Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Любовно-сентиментальная прозаАвтор: Николай Ващилин
Объем: 9303 [ символов ]
Рыжий Мастер Светотени
На шестом десятке Советской власти в магазинах всё ещё ничего не было.Нет было ,конечно,но такое убогое ,что от него бежал мороз по коже. Но купить людям всё равно чего-нибудь хотелось.Хотелось чего-то такого,чтобы как в иностранных журналах. Не было у людей и денег. Их не было даже на то , что можно было по блату достать из под прилавков в советских Универмагах. В одних и тех же портках люди ходили годами, а перелицевав их на другую сторону и... десятилетиями. На,случайно подобранную у "АСТОРИИ", банку из под пива или пачку из под сигарет "Малборо" мы могли ,как попуасы, любоваться годами, забравшись на диван в уголке своей комнатки коммунальной квартиры. Сильна была у советских людей тяга к прекрасному. Мебель в домах жила дольше. Норы строителей коммунизма ещё наполовину были обставлены шкафами и трюмо ,которые их отцы в революционном порыве отняли у буржуев,прогнав их из родовых поместий и уютных ,насиженных дворянских гнёзд. Поэтому все упорно копили деньги. Долго,мучительно ,изнуряя себя недоеданием и недопокупанием. И в ответ, на возглас подружки-транжиры "Пойдём в мороженницу!",чаще всего можно было услышать хорошо всем знакомую фразу "Не,я на диван коплю".Зарплаты выплачивались трудящимся такие маленькие, что для копилки к концу месяца ничего не оставалось.
Я искал заработки на каждом углу.Можно было за десять рублей броситься под поезд на съёмках фильма.Можно было разгружать ночью вагоны на Сортировочной. Одной из таких плодоносящих жил, приносящих мало-мальский доход была секция карате,которую я вел по утрам в "своём" зале борьбы на улице Декабристов ,21.Однажды мой приятель Серёжа Сидоренко,с которым мы работали на кафедре в ЛИАПе, привёл двух новобранцев Борю и Лёню.Они хотели овладеть карате, чтобы защищать от посягательств хулиганов свои фотокамеры. Нищетой они отличались отчаянной.Платить мне за занятия деньгами не могли и предложили взаимный обмен уроками фотографии в ДК Пищевиков на улице Правды.Они вели там фотокружок для пионеров и школьников ,зарабатывая себе копеечку на хлеб.А в качестве вступительного взноса Лёнька подарил мне авторучку «ПАРКЕР»,захваченную им днями в "свалке" за сувенирами на американской выставке в Гавани.Устоять перед таким щедрым подношением я не смог.На этом и порешили.
Раз в месяц ,а то и реже я отправлялся вечерком к Лёньке в мастерскую,чтобы проявить отснятую плёнку и напечатать с неё фотографии. Магия проявления на чистом листе белой фотографической бумаги знакомых образов при погружении его в прозрачную жидкость проявителя, вызывала во мне восторг и преклонение. Кругом сновали пионеры и школьники,печатая свои фотографии в отблеске красного света и обсуждая с Лёнькой их достоинства и недостатки.Когда дети разбегались по домам ,очередь доходила и до меня и его ученика Бори Смелова. Лёнька был застенчивым человеком и учил не назидательно.Долго он убеждал меня в том,что не нужно стремиться к композиции ,заваленной хорошо освещёнными объектами. Половину из них можно оставить и в загадочной темноте.Доставал с полки альбом с репродукциями картин Рембранта и уговаривал разделить его восхищение тёмными полотнами с двумя ,тремя сверкающими деталями.Потом быстро и чётко объяснял как выставить экспозицию на тот предмет,который нужно запечатлеть на фотографии ,как главный. А те ,что не так важны,пусть остаются в тени.Но главное?!Главное ,чтобы на фотографии было бы хоть пятнышко настоящего белого цвета.Не серого, а белого.Настоящего белого.Боря Смелов от рождения лишённый остроты зрения и чувства юмора, благоговейно внемлил Лёнькиным наставлениям и старался познать побольше его секретов.
Лёня, а если я портрет негра в тёмной комнате захочу снять,то что?
Пить меньше надо,Боря! Вот что!
На этих уроках Лёня убеждал меня ,что не так важно ,что изображено на фотографии, а важно как. Пусть ты не увидишь часть предмета или лица,которая скрыта тенью.Но та которая освещена, скажет тебе о невидимом больше.Тайна должна быть в фотографии. Тайна и недосказанность.
Обычно эти разговоры шли под портвейн,который приносил Боря. Или Лёнька с не покрытой рыжей шевелюрой быстро оборачивался в гастроном, что был в двух шагах на углу,напротив метро «Владимирская" и приносил бутылочку "Агдама", тристо грамм докторской колбаски и нарезной батон.
-Лёня,почём брал портвейн?
-По рубль тридцать три.
-Ух ты, а пьётся как по рубль сорок семь.-произносил Боря ,как тост,дежурную шутку и с наслаждением причмокивал портвешок.
Лет через пять Лёня переехал в мастерскую на канал Грибоедова,142 . Это был огромный подвал в несколько комнат.Дом культуры закупил для фотолаборатории новое оборудование и Лёнька зажил барином.Теперь ему не нужно было ремонтировать, к приходу пионеров, разное старьё. Самую большую комнату он приспособил для выставок.Мы часто собирались там поболтать , послушать музыку, выпить винца. Выпить он был не дурак,но меру знал.Пил обычно портвейн. По большим праздникам - "ПОРТО". Жена его ,красавица Тамара,хлебнула с ним не мало через этот портвейн. Но любила она его самозабвенно и на судьбу не роптала.Растила дочь. Рада была ,когда Лёнька брал её с собой на наши посиделки или ко мне на тренировки каскадёров в парки Пушкина.О выставках своих фотографий он тогда и не мечтал.Развешивал их у себя в мастерской и приглашал друзей. Мы вместе ходили на фотовыставки, прикормленных властью, журналистов на Садовую в ТАСС или в Домжур на Невском.
Постоянной работы у Лёни не было и он с семьёй влачил жалкое существованиев в Весёлом посёлке.Мечтой его было пробиться на работу в приличное художественное издательство. Для этого нужно было иметь не только мастерство и талант,но и приличную аппаратуру.Поэтому все деньги ,которые Лёньке удавалось заработать тратились не на покупку шуб жене и платьев дочке, и тем более не на мебель и бытовую технику , а на покупку дорогостоящей импортной фотоаппаратуры типа "Хасельблат".После первого "сумасшедшего" контракта на съёмку "Остромирова евангилия" для издательства "Аврора" Тамара настояла на том, чтобы Лёнечка купил подержанную «Копейку» и не обрывал свои плечи тяжёлым кофром и штативами. Тамара радовалась за мужа и слушала успокоительное – "подожди". И ждала,ждала,ждала...
Ту красоту,о которой она ,да и мы все, мечтали и, которую нельзя было купить в советских магазинах, Лёнька творил в фотографиях.Убогий уют наших комнат с одним тусклым окошечком превращался на его фотографиях в силуэты загадочных дворцов,жалкая стеклянная посуда - в волшебные сервизы,сверкающие мириадами искр. Убогие,нищие ,спившиеся строители коммунизма в лохмотьях на Лёнькиных фотографиях превращались в ,полных духовности и достоинства,героев, а развалины блистательного Санкт–Петербурга,захваченного и разграбленного башлевиками, вновь обретали очертания мистической северной столицы.
Однажды Лёнька позвал меня в Эрмитаж поздно вечером. Он снимал картины на слайды для издательства «Аврора» и ему нужен был помощник,чтобы носить аппаратуру.Но где?! Ох и оттянулись мы тогда! По полной! Трудно представить , что мы бродили в пустых безлюдных залах Эрмитажа. Ходим одни перед полотнами Рембранта, Рубенса, Леонардо да Винчи,Веласкеса ,Брейгеля,Кранаха.....
-Ну видишь,видишь! - твердил он ,стоя перед «Возвращением блудного сына».
-Вижу,но плохо.Поярче бы немножко.
-Сейчас,будет тебе поярче.
Лёнька расстраивался и заставлял меня таскать штативы.
Прошло много лет.Криминальным ураганом смело с лица Земли незыблемую империю СССР.Старушки,пережившие ураганы "Ленин",Сталин","Гитлер","Хрущёв" прятались в переходах метро от "Ельцина",продвая котят,щенков,варенье,сигареты и всё,что сохранили в голодные блокадные денёчки.Народ переоделся в китайские лохмотья от "Версачи", а комсомольцы по дешёвки скупили заводы и дворцы,изгнанных Лениным ,буржуев. Вернувшись из Москвы,где я четыре года работал в студии ТРИТЭ в поисках счастья,позвонил Лёне.А Лёни нет.Он умер.
Светопись нашей жизни закончилась.Исчезло сияние петербургских белых ночей,скульптур,окутанных предутренним туманом на аллеях летнего сада.И отблески изогнутых,уходящих в прекрасное далёко ,сверкающих рельсов не отразятся больше в Лёнькином объективе "рыбий глаз".Теперь всё вокруг светилось каким то другим светом.Не плохим и не хорошим.Другим.На Лёнькину могилу ходят редкие люди – жена, дочь,сын...Боря Смелов умер ещё раньше и в ещё большей безвестности.Да и что они такого сделали чтобы их помнить? Зафиксировали объективами своих фотоаппаратов отблески вещей никому не нужных и ничего не значимых для поступи народа к царству благоденствия ?!
Спустя много лет я прогуливался по новым залам Эрмитажа, наслаждаясь светотенью французских импрессионистов,как вдруг,за поворотом мой взгляд застыл на чёрнобелом изображении растрескавшегося асфальта с ,до боли знакомым, изгибом сверкающих трамвайных рельсов, исчезающих в недоступной бесконечности.Как гласила вывеска во всю стену,я попал на выставку выдающихся фотохудожников СССР Леонида Богданова и Бориса Смелова , так рано покинувших этот прекрасный мир, который они запечатлели на своих бессмертных клочках фотобумаги. Я подошел к столику, на котором лежала книга отзывов, и написал своей авторучкой "ПАРКЕР" – ПРИВЕТ, РЕБЯТА!ВОТ ВЫ И СТАЛИ ЗНАМЕНИТЫМИ!
Copyright: Николай Ващилин, 2011
Свидетельство о публикации №264496
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 29.08.2011 22:41

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта