь не спросил его, из тех –
А сам-то, где был он…, с волшебной силой…
Уж издавна мы так устроены, видать,
Во всех грехах других лишь обвиняем….
Абыс спешит, боится опоздать –
С девчонкой что? – он страхом весь терзаем!
 
Возвращение
 
Абыс, больной старик, бегом бежит,
За ним другие еле поспевают…
Не зря, не зря он к дубу так спешит -
Девчонку бы застать, пока живая….
Бежит и проклинает сам себя –
Неладное, он чувствовал с Начала!
Такие случаи у абысов - судьба,
Не проходили просто, беспечально…
 
Как прибежали – девушка лежит,
Была привязана, все помнят, крепко к дубу…
Жива, мертва ли - непонятный вид,
Не разберешь, особенно с испуга…
Что делать? Делать-то ведь ничего нельзя,
Присутствие – и то, уже несоответствие!
Одно им бросилось немедленно в глаза –
Лицо ее, как замерло в блаженстве….
 
Молчат, стоят…. Под взором сотен глаз
Девчонка сладко, сладко потянулась.
Жива! Жива! Спасен на этот раз –
Не знаешь, как бы все тут повернулось!
Перед девчонкой старец на колени встал,
Потом последовали все за ним другие…
- Прости нас, Пилешпи, - молитвенно сказал, -
Прости, пожалуйста, нам слабости людские…
 
Не поняла девчонка, что к чему,
И даже не поймет, к чему народу столько.
Упал старик – с ним плохо по всему;
Вскочила, бросилась помочь, поскольку,
Растерянные люди что-то, не спешат…
Потом и знахарь вроде бы, очнулся;
Вдвоем – дела тут уж пошли на лад –
Пришел в себя. С трудом он оглянулся…
 
А этот случай напряженье снял –
Заговорили сразу люди, оживились.
А стол, накрытый со «вчера» стоял;
Иные сесть за стол поторопились.…
Махнул на все абыс теперь рукой –
Семь бед, один ответ, - как говорится.
Раз случай необычный он такой,
Усерднее потом придется им молиться.
 
Уже не свадьба – девушка жива,
И в добром здравии она домой вернется.
Ох, рад отец! Заплакал он, сперва,
Потом, «прибить» жену свою клянется…
Но, дочка защищает мать свою –
Простила матери девчонка все обиды…
В семье, как прежде, доброта, уют,
А о «случившемся» – не подают и вида…
 
Соседи каются. Им сгладить бы вину,
Совсем, девчонку было, затравили!
Но, знает Пилешпи словам теперь, цену –
Уж как бы ласково теперь не подходили…
Затворницей, как прежде зажила –
Ни на кого теперь она не взглянет!
Теперь она свои ведет дела –
Младенцу будущему что-то шьет и вяжет…
 
И люди видят – Пилешпи теперь
С того же дня, дитя под сердцем носит.
Отец вот кто? Поди, теперь, проверь –
Но, «смелых» нет, никто ее не спросит.
Во сне является девчонке Киреметь,
Ласкает он ее и видно, утешает…
Но, как вот жить девчонке дальше впредь?
Того, сам бог пока еще, не знает…
 
А чрево женское все напрягается, болит,
Растет там плод нечеловеческих размеров!
Не ведает он бог, что сам порой творит –
Растет гигант, растет, не зная меры….
Случилось то, что было и должно -
В конце концов, не выдержало чрево;
Дите-то выжило – так было суждено,
Да мать вот, душу отпустила в небо…
 
Так «смертной», бог сыночка подарил,
Подарок оказался не под силу…
О счастье – речи нет, то свыше божьих сил,
Но и не так бы! Чтобы ей в могилу…
Быть может, он раскаялся потом,
Но, что изменишь, если все уж поздно…
Нет сведений каких-то нам о том –
И рассуждать на эту тему сложно…
 
О сыне Пилешпи пойдет другой рассказ,
Хоть, как и где он рос, никто не знает;
Все ж, слышали о нем, однако мы не раз –
О нем - своя легенда, тема ж тут, иная…
Отметим, он - герой былинный наш.
Конечно, вместе здесь…, и лучше было б;
Был великаном он в стране чуваш -
Мы знаем, парня величали Улып….
 
О юной Пилешпи не знали бы у нас,
Но, так случилось, сын - герой былинный.
Встречаем прошлое ведь мы, не каждый раз –
События тех лет едва ли проследим мы…
О сыне же ее, еще услышим мы -
О нем побольше есть «изустных хроник».
Ее вот жалко…. так сложилось все;
Ведь, в сущности сама еще ребенок!
 
На этом завершается печальный этот сказ,
Конечно, сведений до нас дошло немного.
Но, что дошло – привел я без прикрас,
Зато, и выдумок моих здесь нет в итоге…
Как слышал в юности когда-то сам;
Так и привел, хотя и порывался -
Чуток «подправить» хоть, то тут, то там…
Но, выдержал, соблазну не поддался!
 
Пояснения к тексту:
1. Юрату - богиня любви (в буквальном переводе
с чувашского языка, означает - любовь)
2. Абыс -жрец в языческой религии.
3. Пюллехсе - богиня, жена громовержца Тангара,
главного бога.
4. "Араскал" - счастливая судьба. На лбу новорожденного
Пюллехсе писала желтыми чернилами. (Отметим - желтый
цвет - любимый цвет у чуваш, как у русских - красный)
5. "Элчел" - несчастная (тяжелая) судьба - черная запись.
6. Кепе -платье
7. Синсепир - тонкотканая ткань Из нее шили наряды.
8. кратчайшая тень - так определялся полдень.
9. Дуб Киреметя. Так, как Киреметь, сын громовержца Тангара,
был главным богом, отвечающим за судьбы людей.
10 Возле каждого селения было старинное дерево, посвященное ему.
Дерево и площадка для свершения ритуальных обрядов
ограждалось. Ограда имела три входа.
11 Шортан - национальная колбаса.
12 Хашлама - национальное мясное блюдо.
13 Мачавар - служитель культа, помощник абыса.
Copyright: Владимир Николаев, 2012
Свидетельство о публикации №282239
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26.05.2012 18:02

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта