Произведение |
|
Объем: 17 [ строк ]
|
|
|
|
Если дети опять повернут не туда... |
* * * Если дети опять повернут не туда, И расступится вдруг перед ними вода, И ни пряником их не вернуть, ни кнутом, С леденеющим сердцем, с немеющим ртом - Дети просто уйдут – навсегда, в никуда. И тогда опустеют без них города… И спираль эволюции двинется вспять, Всё вернётся к началу, к истокам. А пять Континентов сольются в один монолит, Вулканический пепел всё угомонит. И чуть тёплому солнцу светить не резон, - Безвозвратно закатится за горизонт. И настанет надолго Великая Тьма. Одноклеточный мир. Бел любви. Без ума. 10.12.11 |
|
|
Copyright: Феликс Лукницкий, 2014
Свидетельство о публикации №280594 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.01.2014 14:21 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Феликс, позвольте процитирую, как мне кажется, созвучное стихотворение... не так давно, случайно его прочитав, затронуло: "Дети уходят из города к чертовой матери. Дети уходят из города каждый март. Бросив дома с компьютерами, кроватями, в ранцы закинув Диккенсов и Дюма. Будто всегда не хватало колючек и кочек им, дети крадутся оврагами, прут сквозь лес, пишут родителям письма кошмарным почерком на промокашках, вымазанных в земле. Пишет Виталик: «Ваши манипуляции, ваши амбиции, акции напоказ можете сунуть в… я решил податься в вольные пастухи. Не вернусь. Пока». Пишет Кристина: «Сами учитесь пакостям, сами играйте в свой сериальный мир. Стану гадалкой, ведьмой, буду шептать костям тайны чужие, травы в котле томить». Пишет Вадим: «Сами любуйтесь закатом с мостиков города. Я же уйду за борт. Буду бродячим уличным музыкантом. Нашел учителя флейты: играет, как бог». Взрослые дорожат бетонными сотами, бредят дедлайнами, спят, считают рубли. Дети уходят из города. В марте. Сотнями. Ни одного сбежавшего не нашли." Автор:Дана Сидерос Возвращаясь к вашему стиху, размер -анапест, некоторые шероховатости с безударными "всё". Немного смутила конструкция:"И спираль эволюции двинется вспять". Спираль - "Незамкнутая кривая, которая постепенно удаляется от точки отправления, образуя вокруг нее бесконечное число оборотов", сама по себе она никуда "вспять" двигаться не может, если ее непереорентировать, а вот двигаться человечеству по спирали к неподвижной точки, применительно к эволюции, возможно, то есть деградировать. "Если дети опять повернут не туда, И расступится вдруг перед ними вода" - а почему именно вода должна расступиться и где находится "туда"? На сколько я помню, воды расступились перед Моисеем, вроде бы больше прецедентов не было... но он шел "туда". Поясните, если можно. На мой взгляд, философское стихотворение разговорное и экспрессивное слово "не резон" не украшает. Приятная рифма "вспять - а пять", а вот "никуда-города", "вода-туда" не порадовали. С Уважением к автору, Анастасия | | Милая Настя! Спасибо за отклик. Интересны возникшие ассоциации с цитированными стихами детей. О "качестве" рифм - не дискутирую, здесь подчёркивается именно звонкий и жёсткий ритм, это - мой выплеск настроения, и не было целью препарирования (ювелирования) рифм под вкусы современных читателей и авторов. Ещё раз благодарю Вас за внимание. | | И Вам спасибо! А про "расступившуюся воду" вы не могли бы прокомментировать образ? Меня это более всего заинтриговало. | | Про "расступившуюся воду" поясняю: это как открывшаяся вдруг Бездна, как внезапно - Чёрная Дыра. Всего наилучшего. Феликс. | | Феликс, не сочтите меня назойливой. Просто этот конкурс с рецензированием для меня интересен именно разговором с автором. Про то, что это "черная дыра" я догадалась, а что вы понимаете под этой "бездной"? В приведенном мною стихе обозначено несколько таких бездн, например. В вашем стихотворении - это обобщение, но чем оно наполнено - не совсем ясно. Есть намек - возвращение к истокам - в данном случае, мною было понято, как синоним деградации, поэтому и "Вулканический пепел всё угомонит". То есть общество не способно нормально развиваться? И последняя надежда - это дети? О каких безднах мы говорим? | | Настя! Увы, трудно препарировать далее. Это не для моего жизненного темпа, моё время спрессовано. Есть понятия, объясняющие обстоятельства фактических реалий, но в поэтических фантазиях, фантасмагориях, в ир-реальности - каждый образ довести в объяснениях до дестиллированной сути - я не в силах. С наилучшими пожеланиями. Феликс. |
|
| | Не понятно, что имел ввиду уважаемый Автор. Ясно, что говорится о конфликте отцов и детей, о том, что дети не слушают наставлений взрослых. Но что значит: "И расступится вдруг перед ними вода"? Если имеется ввиду великий Исход, то расступившееся море привело людей к избавлению, к свободе! А, значит, дети идут ПРАВИЛЬНОЙ дорогой, что ли? Ещё много других противоречий. "Дети просто уйдут – навсегда, в никуда"... Так кто же в этом виноват? Дети? Или взрослые?... Оценка - 3 | | Понравилось стихотворение. Образ расступившейся воды говорит о том, что родителям детей не догнать и не возвратить, ибо сомкнувшиеся воды не дадут этого сделать. Уйдут навсегда и в никуда - значит не будет достигнуто взаимопонимание поколений, а это страшнее для родителей, чем для детей, ибо не ясно: верно ли учили, если главное так и осталось непонятым детьми. Спираль - не только кривая, но и олицетворении пружины, которая сжимается и, достигнув крайней степени сжатия, начинает обратный ход, и удар такой пружины весьма силен и болезнен. И безлюдная, покрытая пеплом планета - страшный образ апокалипсиса, предельно щемящий, как и остывшее солнце. Рифмы хотелось бы более запоминающиеся. Они здесь выиграли бы. Удачи автору. 4 | | Спасибо Днепропетровску. Рад, что не поверхностно прочитали, а дошли до сути и поняли. Удачи Вам и напишите мне, пожалуйста, Ваше имя. Феликс. | | Люда. За пожелание удачи - благодарю. И Вам самого доброго. Сердечно, я | | Милая Люда! Напишите мне на lfelix37@mail.ru - несколько слов, и я напишу о моих корнях и дрягих контактах с Украиной в разные периоды моей жизни. Всего доброго, Феликс. |
|
| | Небольшое сихотворение, но с большим смыслом! Очень яркими штрихами нарисована картина апокалипсиса: "Дети просто уйдут – навсегда, в никуда. И тогда опустеют без них города…" "А пять Континентов сольются в один монолит, Вулканический пепел всё угомонит. И чуть тёплому солнцу светить не резон, - Безвозвратно закатится за горизонт..." Правда, с утверждением, что "Всё вернётся к началу, к истокам." - не согласен. Погасшее солнце и покрытая пеплом планета - это не начало, не истоки, а КОНЕЦ! Про спираль эволюции - согласен с Анастасией - неточность формулировки присутствует... Рифмы интересные, и эмоциональная составляющая хороша! Оценка +4 балла. | | Благодарю Вас, Сергей. Сколько читателей - столько мнений, всё логично. И что приятно удивляет, активное обсуждение. Всего наилучшего, Феликс. |
|
| | Блестящая работа! Кратко и ёмко, в нескольких строках есть всё: и возможная причина Апокалипсиса («если дети опять повернут не туда»), и картина последствий, представленная широкими мазками — «спираль эволюции двинется вспять... пять континентов сольются...»; и чёткий, напряжённый ритм обратного хода: анапест, которым написано стихотворение, с греческого буквально — отражённый назад. И суету нашу ежедневно-вечную «пепел угомонит»: реалистично, оттого и страшно. Вот тут и задумаешься, что сделать, чтобы дети не свернули, и не свернули шеи себе и миру. 5+ (пять с плюсом). | | Благодарю Вас, Костя. Радует, что Вы вошли в суть и оценили. Всего доброго. |
|
| | Страшную картину - город без детей пришлось увидеть мне в Киеве во время Чернобыля. Это настоящий Апокалипсис, когда во дворе не слышно детских голосов, на улице - только взрослые. А - 5! С уважением, Александр | | Спасибо за понимание и оценку, Саша. Чернобыль помню как сейчас, в т.ч. о замалчивании укр. властями реальной опасности, когда в Киеве была, как всегда, первомайская демонстрация, а парт-гос. дети эвакурировались спешно... Тогда мои близкие прислали к нам моего племяника (он был в 9-м классе), и пару недель он жил у нас. А мой сын - студент Лен. Технологического ин-та - в форме "практики" дежурил на Витебском вокзале с 5 часоов утра, и они дозиметрами проверяли всех приезжих и грузы. И были чудовищные факты: у 3-летней девочки дозиметр зашкаливал в области печени... А выбракованные фрукты из баков по вечерам выбирали бомжи... Всего доброго, Феликс. | | Еще одну апокалиптическую картинку опишу. Когда, наконец, мне удалось вывезти 8-летнего сына из Киева в Горький самолетом. 10 или 11-го мая, уже после первомайской демонстрации (мы на нее ходили всей семьей и стояли по пригласительным, возле трибуны). Весь салон самолета был полон детьми, сидели по двое на креслах, я взял на колени своего сына и еще какого-то мальчика). Взрослых было немного, человека 3-4. Аэрофлотовцы отнеслись к ситуации с пониманием, брали на борт детей без родителей, под обещание, что в Нижнем их встретят. Встречали со слезами... При досмотре перед посадкой в самолет, дежурный вдруг спросил: А зачем птичку мертвую в клетке везете? (Сын не захотел оставить в Киеве любимую канарейку). - Птичка не мертвая, она просто устала и спит... Канарейка очнулась в самолете и, слава богу, выжила, видимо, была в обмороке... Такие вот картинки с натуры. Надеюсь, что такое не повторится. С уважением, Александр | | Да, времена уже не те. но многое, что творится сейчас. будет со временем судимо более объективно. Но - будет поздно... "Времена на выбирают, в них живут и умирают "( это классика, А. Кушнер, мой друг последних лет). |
|
| | Картина вырисовывается страшная, но слишком уж абстрактная, размытая. Какой именно момент в истории развития человечества имеет ввиду автор? Возможно, миф об Атлантиде. Но не это главное. Логически рассуждая - если те дети шли совсем уж не туда - то и этого стихотворения бы не было. Еще одна неточность - спираль сама по себе никуда не движется. Это движение чего-либо, как один из вариантов, может происходить по спирали. Что послужило истинной причиной гибели Атлантиды, если она и существовала? Никому не возбраняется, конечно, строить свой миф на основе мифа - только кто поверит в созданное таким способом? Солнце-то светит. Ученые вот, говорят о миллиардах лет, пока что-то подобное, теоретически, произойдет во Вселенной. То, что Человек может значительно ускорить процесс - в этом соглашусь. Но для этого достаточно и одного "индивидуума" с черным чемоданчиком, без всяких "если". Как всегда, расхождение во взглядах не является для меня критерием оценки произведения. Работа интересная, техничная, наводящая на полезные рассуждения, но не безукоризненная по смыслу. Поэтому - 4 балла. С уважением, В.П. | | Уважаемый Владимир! Благодарю за внимание и отклик. Не буду отвечать на все аспекты анализа и препарирования текста и содержания, отвечу лишь насчёт спирали. Движение по спирали вверх или вниз - это азбучно. "Спираль эволюции двинется вспять, Всё вернётся к началу, к истокам..." = мне добавить в пояснение нечего. Стихотворение сжато до предела, без расширенных комментариев и ссылок, его я дал на суд читателей. Мнения разные, это естественно. Всего доброго, Феликс. |
|
| | Стихотворение меня очень тронуло, в первую очередь, как маму своих собственных детей. Думаю, что апокалипсическая тема тут раскрыта полностью. Образ расступающейся воды понятен, но, как мне кажется, разверзающаяся земля тут была бы уместней. Получается, что автор отдал предпочтение воде, чтобы угодить рифме, а рецензенты теперь об неё спотыкаются… «Вулканический пепел всё угомонит» - видимо, ударение на слове «всё» сбивает ритм. Я понимаю, что подобные придирки, наверное, выглядят смешно. Но именно они не позволяют поставить высший балл. С огромным сожалением – «четыре с плюсом». | | Благодарю Вас, Светлана. По спорным (с Вашей точки зрения) вопросам и замечанию (что у меня - в угоду рифме - Вода расступилась, а не земля разверзлась...) = это не угода рифме, а именно такой замысел. По сбою ритма в строке "Вулканический пепел всё угомонит" = эта синкопа намеренная. Желаю удачи. |
|
| | Талантливо! Остальное мелочи. | | Благодарю Вас, Иван. Так получается, что мужчины ронимают и принимают, а некоторые дамы не чувствуют... Мне приятно внимание всех, что читает и кто откликается. | | Такая полемика - тебе плюс. Разворошил застой в мышлении. |
|
| | Очень интересное и по заложенной идее, и по исполнению стихотворение. Страшный смысл заложен. Удивительная прозрачность и аллегоричность одновременно. Хотя, честно говоря, мне не совсем удалось до конца уяснить это «опять». Никак не пытаюсь навязать своё вИдение, но одна из глобальных проблем, если так можно сказать, «всех детей» как раз в том, что это мы, взрослые тем или иным способом их поворачиваем «не туда» или создаём такую возможность. Ещё раз, это на примере сегодняшней нашей действительности. У меня есть такая строчка про лихие и страшные 90-е: «Мы – бросили наших детей» (тире по замыслу). А ещё почему-то вспомнился «Крысолов». Много сейчас развелось разного вида «крысоловов». Баллы: 5. | | Спасибо, Галя, и благодарю за высокую оценку. И ассоциация с "Крысоловом" - только Вам вспомнилась, хотя она просматривается явно. Всего наилучшего. |
|
|
|
|