Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Наташа Северная
Объем: 14958 [ символов ]
Между небом и землей
«…будущее ребенка не предугадывается…»
 
Из рукописи «Фатум»
 
Мальчик взбежал на пригорок и восторженно замер. Город лежал у его ног. Деревянные дома, утопающие в зелени садов, белоснежные церкви с золотыми куполами, а вверху – пронзительная синева неба. От увиденного перехватило дыхание - так захотелось все обнять, прижать к сердцу и крепко-крепко держать.
Он оглянулся и помахал братьям.
- Сюда! Идите скорей сюда! Смотрите, как здесь красиво!
Через минуту братья были на пригорке. Они сели на траву и принялись с любопытством рассматривать город.
- А где наш дом, покажи?- поинтересовался самый младший, Игнат.
- Вон он. Видишь? - вытянув руку вперед и указывая на крышу одного из домов, проговорил Дима, - вон Вознесенская улица, а вон и наш дом. Возле него еще извозчик стоит.
- Ничего не вижу, - разочарованно протянул Игнат.
- Когда подрастешь, тогда видней будет, - рассудительно ответил Дима.
- Можно я прижмусь к тебе? – Костя, нашедший этот чудо-пригорок, заглянул в глаза старшему брату.
- Конечно.
Дима крепко обнял его правой рукой, а левой Игната.
- Я по вам буду очень сильно скучать.
Костя всхлипнул.
- Может, ты не поедешь в училище? Зачем тебе это море? Зачем тебе столица? Нам ведь и здесь хорошо.
- Эх, Костя, Костя…- вздохнул старший брат, и так по-взрослому у него это получилось, что стало понятно: он начинает самостоятельную жизнь.
- Посмотрите на небо.
Костя и Игнат послушно задрали головы.
- Посмотрите, какое оно красивое и бездонное.
- Как это бездонное? – удивился Костя. – После неба идут звезды, мне так папа говорил.
Дима весело рассмеялся.
- Я же образно говорю. Чтобы вам понятней стало, что море так же прекрасно, как и небо. А запах…там другой запах, не такой, как на земле. Выходя в море, ты будто попадаешь на другую планету. Вместо сухопутных животных – рыбы: большие и маленькие, опасные и безобидные. И вот ты плывешь на корабле долго-долго и уже много лет не видел берега, забыл запах земли…
Костя, до этого зачарованно слушавший брата, недоверчиво спросил:
- А зачем так долго плавать?
- Да, зачем? – поддержал маленький Игнат.
Дима на мгновение задумался.
- Ну, ведь разные бывают в жизни случаи. Может, я новую землю открою. И назову ее твоим именем.
- А моим именем, а моим? – заволновался самый младший.
- А твоим я назову горы на этом острове.
Братья рассмеялись.
Уже глубокой ночью, когда все в доме спали, Костя пробрался к кровати спящего Димы и долго на него смотрел. Так не хотелось отпускать брата! И зачем ему это море? Ведь он же никогда его не видел.
Наклонившись, Костя легко поцеловал брата в лоб и перекрестил. Вернувшись в постель, помолился про себя: «Море, милое море, пожалуйста, будь добрым к моему брату. Не обижай его. И помоги ему найти остров».
После отъезда старшего брата в Санкт-Петербург в морское училище, дом словно опустел. Каждый день Костя спрашивал у мамы, скоро ли начнутся у Димы каникулы. Но она только отшучивалась или туманно отвечала, дескать, как придёт зима, так и приедет. Но ведь всем было известно, что каждый год зима приходит по-разному.
Как-то он спросил у отца:
- Пап, а что такое планета?
- В смысле? – удивленный отец отложил в сторону «Губернские хроники».
- Ну, Дима сказал, что море – другая планета. Как это?
- Ах, вот ты про что! Так он образно… море такое же таинственное и неизвестное, как планеты в космосе.
Отец порылся в старом книжном шкафу и достал огромную книгу.
- Смотри, это атлас. Здесь нарисованы звезды и все про них написано. Ты же умеешь читать! Справишься?
Костя кивнул.
- Вот, садись сюда, - отец посадил его на стул, а на стол положил развернутый атлас, - читай, изучай.
Костя и сам не знал, как научился читать. Сначала мама показала буквы, а затем дала «Сказки» доброго детского сказочника Афанасьева, чтобы рассматривал картинки, а он возьми да и начни буквы в слоги складывать, а затем и в слова. И было у него чувство, будто всегда он умел читать. Да только, когда в капусте лежал в ожидании родителей, подзабыл немного, а вот сейчас вспомнил. С тех пор Костя книг из рук уже не выпускал.
Осенними вечерами он устраивался возле печки, звал к себе Игната и маленькую Катеньку, раскладывал перед ними атлас, и они рассматривали звезды. Больше всего Косте нравились названия – Большая медведица, Кассиопея, Сириус – он и сам не мог понять, чем они его привлекали. То ли своей необычностью, то ли удивительными образами, которые оживали в его детской фантазии.
Брат приехал домой перед самым Рождеством. Вот радости то было! Костя не отходил от него ни на шаг, удивляясь тому, как тот повзрослел и возмужал.
- Айда на санки, с горки кататься!
- Кататься! Кататься! – весело подхватили Костя и Игнат.
Выйдя с санками со двора, они направились на горку, которая давно уже была облюбована местной ребятней. Легко и быстро влились в мальчишеский поток, терпеливо ожидая своей очереди. Сев на санки, Костя оттолкнулся и на мгновение оторвался от земли, пережив чувство настоящего полета. Это было настолько неожиданным и доставило такое огромное удовольствие, что оттащить его от этой горки уже не представлялось никакой возможности. Снова и снова Костя переживал удивительное чувство полета, зависая на мгновение между небом и землей.
Домой ребята вернулись только к вечеру. Костя взахлеб рассказывал матери о пережитом:
- Мама, мама! Ты представляешь, я сегодня будто бы летал!
- Костя, ты же не в первый раз катаешься на санках!
- Но сегодня было что-то особенное. Сбылось мое желание!
- Какое желание?
- Я в прошлом году попросил святого Николая хоть немного полетать. И он выполнил мое желание.
- Какой же ты у меня смешной, - мать ласково потрепала его по волосам.
А ночью Косте стало плохо, поднялась температура, начался жар. К утру, он уже бредил. Ему мерещились мириады звезд. Он, то тонул, то наоборот - парил над ними. Перепрыгивал с одной звезды на другую и старался запомнить их запах, чтобы потом рассказать брату о том, как пахнет космос.
Доктор пришел днем, осмотрев мальчика, он вынес суровый вердикт – скарлатина.
- Вот рецепт. Сколько ему лет?
- Девять, - глотая слезы, с трудом проговорила мать.
- М-да, - протянул доктор, - будем надеяться, что все обойдется.
Через несколько дней Косте стало легче, и ему уже не терпелось встать с постели. Но мать строго следила за лечением, по часам выдавала порошки и настойки.
- Мам, позови Диму.
- Дима уже уехал.
- Когда?
- Вчера. Не расстраивайся, он приедет летом.
Костя уткнулся в подушку. Ведь он так хотел рассказать старшему брату о запахе космоса!
А через несколько дней случилась беда. Сидя в постели, Костя мастерил игрушку, он видел, что в комнату вошла мать и начала убираться.
- Мам, а почему в доме тихо?
И только поймав ее испуганный взгляд, Костя понял, что все это время она с ним разговаривала, а он ничего не слышал. Как? Когда? Каким образом для него исчезли звуки?
- Мам, что со мной? – спросил он и заплакал оттого, что не услышал собственного голоса.
Приехавший доктор сообщил, что глухота - это последствия скарлатины. И что мальчик глухой не полностью, с ним необходимо громко разговаривать.
- А еще с этим надо учиться жить, - тихо добавил доктор, выходя в коридор и прощаясь.
Целыми днями Костя лежал в постели, привыкая к тишине. К тишине, которая теперь длилась для него двадцать четыре часа в сутки. Мама, как могла, объяснила младшим, что с Костей случилась беда и, чтобы теперь он мог их слышать, надо громко разговаривать. Долгое время Костя боялся выходить на улицу, ему казалось, что все будут смеяться над ним, тыкать пальцем, но детская жизнерадостность взяла свое. Сначала он гулял только во дворе, а затем начал выходить и на улицу.
Однажды к нему в спальню вошла мама и протянула листок бумаги.
Костя прочел: «Отца переводят на новое место службы. Завтра начнем собирать вещи». Отец работал лесничим и его часто куда-нибудь направляли.
Посмотрев на мать, Костя громко крикнул:
- А в какой город мы переезжаем?
Мать приложила палец к губам. Костя все никак не мог научиться говорить тихо и спокойно, ему очень хотелось слышать свой голос.
Мама написала: «Едем в Вятку».
- Но я не хочу уезжать из Рязани!
Как же объяснить, что только в этом городе есть чудо-пригорок, на котором он был счастлив с братьями?
Мама крепко обняла его.
Как же легко с мамой! Она настоящий, верный друг: веселая, жизнерадостная, нежная, всегда поддерживала его и понимала с полуслова. А вот отец - холодный, строгий, держал детей на расстоянии – ох, и не просто с ним.
Вятка показалась Косте провинциальной окраиной, но то было первое впечатление. Здесь, как и в Рязани, было много церквей. Больше всего мальчик любил слушать колокольный звон, он словно связывал его с миром людей и звуков.
В 11 лет Костя был определен в мужскую гимназию. Войдя в класс, он сразу же сел за последнюю парту. Учителя знали о тугоухости ученика, но никто не собирался специально с ним заниматься или быть мягче. Дневник запестрел двойками. В первый же день его прозвали «Глухой».
Однажды, возвращаясь из гимназии, Костя вдруг понял, что только с собственным одиночеством он может разговаривать на равных. Весь мир вокруг - звуки, люди, которых он знал с детства - жили теперь отдельной жизнью, а он словно на чужой планете оказался. Как объяснить друзьям, что он прежний? Просто плохо слышит, не умеет различать звуки – их поглощает тишина. Все больше Костю начинали одолевать тягостные и мрачные мысли. По ночам он сидел у окна и смотрел на звезды. Он был уверен, что на каждой звезде живут люди, и все они разные – кто-то не может говорить, кто-то видеть, но все они друг друга понимают, и оттого мир их очень добрый. Вот бы познакомиться со звездными людьми!
Костя невзлюбил гимназию. Весело было только на переменах, на которых он не успевал вволю пошалить с немногочисленными друзьями. Больше всего ему нравилось рассматривать портреты ученых в классе, да хмурое низкое небо за окном. Его мысли уносились далеко-далеко: то он представлял себя ученым в мантии и с колбами в руках, то вдруг казалось, что вместо рук у него крылья, и он, словно Икар, бесстрашно взмывает ввысь, оставляя за собой маленькие лоскуты огородов и крышу родного дома.
Сидя на последней парте, Костя чувствовал, как рядом с ним сидит и его одиночество. На уроках он часто рисовал выдуманные летательные машины, море, которое никогда не видел, но которое так сильно любил брат, а еще звездных людей, добрых и понимающих. Смотря в окно, он часто думал о том, что надо обязательно построить летательную машину и отправиться на ней к звездным людям.
В ту ночь Косте снилось, что он со старшим братом плывет на большом корабле. Над ними хлопали паруса, а брызги соленой морской воды падали на лица.
- Ты чувствуешь, как пахнет море? – спросил его брат.
- Да, - ответил Костя, шумно вдыхая воздух, - но у космоса тоже есть свой запах. Я придумал машину, и мы обязательно полетим с тобой к звездным людям.
- Зачем?
- Они хорошие. Они понравятся тебе
- Откуда ты знаешь?
- Я каждый день с ними разговариваю.
Братья обнялись и, взявшись за деревянные поручни, смотрели на выпрыгивающих из морской воды дельфинов.
Телеграмму о смерти брата принесли утром. Костя почувствовал, как весь мир зашатался и перевернулся. Дима умер от осложнений после испанки. Два дня Костя лежал в постели не вставая, рядом с ним сидел Игнат и все время плакал. Теперь младший брат не отставал от него ни на шаг.
После Диминой смерти жизнь стала неуютной.
Костя совсем забросил гимназию. Целые дни он проводил в поле, мысленно разговаривал с братом и со звездными людьми. Или просто сидел под какой-нибудь церковью, уверенный в том, что несчастья постигли его не просто так, а из-за какого-то страшного греха, который он совершил, даже не заметив. Он всматривался в голубое и далекое небо, щурился, смахивал редкие слезы, беспомощно улыбался прохожим и оттого еще острее переживал свое одиночество. В сердце поселилось горькое чувство обособленности и ненужности.
Когда родителям сообщили, что за неуспеваемость и частые прогулы Костю оставляют на второй год, отец только рукой махнул.
- Какая разница, все равно от него толку никакого.
Мама долго плакала и, крепко обнимая сына, ласково шептала на ухо:
- Ничего, Костенька, ничего, Боженька нам поможет.
Костя тяжело вздыхал.
- Мамочка, я люблю тебя. Мамочка, мне так плохо.
Он плакал, уткнувшись в мамины руки, а потом засыпал. Ему часто снилось, как он сидит на пригорке со старшим братом и они с восторгом рассматривают свой город детства, а вокруг щебечут птицы, жужжат насекомые и вообще, мир наполнялся всевозможными звуками. А потом к ним приходили добрые звездные люди, и они вместе летели на какую-нибудь звезду.
- Эту звезду я назову в честь тебя! Звезда Дмитрия Циолковского! – весело кричал он брату.
Но, просыпаясь утром, Костя понимал, что ничего из этого никогда не случится.
Дни слились в нескончаемый серый поток. Страшный, мутный водоворот затягивал, тянул на дно, не давал возможности всплыть. Непонятная боль появилась в сердце, словно вся жизнь стала в тягость.
Мама заболела неожиданно. И как ни прогонял отец их из комнаты, испуганные дети боялись оставить ее даже на минуту. Им казалось, если они будут с мамой, беда обойдет ее и она поправится. Но чуда не случилось. В отличии от Игната и маленькой Кати, Косте было не привыкать. Он давно понял - чудес на свете не бывает, их можно сотворить только собственными руками.
Мама умерла ночью. И в момент ее смерти маленькая Катюша, до этого спавшая, проснулась и громко заплакала. Костя сидел на кровати и держал остывающую руку матери, он чувствовал, как к нему прижимается Игнат и тихо плачет. Отец крепко обнял сыновей и прошептал Косте на ухо:
- Будь мужчиной. Теперь ты за старшего.
Костя кивнул, изо всех сил сдерживая слезы.
В день похорон стояла промозглая, сырая погода, дул сильный ветер. Каждый комок земли, брошенный в могилу, страшной болью отзывался в сердце. Мальчику хотелось крикнуть, остановить происходящее, но он помнил слова отца. Он теперь за старшего.
Грустной и унылой была дорога домой. Держа младших за руки, отец шел впереди. Его черная фигура сопротивлялась сильным порывам ветра, Костя держался ее словно маяка. Как они теперь будут жить?
Мальчик всхлипнул и посмотрел на небо. Словно добрая фея коснулась его измученного уставшего детского сердца, коснулась волшебной палочкой – и растопила тонкую корку льда. Сквозь низкие серые облака просвечивал тоненький солнечный луч. Костя остановился. Это мама подавала знак, что все в его жизни будет хорошо. Что за серым промозглым удручающим небом скрыта пронзительная синева, радость и сила жизни. Что самое лучшее еще впереди, а значит, он должен, нет, просто обязан – жить. Жить за маму. Жить за брата. Жить не просто ради жизни или потому что все живут. Жить для того, чтобы мир сделать лучше и добрее. И у него это получится. Иначе не просвечивал бы луч надежды сквозь серые низкие облака.
Copyright: Наташа Северная, 2012
Свидетельство о публикации №244597
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08.06.2012 01:06

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Мария Сидлер[ 08.10.2010 ]
   Автор! Проставьте возраcтную группу (в заголовке)! Иначе работа будет снята с конкурса (см. Положение о ВКР-7).
   
   Ведущий обозреватель номинации.
Николай Вуколов[ 27.11.2011 ]
   Хорошо!Удачи!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта