Произведение |
|
Объем: 8596 [ символов ]
|
|
|
|
Наша жизнь и писатель Гайдар |
Иногда очень трудно понять, что вокруг происходит. Ты живешь как раньше, занимаешься тем, чем до этого занимался и, как поется в песне, «вроде все, как всегда». Но изменения, круто переворачивающие твою жизнь и бытие всех окружающих, уже врастают в действительность, как корни в асфальт. Какой-то неощутимый миг, хоп! А все уже по-другому. Где ты был раньше? Все важное уже за тебя решили. Работал ты, к примеру, инженером, откладывал деньги на сберкнижку, голосовал сердцем и скорбел о смерти академика Сахарова. Хочешь, в общем, спокойствия и свободы. На карнавал по телевизору тебе пофигу ( лишь иногда не на сто процентов). Но вот что-то происходит, то ли севрюжина протухла, то ли конституцию расстреляли из танков. И ты уже не инженер, а барыга на рынке, вклады на книжке тю-тю, жена в панике ищет работу не по специальности. Обвели тебя как лоха. Пример невидимых для обывательского глаза изменений налицо. Люди обычно думают о всяком разном, но вот работу над ошибками делают не все. Ну признай, что был не прав, вел себя как баран, плыл по течению сточной канавы. Не принимал решения сам, а позволял другим «уважаемым» товарищам управлять тобой как мартышкой в цирке. Не просто это, проделать анализ своих ошибок… Или можно привести другой пример. Ты слушаешь современное модное радио FM. На работе, в машине, в маршрутке, дома. Новые попсовые песенки появляются там регулярно и в этот обычный день ты был осчастливлен свежей музыкальной дребеденью в исполнении бездарной солистки. «Какая дурь!» - решишь ты, вкусив на слух сию песню в первый раз. Но радио ты продолжаешь держать включенным. Мелодию же, мысленно забракованную тобой при первом прослушивании, там ставят регулярно, изо дня в день и по несколько раз. Опять происходит что-то незримое, але-ап! И ты уже ловишь себя на том, что про себя напеваешь эту песенку. Неказистый мотивчик овладевает тобой медленно, незаметно, но с напором танка Т-90. Вопрос лишь времени, когда именно ты установишь ее мелодией звонка на свой мобильник или закажешь на том же радио в поздравление близкому человеку. Кто-то не просто сделал на тебе деньги, но и нагадил в твои мозги. Придется ходить теперь так, если не примешь меры. Оба примера об одном и том же – не надо быть добровольной жертвой, надо стремиться к пониманию мира, а не мотаться за объективной реальностью, как веревка из задницы шелудивого пса. Причем, важно знать, что совсем не просто стать настоящим гомо-сапиенсом без знаний о мире и о людях. Тут просто крутым чуваком быть недостаточно, здесь надо еще читать умные книжки. Мнение, что в библиотеки и книжные магазины ходят лишь ботаники является в корне неверным. Ибо пропагадистские машины нынче включены на всю катушку и только и мечтают заставить презренных людишек думать не так, как есть на самом деле, а так как требуется в интересах определенных лиц. Тебе же нужно формировать свою жизненную позицию, так? Или тебе нравится, когда в твою черепную коробку нагоняют шлак? Выбирать для чтения литературу следует тоже с осторожностью. Среди горы бумажных переплетов попсы тоже немало. Можно, конечно, сразу ограничить себя чтением только научных книг, но и про художественную забывать явно не стоит. Там люди показаны живыми, но такими, как их видит автор. Нельзя сразу понять, чего ты хочешь, когда даже не знаешь, что вообще есть. Но, чем больше будешь читать, тем скорее разберешься в литературе – где вымышленные сказки, а где суровая правда жизни. Когда, устав от ширпотреба, натыкаешься на книги автора, писавшего о том, что он хорошо знал, а жившего так, как писал, сразу чувствуешь, как в тебя вливаются силы. Тебя можно поздравить – ты нашел крупицу знания о мире. Аркадий Гайдар был как раз таким писателем. Его жизнь и творчество могут научить нас многому. Правнук крепостного крестьянина, он с детства сам пристрастился к чтению. Так Гайдара воспитали родители - в общем, так, как и надо по настоящему, то есть научили самостоятельно мыслить. В десять лет он пробовал сбежать на фронт Первой мировой войны. В таком возрасте он еще не успел разобраться, что война та была не справедливая. Но сам поступок говорит о решимости - раз решил, то надо делать. Но Аркадий Голиков (писательский псевдоним Гайдар) работал над собой, учился и читал дальше. К тринадцати годам он уже осознавал себя большевиком, работал делопроизводителем в уездном комитете партии и участвовал в создании комсомольской организации своего родного города Арзамаса. А в четырнадцать лет, в нежном возрасте юнца, когда многие еще даже и не берутся за вопрос понимания окружающей действительности, Гайдар уже не просто осознал, что к чему в этой жизни, он решил взяться за активное переустройство мира – вступил добровольцем в Красную Армию. Там тяжелая ратная работа захлестнула его с головой. Он видел цель и всеми силами стремился к ее выполнению. Мы пока, брат, так с тобой не умеем. Должность адъютанта командира батальона, Киевские командные курсы, борьба с бандами украинских националистов. И вот Аркадий уже красный командир, его выбрали сами солдаты. А это ведь не просто так - выбрали за дело, за выигранный бой. Как пел бард: «Значит нужные книжки ты в детстве читал». Обстановка гражданской войны была такова, что, проявив блестящие способности и показав решимость в борьбе с врагами рабочее-крестьянской республики любой человек мог продвинуться в командиры и даже в военачальники. Семнадцатилетний Аркадий Голиков закончив Высшую стрелковую школу «Выстрел» становится командиром полка. Под его началом пять тысяч хмурых усатых мужиков, прошедших огонь и воду еще на германском фронте. Но этот факт не только не вводит Гайдара в замешательство, но и приводит к большим победам. Аркадий Петрович участвует со своим полком в разгроме белогвардейского антоновского мятежа, уничтожает банду атамана Соловьева. Ранение и контузия не позволяют 20-летнему командиру остаться в Красной армии, он по состоянию здоровья уволен в «бессрочный отпуск». Но Аркадий не сдается, он начинает писать. Первые литературные неудачи не сломили его. Он учится, набивает руку. Статьи, романы, повести, фельетоны, рассказы. И вот уже книги писателя Гайдара известны всей стране. «Тимур и его команда» просто переворачивают сознание молодежи. А почему? Гайдар не лжет в своих книгах. Он описывает окружающую действительность так, как есть на самом деле, в его произведениях художественные приемы лишь средство для наиболее точного описания правды жизни. Став писателем, Аркадий остается таким же бойцом за построение коммунизма, каким был в рядах РККА – смелым, напористым, видящим цель. Но проходят годы и Гайдар, казалось бы, по всем обывательским нормам, должен остепениться, заматереть, зажраться. Но не тут то было. Как только фашисты напали на Советскую Родину, автор «Школы» и «Военной тайны» используя весь свой авторитет пытается записаться добровольцем в ряды действующей армии. Заметьте, не косит, не объявляет себя гением, которого все должны оберегать, не пытается сбежать за границу, уклоняясь от возможности призыва. Мы знаем, что так поступило бы большинство современных творческих «гуру». Аркадий Петрович в военкомате требует отправить его на фронт на самый горячий участок. Но по состоянию здоровья он никак не может быть призван. В девятнадцатом году шрапнелью будущий писатель был ранен в ногу, взрывная волна сбросила его с лошади и ударила об землю. Ну не годен ты к строевой, успокойся и поезжай в тыл, пиши оттуда статейки и рассказики, вдохновляй народ на подвиги. Казалось, больше этого он уже и не может сделать. Но не такой человек был Аркадий Гайдар. Он едет на фронт не как солдат, а как корреспондент «Комсомольской правды». Зачем великий писатель пошел вместе с батальонной разведкой в тыл к фашистам? Чтоб не соврать в своих статьях. Зачем он возглавил в партизанском отряде оперативно-диверсионную работу? Он считал, что если писатель не боец, то он вовсе не писатель. Советский литератор сам убивал врагов трудового народа, то есть честно делал то, о чем прямо писал в своих книгах. Вот почему его произведения надо читать. Гайдар умел описывать подвиги, потому что сам совершал подвиги с оружием в руках и потому что даже своей смертью в бою доказал свою писательскую правдивость. Даже просто в силу его биографии к Гайдару следует отнестись с большим вниманием. Он расскажет тебе правду о том, что такое жизнь и смерть, что такое борьба за счастье трудящихся. И уже после прочтения хотя бы некоторых книг Аркадия Петровича никакой современный киношный Рембо не покажется тебе супергероем, а твоя собственная цель и твой собственный путь станут для тебя намного яснее. |
|
|
Copyright: Вячеслав Сычёв, 2009
Свидетельство о публикации №216539 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.07.2009 01:13 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Вячеслав, "Как только фашисты напали на *Советскую Родину*" звучит странно., "требует отправить его на фронт на самый горячий участок." как вариант: требует отправить его на самый опасный участок линии фронта". Спасибо за поддержку! Самое сложное в написании произведений - комические ситуации. Кстати "тупой" смех за кадром тоже пагубно влияет на людей. С уважением, Виталий. | | Благодарю, Виталий за рецензию. И спасибо за советы по доводке текста, но менять уже ничего не буду, ибо поздно - статья уже вышла в печати на бумаге. Издержки нынешних скоростных средств связи. Написал, отправил, а через три дня перечитал - исправлять уже "ушел поезд". |
|
| | С удивлением прочитал Ваш очерк об Аркадии Гайдаре. Не ожидал интереса к нему от тридцатилетнего человека. Гайдар - писатель необычный, со своей, только ему присущей интонацией, очень глубокий и, не смотря на приверженность к коллективизму, вполне экзистенциалистичен. Одна только его "Голубая чашка" чего стоит... Если говорить о соотношении произведений Аркадия Гайдара и моего личного опыта, то отрывок из "Военной тайны", в удовольствии процитировать который я не могу себе отказать, мне говорит о природе антисемитизма больше, чем некоторые солидные статьи на эту тему. - Он думает, что раз он звеньевой, то я ему и штаны поддерживай. Нет, брат, врешь, " нынче лакеев нету. - Конечно, - все так же охотно поддакнул парень. - Это такой народ... Ты им сунь палец, а они и всю руку норовят слопать. Такая уж ихняя порода. - Какая порода? - удивился и не понял Владик. - Как какая? Мальчишка-то прибегал - жид? Значит, и порода такая! Владик растерялся, как будто бы кто-то со всего размаха хватил его по лицу крапивой. С уважением Юрий Канзберг | | Юрий, спасибо за вашу рецензию! Среди многих моих друзей Аркадий Гайдар очень уважаемый писатель. А на "Военной тайне", на мой взгляд, можно даже строить теорию воспитания. Буквально неделю назад я написал еще статью по повести Гайдара "Школа" - как только выйдет в печати, так и здесь вывешу. Интернационалист и участник гражданской войны, Аркадий Петрочич, думаю, насмотрелся на всяких антисемитов и знал проблему не понаслышке. Вообще в Гайдаре меня поражает способность двумя-тремя простыми фразами из диалога точно высвечивать серьезные вопросы. Но как коммуниста, меня, в первую очередь, в Гайдаре интересуют не литературные приемы, а революционная суть его произведений. | | Не хочу впадать в менторский тон, да, и не имею на это никакого права, но не могу не заметить, что я абсолютно убеждён в том, что Вас, как человека склонного к творчеству никогда не заинтересовала бы революционная суть произведений Гайдара не будь они по-настоящему талантливыми. А талант всегда востребован теми, кто понимает, конечно. Вот потому-то Гайдар любим Вами, коммунистом и мной, не коммунистом. Желаю успехов. | | Юрий, я с вами согласен, но лишь частично. Да, Гайдар безусловно талантливый революционный писатель. Были и другие революционные писатели, не идущие в сравнение. Но в таланте важен и вектор. Точнее, вектор даже важнее. Например, Михаил Круг был тоже талантливым. Но что он делал? Он превращал в своих песнях воров и преступников в положительных лирических героев, которым нужно сочувствовать в противовес милиции и честным гражданам-труженникам. Само по себе это, на мой взгляд, есть преступление, так как молодежь часто бывает не защищена, лишена барьеров против такой антисоциальной и одновременно талантливой атаки. Вы видели пятнадцатилетних подростков, мечтающих стать ворами? И ведь станут. Попадясь когда-нибудь им в подворотне, давайте вспомним талантливого идеолога ворья и алчной шпаны. Талант, по моему глубокому убеждению, должен быть направлен на прогресс и развитие. |
|
| | Смело. Сейчас не модно хвалить творчество Гайдара. А у нас в Сибири, где Гайдар гонялся за бандой Соловьева, в прессе давно уже положительным героем представлен Соловьев:( Но я уверена, что только по-настоящему добрый и талантливый человек мог написать "Военную тайну", "Голубую чашку"... Вступление о добровольной жертве тоже очень актуально. :) Согласна с Вашей позицией. | | Наталья, благодарю за рецензию и за солидарность. Эта статья была напечатана в этом году в юбилейном номере молодежной газеты "Бумбараш", даже названье которой навеяно творчеством Гайдара. Там еще была картинка "Аркадий Гайдар убивает своего внука" :) | | :)) Это я насчет картинки. |
|
| | Удивлена (приятно) и ОЧЕНЬ благодарна Вам за искренность и непредвзятость в оценке жизни и творчества великого писателя. Немодная в наше время позиция - искать образцы для подражания среди авторов советского периода. Но эта позиция столь же достойна уважения, сколь и позиция, например, Корнея Чуковского, который в те, советские, времена осмеливался находить примеры для подражания среди "буржуйских" авторов - Диккенса, Честертона и т. д. | | Анна, благодарю за поддержку! Советские авторы часто обладают тем, чего очень не хватает современной литературе: цельностью, принципиальностью и последовательностью. А главное - культом развития. Диккенс мне тоже многим нравится :) |
|
| | Прекрасная пропаганда классики! Только удивлена немного, почему многие сожалеют о его невостребованности, как и вообще о писателях советского периода. Современная детская литература сегодня такова, что, кроме них, читать все равно некого. И кто хоть мельком при выборе книг заглядывает под обложку, выбирает именно этих писателей, а не новейших "гениев". | | Спасибо, Арина, за вашу поддержку! Недавно видел в новом издании некоторые книги Аркадия Гайдара. И это радует. |
|
| | Текст распадается на две части. В первой - пропаганда против пропаганды, во второй про Гайдара. Надо быть внутренне свободным человеком и тогда не будет иметь смысла задаваться такими вопросами, какие ставит здесь автор. Слушать и читать то, что самому хочется, а не навязывается. И одеваться и увлекаться рыбалкой или шахматами. Я предпочитаю джинсовую фирму Ливайс. Потому что качественно, хоть и дорого. И никакая пропаганда не заставит меня одеваться в костюмы фабрики "Красный большевик" | | Эдуард, пропаганды самой по себе не бывает. Бывает пропаганда чего-то и за что-то. Тут важны сами вещи и явления, которые пропагандируют. Одни рекламируют водку и сигареты ради получения прибыли, а другие пропагандируют здоровый образ жизни ради его самого. Что прогрессивнее и полезнее людям? Вот это и главное - а не сам факт пропаганды. А штаны можно найти и подешевле, я так думаю. Но делать одним из своих жизненных кредо марку штанов? Не размениваете ли вы на барахло драгоценную жизнь? | | А причем здесь брахло и размен жизни? Обычная практичность. Найду штаны подешевле, быстрее износятся, следовательно придется покупать еще одни дешевые штаны, а потом и еще... Купил качественные штаны, съекономил деньги и ходить приятно. Также как читать качественную литературу, а мукулатуру сдавать надо, опять же хоть денежку выручишь, хоть какая-то польза будет... |
|
| | А мне фигура Гайдара вовсе не кажется такой романтической... Видимо, отталкивает желание упростить мир до Кибальчиша и Плохиша. Мне эти простые ответы на сложные вопросы уже 30 лет назад казались натяжкой, мир не сводится к героям и предателям. | | Кто вам сказал, что личность А.П.Гайдара романтическая? Он был коммунист, и вы же не будете отрицать очевидное - Гайдар писал о том, что делал и хорошо знал и погиб так, как погибают герои в его же книгах. И почему вы решили, что корректно составлять мнение о творчестве писателя по фрагменту его одной повести? Хотя даже в Сказке о военной тайне мир совсем не сводится к героям и предателям. Почитайте внимательнее. |
|
|
|
|