Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Юлия Артэ
Объем: 15896 [ символов ]
Андрей (Из цикла "И все это - во мне")
— Андрей Арсеньевич, скажите, как стать художником?
— Поверишь в бога — станешь художником...
Из интервью с Андреем Тарковским.
 
— Слушай, а ты не пробовал написать что-нибудь веселенькое? — Спросит приятель, задумчиво перелистывая листы твоих опусов. — Ну, чтобы действия побольше, интрига, концовка неожиданная...
— Детектив, что ли? Не получится, наверно. Понимаешь, я...
— Да знаю... — Перебивая, махнет рукой тот. — Твое «не получится» называется «творческий кризис» и «отсутствие вдохновения». Да притом, притом! — Понимающе похлопает по плечу. — Нынче кризисом никого не удивишь, а, писатель?..
Друг мой, милый мой друг...
 
Он приготовил все, как обычно. Расставил нужные декорации — свет (неяркий, сквозь зеленоватые занавеси), звук (какая-либо медитативная музыка, впрочем, необходимая только сначала), чай в любимой кружке. Обязательное отсутствие родственников-животных- звонков, мешающих, отвлекающих, плотно запертая дверь комнаты. На экране монитора возник текст. Ну что ж, начнем еще раз, с самого начала...
Видишь, Андрей, мой первый кадр после титров достаточно банален. Но ничего, дальше будет лучше, вот увидишь. Если получится у него — у того, за столом (кстати, познакомься: мой друг, тоже писатель) — получится и у меня. Я смотрю на него, а он – на тех, кто в его строчках, а они – друг на друга и на него, ожидая дальнейших его приказов. И на меня смотрит тот, кто придумал меня. И все мы – многие во многих – ждем и жаждем таинственного и неуловимого своего вдохновения. Как неизбежность и необходимость. Как смысла. Как самой жизни. Ждем и жаждем…
Мне давно хотелось поговорить с тобой, Андрей. Об этом самом вдохновении. Поправь меня, подскажи, договори что, если нужно…
Шесть глотков из Кастальского ключа* — потому что ничего другого, кроме творческого вдохновения ни он – тот, что за столом – ни я никогда не желали. Вечная молодость, баснословное богатство — нет, все это слишком обременительно. Если уж выбирать, то его, заветный и непредсказуемый дар...
Что же есть оно такое, Андрей — вдохновение? Неясное дыхание, присутствие, ощущаемое где-то совсем рядом и в то же время не совсем здесь, намекающее, что-то подсказывающее из-за плеча, но очень тихо и невполне. Оглянешься — нет никого, только нечто вроде запотевшего пятна от чашки — расползется и исчезнет прежде, чем успеешь разглядеть. А так хочется... Но не пролезть целиком в крошечную щель, поманившую узкой полосочкой света. Удается это разве что тем, кому уже не нужно писать ни книг, ни картин — им вообще больше ничего не нужно...
Я думаю, вдохновение приходит к тем, кто умеет быть наедине с собой.
Мне бывает очень страшно остаться одной, Андрей. Будто распахивается вдруг некая потайная дверь, и ты стоишь, вглядываясь в темноту, на сквозняке из другого мира, пугающего, непривычного. Что там? И какое оно? Страх схлопывает дверь и не дает войти. Как избавиться от того страха, Андрей? Как преодолеть отупляющую и засасывающую привычку заполнять свои паузы всем без разбора, как научиться оставаться один на один с собой, без участия внешнего мира, без того шквала информации, вливающейся внутрь одним сплошным потоком? Некуда подчас спрятать себя, спрашивают – и ты отвечаешь, и спрашиваешь сам, и говорят кругом все, чтобы не остаться одному, чтобы не слышать себя, потому что это как-то… И какой ты есть на самом деле и чего стоишь, и чего желаешь — да шут его знает! Сейчас мы вместе, заодно, мы получаем информацию, мы реагируем, мы обсуждаем и бежим дальше, мы активны, как говориться, полны жизненной энергии. Остальное – не в счет, да и некогда…
Как увидеть мир незапорошенными глазами? Как, питаясь только тем, что есть в тебе самом, находить и использовать собственные скрытые ресурсы, не бояться видеть себя и знать, и проживать жизнь по собственному, счастливому своему назначению?
Дайте же мне тот заветный ключ от потайных дверей, дайте мне мое вдохновение, и я, наверное, сама отвечу на все свои вопросы, и потом, между делом, переверну весь мир...
Я уже знаю, Андрей, — те своеобразные состояния, то особенное настроение, в котором мы способны получать желаемые знаки свыше, каждый из нас испытывал тогда, когда ни писать, ни читать еще не умел. В детстве мы лишены скорлупы, плотной защитной кожи, и потому совсем другие — чувствуем, реагируем и думаем иначе. Мы ничего толком не знаем о мире, что не мешает нам радоваться, получать неосознанное удовольствие от простых и естественных вещей. Вся информация, поступающая извне — это сказка, которая рассказывается сама собой, представление со множеством героев и ситуаций. Главное впечатление — ощущение себя определенного, умеющего двигаться, что-то хотеть и получать желаемое. Удивляться и радоваться. Бесценны первые опыты воображения, возможности расширения и моделирования мира по-своему. Так важно суметь вернуться туда, к своему совсем почти забытому, постараться вспомнить себя и о себе, отыскать среди множества образов, запечатленных потом, позже, чтобы из найденных подсказок вытащить самое главное, теперь необходимое... Горящий дом и опрокинутый ветром кувшин молока, и хлопанье ставней, и заботливые руки мамы, гладящие, успокаивающие... Вот же она, жизнь номер один, все ближе, все понятнее, все нужнее...
Я уже знаю, Андрей — то, что ищешь, из чего выуживаешь нужные слова, находится где-то совсем рядом, но как будто бы в иной, невидимой реальности. Можно даже потрогать это «что-то» руками, кончиками пальцев, но не так, как обычно, а «как-то иначе»… Невидимая та субстанция – словно особенный, уплотненный воздух, широкими мягкими лентами волнующийся вокруг, и через тонкие прикосновения «это» проникает сначала под кожу, а потом – дальше, к сердцу…
Как заставить мир — видимый и невидимый — не пугать и не отвлекать, а помогать? Где найти мне ту твою комнату, Андрей, в которой я, писатель, получу свое пожизненное вдохновение, где перестану, наконец, ненавидеть писать, где мука станет радостью?..
— Эй, друг мой, скажи, ты ведь тоже этого хочешь? Эй!.. – Не слышит. Весь в своих образах, как обычно…
Я уже знаю, Андрей — вино и аналогичные способы изменения сознания в наших поисках бесполезны. Да простит меня незабвенный Дон Карлос, его чудодейственные пейоты мало чем могут помочь. Те необходимые центры, через которые получаешь доступ в таинственное и многомерное, открываются сами, изнутри, и для этого организм должен быть чистым, а сознание — ясным. Вино лишь обостряет желания и увеличивает потоки мыслей, и доводит до предела чувства. Эмоции переполняют, но не разобрать в них стержень и не зафиксировать то главное и ценное, являющееся причиной. Ведь художнику то и нужно — погружаясь в основу, корень чувства, заново раскрыть его в своем воображении, по-своему, а потом, используя ему подвластные средства, вести зрителя-читателя своей особенной, оригинальной тропой ассоциаций, многоплановых сюжетных переплетений. Мало сказать: «Мне осталось жить лишь несколько дней». Неинтересно это и не ново. Рассказать про осенний парк, а лучше – весенний, да так, чтобы за строчками, за рамой твоей картины увидели твою уходящую жизнь, почувствовали твою остывающую руку... Сложно координировать эти перемещения в разные плоскости во взбудораженном, извне активированном состоянии и выводить читателя-зрителя в задуманный пункт назначения. Вызываемые чувства, которые и являются тем самым пунктом, и так-то не всегда однозначны: смутно-неопределенные, на грани положительного и отрицательного, непонятно-скучного и интригующего, неприятно удивляющего и странно притягательного. Результат подчас непредсказуем, потому что теперь он целиком зависит оттого, как соединится посланный импульс с конкретным человеком, его внутренним миром. Я сделала все, что могла, а теперь твоя очередь, любезный читатель: покажи теперь ты, на что способен...
Мне нравится быть зрителем. Нравится выпадать из собственной жизни и вживаться в другую, казалось, совершенно мне не свойственную. Вот только что я существовала где-то там, а теперь лежу в той прозрачной твоей воде, Андрей, это мое тело застыло, окаменело... Не человек и не животное — нечто еле живое, что в силах ощущать лишь слабое течение сквозь себя — воды, времени, мимолетных и малопроявленных отражений людей и предметов, как-то связанных между собой. Я дышу — и все же не существую в суетном мире, мире желаний и непрерывных движений. Я не вижу, но слышу мягкие шлепки усталых лап по воде — собака... Как и я — спокойна и равнодушна. Я жду своего часа, чтобы решиться на что-то очень важное, чтобы, вспомнив, подумав, представив все самое-самое главное, то, зачем я дошла до этого места, дожила до этого мгновения, зайти вместе с твоим Сталкером в ту заповедную комнату, через осколки стекол и своих многочисленных жизней, что пережила я уже после своего рождения, через уют и комфорт, через благополучие и усыпляющий, но ненадежный покой. А пока я — или почти я — в мокром ватнике, пахнущем свободой и чем-то давно забытым, слабо ощущаю лишь то, что протекает сквозь меня и вымывает из еле живого моего организма все ненужное, необязательное, приобретенное зазря...
Я думаю, вдохновение приходит к тем, кто умеет желать.
Я уже знаю, Андрей, что самое сложное в жизни – хотеть чего-то определенного, в полной мере и до конца, не отступая и не сомневаясь. Зажечь свечу и донести ее, оберегая от ветра, не обращая внимания на усталость и боль, в сотый раз начиная заново — туда, на другой берег. Настойчивость и воля, растворяющие лень, придающие силы, призываю вас быть на моей стороне, не давая опускать руки и поддаваться слабостям! Будем сильны своим желанием…
Смотри: друг мой – тот, что за столом – снова расстроен.
— Эй, послушай! Твой приятель, наверно, опять донимал тебя расспросами и своими оценками? Ты всякий раз с надеждой даешь ему почитать свои работы, и каждый раз коришь себя и расстраиваешься… Ну что поделаешь, милый мой – будем терпеливы…
Ты был прав, Андрей, когда говорил, что искусство и литература существуют лишь потому, что мир слишком несовершенен. Неустроен и неблагополучен. Жить гармонично невозможно, и потому искусство компенсирует, выравнивает неправильное, развертывает и заполняет недостающее. Что плохо здесь, то хорошо там. Не хватает вам переживаний и полноты жизни — пожалуйста. Экзотических ощущений и заморских чувств — извольте. «Питайтесь и насыщайтесь», как часто говорит мой друг с горькой усмешкой. Только думайте, пожалуйста, думайте...
А я не знаю, как мне писать, Андрей… Как облекать в слова то, что приходит, как не испортить, не переиначить смысл, а отдать его таким, каким принял его? И как его все же оформить? Снова зачеркиваю и снова стираю написанное ранее: не то, не то… За той парой предложений обнаруживаются еще пять, верхние становятся ненужными, использованными, копаешь дальше, и так – слой за слоем – продвигаешься, как кажется, в самую суть. Попутно, между делом, стряхиваешь удобно расположившиеся каркасы заржавелых штампованных фраз, продираешься сквозь встающие на дыбы необъезженные словосочетания. Попутно, между делом, спиной решаешь миллионы бытовых проблем и – как обычно – прогоняешь прочь жесткой метлой лень и хандру, чтобы снова зачеркивать и стирать…Хотелось бы меньше объяснять и меньше описывать – взять и переложить бы все в первозданном виде читателю, из ладошек в ладошки, как в детской игре. «Колечко, колечко, выйди на крылечко!..» Я знаю, что нельзя так, Андрей, знаю… Нельзя бесконечно стучать лопатой и отмывать, и очищать то, то уже невозможно очистить. Не дай бог упереться однажды в ту темноту, что совершенно уже без слов и эмоций, поглотившую в себе даже мое собственное представление о ней, мое воображение... Страшна она даже не тем, что прижмет меня к стенке и попросту лишит разума. А тем, что возьмет, да и обнаружит под собой какую-нибудь банальнейшую и глупейшую вещь, которая конец всему, и не смогу я разрешить эту загадку, не найду в себе сил пережить это предательство…
И все-таки…
— Друг мой, где-то была наша с тобой оптимистическая нота… Ты не видел, может, закатилась под твой стол? Пора поискать... – Вот, улыбнулся, наконец, наш ворчун…
И все-таки… Шаря в темноте влажными пальцами по сырым шершавым камням в поисках выхода, натыкаюсь на чьи-то руки и соприкасаюсь с ними всей ладонью. Человеку нужен человек, несмотря ни на что — это точно, и ты давно это знал, Андрей… И потому мы встречаемся во мраке собственных лабиринтов, живые – и уже нет – и чувствуем необходимость друг в друге, и просим друг у друга совета и помощи. Стоит только захотеть – и ты рядом, и я возрождаю в памяти твои образы, вспоминая и создавая попутно свои, наблюдаю за героями и вижу мир твоими глазами, слышу твоими ушами музыку, прошивающую, пропитывающую тобою созданную жизнь, музыку, уже внутри самой которой – смысл, сопровождаемый и проецируемый… Ее мог написать лишь тот, кто был тогда с тобой – там. Для тебя, для нас…
Знаешь, Андрей, зажигая тебе свечу на Сен-Женевьев де Буа, я совсем не удивилась словам на твоем надгробии: «Человеку, который увидел ангела». Как это верно. И как это здорово… Удивительный ты мой человек! Мне так хотелось подарить тебе что-нибудь, порадовать – да пока нечем. Разве что знакомством с моим другом – тем, что за столом. Он придуман мной, но почти реальный, потому что взял привычку спорить со мной по каждому поводу. Видишь, он и сейчас пытается мне что-то сказать и спрашивает, как всегда требует ответов на бесконечные свои вопросы. Ты знаешь – у меня и самой их предостаточно…
— Послушай, друг мой, милый мой друг, не надо, не спрашивай, не говори больше ничего… Давай помолчим, давай просто помолчим. Хотя бы попробуем, ненадолго, ненавсегда. Прислонившись спинами, глядя в разные стороны, чтобы не мешать друг другу, оставаясь рядом. Нет больше ничего из того, что было с нами раньше – ни в памяти, ни на языке, ни в душе. Тишина откликнется, оглянется на наше немое вторжение, оценит наше желание и даст в награду возможность… Хочется верить. И жить бесконечно, и лететь над миром, не боясь внезапного своего отторжения, ничего, ничего не страшась…
А… Ну конечно, ты опять болтаешь со своим приятелем. О чем вы на этот раз? Мне бы твое терпение, право слово!
— А как это – не думать? – спрашивает приятель вслед оброненной тобой фразе, и голос выдает его внезапное раздражение. – Всегда же о чем-то думаешь, ну, мысли же разные: о том, о сем…
Ты отвечаешь с улыбкой:
— Что ты, это же так просто… Слышишь музыку? Уцепись за мелодию и повисни на ней, раскачиваясь, становясь ее звуком, ее составляющим. У звука нет мыслей, есть только… Ветер, слабое дыхание, выталкивающее его в мир живого, в мир слушающего… Вот, смотри: разбежалось и слилось с другим, и умножилось, и разделилось, и покатилось монеткой по полу… Понимаешь?
 
— Как ты это хорошо говоришь, друг мой, как верно. Нет у нас с тобой никакого творческого кризиса, так и передай своему приятелю… Итак, на чем мы остановились? Пожалуй, вот с этого места...
Видишь, Андрей, сейчас и он — тот, что за столом — побежит по своим словам и строчкам, словно волнам, прозрачным, легким… А когда, наконец, вырвется из этого буквенного плена и сможет посмотреть на созданное им со стороны, моими глазами, глазами придуманного им друга, он почувствует: да, все именно так. Все сошлось и легло на свои места. Где-то в параллельном мире зашелестят приклеенные к вентилятору полоски бумаги, и женщина с темными глазами тихо прошепчет фразу, и будет слышно лишь «…научиться любить…»
Мы все снова встретимся, Андрей, на этих твоих словах, чтобы улыбнуться друг другу и начать все заново. Каждый — по-своему. Спасибо тебе и до встречи…
— Да, мой друг, с этого места: «Мы пришли сюда только затем, чтобы…»
***************
 
*Кастальский ключ — источник на южном склоне горы Парнас около г. Дельфы в Греции. Говорят, что 3 глотка из источника обещают вечную молодость, шесть – творческое вдохновение, девять – либо все блага на свете, либо – лишение всего, что уже имеешь…
Copyright: Юлия Артэ, 2009
Свидетельство о публикации №222309
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21.09.2009 09:16

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта