Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)
Объем: 14629 [ символов ]
ЧЕХОВСКИЙ ДУХ
А чеховский дух неужели погас,
в покое навек изнывая?
Летает над нами он в нас напоказ,
героев творя, узнавая....
 
Вечный чеховский дух истинно российского интеллигента обрёл хозяина 17 (29) января 1860 года в Таганроге (теперь – в Ростовской области России) губернии с центром в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск в Украине). Мать отца – украинка Ефросиния Емельяновна (урождённая Шимко). В переписи Чехов указал: «Национальность – малоросс».
 
Чеховский дух безвременно покинул хозяина в Баденвейлере (Германия) 2 (15) июля 1904 года. Скорбно воспарил в небеса. Но, зорко высматривая добычу, охотно вселялся в родных, близких, возможных героев и просто интересных людей. Часто во многих одновременно. И уже не оставлял их никогда. Конечно, продолжал жить и в произведениях Чехова. Из десятков его псевдонимов выбрал «прозаический поэт». Наверное, потому, что тот, по собственным воспоминаниям в передаче будущего Нобелевского лауреата Бунина, стал всё-таки автором единственного стихотворения:
 
«Шли однажды через мостик
Жирные китайцы;
Впереди их, задрав хвостик,
Поспешали зайцы.
 
Вдруг китайцы закричали:
"Стой, лови! Ах! Ах!"
Зайцы выше хвост задрали
И попрятались в кустах.
 
Мораль сей басни так ясна:
Кто хочет зайцев кушать,
Тот ежедневно, встав от сна,
Папашу должен слушать.»
 
А если не появилось даже второго на подобном уровне, то поэзия от этого никак не пострадала. Зато проза и драматургия приобрели шедевры.
 
Но почему «будущего»? И настоящего в обоих смыслах слова. Разве чеховский дух задолго до того не вселился в Бунина? Не только прозаика, но и поэта... Вот и не верь псевдонимам! Но, может, «поэтический прозаик» – всё-таки лучше, точнее, да и более звучно? Впрочем, «история» (и псевдонимов) «не знает сослагательного наклонения».
 
А вселений так много... Целая Вселенная! Вот и запутался дух в их истории. Решил вспомнить хоть некоторые...
 
Начал с жены – Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Там, в Баденвейлере. Не забыл родных, особенно сестру Марию и двух Михаилов Чеховых – и брата, и племянника (только его Станиславский назвал «гением»). Да и её племянницу Ольгу, дочь министра, подругу дочерей императора в Царском Селе, которая после краткосрочного брака с племянником (из-за чего застрелился тоже влюблённый в неё его брат Володя) из Книппер тоже стала Чеховой. Вскоре оказалась на исторической родине своей и тёти, а позже пристроила бывшего мужа на роль в фильме, режиссёром и исполнительницей главной роли в котором была сама. Правда, племянник заблистал за океаном, а племянница – в Берлине. К ней сватался даже Геринг. Отказала. Знай наших! Не рассталась с приобретённой фамилией даже под давлением Геббельса, что не помешало ей удостоиться высшего звания «Государственная актриса Рейха». Пользуясь влиянием даже на Гитлера, который был и всегда оставался самым горячим её поклонником с 20-х годов, организовала в 1937 году торжественный приём с приглашением всех германских правителей в честь тёти. Открыто поддерживала СССР и недолюбливала нацизм. Спасла многих гонимых и музеи Чехова в оккупированных Ялте (даже навестила) и Таганроге, где было сохранено и название улицы Чехова. Когда в начале 1945 года Гиммлер привёл эсэсовцев для её ареста, пила утренний кофе с Гитлером, который сквозь зубы сделал рейхсминистру выговор за «не самую удачную шутку». После Великой Победы племянницу тайно доставили на два месяца в Москву, где брат-композитор (автор «Полюшка-поля») и тётя продолжала блистать. Но увидеться с ними не разрешили. Вскоре Восточный Берлин почему-то сменился Западным, а затем и Мюнхеном, где и родились мемуары «Мои часы идут иначе».
 
Впрочем, причина ясна. Оказывается, прижизненный «Дядя Ваня» в 1903 году оккупировал сцену Мюнхенского королевского театра и только через год овладел Берлинским. Да и решение переплавить для нужд армии в 1918 году первый в мире памятник Чехову в Баденвейлере принималось явно не в Мюнхене...
 
Однако родных и близких хоть и много (за былой рождаемостью нынешней никак не угнаться), но не слишком. То ли дело – литературные герои! Да ещё какие бессмертные! Океан!
 
Летает чеховский дух над миром и видит до боли знакомое себе и нам.
 
Показался грандиозный овраг. «В овраге» – немалая часть окружающей жизни. Чем дальше, тем больше и глубже. Тогда не было слова «экология», но её проблемы уже появлялись. Сколько теперь не только «кожевенных фабрик» заражают реки, луга, и скот, а значит, и людей! Да и работают не тайно, а явно. Правда, взятки за это получают уже не «становой пристав» и «уездный врач», а их куда более многочисленные и «достойные» преемники. Грунтовые воды настолько насыщены лекарствами, что их вынужденно принимают все. А фармацевтические фирмы способны скупить на корню все правительства. Немало Цыбукиных для вида держат одно, а зарабатывают на торговле другим – «чем придётся». Хорошо, если водкой, а не «крадеными вещами», «живым товаром» или наркотиками. Особенно при родственниках в «сыскном отделении» или его аналогах. Последние, правда, склонны скорее к взятию подлинных монет, чем к производству фальшивых. Деньги обесчеловечивают личность, и не только такую, как семейный тиран Аксинья с презумпцией невиновности при бесправии (бес правит) остальных. Да и далеко не всегда ведут тех же Цыбукиных даже к сытости. Зато нравственная «красота» таких, как Липа и Прасковья, «спасёт мир».
 
А вот и «Анна на шее». Когда-то неудержимо стремилась к богатству рядом. Теперь последовательно прибегает к нескольким наивным «транспортным средствам»: из провинции – в столицу, а оттуда – за рубеж.
 
Но разве меньше других её тёзок и Гуровых из «Дамы с собачкой»? Оба любят друг друга вне браков. Хорошо это или плохо? Чехов, как всегда, не даёт оценок. А его дух молча пробует разобраться хотя бы для себя. Плохо, что не любят законных супругов. Но, может, не по своей вине. Коль скоро при этом родилась новая любовь и сделала счастливыми хоть двух из четверых, то счастье человечества увеличилось, и это замечательно.
 
Но ещё больше «Архиереев». Конечно, не только высокопоставленных служителей Всевышнему. Наверное, в чём-то многие – такие «Архиереи» на грустном пути из детства в забвение... Или «Братцы» наподобие «Хамелеонов». Нет, не очков... Скольких «Ванек» «сплавляют» «родные»! Не менее типично направление жалоб если не «на деревню дедушке», то «под сукно».
 
На горизонте показался «Дом с мезонином». Можно назвать и «Две сестры». Нет, не три. Две встречаются чаще. Особенно при нынешней рождаемости. И опять эмансипированная старшая утонула в политике и учительской работе и мешает счастью и младшей, и матери. Между прочим, и многочисленные этикеты проявили интерес. «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой...»
 
Жаль, что мало таких, как ставшая нарицательной «Душечка». Растворяется в объекте любви. Не только в мужчине, но и в ребёнке соперницы, поселённой с бывшим избранником в своём доме. Просто не верится...
 
Раздался выстрел из пистолета. «Дуэль»? Почему-то в родное небо. Значит, кто-то из породы Лаевских, «лишних людей». Да не совсем лишних. Всё-таки добрых, а это – главное в человеке. Если живёт с чужой женой, то по её желанию. Более того, не бросает её, неверную. И не потому, что нужна ему. Наоборот, мешает вернуться в желанную столицу. Просто потому, что сама по себе нежизнеспособна. Отчаянный крик дьякона, который спасает человечность от попадания в неё второго выстрела очередного фон Корена. Зоологическая ненависть готова убивать во имя улучшения человеческой породы. Случайно ли созвучие «фон Корен» – «под корень»? А если и ботаника, то от зоологии не так уж далека... Заодно и редкие дьяконы лишены жизни коричневой чумой, неведомой доктору Чехову. И как родной Нострадамус сумел предвидеть запоздалое прозрение разгромленных фон Коренов? Но всех ли? Навсегда ли? И не плодят ли новых фон Коренов массовые нашествия тех, кто в принципе не может, а часто и не хочет прижиться? «Никто не знает настоящей правды»...
 
«Души прекрасные порывы» сменяются голым практицизмом. Да, у «Ионыча». А сколько посредственных артистов, писателей и музыкантов! Но замечательно, что люди бескорыстно тянутся к искусству и пытаются посильно служить ему...
 
«Крыжовник» может стать счастьем, смыслом и заместителем жизни. А что в этом плохого? Посильно. Возрастает и счастье всего человечества. Действительно ли нужно постоянно напоминать о несчастных? Дух уже засомневался. В мире и без того – избыток отрицательных сообщений...
 
Слышатся знакомые споры. Справедливо ли разделение труда? Честно ли ограничиваться умственным? «Моя жизнь»? И прекрасная тайная вечная любовь, переходящая и на племянницу избранника, который добровольно спрыгнул с дворянства во двор.
 
Перед расставанием навсегда звучат запоздалые признания во взаимной любви. «О любви»? Опять раздавленной «позорным благоразумием»...
 
Снова обвинения в ненормальности? «Палата № 6»? Безысходная... И нет страшнее ударов бывшего холуя...
 
«Попрыгунья» тоже типична. «Нет пророка в своём отечестве». «Что имеем – не храним...» А для творцов творчество и вправду выше дам...
 
Светилам особенно не хочется гаснуть! «Скучная история»... Мало понимать, что нужны идеи, зовущие вперёд. Без воли ничего не получится, если хочешь быть «живым и только – до конца»...
 
Кто-то опять прижимает другого к стенке. Самому выйдет боком. «Спать хочется» – разве не урок?
 
««Степь»... да «Степь» кругом». И опять чины относительны, деньги обесчеловечивают, а вера спасительна...
 
Одна банальность сменяет другую. «Учитель словесности»? Или мучитель? Пошлая жизнь? Но разве не естественно, что именно кандидатов в мужья дочерей постоянно приглашают в гости? А если те становятся завсегдатаями, то от них ожидают предложений? Ведь запасы времени и внимания ограничены, а возраст беспощаден... Так стоит ли бежать от естественности, если всё хорошо?
 
Заорганизованность и страх огласки могут стать смертельно опасными. «Человек в футляре»? Впрочем, очень многие – «в футляре». Если в желанном и полезном, то это – счастье.
 
А вот и другой небожитель. «Чёрный монах»? Да, психические заболевания относительно часты именно у гениальных. Но не каждому хочется быть даже здоровой посредственностью!
 
И вновь «лишний человек». Молодой. Называет себя и Гамлетом. «Иванов»? Сбивает с пути одну, которая безвременно скончалась вслед за его угасшей любовью к ней. Но, вернувшись в былое мужество, спасает самоубийством другую от её мученической любви.
 
Безответная любовь и семейные узы назло кому-то нередко ведут к несчастью. Особенно тех, кто недостаточно владеет собой. А искусство обостряет взаимоотношения его служителей, которым свойственна активная жизненная позиция. «Чайка» символична...
 
Поклонение переходит через зависть в ненависть и даже стрельбу очередного «Дяди Вани» в вечно неизменного профессора, который разве что вышел в отставку. Тоже два выстрела, но это не «Дуэль». На всё можно смотреть с разных точек зрения и видеть различное желанное. «…Мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». «Старые что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко». Но профессор жалеет стрелка. Может, «и Бог сжалится над нами»? Даже если кажется, что жизнь проходит напрасно, а добро нестойко, как у Елены Андреевны? Да, извечный «русский вопрос» надо переиначить: не «Кто виноват?», а «Что виновато?» Но ещё лучше поставить перед собой вопрос Гамлета: «Быть или не быть...» И выбрать единственно верное: «Быть!» И не просто на словах. Главное, на деле. Всей Жизнью! Да, с большой буквы! Вопреки разрушительным страхам, сомнениям и неверию в собственные силы!
 
Приговаривается бессмыслица в окружающей жизни. «Три сестры»?
 
Послышалось, как «топором стучат по дереву». Конечно, в очередном «Вишнёвом саду». Его не сохранить наивным Раневским. А может, это виноградники в эпоху «перестройки»? Или даже развал великой державы в мирное время на ровном месте?
 
Но чеховскому духу было мало родных героев. Решил вселяться и в чеховедов, авторов посвящённых Чехову экскурсий и художественных произведений, а также тех, кто целенаправленно объезжает памятные места, связанные с Чеховым. Заметил и два стихотворения:
 
ЧЕХОВСКАЯ ГОРКА
 
...Сегодня мы с тобой одни,
крутая чеховская горка,
и непереносимо горько,
что улыбавшиеся дни
скатились в Лету под обрыв
псельскою ласковой Лукою*
на санках вечного покоя...
Волшебные! Вы столь добры,
что в мир любого озерка
нырнул, и дышит, и не умер
проникновенный мягкий юмор
с фотографичностью зеркал,
но оттолкнувшийся от них
фантазии блестящей силой.
Обворожительно красиво!
Но горько, горка: мы одни...
 
*Излучина реки Псёл.
 
ПРОЩАНИЕ ЧЕХОВА С ВЛАДИВОСТОКОМ
 
Глаза пронзительны и пристальны.
Родного берега разлив.
А руки в поручни вросли
при уходящем виде пристани.
 
...В дорогу просили:
болезни России,
на тысячи вёрст
громыхающий хвост
медвежества в зоне
кандальности в звоне,
бессилие звёзд
над всесилием вёрст,
оторванный остров,
отточенный остро
(на карте как сельдь),
где привычно висеть,
жестокие скалы,
что пленных искали,
тюремная сеть
за молчаньем газет...
 
Глаза пронзительны и пристальны.
Родного берега разлив.
А руки в поручни вросли
при заходящем виде пристани...
 
Их автор вёл экскурсии «Жизнь и творчество Чехова», посетил многие чеховские места в Таганроге, Москве, Санкт-Петербурге, Сумах, Абхазии, Мелихове, Ялте, Иркутске, Париже, Берлине, Вене, Риме, Венеции, Флоренции, Неаполе и на Сахалине и побывал во всех шести музеях Чехова в СССР, включая тот, что в Александровске-Сахалинском. А заодно и связанные с племянницей Ольгой Чеховой места в Берлине и Мюнхене. Позже появился и Южно-Сахалинский городской литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин».
 
Чеховский дух радостно облетает этот и другие маршруты хозяина. Частенько останавливается и в родных городе Чехов с одноимённой станцией (ранее Лопасня) в Московской области и селе Чехово (с 1947 по 2004 – город Чехов) в Холмском районе Сахалинской области. Там живут только чеховцы, включая коренных!
 
В безлунную ночь дух открыл на небосклоне неведомую науке звезду и слетал на неё. Оказалась звездой кинематографа. Поведала, что по числу экранизаций Чехов уступает только Шекспиру и делит второе и третье места с Диккенсом. Чеховский дух облетел соответствующие киностудии, а заодно и театры, включая Мюнхенский, в которых ставились чеховские пьесы.
 
А если Янукович назвал Чехова «великим украинским поэтом», то в этом и «в каждой шутке есть доля правды»...
Copyright: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон), 2010
Свидетельство о публикации №239880
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.02.2010 15:18

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Культяпов[ 02.04.2010 ]
   Спасибо, Лео, порадовал! Очень кратко, но емко: по-чеховски. Со всем могу согласиться и порадоваться за такую работу. Будто пообщались, поговврили и открыли свои души. В этом и заключается гений Чехова. С уважением, Николай Культяпов
 
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[ 02.04.2010 ]
   Дорогой Коля!
   Большое спасибо за столь высокую профессиональную оценку, да ещё такого взыскательного писателя, как ты!
   Очень рад!
   Успехов!
   До новых виртуальных и реальных встреч!
   С теплом,
   Лео
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[ 04.04.2010 ]
   http://litkonkurs.ru/index.php?pc=forum&;m=3&vid=258716&­amp;page=last&pr­oject=88&seek=25­8807#258807­
   Обзоры и итоги конкурсов
   К темам проекта
   Автор: Владимир Штайгман
   Тема: Обзор прозы в конкурсе "Чеховские параллели. Взгляд из современности"
    ЧЕХОВСКИЙ ДУХ
    Автор: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)
    http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=239880&pid=­98&nom_id=238­
   
    Академического, литературоведческого­­ направления работа. Павел Шерстобитов:
    "Авторский обзор и анализ чеховских произведений в нашей современности, очень качественно исполненный. Может, этот глубоко аналитический труд будет весьма полезен для студентов и аспирантов, но для литературного конкурса он слишком величествен."
   --------------------­--------------------­--------------------­----------­
   Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон) [ Редактировать | Удалить ] [04.04.2010 19:10:17]
    Дорогие Володя и Павел!
    Спасибо за большой труд и добрые слова!
    Конечно, по сути, подоплёке - "академического­,­ литературоведческого­­ направления работа".
    Но по форме рассказ - фантастика: приключения чеховского духа, далеко не во всём согласного с хозяином, описанные, судя по одному из отзывов, в чеховском духе. Да ещё и вполне в русле данного конкурса.
    А если и вправду "для литературного конкурса он слишком величествен", то очень рад!
    Успехов!
    С теплом,
    Лео
   Ответить

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта