Произведение |
|
Объем: 5750 [ символов ]
|
|
|
|
Педагог (короткий рассказ) |
- Молодой человек, вы задерживаете очередь! Нетерпеливый голос женщины вывел его из минутного ступора у банкомата. Две тысячи пятьсот девяносто один рубль тридцать семь копеек. Снял две тысячи пятьсот пятьдесят. Зарплата за октябрь. Точнее, приговор, а не зарплата. Алексей отошел от чуда современной техники и еще несколько секунд тупо смотрел на то, как окликнувшая его молодая тетка в модной белой куртке засовывает в узкое отверстие свою пластиковую карту. Вышел из здания телеграфа на свежий воздух и остановился у крыльца. Что теперь делать? Две с половиной штуки — это просто сдохнуть можно. Другого слова не придумать. Алексей смачно ругался про себя матом, забыв про все намеченые планы. Вот твоя работа по специальности! Пять лет в институте, педагогический энтузиазм, теория Макаренко... Дети с девиантным поведением в приюте, где ты работаешь. Приходишь с работы никакой — голова болит от нервного напряжения. Весь день воспитываешь, пытаешься чему-то научить, стараешься привить любовь к чтению вместо идиотского времяпровождения у телевизора, носишься со взрослыми выпускниками интерната по центрам занятости, чтобы хоть куда-то приткнуть на работу человека. Проводишь занятия по правовому воспитанию. Некоторые впервые в жизни слышат, что воровать плохо — пробуешь их переубедить, хотя понимаешь, что бесполезно. Словесные перепалки с отморозками. Не давать опуститься тем, кто мечтает оказаться на дне. Делать замечания за сквернословие. И вот стоять материться самому, получив зарплату. Алексей шел домой. Три дня назад отключили телефон. Семь месяцев не плачено за квартиру. Недавно частично заплатил за свет, но еще больше остался должен. Вчера соседка приходила за деньгами — подъезд скидывается на краску для стен, он сказал, что сдаст взнос сегодня. От бомж-пакетов болит живот. Проехаться на городском автобусе — роскошь. А ведь знал, когда устраивался на работу! Знал! Но сам же себя не хотел слушать. Как же — призвание, нужная обществу работа по воспитанию отверженных. Думал, что выкарабкаешься как-нибудь, найдешь подработку. Шабашки можно делать по выходным... Но в приюте педагогический труд оказался не сахарным. Очень тяжело. Если в выходной не отдохнуть — совсем плохо. Алексей медленно брел по тротуару, засматриваясь на проезжую часть. Кто эти люди в иномарках? Что они делают такого полезного для всех, что могут покупать такие дорогие машины? Как-то крутятся на своих фирмах, что-то профессионально вытворяют в современных офисах и получают солидные деньги. Они могут пойти в кафе и спустить за вечер две или три твоих зарплаты — а твоя работа, наверное, ничто по сравнению с тем, что делают они. Иди крутись, если есть мозги! Алексей поморщился и смачно плюнул себе под ноги. Он считал себя человеком с мозгами. Да, собственно, так и было. Все друзья (а их было немало) говорили ему об этом. Тяга к знаниям, желание добиться истины в спорах на общественно-политические темы. Ему советовали как можно заработать, подороже продаться. Советовали, как надо крутиться. Но именно "крутиться" было противно! - Чертов неудачник, педагог … ! - Фраза вслух вырвалась сама собой,но на холодной осенней улице рядом никого не было и никто не услышал этой сквозь зубы произнесенной похабщины. Решение пришло само собой. Раз все задолбало, надо заканчивать. Не можешь перестроиться — нечего и мучиться. Наверно, это трусость — уход от правильного решения. Но все было уже решено и оттого стало легче. Домой зашел на пятнадцать минут — взял почти полную полторашку с бензином из кладовки, который еще дядя использовал для технических нужд, а также порылся в столах, искал зажигалку, оставшуюся с тех двухмесячной давности времен, когда еще не бросил курить. Пластиковую бутыль положил в пакет — черный, с медного цвета диагональными полосками. Зажигалку — в карман. До этого проверил — горит. Потом вышел на улицу и защемило сердце. Ведь это не решение проблемы! Бросай свою дурацкую работу и иди на водочный завод грузчиком — платят семь с половиной тысяч! На стройку — не меньше девяти! Подучишься плитку класть или штукатурить - и без полупроститутского "крутиться" будешь зарабатывать на хлеб с маслом и на вечера в кафе. Иномарку, конечно, не купишь — да она тебе и не нужна. Чего тупишь, парень? Эх, мать... Жить-то как хочется!.. Не, уже почти дошел, передумывать поздно. Это нужно ведь - тем воспитателям и педагогам, которые робко получая гроши, делают свое важное дело. Может кто-нибудь из них и осознает что... А может и не осознает... На площади у областной администрации прохожих было мало. Будний день, чего по площадям людям шляться? Но мимо проезжает большой поток машин, общественный транспорт битком набит пассажирами. Над входом в дворец орден Ленина, оставшийся еще с тех времен, когда воспитатели получали квартиры, отдыхали на море и не были изгоями. Остановился, как будто турист, осматривающийся по сторонам. Надо решиться, надо решиться. По лестнице в обладминистрацию ходят редкие люди - кто заходит, кто в пиджачке и с папочкой в руках достает ключи от своей новой машины, собирается уезжать по важным депутатско-чиновничьим делам. Ну, что встал? Страшно? Хватит стоять, решайся. Надо умереть. Надо умереть. Пошел по лестнице, встал на широкой площадке у входа. Вокруг все спокойно. Эх, люди добрые... Быстро достал бензин и облил себя. Добросовестно - как будто делал свою работу, облил всего себя, со злорадством начав с головы. Отбросил еще не пустую бутыль и этой же рукой достал из кармана джинсов зарплату - Две тысячи пятьсот пятьдесят рублей. Окрикнули, завизжали. Достал зажигалку, краем глаза заметил серо-синюю тень милиционера, выскакивающего из входа в здание. Зажег. Последняя мысль - успел. Больно... |
|
|
Copyright: Вячеслав Сычёв, 2009
Свидетельство о публикации №215718 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.09.2009 17:03 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | По-моему, совершенно нереалистичная вещь. Во-первых, педагоги в детдомах получают доплату, и очень нехилую. А во -вторых, в педагоги не идут честные и любящие детей. Идут бездарные, ленивые, недалекие. Или те, кому не повезло в жизни, и больше деться некуда. Мужчина- педагог - ничего глупее я в своей жизни не видела (а видела их немало). | | Елена, вы заблуждаетесь. Во-первых, Ушинский, Макаренко и Коменский совершенно не заслуживают тех оценок, которые даете вы. И что за женский шовинизм? Почему вы отказываете мужчинам в праве быть педагогами? К счастью, на моем жизненном пути часто встречались учителя-мужчины, при этом много очень хороших. Беда в том, что сейчас нет условий для того, чтобы молодежь ответственно и целеустремленно шла в педагоги. Во-вторых, приют и интернат - разные учреждения. Но зарплаты и там и там зачастую микроскопические. Два года назад воспитатель восьмого разряда мог получать именно такие деньги (две-три тысячи). Именно поэтому люди и не идут в педагоги. А общество, где учитель и воспитатель доведены до состояния изгоев - нежизнеспособно. Когда к вам ночью в переулке пристанут пьяные отморозки, не обижайтесь - тот, кто мог бы их воспитать, ушел на другую работу. |
|
| | Вячеслав, у Вас неплохо получается излагать. Мне понравилось начало рассказа. Хотя практически нет диалогов – рассказ довольно живой, но вот не реальный, это точно. Вы вложили в мысли и поступки главного героя, свои мысли и чувства, но это мысли и чувства уже познавшего жизнь человека, они как-то не вяжутся с молодым человеком Алексеем. Простите, но я не верю, что молодой неглупый мужчина был настолько патриотом. Мне кажется, он не стал бы долго работать за гроши, уж наверняка подыскал бы себе что-то получше. Мне кажется, здесь нужна веская причина, которая заставила молодого человека работать именно в интернате, допустим, он сам из интерната, или дал слово самому себе, или в споре с сокурсниками, или был упрямым, а у Вас этого не прозвучало, поэтому сюжет заставляет усомниться в правдоподобности. Может вставить где-то, когда он бредёт по тротуару, воспоминания, где будет объяснена причина, это , мне кажется, сделает рассказ ещё более интригующим. В целом рассказ интересный, но он мог бы стать ещё интереснее, если добавить эмоции, все-таки такой поступок он требует огромного напряжения. Вот какое длинное у меня получилось обращение к Вам. Уж простите. | | Спасибо, Наталья Александровна, за отзыв, за советы. Я и несколько моих друзей в разное время и в разных учреждениях работали педагогами. И, конечно же, мы ушли на более высокооплачиваемую работу. Но представляете, каково это - ощутить свое призвание и уйти в поисках большого рубля? Изменять рассказ, наверное, не буду. Он уже старенький. | | Вячеслав, мы общаемся, прям, как в Аске. Насчёт педагогического труда, мне это хорошо известно, у меня мама педагогом была, по себе знаю все прелести. Это тяжелый, каторжный труд. Требует мастерства и нервного напряжения, ведь работать приходится не только с сознанием детей, а и с их душами. Два, как бы мы хорошо жили, если бы все занимались работой по призванию, а не там оседали, где больше платят. Эх, меня бы в президенты! : )) Что скажите? | | Скажу, что мир надо менять. А литература - один из способов . Но, как верно подметил Маркс, оружие критики не может заменить критики оружием, миатериальная сила должна быть опрокинута материальной же силой :) | | Мудрёно. |
|
| | Прочитала рассказ и полностью разделяю мысли и переживания автора. Прав во всём: и в идее, и в деталях. За плечами тридцать лет педагогического стажа, работы в удовольствие, по призванию, на износ в течение каждого месяца и полное ощущение своей несостоятельности и платёжеспособности, начиная с девяностых годов 20 века. Я женщина. А каково мужчине, молодому специалисту, стремящемуся в школу с новыми идеями и методиками? Как и на что жить, создавать семью? Нет! Не так, неправильно стало всё в нашей богатой талантами и энтузиастами стране. Больно! Больно всё это видеть! И если молчать об этом, то такое может продолжаться бесконечно. А перемены сами не придут. Нужно, чтобы людей, способных что-то изменить, воспитывали педагоги-мужчины. Такое однозначное убеждение сформировалось за три десятка лет работы в школе. Спасибо автору. Надежда. | | Благодарю, Надежда, за отзыв и понимание. Вроде бы Бисмарк сказал, что войны выигрывает школьный учитель. И нет ничего удивительного, что страна наша сейчас трещит по швам, когда педагоги находятся на дне пропасти. |
|
| | Можно, конечно, назвать поступок педагога и малодушием, но можно и подвигом, ведь в противном случае этот несбывшийся Макаренко с годами приспособился бы к жизни, посчитав, что лучше маленький склад, чем большой оклад и тянул бы что-нибудь вместе с директором, либо ушел в грузчики. Очень больную тему Вы подняли, Вячеслав! | | Спасибо, Надежда, за отклик! Самоубийство, как я считаю, можно назвать малодушием, если тихо удавиться дома. Прилюдное самосожжение больше похоже на отчаянный способ побудить других людей к активному действию. А вот уже такое активное массовое выступление может быть вполне эффективным способом борьбы за свои права. |
|
| | Я- педагог. но я не вела уроки, я была педагогом-организатором. а это значит - только ставка и (если достанется при дележе) несколько часов кружковой работы... зарплата - крохи, но опускать руки и погибать... сила воли у вашего героя есть, но что изменит его поступок? да если ВСЕ учительство страны устроит самосожжение - НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ! судя по последним реформам школы - педагоги не нужны государству! больная тема... сейчас некоторые учителя значительно потеряли в зарплате - это что? забота о педагогах? многие уходят из школы за большой зарплатой, стоит ли их осуждать. но убить себя - значит сдаться. | | Надежда Николаевна, вы совершенно правильно, на мой взгляд, рассуждаете. Образование нынче целенаправленно уничтожают. А уходя на другую работу учитель и воспитатель убивает себя как педагога (я из таких). Тут как ни крути, а идет самая настоящая классовая борьба. Либо современная буржуазная элита, до боли пошлейшая и гедонистическая, убьет образование, либо педагоги в союзе с другими угнетенными классами вышвырнут вон эту элиту и ее порядки. И я не в коей мере не призываю к самоубийствам. Я лишь попытался на примере самоубийства молодого воспитателя показать все не здоровое и отчаянное положение людей педагогической профессии в современной России. |
|
| | Очень жизненно! Сама 3 года работала в школе. Сестра - учительница. Знаю это чувство - смесь унижения и отчаянья. | | Спасибо, Ольга, за отклик! Даже не хотел публиковать этот рассказ. Настолько наболело. |
|
| | Да уж, концовка трагическая, но к сожалению, подобное имеет место быть. Ну уж фик там, я бы на его месте сначала зарплату истратил, а потом уже с чистой совестью... С другой стороны это абсурд - сводить счёты с жизнью из-за денег и из-за любви. Произведение понравилось. Творческих успехов вам, Вячеслав. | | Владимир, спасибо за рецензию! Но не из-за денег пошел на самосожжение мой герой, а из-за осознания особой значимости своей профессии, которую целеноправленно убивают. Он действовал в интересах дела. Должны же люди понять, что происходит тихая смерть образования в России. | | Вячеслав, прекрасно вас понимаю... и предлог самосожжения был конечно же ваш а не мой. Я - сатирик, и им останусь до гробовой доски. Если вы зарегистрированы в социальной сети Мир найдите меня по ИФ, очень буду рад продолжать с вами общение и там. Что говорить, социальные профессии давно уже не престижны, квалифицированным рабочим тоже не остаётся места в этой жизни. Живут только воры (не имею ввиду криминальных авторитетов) взяточники, менты и купи-продаи. У России невесёлое будущее... С уважением, Vint. |
|
| | Я еще работаю в школе. Унас есть и мужчины, причем очень приличные педагоги, но все они еще подрабатывают, чтобы содержать семьи. Сегодня они стоят перед выбором, потому что нынешняя система и работы, и оплаты - из мира фантастики. Ни опыт, ни звания, ни творческий подход не играют особой роли. Чиновники - вот мерило всего и вся. А женщины? Те, кто пытается сохранить свое "я", без чего не может быть нормального учителя, биты со всех сторон. Многие сегодня уходят. Я пока - на распутье. | | Лариса, я очень благодарен вам за отклик! История не раз показывала примеры того, как доведенные до отчаяния люди добивались победы. Но мне стыдно и больно смотреть на педагогов, которые скорее заглянут в рот чиновнику, чем создадут боевой профсоюз и уже с позиции относительной силы будут диктовать свои условия. Ибо никакой добрый дядя не поможет угнетенным, если они сами не осознают свои интересы. |
|
| | Несогласен с рецензиями, где пишут, что случай не реалистичный. Даже молодой человек, доведенный до отчаняния, привзвание которого быть Педагогом!, может совершить такой поступок. Для героя это единственный шанс в стране, где огромная проблема - невнимание к молодому поколению, которое никто не слышит и не хочет услышать, привлечь внимание к его молчанию! Да дело даже не в том, что рассказ нереалистичный, а в том, что именно такой прозой можно выразить свое отношение к данной проблеме. Абсолютно с вами согласен, Вячеслав! Спасибо за рассказ:) | | Алексей, благодарю за рецензию! У молодежи нынче проблемы разные, поскольку и сама молодежь сейчас не однородна. Тут, как говорится, у кого щи жидки, а у кого жемчуг мелок. Кому-то гарантирована дорога в элиту, а кому-то нужно будет на ошибках учиться бороться за свои права, чтобы хоть как-то улучшить жизненные условия. Такое мое мнение... |
|
| | Обидно! Главному герою не себя надо было жечь, а тех, кто довёл страну до такого состояния. | | Екатерина, спасибо за отзыв! Вы правы, так и надо делать. Но только не в одиночку. |
|
|
|
|