Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Зоя Соснина
Объем: 9173 [ символов ]
Случай на озере. Сплоченность. (ср. школа)
быль. Из дневника учителя.
 
Было это в те недавние времена, когда учителя и школьники были обязаны подметать улицы, дворы и площади, работать бесплатно на полях окрестных совхозов и колхозов.
Девятый класс «А» с учительницей Анной Ивановной отправили в совхоз «Забойщик» на окучивание картошки. Стояла долгая и изнурительная жара.
Точнее, это была не жара, а пекло. Как на раскаленной сковороде в открытом поле ребята добросовестно рубили тяпками окаменевшую землю, вырубали сорняк, выискивали среди него чахлые кустики картошки. Более выносливые мальчишки выходили вперед. Все-таки мужчины и есть мужчины. Им проще было обращаться с орудиями труда. Правда, Анне Ивановне приходилось держать под контролем качество их работы.
Зато девочки, хоть и отставали от одноклассников, но пололи по-женски тщательно и добросовестно.
Несколько дней работы на поле превратили городских ребят в обожжённых солнцем, запылённых землей, мрачноватых, забывших о шутках и юморе, измотанных роботов.
Анна Ивановна решила дать ребятам отдых. Попросила водителя автобуса отвезти класс к ближайшему водоёму. Подъехали к совхозному озеру, окруженному редким березняком. Автобус уехал в город, а учительница с классом осталась на ночевку на берегу.
-
Осторожнее будьте, на озере бывают стычки с местной шпаной, - предупредили их работники совхоза. Опасность была, но учительница всё же рискнула: не могла отказать своим ребятам в удовольствии поплескаться в озере, провести романтическую ночь вместе.
День клонился к вечеру. Жара спадала. Ночь могла быть прохладной. Поэтому Анна Ивановна попросила ребят и девочек купаться в разных местах и по - возможности раздетыми, чтобы не оказаться в ночи в мокрых купальниках. Купание не предусматривалось заранее, и запасной одежды у ребят не было.
Мальчишки принесли для костров валежник и исчезли со скоростью звука.
Их голоса слышались вдали за поворотом. Девочки выбрали место для купания недалеко от стоянки.
Добровольцы остались разжигать костёр и варить ужин.
Анна Ивановн осталась с девочками у костра.
Не забывая о предупреждении, Анна Ивановна внимательно следила за окрестным березняком.
Подъехала грузовая машина, остановилась неподалёку. Из нее выпрыгнули работавшие на поле взрослые люди. Они тоже решили смыть дневную жару. Покупались, посмеялись, снова попрыгали в кузов грузовика и уехали.
Солнце закатилось за берёзы, искупав свои последние лучи в прохладной синей серебристой купели озера. Голубые теплые сумерки постепенно обволакивали своей усталой дремотой.
Анна Ивановна, утомившаяся за день не меньше, а скорее больше, чем ребята, не спешила звать всех к костру. Пусть поплавают. Такие дни очень редки.
Присела рядом с девочками, помолчали. Искры костра взлетали тихим фейерверком, когда девочки шевелили костёр и искали печёную картошку, привезённую ребятами из дома. Начался разговор. Учительница очень любила отвечать на ребячьи вопросы. Даже оставляла в конце урока две-пять минут на то, чтобы школьники могли задать ей любой вопрос, не только по её предмету.
Она не боялась показаться незнайкой не только потому, что знала много. Она не стеснялась признаться в том, что чего-то не знает. Всё знать невозможно. И если вопрос был ей незнаком, она говорила честно: \"Этого я пока не знаю. Но обещаю вам, что постараюсь в ближайшее время узнать и ответить\". Но с каждым годом вопросов становилось почему-то всё меньше и меньше. Учительница не могла понять, в чём дело? То ли возрастной барьер становился всё больше, и это отпугивало ребят, то ли их познания и интересы стали ограничиваться телевизионными и компьютерными «университетами». Как бы то ни было, ей доставляло радость общение с детьми. И если вопросов было много и разных, она расцветала от счастья. Но на этот раз уставшие девочки больше думали о чём-то своём, лишь изредка переговаривались.
Первая «звезда» - планета Венера решила тоже полюбоваться на себя в голубом зеркале. Она плескалась вместе с юными красавицами в озере. А те её не замечали, увлеченные возможностью пошалить, слиться с водной средой.
Вдруг Анна Ивановна услышала треск сучьев. Со стороны совхоза через рощу шли четверо. Неряшливо одетые, вихляющей походкой с расставленными ногами и руками, они с первого взгляда на вид были нетрезвы. Они развязно, понимая своё явное превосходство в силе над немолодой учительницей и несколькими девочками, потребовали угощения, перешагивали через сидящих, глупо пытались острить. В глазах девочек учительница прочитала страх. Купающиеся мальчишки далековато, а от пришельцев можно было ожидать неприятные сюрпризы.
Берег озера был крутым и достаточно высоким. Мальчишек не было видно, только их голоса были слышны. Это помогало незваным гостям ещё больше чувствовать себя безнаказанными. Хамоватое выражение лиц верзил вызывало отторжение педагога. Но спорить с ними, ругать их, призывать к порядку, взывать к их совести было бессмысленно.
Это ещё больше разъярило бы амбалов. Такие понимают только власть силы. К нравственным ценностям они глухи. И слова «как вам не стыдно?» вызвали бы у них припадок саркастического смеха. Они по-своему понимают слово «стыд». Это люди из другого измерения.
Анна Ивановна встала, молча отошла от костра, подошла к одинокой тоненькой берёзе, что росла на высоком берегу озера в несколько десятов метров. Её мальчишки беспечно плавали, не подозревая о том, в какой опасности находятся те, что остались на берегу. Кричать и звать на помощь ребят она не стала.
Пригодилась на этот раз одна их общая договоренность. Анна Ивановна учила ребят уже много лет, с четвертого класса она буквально вынянчила своих воспитанников. А их было всегда ни много, ни мало - больше сорока человек.
И собирать всех в одно место криком было не просто. И во всех походах, лыжных вылазках, экскурсиях, да и просто на субботниках, ребята мгновенно сбегались к учительнице, если она поднимала руку вверх. Это был сигнал срочного сбора.
И никакие дела и спортивный азарт не могли нарушить этот неписаный закон. И как он пригодился в этот критический миг!
...Анна Ивановна, молча и незаметно для пришедших, подняла руку вверх. И – это нужно было видеть! Из воды, как из пены морской, как сказочные тридцать три богатыря, вышли красивые, стройные, такие дорогие её сердцу, самые лучшие в мире ребята. Их было много. Единым фронтом они приближались к костру.
Амбалы ожидали всё, что угодно, но не такое. На них жалко и смешно было смотреть. Куда девалась уверенность в своей безнаказанности? Они молча ретировались, растворившись в густеющем сумраке рощи.
А ребята и девочки ставили палатки, готовились ужинать. Теплый вечер и огонь костра высушили купальники на юных телах. Звёзды сверкали так чисто и весело, что спать совсем не хотелось. Юность брала своё. Шутки, игры, смех.
Юлька, Наташа, Светлана и Анна Ивановна долго сидели на берегу озера под берёзой и разговаривали.
О чем? Да мало ли вопросов возникает в такую дивную. юную ночь? Поднявшись и решив посмотреть, как дела около палаток, учительница увидела, что самый сильный из ребят Саша сидит на поваленном дереве и строгает из дерева какой-то предмет. Саша не ответил, продолжая молча строгать. «Дубинка!»- мелькнула у Анны Ивановны догадка, - Защитник!»
Для безопасности, чтобы защититься от вероятных пришельцев, решили дежурить всю ночь по два человека у костра.
Но короткая ночь промелькнула незаметно. Все разместились неплохо, вот только неугомонные Витька да Андрей, всеобщие любимцы и балагуры, мешали отдыху, время от времени контрабандой проникая в женскую палатку, к шутливому недовольству Анны Ивановны.
Все обошлось. Незваные гости больше не приходили , дубинка не пригодилась.
Наутро пришел автобус, и труженики поехали домой, раскачиваясь как метрономы в креслах автобуса. Высокий Димка то и дело так опасно наклонялся вбок, что сидящая позади Анна Ивановна то и дело пыталась вскочить и поддержать его, чтобы не свалился. Но он стоически выпрямлялся, чтобы через мгновение опять опасно накрениться. Завернули в правление совхоза, чтобы узнать, много ли они заработали своим каторжным трудом под раскалённым диском солнца. Им обещали оплатить, даже свидетельства о рождении ребят затребовали за отсутствием по молодости лет паспортов.
Спустя несколько месяцев в кабинет физики, где сидели ребята, зашла директор школы и очень ласково похвалила ребят и ещё более ласково спросила, не возражают ли они, если заработанные классом деньги им не отдадут, а на них купят для их родного кабинета микрокалькуляторы. Молчание не было радостным, но она сочла его за знак согласия.
Желания и мнения Анны Ивановны никто не спрашивал. Но ни деньги, ни калькуляторы, ничего другого класс так и не получил. Зато получил урок.
Для тактичных ребят это был не самый хороший урок в жизни.
Copyright: Зоя Соснина, 2011
Свидетельство о публикации №260459
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03.08.2011 04:05

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Игоревич Петухов[ 31.08.2011 ]
   Уважаемая Зоя!
   Позвольте несколько замечаний по смыслу. Я не говорю "по тексту".
   Я из того поколения, кто учился в те годы, когда посылали и мести, и скрести, и полоть. Как Вы правильно указали в начале произведения "работать бесплатно". Было, всё было и свёклу пололи и убирали, и картошку пекли и пели: "Здравствуй милая картошка, тошка, тошка!" Пионеров, потом и комсомольцев идеал. Эх! разбередили душу...
   У меня это воспоминания более чем сорокалетней давности. А действительно, было, словно вчера. Не могу сказать за всё поколение, но мы купаться голыми в общем водоеме не рискнули бы. И ребята, и тем более, девчата. Не из-за страха что кто-то подсмотрит. Из-за стеснительности друг перед другом.
   Пропускаю весь эпизод. Ребята несли валежник - откуда? вокруг "редкий березняк"! Стали разбивать палатки... В совхозах, как правило для приезжей рабсилы выделяли спортзал в школе или клуб. Приезжать На прополку и окучку со своими палатками - не знаю... Сорок человек учеников. Четырёхместные стандартные палатки - десять палаток. Поставить десять палаток - не так просто. Нужно два кола и десять колышек под растяжки. На каждую палатку. Редкий березняк такого не даст! Да и не каждый родитель отпустит своего ребёнка в такие условия!
   О каких "телевизионных или компьютерных интересах" ребят того времени Вы говорите? Уважаемая! Советские ПК типа "Тарту" или "Искра 2110", "Искра 2140" шли по разнарядке. И не каждая организация могла позволить себе иметь такую роскошь! Не понятны и температурные условия. Неужели такой холод и влага, что купальники девочек и плавки и трусы мальчиков, хорошо выжатые после купания не высохли бы за полчаса. Явный перебор.
   Солнце закатилось за берёзы. Темнеет. Сумерки. Крутой берег, а значит, глубина. На пологом, мы помним, мелководье. А учительница не даёт команды выходить на берег... Она что, учила в своём классе разрядников по плаванию, не боялась, что они утонут? Н-да!
   И вот учительница, бросив девочек наедине с пьяными амбалами, подходит к берегу (крутому!) поднимает руку (наверное рука засветилась, иначе как её в темноте увидели мальчишки?) и происходит ЧУДО. Крутой берег становится пологим, и из воды, как из .... выходят мальчишки. Естественно голые. Она же дала команду купаться голыми? Или они поняли что учительница немножко неадекватна, и купались, как все нормальные люди в наше время, в трусах и плавках. Или всё таки, как чапаевцы, голяком на коней, шашки наголо и вперёд! А девочки, вышли из воды на её команду или нет? Судя по тому что купальники сохли от тепла вечера и костра, все ребята были, в отличии от учительницы нормальны. А ЧУДО продолжается. Редкий березняк превращается у Вас в РОЩУ! А ребята в ТЕМНОТЕ ставят палатки! Ма-лад-цы! И готовятся ужинать печёной картошкой, которую, вспомните! они привезли из дома! А где ещё взять картошку? Пололи они чахлые кустики. Нет, Вы извините, когда Анна Ивановна организовала поездку в Тулу, она не дала команду взять с собой из дома самовары и пряники? Да и воровать совхозную или колхозную картошку - не хорошо! лучше привезти её из дома ( по скольку, кстати? по килограмму, по мешку?), а уезжая запечь на костре.... Ай, да Анна Ивановна!
   Не зря Саша на вопрос учительницы: "Что строгаешь?" не ответил. Но мозги у Анны Ивановны сработали "Дубинка!"­ "Защитник"­.­ Если бы Саша ответил! Анна Ивановна серьёзно думала, что дубины ВЫСТРУГИВАЮТ?
   И вот ребята едут в Правление и ставят вопрос ребром: "Сколько?"­ Им говорят: "Молодые вы исчо. Паспортов-то, нет?" А при поездке в колхоз обязательно требовался или паспорт ( в девятом классе, кстати, не у всех, но у некоторых, уже были!) или Свидетельство о рождении. Без них в колхоз не пускали. Для чего - не понятно! Ведь работали за "бесплатно"­;!­
   На самом деле всё делалось проще. Весь объём выполненых работ записывался на одного человека, как правило старшего из преподавателей. Он получал всю сумму. а потом в школе, или в трудовом коллективе раздавали согласно выполненных работ. Или пускали на другие цели. Не имели право колхозы заключать договора со школьниками! НЕ ИМЕЛИ! Даже местная детвора, постоянно трудившаяся на полях денег не получала. За них это делали родители.
   Ну вот и всё. Началось с одной истории, закончилось другой. Ни логического обоснования, ни сильной концовки.
   Не совсем удачная дневниковая зарисовка учителя. Для того, что бы стала литературной вещью работать над ней надо очень много.
   Уважаемая Зоя!
   Я сделал только смысловой разбор. Надеюсь, Вы воспримете мою позицию не как личное оскорбление, а так как это есть на самом деле - смысловой разбор.
   С уважением
Надежда Николаевна Сергеева[ 07.09.2011 ]
   Зоя, о всех несуразностях текста Михаил Игоревич все верно написал, я повторяться не буду.
   Меня в вашем тексте смутило некоторое временное несоответствие - вроде как современный взгляд вперемешку с теми далекими временами, что называют застоем...
   Или это действительно ВОСПОМИНАНИЕ! Тогда непонятны нестыковочки, названные Михаилом. Или это рассказ с чужих слов, или выдумка, неаккуратно оформленная под дневниковую запись.
   Текст нуждается в доработке
Зоя Соснина[ 07.09.2011 ]
   Да подьте вы все. Снимаю с конкурса рассказ.
   Флаг вам в руки.
Зоя Соснина[ 07.09.2011 ]
   Я сняла рассказ с конкурса.
   С мнением своих критикв не согласна.
   Ухожу из ЧХА. слишком много завистников.
   прощайте.
   Флаг вам в руки.
Лиля Красавина[ 07.09.2011 ]
   Чтиво, насквозь пропахшее нафталином.
   Нудная безграмотная писанина.
   Не льстите себе! Никто вам не завидует, ибо завидовать тут нечему!
   Вам можно только посочувствовать.
   "Да подьте вы" - это фраза сразу заняла лидирующее место в топе под названием "Ляпы года".
   Флаг вам в руки!
   Попутного ветра!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта