Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Николай Бурмистров
Объем: 4152 [ символов ]
Рекордсмен риска
Александр Александрович Щербаков
1925 г.р.
 
Место службы: 12-й Гвардейский истребительный авиационный полк; 176-й Гвардейский ИАП (1-й Белорусский фронт).
Годы службы: 1943-1986 гг.
Воинское звание: полковник.
Жизнь после войны: окончил ВВИА им. Жуковского, в 1951-1986 гг. – на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС и в ЛИИ им. Громова. Работает в ОКБ им. Микояна.
Награды и звания: Герой Советского Союза (1971), ордена - Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Трудового Красного Знамени, медали. Заслуженный летчик-испытатель СССР.
 
Рекордсмен риска
 
Есть в пилотаже «фигура», выполнить которую не хотел бы ни один летчик. Она смертельно опасна и для человека, и для самолета. Это – неуправляемый «штопор». Его коварство известно всем поколениям конструкторов и летчиков.
Каким же мужеством и мастерством нужно обладать, чтобы в каждом полете испытывать самолеты в режиме «сваливания в штопор»?!
Таких летчиков-испытателей во всем мире единицы. И рекордсмен среди них - Герой Советского Союза А.А. Щербаков. Вся его жизнь по многим показателям – непревзойденный рекорд. Вдумаемся в эти цифры: летный стаж – 43 года, из них 34 года на испытательной работе наивысшего риска; испытал на штопор, в критических режимах полета 22 типа самолетов – абсолютный мировой рекорд. Строка о трудовом стаже в его пенсионном удостоверении достойна книги Гиннеса - 75 лет!
На войне молодой летчик А. Щербаков вел другой счет: 25 боевых вылетов, 5 воздушных боев… Сколько фашистских снарядов взрывалось вокруг, сколько осколков и пуль просвистело мимо – этого никто не считал. Но очень хотелось Александру проявить себя по-настоящему. А до конца войны оставались дни. И «госпожа Победа» сказала свое слово… 8 мая, в небе над Берлином.
С ведущим – комэском и однофамильцем Иваном Щербаковым – они вылетели на свободную охоту. Была сильная облачность, а дымы от пожарищ еще больше затрудняли видимость. Летчики временами теряли друг друга в облаках. В такой момент Александр и заметил «Мессера». По подкосам на стабилизаторах определил: «Плохи у фрицев дела, летают на старых 109-Е». И военлет показал, что умеет наш новый ЛА-7 – лучший истребитель Второй мировой. С боевого разворота он поймал «Мессер» в перекрестье прицела и нажал на гашетку скорострельной пушки. Тот перевернулся и начал падать на развалины Берлина.
Так что 9 мая старший лейтенант А. Щербаков встретил с открытым боевым счетом. Но он верил, что это не последняя в его жизни победа.
Осенью он поступил в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, где получил специальность инженера-механика. В 1951 г. А.А. Щербаков стал летчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. В 1952 г. окончил Школу летчиков-испытателей. С 1953 г. он связал свою жизнь с работой в ЛИИ им. Громова в г. Жуковском. В 1983 г. он стал кандидатом технических наук по теме «Летные испытания на штопор».
Впечатляет простое перечисление типов самолетов, которые Александр Александрович испытывал на штопор: МиГ-17ЛЛ (1956), МиГ-19 (1958), МиГ-19С (1959), Як-25РВ (1960), Як-27Р (1960), МиГ-21Ф-13 (1961), Су-9 (1962), Су-7Б (1962), Су-9У(1963), МиГ-21У (1963), Як-28Л (1965), Як-28П (1966), Су-7УБ (1967-1968, 1971), МиГ-25П (1969, 1972), МиГ-23 (1970), МиГ-23УБ (1972), МиГ-27 (1973), Су-24 (1974), Су-25 (1982).
Что стоит за этим перечнем? На каждом самолете испытатель многократно выполнял фигуру пилотажа, которой боятся все летчики – переход в режим штопорения. Поведение новой машины в нем непредсказуемо. Только практик-испытатель, обладая опытом аса-пилота, инженерными знаниями, интуицией и хладнокровием, может определить действия по выходу в управляемый полет.
«Нужно вовремя заметить ответную реакцию самолёта: выйдет - не выйдет,- рассказывает испытатель в своих воспоминаниях. - При этом нужно контролировать стремительно уменьшающуюся высоту и не пропустить последнюю возможность вывода ракетами… Если подвели ракеты, остаётся катапультирование. Лётчик спасается, но самолёт погибает. Но как только лётчик возьмется за рукоятки катапультирования, его обожжет мысль: "Все ли я сделал правильно?"
Рекордсмен риска полковник А.А. Щербаков в своей жизни все сделал правильно!
Copyright: Николай Бурмистров, 2011
Свидетельство о публикации №258264
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26.04.2011 22:10

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Наталия Букан[ 27.04.2011 ]
   Уважаемый Николай! Вы, конечно, понимаете, как мне не безразлична эта тема... И я вместе с Вами восхищаюсь смелостью, мужеством, высоким профессионализмом лётчиков, посвятивших всю свою жизнь авиации. Здоровья им на долгие годы!
   С искренним приветом, Наталия.
 
Николай Бурмистров[ 27.04.2011 ]
   Наталия, много лет я сотрудничаю с "Клубом Героев города Жуковского", был штатным, сейчас нештатный пресс-секретарь. В Клубе более 30 Героев-испытателей. Все они - живые легенды, преклоняюсь перед их мужеством.
   Рад общности наших взглядов. Спасибо!
Владимир Циканов[ 26.06.2018 ]
   Очень рад, просто по-настоящему приятно встретить человека, профессионального журналиста, пишущего о лётчиках!
   Мой респект за этот рассказ! Классно!
   
   Обязательно прочитаю весь Ваш материал, размещённый на этом портале!
   
   С уважением!
 
Владимир Циканов[ 26.06.2018 ]
   С огромным любопытством и интересом! :))
Николай Бурмистров[ 26.06.2018 ]
   Мои очерки о летчиках-испытателях­ - всего лишь строчки для книг славы, которых они достойны.
   Спасибо за отзыв, Владимир.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта