Пьеса в четырёх действиях Действующие лица Взрослые Наталья Андреевна Белова-воспитатель второй группы,двадцати с небольшим лет. Татьяна Ивановна-воспитатель второй группы,двадцати с небольшим лет. Татьяна Петровна-воспитатель первой группы,двадцати с небольшим лет. Ирина Григорьевна-воспитатель третьей группы,двадцати с небольшим лет. Зоя Фёдоровна-библиотекарь,сорока с лишним лет. Галина Алексеевна-директор Детского дома,сорока с лишним лет. Иван Константинович-новый директор Детского дома,сорока с лишним лет. Рафик-шофёр,тридцати с лишним лет. Евгения Дмитриевна-бабушка Милы Крыловой. Гарик Альбертович-муж Галины Алексеевны. Следователь Колосков-тридцати с небольшим лет. Дети Дима Маркин-воспитанник Детского дома,подросток. Оля Иванова-воспитанница Детского дома,подросток. Надя Русалкина-воспитанница Детского дома,подросток. Маша Орлова-воспитанница Детского дома,подросток. Лёня Пуртов-воспитанник Детского дома,подросток. В эпизодах Надежда Александровна-преподаватель французского языка Педагогического института. Работник МОСОБЛОНО. Клавдия Николаевна-работник Министерства образования. Нина-её дочь,подруга Натальи Андреевны. Повар Детского дома. Неизвестный молодой товарищ в ресторане «София». Неизвестный пожилой товарищ в ресторане «София». Неизвестный товарищ средних лет в том же ресторане. Петя-воспитанник Детского дома. Оксана-воспитанница Детского дома. А также Мамин голос. Дети в Детском доме. Взрослые в ресторане «София». Действие первое с ц е н а п е р в а я Деканат Педагогического института.За столом напротив друг друга сидят Наталья Андреевна и Надежда Александровна. Н а д е ж д а А л е к с а н д р о в н а. Что мы для вас можем сделать,Наташа? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Спасибо.Пошлите,пожалуйста,мои документы не в МОСОБЛОНО,а в ГУНО. Н а д е ж д а А л е к с а н д р о в н а. Хорошо.Желаю вам счастья.Мне очень жаль с вами расставаться. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Спасибо.Мне тоже очень жаль. с ц е н а в т о р а я Кабинет в МОСОБЛОНО.Работник МОСОБЛОНО,строгий мужчина в дорогом костюме,сидит,Наталья Андреевна-пока стоит. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Вы позволите мне сесть? Р а б о т н и к М О С О Б Л О Н О. За ради бога.Вы чем-то недовольны? Н а т а л ь я А н д р е е в н а (садится). Почему мои документы оказались в МОСОБЛОНО? Р а б о т н и к М О С О Б Л О Н О. Это естественно.Я не понимаю,как они вообще могли оказаться в ГУНО?У вас же подмосковная прописка.Вероятно,что-то напутали в институте. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Почему вы предлагаете мне немецкий язык?Я просила французский. Р а б о т н и к М О С О Б Л О Н О. Кажется,Наталья Андреевна?Так вот,милая моя,где вы были всё лето?Пришли бы пораньше-мы бы,возможно,подобрали что-нибудь французское.А вообще в Московской области крайне мало школ с французским языком.Что-нибудь ещё? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А если я откажусь? Р а б о т н и к М О С О Б Л О Н О. Тогда мы вам предложим детские дома.Ещё есть вопросы? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Хорошо.Я подумаю. с ц е н а т р е т ь я Небольшая кухня хорошей трёхкомнатной квартиры.За кухонным столом сидят Клавдия Николаевна и Наталья Андреевна.Они не столько едят,сколько разговаривают.Рядом стоит Нина и внимательно слушает. К л а в д и я Н и к о л а е в н а. Кушай,Наташенька,не стесняйся.К сожалению,ничем не могу помочь.У меня в прошлом году был неприятный случай.Помогла одной девочке,устроила её в институт.В школе хватились-нет молодого специалиста.Стали разыскивать.Конечно,нашли.У меня были крупные неприятности.Вот с Ниночкой нет никаких проблем.Красный диплом-сама понимаешь. Наталья Андреевна не притрагивается к еде. с ц е н а ч е т в ё р т а я Переговорный пункт.Наталья Андреевна от волнения кричит в трубку. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Мама,ты как себя чувствуешь? М а м и н г о л о с. Хорошо,доченька.Ты чем так взволнована?Что-нибудь случилось? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Да нет,ничего особенного.Мне предлагают немецкий язык или детский дом.Я не могу преподавать то,что не знаю.Клавдия Николаевна отказалась мне помочь.Наверно,я им больше не нужна.Может быть,пойти в детский дом?Ты как думаешь? М а м и н г о л о с. Иди,доченька,не сомневайся.Начни с детского дома.Дальше будет видно. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (тихо). Значит,детский дом.Ну что ж,пусть будет детский дом. Действие второе с ц е н а п я т а я Вестибюль Детского дома.Как только появляется Наталья Андреевна,в неё летит стул.Наталья Андреевна едва успевает увернуться.Стул с грохотом падает на пол.Наталья Андреевна подходит к группе оживлённых подростков. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (обращается к мальчишке лет двенадцати с бритой головой). Это ты бросил стул?Ты всех так встречаешь или только меня?Почему молчишь?Ну,раз ты-самый активный,отведи меня,пожалуйста,к директору. Бритый мальчишка молча идёт по коридору,Наталья Андреевна-за ним.По дороге пытается завязать разговор. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Ты что-по моде стрижёшься? М а л ь ч и ш к а (ухмыляясь). У нас много таких.Мы не модные-мы вшивые. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Бог мой!Откуда у вас вши? М а л ь ч и ш к а. Оттуда. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Постой!Ты куда? М а л ь ч и ш к а.Вон дверь-перед вами.На ней-табличка. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (вдогонку). Ты забыл сказать,как тебя зовут.Меня зовут Наталья Андреевна.Я буду у вас работать воспитательницей. М а л ь ч и ш к а (не оборачиваясь). Петя. Наталья Андреевна в задумчивости стоит перед закрытой дверью.Через минуту поводит плечами,поправляет чёлку и осторожно стучит в дверь. Г о л о с Г а л и н ы А л е к с е е в н ы. Да-да.Войдите,пожалуйста. с ц е н а ш е с т а я Кабинет директора.За столом сидит Галина Алексеевна.На стульях расположились сотрудники Детского дома.Все-в белых халатах. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Простите? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Здравствуйте.Извините за беспокойство.Я-Наталья Андреевна Белова. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Очень приятно.Присаживайтесь,пожалуйста.Товарищи педагоги,сегодня мы принимаем в нашу дружную семью Наталью Андреевну Белову.Наталья Андреевна,прошу любить и жаловать:Татьяна Петровна-воспитатель первой группы,Татьяна Ивановна-воспитатель второй группы-ваша напарница,Ирина Григорьевна-воспитатель третьей группы,Зоя Фёдоровна-наш библиотекарь.Принимайте участие в нашем разговоре.Для вас это будет полезно.Татьяна Ивановна как раз делится с нами опытом работы со второй группой. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Галина Алексеевна,трудно работать,когда состав группы всё время меняется. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Тут ничего не поделаешь,Татьяна Ивановна.Вам кто-нибудь особенно досаждает? Т а т ь я н а И в а н о в н а. Володя Сидоров.Он же дебил! Г а л и н а А л е к с е е в н а (укоризненно улыбаясь). Татьяна Ивановна,тс-с-с.Разве так можно?Не ровён час,опять внезапно нагрянет Алла Геннадиевна.И что она скажет?Что вы издеваетесь над детьми. Т а т ь я н а П е т р о в н а. Она сама издевалась над детьми,когда здесь работала.Без причины тарелку с макаронами на голову не надевают. З о я Ф ё д о р о в н а. Зато она теперь наш начальник. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А она-кто? З о я Ф ё д о р о в н а. Наша бывшая воспитательница.Не самая лучшая.Один из конфликтов с детьми закончился макаронами.Была вынуждена уйти из Детского дома.Каким-то образом устроилась в ГОРОНО. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Сейчас у н и х очередная кампания.Чехвостят детские дома.Говорят,поступил сигнал,что у нас не всё благополучно.Похоже,ищут стрелочников,чтобы уволить.Помяните моё слово:обязательно найдут. Т а т ь я н а П е т р о в н а. А вы знаете,почему с проверками всё время Аллу Геннадиевну посылают? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Татьяна Петровна,уже все знают. Т а т ь я н а П е т р о в н а. Наталья Андреевна ещё не знает.Эту Аллу Геннадиевну отловили в парикмахерской в рабочее время.С тех пор она в ГОРОНО что-то вроде козла отпущения. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Бог с ней. Наше дело-работать,и работать как можно лучше. Т а т ь я н а И в а н о в н а. В том-то и дело,что она мешает нам работать. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Вы правы.Мешает,к сожалению.Так что у вас с Володей Сидоровым? Т а т ь я н а И в а н о в н а. Жалко мальчика.Но что я могу сделать?Старшая группа над ним всё время издевается.Стравливают его с девятилетним Филей.Заставляют драться.Сами гогочут.Вчера этот мерзавец Сашка Вампир приказал Володе сосать его…сами понимаете.Думаю,Володя скоро опять сбежит. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Ирина Григорьевна,поговорите вы с Вампиром.А я попробую ещё раз поговорить с Володей. (Задумывается на минуту.)Может быть,отправить его на некоторое время в другой детский дом?Он отдохнёт от нас,а мы –от него. З о я Ф ё д о р о в н а. Не дай бог!Взамен нам опять пришлют этого отморозка Васильева.У нас своих хватает.Пусть уж лучше дебил. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Ирина Григорьевна,а как вы относитесь к тому,чтобы вернуть Володю в третью группу-к своим ровесникам?У него там были друзья. И р и н а Гр и г о р ь е в н а. Очень плохо отношусь.Друзьям он отдаёт свой обед,а Вампир отбирает у него ужин.Вы хотите,чтобы он умер с голоду? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Конечно,не хочу.Ладно,будем думать.Наталья Андреевна,не пугайтесь заранее.Чем мне вас порадовать?Работа у нас,как видите,нелёгкая.Но не всё так мрачно.Хотя немало детей с умственными отклонениями,но есть нормальные,хорошие дети.Кстати,в вашей группе их больше всего. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я не из пугливых.Галина Алексеевна,а почему Вампира нельзя определить в колонию для малолетних преступников,а Володю Сидорова-в специализированный детский дом для больных детей? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Вы не видели Вампира.Посмотреть на него со стороны-просто пай-мальчик.А для колонии нужны веские основания.Ни один обиженный им ребёнок не признается во всеуслышание,что Вампир его избивает. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Но почему?! Г а л и н а А л е к с е е в н а. Так запуганы.Всё то ужасное,что мы знаем о Вампире,нам по секрету рассказали наши дети.Вампир-самый взрослый и самый сильный ребёнок в Детском доме.Он единственный,кто два раза оставался на второй год. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Что-то я недопоняла.А Володя Сидоров? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Представьте себе-нет.Никто из нас не заинтересован в том,чтобы Володя задерживался в школе и в Детском доме.Чем скорее он получит хоть какое-то образование и хоть какую-то профессию,тем лучше для всех нас и для него самого. На т а л ь я А н д р е е в н а. Но почему его не поместить к больным детям? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Специалисты считают его нормальным,здоровым ребёнком.Вы знаете,как они определяют умственную патологию? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Понятия не имею. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Детям показывают картинки с изображением мальчиков и девочек.Если они отличают мальчика от девочки,значит,они вполне здоровы.В нашем Детском доме много умственно неполноценных ребят,но все они отличают мальчиков от девочек. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А как обстоит дело в других детских домах? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Наш дом не составляет исключения.Везде практически одно и то же. З о я Ф ё д о р о в н а. А вы почитайте на досуге личные дела детей.Родители лишены родительских прав.Матеря родили своих детей в 15-16 лет,а то и младше.Как говорится,яблоко от яблони недалеко падает. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Но мы же воспитатели! Т а т ь я н а П е т р о в н а. Воспитываем как получается.А вы попробуйте перевоспитать наследственность.У нас с Маргаритой Сергеевной самые маленькие-восьмилетние дети.Сидим мы на днях отдыхаем в нашей комнате.Разговариваем потихоньку.Вдруг врывается Леночка Брызгова: «Татьяна Петровна,бегите скорей,в спальне Игорь Барсика убивает».У самой губки дрожат,глазки на мокром месте.Вбегаю в спальню-и что вижу?Этот подонок завернул котёнка в простыню и изо всех сил лупит им о стену.А кругом стоят детишки и ржут,как лошади.Ну,что?Я отняла котёнка,взяла ремень и «повоспитала» этого подонка по одному месту. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А что стало с котёнком? Т а т ь я н а П е т р о в н а. Леночка его выходила. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Вы по-прежнему хотите её удочерить? Т а т ь я н а П е т р о в н а. Только не я,а мама.Мне не полагается по возрасту. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Вы же губите себе жизнь.Можно ведь найти нормального ребёнка,а лучше-родить самой. Т а т ь я н а П е т р о в н а. Вы не правы,Татьяна Ивановна.Леночка совершенно нормальная.Она такая одна во всей группе.Представляете,в кого она превратится,если я её отсюда не вытащу? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Откровенно говоря,я такого не ожидала.Как будто всё это происходит не в Советском Союзе. З о я Ф ё д о р о в н а. В Советском Союзе и не такое происходит. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Да я от всех скрываю,где работаю. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Почему,Ирина Григорьевна? И р и н а Г р и г о р ь е в н а. А мне,видите ли,стыдно.Воспитатель детского дома-это непрестижно.Между тем я на работу иду,как на подвиг.Каждый день с Вампирами общаюсь.Да нам памятники надо ставить! Г а л и н а А л е к с е е в н а. Товарищи педагоги,вы увлеклись.Памятники нам ставить ещё рано.Мы с вами не в горячем цеху.Хотя,конечно,работа наша-трудная и ответственная.Не надо впадать в пессимизм.Предлагаю Татьяне Ивановне рассказать всем нам и,прежде всего,Наталье Андреевне,как ей удалось добиться таких результатов. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Я тут кое-что написала,но,если разрешите,я-своими словами. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Пожалуйста,Татьяна Ивановна. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Вообще-то больших результатов я пока не добилась.Особенно плохо дело обстоит с теми детьми,которые поступили в группу сравнительно недавно.Что касается моих собственных детей,я имею в виду тех,которых я веду с самого начала,то с ними установлен хороший контакт.Это примерно две трети группы,в основном-мальчики.Дети здоровы… И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Интересно,откуда вы это знаете,если мы забыли,как выглядит наш врач? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Ирина Григорьевна,пожалуйста,не перебивайте. Т а т ь я н а И в а н о в н а. …хорошо учатся,хорошо себя ведут.Как мне это удалось? Работаю помаленьку-как любая мама в своей семье.Действительно,дети меня слушаются.Ещё бы им меня не слушаться!Когда они были маленькие,я их из душа на руках носила в спальню!В моей…в нашей группе старшие помогают младшим,сильные-слабым,отличники и хорошисты-двоечникам и троечникам.Если кому-нибудь интересно,приходите во вторую группу.Всё сами увидите. Г а л и н а А л е к с е е в н а. А вот эта мысль мне очень нравится.Давайте условимся:все педагоги в течение месяца посещают по очереди вторую группу.Через месяц мы соберёмся, я надеюсь,в более полном составе и тогда поделимся впечатлениями от работы воспитателей второй группы.Отсутствующих я оповещу.К тому времени у нас должен быть новый врач. З о я Ф ё д о р о в н а. Наконец-то!Как вам это удалось? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Разделяю ваши чувства,Зоя Фёдоровна.Уволить Людмилу Борисовну никак невозможно.Для Натальи Андреевны говорю,чтобы она была в курсе дела,что Людмила Борисовна,наш детдомовский врач,больна алкоголизмом.Будет лучше,если вы узнаете об этом от меня,чем от кого-то другого.Фактически мы живём без врача.Через месяц Людмила Борисовна обещала войти в наше положение и написать заявление об уходе по собственному желанию.Так что совсем скоро у нас будет новый,абсолютно трезвый врач.Я надеюсь,все удовлетворены? З о я Ф ё д о р о в н а. Вполне.Галина Алексеевна,вы не будете возражать,если я вас покину?А то библиотеку нельзя надолго оставлять без присмотра. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Да,конечно,не буду.Только ещё два слова для вас лично,Зоя Фёдоровна,и для вашего супруга. З о я Ф ё д о р о в н а. Я вас слушаю,Галина Алексеевна. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Через неделю моему мужу исполняется пятьдесят лет.Круглая дата.Мы надеемся отметить юбилей в каком-нибудь хорошем ресторане в кругу наших дорогих сослуживцев.Мы рассчитываем на вас с супругом,Зоя Фёдоровна.Вы же знаете,как Гарик Альбертович к вам относится. З о я Ф ё д о р о в н а. Разве мы можем вам отказать,Галина Алексеевна? С этими словами Зоя Фёдоровна покидает кабинет директора. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Товарищи педагоги,я надеюсь,мы с вами хорошо отдохнём в ресторане,а до этого ещё немного поработаем.Нам осталось решить ещё один вопрос.Если вы не забыли,завтра мы моем наших детей.Особое внимание надо уделить педикулёзным детям. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Галина Алексеевна,вам сдавать «вшивые» тетради? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Нет,сдавать не надо.Держите их у себя,заполняйте,как договорились.Будет необходимость-я их посмотрю. «Вшивыми» тетрадями,Наталья Андреевна,мы между собой называем записи о педикулёзном состоянии наших воспитанников.К сожалению,наши дети время от времени убегают из Детского дома,а когда возвращаются,приносят с собой вши.Каждый воспитатель обязан следить за головами своих детей и делать записи в тетради.С этим у вас не будет хлопот.Сами дети вам помогут.Они охотно проверяют головы друг у друга.Можете быть спокойны:никакого обмана. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А ко мне вши могут перейти? И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Я вам расскажу,как уберечься от вшей. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Очень хорошо,Ирина Григорьевна.А вот что не очень хорошо.Вы стали крайне неосторожны.Мы здесь все свои люди-поэтому,пожалуйста,без обид.Позавчера я видела вас курящей на территории Детского дома.Если видела я,значит,дети тоже могли вас видеть.А это совершенно недопустимо.Вы уроните свой авторитет в их глазах.И тогда нам с вами действительно ничего не поможет. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Галина Алексеевна, я виновата.Больше это не повторится.Я вас уверяю,кроме вас,меня никто не видел.Если бы видели,обязательно бы сказали.В отношении детей ко мне я не почувствовала никакой перемены. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Ну,и славно.Товарищи педагоги,приступайте к своим служебным обязанностям.Наталья Андреевна,останьтесь,пожалуйста.Мы выполним кое-какие обязанности. Воспитатели покидают кабинет директора.Наталья Андреевна подходит к директорскому столу. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Что скажете,Наталья Андреевна?Каковы первые впечатления? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Впечатления противоречивые. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Скажу откровенно,Наталья Андреевна:люди у нас обычно не задерживаются.И это понятно:рыба ищет,где глубже,а человек-где лучше.Но если задержитесь,не пожалеете.Воспитатели у нас на вес золота.Так что отношение к вам будет,как к золоту.Ну,что-настроены работать? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Настраиваюсь,Галина Алексеевна. с ц е н а с е д ь м а я Территория второй группы:спальня мальчиков,спальня девочек,рабочая комната,комната отдыха,умывальник,туалет.Наталья Андреевна находится в комнате отдыха.Это небольшое,полупустое помещение с телевизором и несколькими стульями.Наталья Андреевна вытирает пыль с подоконника.На ней надет белый халат поверх дорогого импортного костюма.Внезапно в комнату вваливается белобрысый подросток.Это Дима Маркин.При виде Натальи Андреевны он останавливается,как вкопанный. Д и м а. Вы моя мама? Наталья Андреевна от неожиданности застывает на месте.Из её глаз капают слёзы.Через несколько минут она берёт себя в руки,подходит к Диме и обнимает его за плечи. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Почему ты так решил? Д и м а. Вы на неё очень похожи. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А когда ты её видел в последний раз? Д и м а. Я её никогда не видел.А папу видел два года назад.Сейчас он в тюрьме сидит.Кого-то прирезал. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Ты-Дима Маркин? Д и м а. А вы откуда знаете? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Догадалась…Нет,я не твоя родная мама.Я-мама приёмная. Д и м а. Как это? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я-ваша новая воспитательница.Меня зовут Наталья Андреевна. Д и м а. А-а-а (явно разочарован). Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я могу быть тебе мамой-ну,не родной,а,скажем,приёмной. Д и м а. Нет,не можете. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Это почему же? Д и м а. У вас слишком много детей.Вы не можете всех любить. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А я постараюсь.Думаю,у меня получится.Истории известны многодетные родители.Они же могли любить всех своих детей. Д и м а. У них было тридцать детей? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. И даже больше. Д и м а. Вы мне про них расскажете? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Обязательно. Слышен шум шагов.Дима настороженно прислушивается,потом скрывается в спальне мальчиков.В комнату отдыха входят Оля Иванова и Надя Русалкина.В руках они держат тарелки с едой.Увидев Наталью Андреевну,здороваются в один голос. О л я. Здравствуйте. Н а д я. Здравствуйте. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Здравствуйте,девочки.А почему вы не поели в столовой? Девочки смущены. О л я. Мы поели.Это для Маши. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (вспоминает,нахмурив брови).Маша Орлова…С ней что-нибудь случилось? О л я. Да нет,ничего особенного.Просто объявила голодовку. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Это по какому же случаю? О л я. Её хотят обрить наголо. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А,так она убегала из Детского дома.И далеко? Н а д я. А она всё время в одно и то же место убегает.Все знают.Дура.К полюбовнику бегает.Здесь недалеко. О л я. А ты умная? Н а д я. А я умная.Я не убегаю.Я здесь гуляю.Её с пустыми руками вернули,а я за джинсы даю. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А сколько Маше лет? О л я. Тринадцать. Н а д я. Ещё не исполнилось. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А где она сейчас? О л я. Скоро придёт. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А ты бы не могла её позвать?Я-ваша новая воспитательница Наталья Андреевна. О л я. Понятно.Хорошо,сейчас сбегаю. Ставит тарелку на подоконник и уходит. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Надя,скажи,пожалуйста,а многие ребята бегают? Н а д я. Да нет.Оксанка всё время бегает-к мамке.Дурочка потому что.Мамка её не пускает,а она всё равно бегает. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А почему мама её не пускает? Н а д я. А Оксанка ей мешает.Когда она ещё маленькая была,уже мешала.Мамка полюбовника приведёт-а в комнате тесно.Так она Оксанку в шкафу держала,чтобы не мешала.Там и кормила.Потом её родительских прав лишили,а Оксанку сдали в Детский дом.А она,дурочка,к мамке бегает,та её выгоняет,зво´нит в Детский дом:заберите Оксану.Воспитатели её привозят,а она ещё нам врёт с три короба:мамка так обрадовалась,накормила-напоила,спать уложила.У неё,наверно,не все дома. Появляются Надя Русалкина и Маша Орлова. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Маша,ты есть хочешь? М а ш а. Да нет,я не голодная. На т а л ь я А н д р е е в н а. А девочки тебе еду принесли. М а ш а. А я их просила?Сказала же:голодовку объявила. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А чего ты добиваешься? М а ш а. Посмотрите:у меня красивые волосы?Красивые.Ну,и что я без них буду делать?Кому я лысая нужна? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Но в них,наверно,много вшей? М а ш а. Ну,и что?Выведу. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Так до сих пор же не вывела. М а ш а. Когда-нибудь обязательно выведу.А постригут-с голоду помру. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я тебе обещаю поговорить с Галиной Алексеевной.Скажи откровенно:ты сегодня что-нибудь ела? М а ш а. Нет.И не буду. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А у меня с собой есть бутерброды.Я их из дома принесла.Бутерброды будешь? М а ш а. А с чем бутерброды? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. С сыром и с колбасой. М а ш а. Нет,бутерброды не буду. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Ещё бананы есть.Бананы будешь? М а ш а. Бананы…бананы буду. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Сейчас принесу.Только с условием:завтра отменяешь голодовку. М а ш а. Тогда не буду бананы.И голодовку отменять я не буду. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Хорошо,безо всяких условий.А завтра бананы принести? М а ш а. Ладно,бананы принесите.А больше ничего не буду. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Девочки,у меня дома много бананов и других вкусных вещей.Поедете ко мне в гости? Н а д я. Пурт уже наездился. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Это,наверно,Лёня Пуртов?А к кому он наездился? Н а д я. К одной тётке.Она хотела его усыновить.Он к ней ездил-она его заставляла на своём огороде работать.Пурт же безотказный.А один раз она его к себе в постель уложила,чтобы…сами знаете.Он от неё сбежал и больше никуда не ездит.Не пойму-как он её сразу не раскусил.Он ведь такой умный! Н а т а л ь я А н д р е е в н а. У меня нет огорода.На огороде мы с вами работать не будем,зато будем отдыхать.Например,в театре.Как вы относитесь к театру? О л я. Лучше в кино или в зоопарке. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А Лёню с собой возьмём? О л я. Да он вряд ли согласится.Вообще он сговорчивый и очень умный.Всем уроки помогает делать.По ночам на кухне картошку чистит.Он там тёте Нюре про философию рассказывает.Но после этой тётки никуда не ездит.Девки,поедем в гости к Наталье Андреевне? М а ш а. Замётано. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (улыбаясь глазами).Значит,замётано.А с Лёней Пуртовым я попробую договориться. Действие третье с ц е н а в о с ь м а я Прошло полгода.Комната воспитателей.Это тесное помещение,куда воспитатели заходят,чтобы отдохнуть от детей и излить друг другу душу.Ирина Григорьевна решает кроссворд. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Девочки,кто написал «Иоланту»?Много букв. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Чайковский,конечно.Татьяна Ивановна,мы вас прервали.Вы что-то говорили о новом враче. Т а т ь я н а И в а н о в н а (поморщившись). Хрен редьки не слаще.Елизавета Антоновна дымит,как паровоз.И всё норовит в присутствии детей.Мало того,что от её авторитета остался один пшик,она заодно роняет наш авторитет в глазах детей.Ума не приложу,как дальше работать.Весь Детдом держится на нашем авторитете. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я пыталась это объяснить в ГОРОНО. И р и н а Г р и г о р ь е в н а (забыла про кроссворд). Я догадываюсь,какая была реакция. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Не трудно догадаться.Мне сказали,что наш новый директор-интересный мужчина и настоящий джентльмен и что мы на него наговариваем. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Да,это абсолютно бесполезно. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. А почему ГОРОНО за него так заступается? Т а т ь я н а И в а н о в н а. Похоже,там его боятся.Он же к нам пришёл из Министерства,у него остались связи. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. И что ему там не сиделось? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. По сведениям ОБС,он разошёлся с очередной женой и,как честный человек,оставил ей квартиру.Точнее,был вынужден.Жена застала его с любовницей,и он испугался огласки. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Теперь понятно.Надеется в Детском доме быстро получить новую квартиру.Подумать только:выгнали Галину Алексеевну,чтобы на её место поставить это огородное пугало. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. С одним пугалом мы бы как-нибудь справились.Плохо то,что он с собой притащил свой огород. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. А где он откопал повара?Он же перетравит всех детей! Т а т ь я н а И в а н о в н а. А бог его знает.Говорят,этот повар в недавнем прошлом был обувщиком.Создал подпольный цех по производству женских сапог.Его засекли,на книжке обнаружили двадцать пять тысяч.Был суд,но он как-то выкрутился.Вроде бы-откупился. И р и н а Гр и г о р ь е в н а. Это он рекомендовал директору шофёра? Т а т ь я н а И в а н о в н а. Он-кто же ещё. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Это вообще феноме´н.Я говорила в ГОРОНО,что Рафик живёт в Детдоме.Устроил здесь настоящий бардак.Пристаёт к девочкам,тащит их в свою постель. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Да ну?Этого я не знала.Хорошо,я с ними поговорю. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Поговорите,пожалуйста,Ирина Григорьевна.Они только вас и слушают. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Пока ещё,слава богу,слушают.А может быть,сказать директору? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Не вижу смысла.Это же он поселил шофёра в Детском доме.И потом он детей боится,он не будет с ними разговаривать. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Вы правы.Типичный кабинетный работник.Запрётся у себя в кабинете и сидит там до самой ночи. Т а т ь я н а И в а н о в н а (смеётся). Девочки,он не отходит от телефонной трубки.Ждёт звонка сверху.Демонстрирует начальству своё трудолюбие. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (задумчиво).Да,очень не хватает Галины Алексеевны. Стук в дверь.Входит Зоя Фёдоровна. З о я Ф ё д о р о в н а. Не скучаете без меня,девочки?Я-посол мира от Елизаветы Антоновны. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Да мы как будто не ссорились. З о я Ф ё д о р о в н а. И всё-таки между вами кошка пробежала.Елизавета Антоновна просила передать,чтобы вы готовились к очередному медосмотру. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Называется:помирили.Будь они прокляты со своими медосмотрами!Вся третья группа-сплошь проститутки,а медосмотр почему-то проходим мы,а не они. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Ваши,Татьяна Ивановна,не многим лучше. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Вы правы,Ирина Григорьевна.Извините,я погорячилась. З о я Ф ё д о р о в н а. Девочки,не ссорьтесь.Татьяна Ивановна имела в виду,что вы все-девушки,в то время как многие наши воспитанницы уже вкусили плотской любви.Кстати,Наталья Андреевна,ваша протеже Маша Орлова опять убежала к любовнику. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Как!Она же сегодня была в школе! З о я Ф ё д о р о в н а. Вероятно,после школы и убежала. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Опять!Кастрировать её надо! Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Как она меня утомила.Снова придётся за ней ехать.Вернётся-будем брить. З о я Ф ё д о р о в н а. Девочки,ещё одна приятная новость.Завтра прибывают наши шефы.Опять будут нам лекцию читать.Им,видите ли,не нравится,как мы детей воспитываем.А сами боятся к ним приблизиться на пушечный выстрел. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Самое противное,когда они начинают допытываться,куда мы деваем их картошку. З о я Ф ё д о р о в н а. Девочки,давайте отвлечёмся на искусство.А то мы всё о грустном да о грустном.Вчера фильм все смотрели?Как вам понравилась Гундарева?По-моему,потрясающая актриса.Я сразу вспомнила нашу Галину Алексеевну.Такое впечатление,что она на самом деле работала в детском доме. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Гундарева,конечно,прекрасная актриса,а вот фильм подкачал. Т а т ь я н а И в а н о в н а. А мне кажется,он удался.Такая жизненная история!И мальчик очень трогательный. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Мальчик,конечно,трогательный.Только много ли у нас таких мальчиков?Всё больше-УО.Что-то я таких в фильме не заметила. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. И воспитатели мне очень не понравились.Выходит,что мы с вами во всём виноваты.Здесь скоро инфаркт с ними схватишь. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. В фильме лжи как будто нету.Но и правда далеко не вся. Дверь резко открывается,в комнату входит Татьяна Петровна. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (с тревогой в голосе).Татьяна Петровна,что с вами?На вас лица нет. Т а т ь я н а П е т р о в н а (нервно,захлёбываясь словами).Вот подонки!Подонки!Это ваши дети,Ирина Григорьевна. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Они такие же мои,как и ваши. Т а т ь я н а П е т р о в н а. Да,конечно.Извините,Ирина Григорьевна.Этот подонок Вампир подговорил третью группу.И эти здоровые лбы заставили моих детей раскопать могилу Шарика. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Какого Шарика? И р и н а Г р и г о р ь е в н а. У Вампира был пёс Шарик.Он её любил.Убил его не Вампир,загрыз другой пёс.Хоронили Шарика с почестями.На похоронах присутствовала вся группа.Татьяна Петровна,Вампир сказал,зачем он заставил первую группу раскопать могилу? Т а т ь я н а П е т р о в н а. По словам Леночки,он хотел посмотреть,во что превратился Шарик. И р и н а Г р и г о р ь е в н а. Товарищи педагоги,я вас покидаю.Пойду разбираться. Т а т ь я н а П е т р о в н а. Я тоже пошла.Нужно успокоить детей. Ирина Григорьевна и Татьяна Петровна уходят. Робкий стук в дверь. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Входите,пожалуйста. В комнату входит пожилая женщина.Это бабушка Милы Крыловой Евгения Дмитриевна. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Здравствуйте,Евгения Дмитриевна.Я как чувствовала,что вы придёте.Присаживайтесь,пожалуйста. Е в г е н и я Д м и т р и е в н а. Спасибо,Наталья Андреевна.Я не с пустыми руками.Я тут для детишек конфеток принесла и печенья. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Спасибо,Евгения Дмитриевна.Они будут рады.Вы мне что-то ещё хотите сказать? Е в г е н и я Д м и т р и е в н а. Вы угадали,Наталья Андреевна.Только я не знаю,удобно ли здесь? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Конечно,удобно.Здесь все педагоги.Я думаю,даже нужно сказать в их присутствии. Е в г е н и я Д м и т р и е в н а. Как тут моя девочка,Наталья Андреевна?Я хотела раньше прийти,но мать запила. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. У вас очень хорошая девочка-умная,добрая,вежливая.Хорошо учится.Вас что-нибудь беспокоит? Е в г е н и я Д м и т р и е в н а. Милочка говорит,что её обижают старшие девочки.Она такая беззащитная.Защитите её,пожалуйста.Милочка говорит,что вы знаете каратэ. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я вам обещаю во всём разобраться.У вас что-нибудь ещё? Е в г е н и я Д м и т р и е в н а (плачет). Ещё собаки здесь бегают.Милочка очень боится собак.Она говорит,что вы-очень смелая.Когда Павлик распорол себе голову,вы его перевязали. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Не было врача.Пришлось оказать первую медицинскую помощь.Евгения Дмитриевна,не плачьте,пожалуйста.Всё будет хорошо.И собаки у нас хорошие,они не кусаются.Сейчас позовут Милочку.Не надо,чтобы она видела ваши слёзы. Е в г е н и я Д м и т р и е в н а.Она меня уже ждёт в вестибюле. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. И очень хорошо.Забирайте,пожалуйста,гостинцы.Милочк а вам подскажет,как их распределить. Евгения Дмитриевна утирает слёзы носовым платком и уходит. З о я Ф ё д о р о в н а. В первый раз слышу,Наталья Андреевна,что вы знаете каратэ. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Ничего удивительного,Зоя Фёдоровна,потому что я его не знаю.Педагогическая хитрость.Как только дети услышали,что я владею приёмами каратэ,сразу же зауважали со страшной силой. З о я Ф ё д о р о в н а. Что-то я не поняла,почему бабушка Милы Крыловой так взволнована.Что-нибудь случилось? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Случилось,Зоя Фёдоровна.Небезызвестная вам Клавдия из старшей группы потребовала у Милы её обед.Мила отказалась отдать его этой мерзавке.Клавдия пообещала расправиться с ней как следует.Мила сказала мне по секрету.Я её прятала,сколько могла.А ночью мерзавка вытащила её из постели и избила по-садистски. З о я Ф ё д о р о в н а. И что вы собираетесь предпринять? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А ничего,Зоя Фёдоровна.Разговаривать с директором бесполезно.Наказать Клавдию невозможно.Мила взяла с меня слово,что я никому не раскрою её секрет.Она боится,что эта садистка взбесится ещё больше.Так что я ничего не могу предпринять,Зоя Фёдоровна.Вот такая треклятая у нас с вами работа. В комнату влетает Лёня Пуртов.Он разгорячён,переводит изумлённый взгляд с Натальи Андреевны на Зою Фёдоровну. Л ё н я. Там…на площади…Валерий Семёнович…лежит… Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Лёня,успокойся,пожалуйста,и объясни членораздельно:где он лежит и почему он лежит. Л ё н я (постепенно успокаивается). Говорю же:на площади.Лежит замдиректора Валерий Семёнович и не хочет вставать. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Он,наверно,болен? Л ё н я. Нет же,он не больной,он…пьяный.Вы представляете,Наталья Андреевна,педагог пьяный!А вокруг стоят ребята,пинают его ногами и издеваются. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Валерий Семёнович пьяный?Лёня,это ещё не факт.Невозможно,чтобы педагог был пьяный.Сейчас всё выясним. Дверь широко распахивается,и в комнату солидно входит директор Иван Константинович. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Товарищи воспитатели,а почему у вас ребёнок? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Лёня Пуртов мне нужен.А почему вы входите без стука?Галина Алексеевна всегда стучала.Мы же не входим без стука в ваш кабинет. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Я-директор,а вы-только педагог. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я действительно педагог,а вы-нет.Вам что-нибудь надо? И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Наш Детский дом приглашают в Звёздный городок.Надо срочно отобрать детей.Поедут самые лучшие.Выбор пал на вашу группу.Разбирайтесь,кто у вас самый лучший. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я думаю,дети сами разберутся. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. У вас в группе что-нет дисциплины?Дети решают за вас? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. У нас всё есть,Иван Константинович.И дети решают сами за себя.Ещё что-нибудь? И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Обратите внимание на своё поведение,Наталья Андреевна.Не забывайте,что вы разговариваете с директором.Ещё нужно рекомендовать ребёнка для поездки в «Орлёнок».Я хотел бы услышать мнение педагогов. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я предлагаю послать Лёню Пуртова.На мой взгляд,это достойная кандидатура. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Но он сидел,когда все стояли! Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Не поняла. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Когда хоронили е г о (закатил глаза к потолку),дети смотрели похороны по телевизору.Я решил к ним присоединиться.И что я увидел?Это настоящий ужас!Е г о хоронят,а они сидят!Я приказал всем встать.И что вы думаете?Все встали,кроме Пуртова. Л ё н я. Я что-идиот? И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Вот видите?Вам нужно обратить внимание на поведение вашего любимчика. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А вам надо обратить внимание на поведение вашего друга. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Кого вы имеете в виду? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Валерия Семёновича.В данный момент он находится на площади в неприличном положении. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. А что он там делает? Л ё н я. Он там пьяный лежит. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Не может быть!Сейчас проверю. З о я Ф ё д о р о в н а. Иван Константинович,одну минутку.Скоро у моего супруга юбилей-ему исполняется пятьдесят лет.Мы бы хотели отметить его пятидесятилетие в кругу сослуживцев-где-нибудь в хорошем ресторане.Супруг просил меня передать вам приглашение в ресторан. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Зоя Фёдоровна,вы меня удивляете.Советские педагоги не ходят в злачные места,они сгорают на работе.Что скажет Алла Геннадиевна,когда узнает,куда вы ходите? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А каким образом она может об этом узнать? И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Завтра придёт в Детский дом-и узнает.Товарищи педагоги,мы с Аллой Геннадиевной ждём вас завтра в моём кабинете в одиннадцать ноль-ноль. Т а т ь я н а И в а н о в н а. Завтра в это время мы моем детей.Все дети предупреждены.Вы нам не поможете,Иван Константинович? И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Вы шутите,Татьяна Ивановна? Т а т ь я н а И в а н о в н а. А Галина Алексеевна нам всегда помогала мыть детей. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Вы что,не знаете,кто такая Алла Геннадиевна? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Знаем.Поэтому не желаем больше её видеть.Завтра в одиннадцать мы будем мыть детей. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Да как вы смеете?Вы кто такая?Я вам гарантирую большие неприятности. Л ё н я. Вы почему угрожаете Наталье Андреевне?Она лучше вас. И в а н К о н с т а н т и н о в и ч. Щенок!Я-из Министерства! Лёня медленным шагом подходит к директору и дёргает его за галстук. Л ё н я. А я из Тимофеевки.Слыхали?Здесь недалеко. Лёня демонстративно покидает комнату,оставив открытой дверь.Несколько секунд директор с ошарашенным видом смотрит на свой галстук,после чего пулей вылетает из комнаты.В открытую дверь заглядывает Рафик. Р а ф и к. Можно? З о я Ф ё д о р о в н а. Заходите,Рафик. Р а ф и к. Что с нашим директором?Он чуть не сбил меня с ног. З о я Ф ё д о р о в н а. Его окатили холодным душем. Р а ф и к. Он вроде сухой. З о я Ф ё д о р о в н а. Да бог с ним,с директором.Вы лучше скажите,какой ресторан вы подобрали? Р а ф и к. Я предлагаю «Софию».Там хорошо кормят и хорошая музыка.Стол я вам гарантирую.Наталья Андреевна,первый танец за мной…И второй-тоже. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Боюсь,Рафик,не получится.Извините,Зоя Фёдоровна,я как раз работаю допоздна. Р а ф и к. А разве нельзя договориться со старшими детьми,чтобы они уложили младших? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Договориться,конечно,можно.Я уверена,что они обеспечат дисциплину в группе.Но нужно разрешение директора,а он меня не отпустит. З о я Ф ё д о р о в н а. Да,совсем другой Детский дом,совсем другие порядки.Галина Алексеевна горой стояла за воспитателей.Понимала,что на них держится весь Детский дом.Это добром не кончится. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Вы точно выразились,Зоя Фёдоровна,-совсем другой Детский дом.Даже работать не хочется.Я уже думала об уходе,но-куда? Т а т ь я н а И в а н о в н а (вполголоса). Может быть,мне тоже не ходить в ресторан?Всё-таки этот дегенерат-наш директор,и нам с ним-работать и работать. З о я Ф ё д о р о в н а. Не выдумывайте,Татьяна Ивановна.Кто он такой против нас всех?На нашей стороне-дети.А кто у нас дети?Убогие,а значит-неприкасаемые.Куда убежал Иван Константинович?В свой кабинет.Заперся там-и будет сидеть до ночи,ждать звонка начальства.Кому ему жаловаться?Некому.Он что-скажет начальству,что его побил детдомовский ребёнок? Т а т ь я н а И в а н о в н а (простодушно).Вы правы,Зоя Фёдоровна,-у страха глаза велики.Кто знал,что наступят такие времена?Придётся мыть детей без директора.У меня к вам просьба,Наталья Андреевна.Не надевайте завтра бархатный костюм.Он вам очень идёт,но для банного дня совершенно не подходит.Опять придётся обходиться без вашей помощи.А у нас каждый человек на счету. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Хорошо,что напомнили,Татьяна Ивановна.Конечно,я постараюсь. Р а ф и к. Так как насчёт ресторана,Наталья Андреевна?Повеселимся? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я всей душой,Зоя Фёдоровна.Но не отпустит ведь. Р а ф и к. Это я беру на себя.Отпустит как миленький.Я взял его в дело-не посмеет отказать. Действие четвёртое с ц е н а д е в я т а я Ресторан «София».За столом сидят шумные,весёлые,подвыпившие мужчины и женщины.Среди них-знакомые лица из Детского дома.Звучит музыка 80-х.К столу подходит запыхавшаяся Наталья Андреевна.На ней очень красивое платье,модные туфли.Она совсем не похожа на строгого педагога.Провокационным взглядом она смотрит на мужа Зои Фёдоровны Николая Владимировича. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Здравствуйте,товарищи алкоголики.Я не к шапочному разбору? Н и к о л а й В л а д и м и р о в и ч. Добрый вечер,Наталья Андреевна.Обижаете.Мы только что раскупорили бутылки.Присоединяйтесь,пожалуйста. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Мои искренние поздравления,Николай Владимирович.Мечтаю о том времени,когда мне исполнится пятьдесят.А это презент:коробка ваших любимых трюфелей. Н и к о л а й В л а д и м и р о в и ч. Позвольте заметить:не о том мечтаете,Наталья Андреевна.А за конфеты огромное спасибо.Откровенно говоря,пришлось полюбить,когда бросил курить. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Мужественный поступок,Николай Владимирович. З о я Ф ё д о р о в н а. Не столько мужественный,сколько вынужденный.Сигареты подорожали-этого не выдержит ни один бюджет.Значит,отпустил-таки вас Иван Константинович? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Да,представьте себе,сломался.Спасибо Рафику.Рафик,вы знаете волшебное слово? Р а ф и к. Сказал же:я взял его в долю.Наталья Андреевна,вы обещали-два танца. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Рафик,вы заслужили целых три. К столу подходит Галина Алексеевна под ручку с мужем кавказской национальности Гариком Альбертовичем.Оба тяжело дышат после быстрого танца. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (сияет от радости). Сколько лет,сколько зим!Прекрасно выглядите,Галина Алексеевна. Г а л и н а А л е к с е е в н а (постепенно справляется с дыханием).Взаимно,Наталья Андреевна.Гарик,ты мне все уши прожужжал о своей любви к Наталье Андреевне.Теперь можешь действовать без посредников.Наталья Андреевна,отдаю его в ваши руки. Г а р и к А л ь б е р т о в и ч (целует руку Наталье Андреевне).Всё хорошеете,Наталья Андреевна. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Для вас стараюсь,Гарик Альбертович. Р а ф и к. А я,между прочим,тоже умею руки целовать.Наталья Андреевна,вы что-забыли?Первый танец-мой.Гарик Альбертович,дорогой,поешьте пока свою любимую брынзу.Специально для вас положили.Кто её ещё кушать будет?О!Наталья Андреевна,ваша любимая музыка.Грех не потанцевать. Рафик берёт за руку Наталью Андреевну и уводит танцевать. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (танцуя с Рафиком в обнимку). Скажите всё-таки,Рафик,как вам удаётся влиять на грозного Ивана Константиновича? Р а ф и к. Для кого-Иван Грозный,а для меня-Иванушка-дурачок. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. В чём же вы его превосходите? Р а ф и к. В деле. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Что-то я у вас не замечала педагогических способностей. Р а ф и к. При чём тут педагогика?Мой отец-сапожник был.Он мне ремесло по наследству передал. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Так вы же шофёр? Р а ф и к. Немного-шофёр,много-сапожник. К танцующим подходит детдомовский повар.Он пристально смотрит на Рафика. П о в а р. Я ухожу,Рафик.Смотри-не задерживайся.И не болтай лишнее.Не всем интересны твои откровения.Извините,Наталья Андреевна. Повар уходит быстрым шагом.Рафик явно смущён. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. У вас с поваром какие-то дела,Рафик? Р а ф и к. У вас свои дела,у нас свои дела.Я же не сую нос в ваши дела,Наталья Андреевна. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Как раз суёте.Кто вам дал право жить в Детском доме? Р а ф и к. Директор разрешил.Мне больше жить негде. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. И это надолго? Р а ф и к. Нет,ненадолго.Скоро денег будет много-квартиру куплю.Наталья Андреевна,о чём мы говорим?Вы-такая красивая девушка. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я вижу,в девушках вы разбираетесь.Детдомовские вам тоже нравятся? Р а ф и к. Нет,детдомовские совсем не нравятся. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А почему чуть ли не всем вы предлагаете с вами переспать? Р а ф и к. Так они же проститутки!Вам же не предлагаю! Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Вы забываетесь,Рафик. Р а ф и к. Простите,Наталья Андреевна.Типун мне на язык. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Для вас они-проститутки,а для меня-дети.И я не позволю… Р а ф и к. Музыка кончилась,Наталья Андреевна.Пойдёмте к столу,а то я проголодался. Наталья Андреевна идёт к столу,Рафик-за ней.Наталья Андреевна занимает свободное место возле Гарика Альбертовича.Рафик садится подальше от Натальи Андреевны. Г а р и к А л ь б е р т о в и ч. Наталья Андреевна,а штрафную? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А не поздно? Г а р и к А л ь б е р т о в и ч. Самое время.А то вы погрустнели,как я погляжу. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Грустные мысли приходят в голову,Гарик Альбертович. Г а р и к А л ь б е р т о в и ч. Какие,если не секрет? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Всякие.О Детском доме,например. Г а р и к А л ь б е р т о в и ч. А вы их гоните.Мы,русские,даже в ресторане говорим только о работе.Как будто на нас земной шар держится. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (улыбаясь).А может,так оно и есть? Г а р и к А л ь б е р т о в и ч. Французы говорят:сравните толпу на Елисейских Полях и на улице Горького.В Париже народ беззаботный,а в Москве-озабоченный. З о я Ф ё д о р о в н а. Народ-не безликая толпа.Люди разные попадаются. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Мы,слава богу,пока не французы.Хотя кое-кто этого очень бы хотел. Н е и з в е с т н ы й м о л о д о й т о в а р и щ. Это неизбежный процесс. Г а л и н а А л е к с е е в н а (улыбается одними глазами).Если неизбежный,тогда пусть лучше все будут русскими. (Мгновенно посерьёзнела.)Вас что-нибудь беспокоит,Наталья Андреевна? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Детский дом меня очень сильно беспокоит. Г а л и н а А л е к с е е в н а. Что-нибудь произошло? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Пока нет.Но опасаюсь,что произойдёт.В Советском Союзе все детские дома такие неблагополучные или только наш? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Ну почему же-все?Есть счастливые исключения.Наслышана про сыктывкарский детский дом.Говорят много хорошего. Т а т ь я н а И в а н о в н а. И что же там такого особенного? Г а л и н а А л е к с е е в н а. А там все дети заняты трудом.Что-нибудь мастерят своими руками.Для хулиганства просто нет времени.Как известно,труд из обезьяны сделал человека. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А почему бы в нашем Детском доме не сделать то же самое? Т а т ь я н а П е т р о в н а. А как вы себе это представляете,Наталья Андреевна?Кто будет учить наших детей?Их вон из класса в класс с трудом переводят.Спасибо кастелянше:учит девочек ткать ковры.И то по собственной инициативе. И р и н а С е р г е е в н а. Что-то я не заметила,чтобы труд превратил их в людей.Как ругались-так и ругаются. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Так что же делать? Г а л и н а А л е к с е е в н а. Извечный русский вопрос:что делать?В настоящее время я не вижу выхода из положения.Нужно начинать сначала.По-другому организовать работу в детских домах.А до этого нужно построить как можно больше домов для неблагополучных детей.Детей-много,а домов-мало.Причём таких детей становится всё больше.Этот факт свидетельствует о неблагополучной ситуации в нашем обществе. Г а р и к А л ь б е р т о в и ч. Ты права:кто-то должен начать всё сначала. Н е и з в е с т н ы й п о ж и л о й т о в а р и щ. Золотые слова,уважаемая.Ваша правда:в обществе назрели серьёзные проблемы,а решать их некому.Боюсь,что скоро будет поздно.Не родился тот человек,который может решить эти проблемы. Н е и з в е с т н ы й т о в а р и щ с р е д н и х л е т. А мы что-не люди?Откуда такой пессимизм?Почему мы должны ждать прихода мессии?А мы,народ,разве ни на что не способны? Р а ф и к. Способны,конечно,способны.А нам что-нибудь дают делать?Слушай:все мешают.В Москве магазины пустеют:нет товара.Нет сапог,слушай.А откуда они возьмутся?Я умею шить хорошие сапоги,но мне не дают.Говорят:ты не фабрика.Конечно,не фабрика.Я человек,я лучше фабрики.Почему я не имею права шить сапоги? Н и к о л а й В л а д и м и р о в и ч (стучит вилкой о свой бокал). Внимание,товарищи!Прошу внимания!Вы,извините,пришли на собрание или на мой юбилей?Мне несколько обидно.Предлагаю выпить:пить я ещё не бросил.Кто желает сказать тост? Г а р и к А л ь б е р т о в и ч. Разрешите мне-как русскому человеку кавказского происхождения.Лучшие тосты,как известно,родились на Кавказе.Я предлагаю поднять бокалы за хороших людей,которых так много за этим столом,за соседними столами,в каждой квартире,в каждом городе и в каждой стране.Но среди хороших людей обязательно есть лучшие.За нашим столом это-наш уважаемый Николай Владимирович. Присутствующие с криками «Ура!» пытаются дотянуться своими бокалами до бокала Николая Владимировича.Все шумно и весело чокаются. Н ат а л ь я А н д р е е в н а (осушив,наконец,свой бокал и вновь засияв ослепительной улыбкой). Товарищи,а теперь-нашу,детдомовскую.(Затягивает первая красивым голосом.Остальные охотно подхватывают.) Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам… с ц е н а д е с я т а я Пустынный городской садик.На скамейке сидит один-единственный безликий молодой мужчина.К нему подходит Наталья Андреевна. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Это вы-следователь Колосков? С л е д о в а т е л ь. Да,это я.Присаживайтесь,Наталья Андреевна.Я пригласил вас для доверительного разговора.В кабинете вы бы чувствовали себя стеснённо.Не смущайтесь,пожалуйста. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я не смущаюсь.Я не совсем поняла,что произошло. С л е д о в а т е л ь. Ничего особенного.Скажите,вы работаете в Детском доме под руководством Ивана Константиновича? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Пока работаю-только без руководства. С л е д о в а т е л ь. Что значит-пока?И почему без руководства? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Собираюсь переходить в школу.А без руководства-потому что Иван Константинович-плохой руководитель,и я предпочитаю обходиться своими силами. С л е д о в а т е л ь. Интересное совпадение.А почему вы покидаете Детский дом именно сейчас? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я не понимаю,что вы имеете в виду.Именно сейчас-потому что в школе освободилось место учителя французского языка.Беспрецедентный случай:учительницу уволили с волчьим билетом. С л е д о в а т е л ь. А за что уволили? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. За плохую работу. С л е д о в а т е л ь. Странно. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Действительно,странно. С л е д о в а т е л ь. А почему вам не нравится ваш директор? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я же сказала:он плохой руководитель.В общем,это долгий разговор.Сначала скажите:что же всё-таки произошло?Что-то с Рафиком? С л е д о в а т е л ь. А вы давно его знаете? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Да нет.Он недавно пришёл в Детский дом. С л е д о в а т е л ь. И что вы можете о нём сказать? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Рафик-шофёр,а я-воспитатель.Мы с ним очень мало контактируем.Да что,наконец,случилось? С л е д о в а т е л ь. Он вас возил на своей машине? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Не помню. Кажется,один раз.Да,подвозил от поликлиники до Детского дома. С л е д о в а т е л ь. Какая у него машина? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Я в них плохо разбираюсь.Зелёненькая.Кажется, «Нива».Точно: «Нива».Скажите мне,наконец,что случилось с Рафиком? С л е д о в а т е л ь. Пока ничего не случилось.Нашли его машину-пустую.Рафика найти не можем. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Вот оно что…А при чём тут я? С л е д о в а т е л ь. Вы же отплясывали с ним в ресторане? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. На пятидесятилетие Николая Владимировича?Я не отплясывала,я танцевала.А кто вам сказал? С л е д о в а т е л ь. Иван Константинович. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А он откуда знает?Его ведь не было в ресторане.Зато Ивану Константиновичу прекрасно известно,что к Рафику я не имею никакого отношения. (Немного помолчав.) Похоже,он решил подсунуть мне свинью.Хотите совет?Допросите как следует самого Ивана Константиновича…с нашим детдомовским поваром-впридачу. С л е д о в а т е л ь. Мы со всеми поговорим.А какие отношения вас связывают с поваром? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Никакие.Мы с ним даже не танцевали. С л е д о в а т е л ь. А почему вы уходите из Детского дома? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Сразу видно,что вы никогда не работали в детском доме.Иначе вы бы не задали такой вопрос.Вы знаете,сколько я получаю?Не знаете.Я вам скажу:100 рублей.Ещё вопросы есть? С л е д о в а т е л ь. Пока нет.Я могу вам позвонить? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Если только по делу. Прощайте. Перекидывает сумочку через плечо и быстрым шагом покидает сцену. с ц е н а о д и н н а д ц а т а я Детский дом.Территория второй группы.В комнате отдыха-несколько мальчиков и девочек.У них удручённый вид.Появляется Наталья Андреевна в белоснежном халате. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Вот ты где,Маша.Опять голодаешь?Я принесла твои любимые бананы.Будешь? М а ш а. Нет,не буду. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Почему это вдруг?У тебя изменились вкусы? М а ш а. Нет,не изменились.Просто не буду. Н а т а л ь я А н д р е е в н а (обеспокоенно). Маша,что-нибудь случилось? М а ш а. Да ничего.Просто зачем мне ваши бананы,если вы уходите? Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Но я ещё не ушла.Ты,надеюсь,не забыла мой адрес? Маша молчит. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Надя,а ты помнишь мой адрес? Н а д я. Нет,забыла. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А я думала,что мы подружились на всю жизнь.Оксана,ты придёшь ко мне в гости?У меня есть очень вкусные конфеты. О к с а н а. Я как все. Наталья Андреевна подходит к Володе Сидорову. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Володя,вот тебе мой телефон.Когда надо-звони. Володя с бессмысленной улыбкой протягивает руку за бумажкой с номером телефона.Внезапно подбегает Дима Маркин,хватает бумажку и разрывает на мелкие части.Из его глаз льются слёзы. Н а т а л ь я А н д р е е в н а. Дима,я тебя чем-нибудь обидела? Д и м а (сквозь слёзы). Я…думал,вы…настоящая мама…а вы…приёмная… Н а т а л ь я А н д р е е в н а. А-а-а…Бунт на корабле…Ребята,давайте поговорим спокойно.Я думаю,мы поймём друг друга. Дима поворачивается спиной к Наталье Андреевне и медленно покидает сцену.За ним-остальные дети.Наталья Андреевна молча смотрит им вслед,потом опускается на корточки и начинает собирать клочки бумаги.Она плачет. Дети один за другим возвращаются на сцену. Конец. |