Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Лео Воронин
Объем: 16701 [ символов ]
Разум судьбы
(подражание Мишелю де Монтеню)
 
Самые незначительные события, которые происходят в нашей жизни иногда, спустя какое-то время, начинают выделяться из общего ряда таких же заурядных событий своими последствиями и воспринимаются нами как особенные «случаи». К некоторым из них еще позже приклеивается слово «судьба». Причем близорукость человеческого взгляда, лишь смутно видящего ближайшее будущее, и ограниченность фантазии, неспособной шагнуть существенно дальше имеющегося опыта и раньше увиденных картинок, не способны предсказать, как именно судьба, приходящая в нашу жизнь, разыграет очередной свой сюжет, что она привнесет в нашу жизнь. Ее разум намного изощреннее, изобретательнее и, что еще более важно, справедливее нашего.
Надеюсь, следуя рекомендации Мишеля де Монтеня, мне удалось пропустить через себя его эссе «Судьба нередко поступает разумно» и избежать в вышеизложенных строчках голого заимствования чужих мыслей, равно как банальности и заурядности в изложении собственных.
В последнее время я стал очень внимательно относиться к тому, какие книги попадают ко мне в руки и каким из них удается завладеть моим умом. После этого еще более интересным бывает проследить, как именно эти книги попали в мое поле зрения. И интересная закономерность, чем более захватывающей и значимой для меня оказалась книга, тем более случайным было ее появление на моем столе. Вспоминая череду событий, которые указали на ту или иную книгу, понимаешь, что совсем чуть-чуть, и ты мог бы пройти мимо. Между тем, выясняется, что именно эта книга дала тебе нечто, что было необходимо именно в те дни или даже часы, когда перед тобой были открыты ее страницы. Судьба подкинула твоему уму именно ту пищу, к которой он испытывал тягу именно в этот момент времени. С точки зрения здравого смысла это выглядит не менее чудесно, чем, если бы человек, желающий отведать тех или иных заморских фруктов, мгновенно переносился бы в страны их произрастания, а не шел бы в ближайший супермаркет. От этого подарки судьбы в виде приобретенных мыслей, идей, просто каких-то фактов становятся еще более ценными.
К примеру, не лишено мистических составляющих мое знакомство с господином Монтенем, жившем в той бурной Франции, которую все знают по романам Дюма.
Итак, работая над своей собственной книгой, я начал сталкиваться с тем, что для качественного и уверенного изложения той истории, которая созрела у меня в голове и начала принимать уже определенные формы на бумаге, мне нужно все больше и больше фактической подпитки, детального углубления в те или иные аспекты деловой и культурной жизни США, в отдельные исторические этапы ее развития. Пускай, я коснусь этого лишь вскользь, но я должен быть уверен в четкости и правдивости деталей, чтобы не подставить под сомнение у будущего читателя главное, о чем я буду писать. В результате у меня накопилось около десятка книг и множество электронного текста. Вернувшись в Москву из многолетней командировки и имея множество свободного времени впереди, я начал обдумывать с чего начать?
Велико было искушение начать, как мне казалось, с главной книги: «Дом Моргана» Р. Чернова. Ведь своего главного героя я «поселил» именно в этот не только все еще могущественный, но и приобретающий еще больший вес и значение в результате великих игрищ под названием «глобальный финансовый кризис» конгломерат. На очередь к прочтению стояли и другие книги: о становлении нефтяных кланов Техаса, о столкновениях интересов различных финансовых кланов на Уолл Стритт, об оценках деятельности различных президентов США в экономике, политике, обороне, биография Руперта Мердека и другие книги. И была еще одна. Так сказать, хит уходящего сезона. Книга, которая стала не только бестселлером, но и самой упоминаемой и цитируемой среди трейдеров, аналитиков, юристов и прочих обитателей застеколья Манхеттена. Не коснуться ее в своей книге – это значило упустить важную деталь, характеризующую дух и настроения людей в тот замечательный 2008-й год, о котором я пишу. Речь идет о книге Нассима Николаса Телеба «Черный лебедь». И главным фактором, в результате которого я выбрал именно эту книгу стало не ожидание ее ценности и полезности, в этом плане я на многое не рассчитывал, а то простое обстоятельство, что она была подарена достаточно давно и уже более шести месяцев пылилась на полке. Между тем, подарена она была человеком, которому я многим был обязан. И то, что все это время она пролежала закрытой, давило на меня, как давят просроченные долги перед людьми, которых ценишь и уважаешь. От этого бремени надо было избавляться.
Книга оказалась вполне занятной, но не настолько, чтобы тонуть и забываться в ней на несколько часов подряд. В разных вариациях, но все вращалось вокруг идеи о том, что наш мир намного сложнее, чем мы пытаемся его изображать. В нем правят случайные события. Более того, мир подвержен экстремальным событиям, которые невозможно прогнозировать и которые, произойдя, целиком и полностью меняют наше представление о прошлом опыте. «Черные лебеди» появляются в нашей жизни внезапно и судьбоносно. Человеческий разум потом находит логическое объяснение, почему то или иное событие произошло, и после этого появляются вопросы, почему же никто это не смог предсказать? А ответ очень прост, и он лежит в человеческой природе. Люди стремятся к простоте, они хотят видеть мир понятным и не сталкиваться со сложными задачами и проблемами. А жизнь из раза в раз напоминает человеку, что он слаб, его разум не способен спрогнозировать не только такие «элементарные» вещи как цены на нефть, курсы валют, но и куда более существенные события: начало и продолжительность войн, финансовые кризисы и т.п. Есть и более курьезные вещи. Ни одна супружеская пара, принимая решение создать семью, не может прогнозировать, сколько лет просуществует их союз. А такой прогноз крайне нужен для повседневных решений: смена места жительства, приобретение квартиры и другого имущества, зачатие детей и многое другое. В результате прогнозные сроки чаще всего упрощаются до формулы «на всю жизнь». Когда же семья распадается, это всегда внезапно, не важно, распадается ли она через три месяца после свадьбы или через 10 лет. Потом, по прошествии времени, все задействованные лица приходят к выводу, что все было закономерно. Вспоминается много деталей и фактов, обосновывающих неотвратимость движения к разводу. Представляю себе ситуацию, когда жених обратится к невесте с вопросом: «Любимая, исходя из того, что я знаю о тебе, о твоих родственниках, ну, и, разумеется, о себе, вспоминая все слова, сказанные тобой, думаю, наш брак будет иметь большие шансы распасться уже через три-четыре года. Ты все еще хочешь выйти за меня за муж?». Куму нужна такая головная боль? Гораздо спокойнее, по крайней мере, на какое-то время, исходить из прогноза «на всю жизнь».
Так происходит с человеком в самых разных жизненных ситуациях. Он усердно прячется от непонятного и непредсказуемого, борясь за выживание и сохранение здравого рассудка. А для последнего важно еще и то, что люди, не учатся на прежних ошибках. В противном случае, они сошли бы с ума либо от страха перед новыми промахами, либо от тщетных попыток просчитать то, что не поддается ни логике, ни калькуляции. И в то время как для каждого человека вся жизнь – это периодические визиты «Черных лебедей», каждое это новое чудо встречается с таким изумлением, как будто бы ничего подобного раньше не происходило.
Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые «Черные лебеди» случаются в жизни человека, действительно, лишь однажды, как, например, рождение и смерть. У многих родителей есть история того, насколько случайной была их встреча, какая удивительно тонкая цепочка событий привела к этому. А если учесть, что человек рождается с набором внутренних и внешних качеств и свойств, данных ему временем, местом рождения, его родителями, дедами и прадедами, то уникальность явления на свет человека таким, каким он получился, должна была бы поражать воображение кого угодно. К сожалению, и в данном вопросе большинство предпочитает придерживаться более упрощенных подходов. Так проще жить. Среди прочего, это помогает терпеть или причинять зло, и трудно сказать, что хуже, когда ты самому себе причиняешь зло или по отношению к другим, когда терпишь зло причиняемое другими тебе или миришься со злом, причиняемым другими людьми кому-то еще?
Только совершив какой-нибудь поступок, понимаешь, что он означал для тебя или для других людей, к каким последствиям привел. И результаты бывают крайне неожиданными, но как потом выясняется, очень закономерными. За случайными приобретениями следуют утраты, за напастями и горестями неожиданные подарки – судьбы. Не было бы одного, не произошло бы и другого. Не было бы счастья, да несчастье помогло, что Бог не делает все к лучшему – примерно так отражает эту логику народная мудрость.
Небезынтересным бывает поискать причинно-следственные связи и в более заурядных событиях и явлениях. Так, своего «черного лебедя» я выловил непосредственно в книге Н. Талеба. Меньше двух страниц в ней было посвящено Мишелю де Монтеню, но насколько заворожено я их читал. Поразили первые же строчки. В 38 лет он бросил вполне почетную и доходную должность мэра г. Бордо, чтобы заняться тем, что ему было больше по душе: путешествовать и писать. Практически и мой план действий, и второй намек мне, после «Мастера и Маргариты», где лотерейный билет обеспечил человеку возможность освободиться от бремени неинтересной ему работы и заняться делом для души, что не один я такой экстравагантный. Были безумцы и до меня и не только в литературных фантазиях. Еще более важным для меня оказалось совпадение взглядов этого человека, жившего четыре с половиной столетия назад с моими собственными. Я отложил книгу и бросился к Интернету за дополнительными сведениями о Монтене. Я читал комментарии к его взглядам на саморазвитие, отношение к обществу, к государству, к женщинам, к воспитанию детей и казалось, что пишут не о нем, а обо мне. Кроме того, само появление литературного жанра, который и мне оказался очень близким, - эссе приписывают именно Монтеню. Через несколько дней я поехал в книжный магазин и купил сборник его эссе. Я стал читать «Опыты» М. Монтеня и страница за страницей дарила мне строчки и фразы, которые рассеивали мои сомнения относительно обстоятельств выбора мною своего нового жизненного пути, вырисовывающегося еще слишком призрачно. Из всего разнообразия людей, окружающих меня в моей жизни, наиболее действенную поддержку оказал мне человек, живший в другой стране в другую эпоху, не поленившийся записать свои мысли.
Но если вспомнить череду событий, предшествовавших моему знакомству с господином Монтенем, то встреча с ним была отнюдь не гарантированной. Начни я читать Талеба раньше, вполне вероятно я бы просто не дошел до того момента, где речь зашла о Монтене, оставив книгу недочитанной, как бывает, когда уже на четверти прочитанного понимаешь, что сам себя заставляешь читать, книгу, а не наоборот. Или, не созрев до встречи с этим французом, проскочил бы эти страницы как многие прочие. А отложи я «Черного лебедя» на более позднее время, была ли мне все еще нужна помощь и поддержка? К каким бы решениям я пришел или, наоборот, от каких бы отказался? К счастью, сослагательное наклонение в жизни к произошедшим событиям неприменимо. Впрочем, будущее оставляет без интересных ответов еще больше вопросов.
Возможно, немалую роль в моем восприятии написанного философом-гумманистом М. Монтенем сыграла еще одна книга, которую я прочитал на несколько месяцев раньше Н. Талеба, и которая не только сильно впечатлила меня, но и помогла разобраться в некоторых тревоживших меня на тот момент вопросах. Книгу П. Ньюмана «Предназначение души» я прочитал, как позже мне стало ясно, чтобы привести в порядок свое мировоззрение, отношение к людям, к самому себе, свести воедино разбросанные по разным уголкам сознания осколочные взгляды на религию, жизнь и смерть, любовь, профессиональную деятельность и многие другие вещи, о которых, так или иначе, периодически приходится задумываться человеку.
Автор, по сути, систематизировал записи психотерапевтических исследований своих пациентов, в ходе которых он вводил их в глубокий гипноз и общался с их «душами», которые рассказывали об опыте своих прошлых жизней, о своем существовании в потустороннем мире. Слово «души» я взял в кавычки, чтобы подчеркнуть возможность скептического отношения к «документальному» характеру книги. Как человек, привыкший скептически относиться к «сенсациям», я допускаю, что все эти записи могут быть либо вымыслом, либо искажением сути происходившего между врачом и пациентами в реальности. Важно другое. Книга талантливо доносит до людей важность вечных ценностей, перекликающихся с библейскими заповедями, учениями других религий, да и просто с общечеловеческими понятиями о добре и зле.
Если изложить основные идеи книги, то следует выделить утверждения о бессмертности наших душ, о том, что они приходят на Землю, чтобы самосовершенствоваться и развиваться, не причинять вред и зло другим таким же душам, мужественно переносить испытания, никогда не отчаиваться, верить в справедливость высшего разума, что судьба человека зависит прежде всего от него самого, от тех решений, которые он принимает и от совершаемых им поступков. В жизни человека лишь периодически случаются узловые точки, где решается, какой дорогой он пойдет, и от этого зависит все дальнейшее, что будет или не будет происходить с ним.
Забавным в моем знакомстве с этой книгой было то, что ссылку на нее в Интернете я обнаружил там, где меньше всего можно было бы ожидать разговоров о столь высокой материи, как предназначение человеческой души: на форуме биржевых спекулянтов. Причем, если бы я заглянул на этот сайт хотя бы на 30 минут раньше или позже, эта ссылка ушла бы от меня как поезд в метро. Но судьбе было угодно, чтобы именно на этот поезд я не опоздал, и я благодарен ей за это.
Рожденный и воспитанный русским человеком, я, естественно, причисляю себя к православному вероисповеданию, хотя истинно верующим человеком, с точки зрения традиционных канонов, меня назвать, видимо, нельзя. Я не соблюдаю посты, редко бываю в церкви, не знаю молитв. С другой стороны, жизнь сводила меня с людьми, которые являлись по-настоящему православными верующими, соблюдающими не только формальные, но и глубокие духовные традиции русской церкви. Все они были мне очень симпатичны и вызывали уважение, но не желание быть таким же.
Главное, что меня смущало в религии, вообще, и в православии, в частности, - это вера людей в то, что именно их религия является единственно верным способом общения со Всевышним, а все остальные верят либо в «неправильного» Бога, либо общаются с ним в «неправильных» архитектурных сооружениях, говорят Ему «неправильные» слова. По-моему, человек настолько самовозвеличил себя, что воображает Высший разум столь же мелочным, обращающим внимание при разборе жизненного пути своих подопечных на то, в какой стране они родились, на каком языке говорили, сколько свечей зажгли и в каких церквях. Не важнее ли мысли и дела людей? Играет ли какую-нибудь роль, во что они верят, если эта вера помогает им становиться лучше и добрее? Не идет ли настойчивое стремление человека зацепиться за соблюдение множества религиозных условностей от его не способности проверить не только чужую, но порою и свою собственную искренность мотивов и побуждений? Неужели, правильно отказывать в способности отличить искреннее сердце от притворного Тому, выше которого нет ничего?
Возможно, эта книга стала для меня удобным оправданием моего скептического отношения к религии как таковой, но, с другой стороны, она укрепила мою веру в ценность человеческой жизни и в право каждого человека самостоятельно определять, во что верить, чтобы быть лучше. И еще, я в очередной раз вернулся к сократовскому «познай себя» как универсальному принципу существования человеческой души на Земле.
Так вышло, что как раз в то время, когда ко мне стали приходить все эти книги, я оказался на том самом узловом перекрестке, все дороги с которого ведут в неизвестность. Передо мной стояла необходимость принятия серьезных решений, касающихся не только моей собственной судьбы, были сомнения, был страх. Потом пришли некоторые решения, скорее интуитивные, чем логические, а уже потом пришли спасительные подсказки, что помимо слепого наития, были в них и разумные зерна, которые возможно принесут плоды более глубокого знания себя. Однако, эти же книги указали мне и на другое, не бояться принять решение – это лишь начало, страхов при их реализации может быть гораздо больше. Есть, правда, еще надежда на то, что силы собственного разума и духа окажутся способными воспринять замысел судьбы.
Copyright: Лео Воронин, 2009
Свидетельство о публикации №219938
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 31.08.2009 14:11

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта