Произведение |
|
Объем: 21 [ строк ]
|
|
|
|
ХРУСТАЛЬНЫЙ АВГУСТ |
Не ругай меня, что снова я пою о звёздах синих,- Без меня им, может, грустно в бесконечных небесах. Время катится беспечно, но зачем-то я и ныне Имена их повторяю наяву и в лучших снах: "Вега, жёлтая Капелла, белый Сириус, Антарес, Как рябина - Бетельгейзе и Полярная звезда..." За плечами годы шепчут: "Отлюбилось, отмечталось..." Звёзды ясные мигают: "Утечёт всё, как вода..." Ты прости меня, что реже о тебе я вспоминаю,- Прежних чувств не растревожат ни жалейка, ни свирель... А вокруг хрустальный август и, в безмолвии сгорая, Рыжей осени в угоду льётся звёздная капель. Если чёрной лунной ночью затрепещется сердечко, Сон увидишь ты прекрасный - не смотри его, проснись, Выйди из дому тихонько, прислонись к берёзе-свечке И на звёзды голубые, улыбнувшись, помолись. В срок печальный кану в вечность, в бренной жизни намытарясь, Веря в то, что надо мною будут ластиться всегда Вега, жёлтая Капелла, белый Сириус, Антарес, Как рябина - Бетельгейзе и Полярная звезда... |
|
|
Copyright: Александр Дивеев, 2015
Свидетельство о публикации №274427 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20.10.2015 16:19 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Автор: Галина Пиастро Тема: Турнир на Кубок МСП "Новый Современник". Номинация ПОЭЗИЯ "Философская лирика". Итоговый обзор работ наградного списка и шорт-листа Ответить Итоговый обзор наградного списка и шорт-листа номинации ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Известно, что эпический способ литературного изложения опирается на воспроизведение мира, внешнего по отношению к автору. Лирический способ основан на непосредственном выражении автором мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями, проявлениями жизни. Для философской лирики характерны вопросы, проблемы отношения сознания к бытию, иногда выступающему только фоном для размышлений. Иногда размышления углубляются в отдельные аспекты окружения. Но часто философски осмысливается и выясняется взаимоотношение человека и всего окружающего его мира, даже Вселенной. Конечно, проблема философски окрашенного литературного текста в поэзии состоит в обеспечении его поэтической выразительностью, оригинальностью или вечностью затрагиваемых тем, идей и художественностью их воплощения. Сюжет, если он присутствует, в большой степени бывает подчинён избранной автором философской концепции, а лирический герой, герои, как правило, выступают выразителями идей автора, его жизненной и эстетической позиций. Вполне естественно, что философская лирика может охватывать ареалы и любовной, и гражданской, и даже пейзажной тематики, но требует не столько описательности, сколько наличия анализа, антитез и параллелей, умозаключений, даже некоторого резонёрства. В представленных на Этап 1 произведениях был достаточно широкий охват и субъектов размышлений – типов лирических героев (ЛГ), и объектов, субстанций описания, анализа, размышления: творчество и политическая система государства, мятущиеся души и этапы становления человека, жизнь и смерть – и способы обретения свободы мысли, цена предательства и польза от сближения с народом, и многое, многое другое. Несколько организационных замечаний. 1) Всего в номинацию поступило 186 произведений, из которых 39 снято с конкурса. Часть из них прошла отсев по причинам несоответствия тематике номинации. Например, представленные стихи являлись пейзажными, бытовыми, чисто религиозными зарисовками. Сняты все вторые (даже третьи) произведения от одного автора, а также несколько чрезвычайно слабых поэтических проб. Все снятия были инициированы членами жюри, обсуждены. Всем авторам направлялись разъяснения причин снятия с турнира их стихотворений. В результате жюри номинации приняло и оценило 147 стихотворений. 2) Оценивание произведений в этой номинации, впрочем, как и в остальных номинациях Кубка, велось по рейтинговой системе. В ПОЭЗИИ рейтинг определялся так (цифры – максимальное число баллов за характеристику): 1. Оригинальность тематики -10 2. Раскрытие темы - 10 3. Качество стиля -10 4. Эмоциональное впечатление -10 5. Своеобразие и качество рифм -10 6. Ритмический строй -5 7. Грамотность, оформление - 5 ------------------------------------ИТОГО: 60 Для белых стихов и стихотворений в прозе аспекты 5) и 6) были другими. Потом рейтинги усреднялись (сумма судейских рейтингов делились на 3 - количество судей). Значение усредненного рейтинга произведения приводится в Обзоре. Каждый из судей, как правило, добавлял комментарии к оцененному им произведению 3) Замечу, что выбрать среди почти 150-ти произведений наилучшие было нелегким делом: много интересных, достойных стихотворений представили авторы. И рейтинги зачастую не слишком сильно отличаются. Но всё же голосование «цифр» и обсуждение «комментариев» определило список, ранжированный по убыванию усредненных рейтингов. 4) Усреднённый рейтинг произведения дан после названия стихотворения. В конце каждой сводной рецензии приведены оценки трёх судей. Показанные оценки сопровождены сокращениями: Т. И. (Татьяна В. Игнатьева), Т.К. (Татьяна Кунилова), Г.П. (Галина Пиастро). В самом тексте, который готовился всеми тремя судьями, нет прямого указания, чьи это слова конкретно: у нас это объединенное судейское мнение и «итоговый судейский голос». ИТАК. 3-е место с присвоением звания «Призер»: Александр Дивеев - ХРУСТАЛЬНЫЙ АВГУСТ (56,67) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=274427&pid=154&nom_id=396 Опираясь на название, сам стиль стихотворения так же обозначим как «хрустальный» – образы чистые, прозрачные: «А вокруг хрустальный август и, в безмолвии сгорая, Рыжей осени в угоду льётся звёздная капель» – так описан августовский звездопад. Притягателен ЛГ, так единяющий себя не только с земной природой, но и с далёкими звёздами. Пожалуй, за внешней лёгкостью стихотворения кроется достаточно глубокая философская мысль о том, что люди – это не только земное порождение, но и часть космического, неотделимы от него. Ещё показалось отличным тоном, настроем, то, как здраво ЛГ воспринимает радость и сложность своего земного жития, но так же и свой естественный уход: «В срок печальный кану в вечность, в бренной жизни намытарясь, Веря в то, что надо мною будут ластиться всегда Вега, жёлтая Капелла, белый Сириус, Антарес, Как рябина - Бетельгейзе и Полярная звезда...» Прекрасно выдержанная ритмика. Хороши рифмы (кроме глагольной:) и некоторых извечных). Замечательны разноцветные звёзды – это соответствует их астрономическому наблюдению, но здесь выступает и как их эстетическое восприятие. Чуть смутило: «Не ругай меня, что снова я пою о звёздах синих», потом «И на звёзды голубые, улыбнувшись, помолись» – то есть одноцветье звёзд. Но это может и означать, что недоступно некоей далёкой подруге ЛГ такое персонифицированное восприятие далёких небесных светил – для неё они просто звёзды. Замечание. «Выйди из дома тихонько, прислонись к берёзе-свечке» – в этом случае пишут «из домУ». Очень понравилось. Т.И. 10+ 9+ 9+ 10 +9+ 5+ 4 = 56 Т.К. 10+ 9+ 9 +10+ 9 +5 +4 = 56 Г.П. 10+ 10 +10 +10+ 9+ 5 +4 = 58 | | После такого обстоятельного отзыва и добавить-то нечего, Александр! Стих великолепен! С теплом, Татьяна. | | Татьяна! Благодарю за добрый отзыв. |
|
| | И это тоже щемяще-грустно и чудесно-нежно... | | Галина! Благодарю за отзыв. |
|
| | Само название стихотворения говорит о чистоте помыслов автора, а родившиеся строки - о прозрачности смысла и содержания. Невольно поймал себя на мысли, что такие работы обязательно надо перекладывать на музыку. Только с условием, что она должна быть такой же чудесной или чуток лучше. Спасибо, Александр! | | Спасибо, Анатолий, за добрый комментарий! |
|
|
|
|