Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Марина Мартова
Объем: 10793 [ символов ]
Словопад
Я с детства любил слова, а теперь слова от меня ускользали.
Когда я ещё не умел читать, я по много раз требовал перечитывать мне подписи под картинками. Парейазавр, диметродон, майазавр, дейноних, игуанодон, рамфоринх, плезиозавр, глиптодонт, смилодон, мегатерий - все эти названия были для меня даже заманчивей изображённых на рисунках существ. Я и читать-то, наверное, научился для того, чтобы свободней наслаждаться всеми удивительными и странными словами, которые бывают в языке. В шесть лет я прятал от родителей под шкаф "Словарь иностранных слов". В восемь - наслаждался астрономической энциклопедией для детей. Прецессия, корона, пульсары и белые карлики доводили меня до исступления, хотя двух третей написанного я не понимал.
В школе в меня впихивали ещё два языка, но той бесконечной свободы, которую давал мне родной, я с ними не чувствовал. Тем не менее, в старших классах обучение довольно круто развернуло меня в гуманитарную сторону, я уже писал и публиковал какие-то статьи.
Конкурс на филологический тогда был меньше, чем на журфак. На сочинении по Гоголю меня чуть не прокатили за то, что я написал одно слово в точности так, как писал его сам Николай Васильевич, но председатель комиссии за меня заступился. Я был, наверное, единственным, кого радовали бесконечные списки литературы, выдававшиеся студентам. Параллельно я читал ещё много странного. В моём словаре поселились сталкинг и сновидение, а друзей я допекал словами "не индульгируй".
Два раза мне удавалось пристроиться в этнографические экспедиции. Где-то глубоко осели устаревшие слова и диалектизмы, все эти катанки, матица, губы, пряженцы. Я не мог вставить их в свою речь, они были такие настоящие, тяжёлые, как будто сделанные из дерева или глины, и согревали меня втайне. Иногда казалось, что мне легче было бы жить в таком вот мире, где у каждого слова есть свои, раз навсегда определённые значение и употребление, прочно обеспеченные укладом и традицией.
После окончания мне предрекали голодную смерть, но я уже довольно бойко писал рецензии, заметки, бесплатно просачиваясь в полдюжины театров. Считалось, что я делаю это хорошо, и только теперь я понял, что творил. Если бы друзья попросили меня описать, какой была пьеса или опера, я, наверное, просто сказал бы "замечательно" или "такая хрупкая". А в рецензиях я накручивал предложения, следя только за тем, чтобы внутреннее впечатление от них совпадало у меня с впечатлением от спектакля или книги. Слова до поры милостивы к говорящему, они говорят не только за него - за язык, за народ, за род человеческий, в котором каждый сочувственно вздохнёт при слове "тяжёлый" и радостно вздёрнет плечи при слове "лёгкий". И это меня выручало. До поры. Пока то, о чём я писал, действительно было стоящим и настоящим, и мне нравилось (уж настолько-то у меня вкуса хватало). В словесной скорлупке я доносил до читателей ту подействовавшую на меня суть, которой сам до конца не понимал. Я жил внутри языка как в уютном гнезде. Впрочем, и вправду ли в гнезде уютно? Той весной, когда я пробирался через кусты, прямо передо мной свалилось прошлогоднее гнездо зяблика, заботливо выстланное лишайником, пухом, перьями - вот в таком, наверное, и вправду хорошо. А в каком-то и сквозь прутья дует, и другие птенцы толкают тебя прочь от матери, прилетевшей с червячком.
А потом то ли я постарел, то ли стоящего и настоящего действительно стало меньше. У меня хватало легкомыслия, чтобы по клеточкам языка скопировать настоящее, но недоставало понимания для того, чтобы объяснить, где зияет дыра, чего нет. Вместо фарфоровой чашечки, сквозь узор которой просвечивал тёмно-коричневый чай, моё повествование превращалось в неудачно склеенную единицу хранения номер такой-то. И цинизма не хватало, чтобы писать в моём обычном стиле там, где я чувствовал эту дыру.
Слова, которые я раньше лил непрерывным потоком, отказывались приходить ко мне, ускользали, не вспоминались. Я ушёл в научную журналистику после того, как трижды перечитал собственный черновик, пытаясь понять, в каком значении употребил в нём слово "ткань".
В популяризации меня выручало прочитанное в средних классах. Я снова пытался разобраться хотя бы в азах современной науки. Странным образом это разбудило моё воображение, но я понимал, что остаюсь на примитивном, школярском уровне. Меня и тут вывозил язык. Я старательно строил фразу так, чтобы не ляпнуть глупости, и в то же время оставить в ней то содержание, которое человек, разбирающийся лучше чем я, способен понять и оценить. Но и здесь я продолжал чувствовать дыхание надвигающейся беды.
Какое, к чёрту, дыхание? Что я, действительно представлял себе беду в виде дракона трёхголового?
Ну да, я стал писать для себя. И сразу же подобные фразы начали меня раздражать. Каждое слово, которое я оставлял на бумаге, казалось неправильным и неточным, а вспомнить точное не получалось. Иногда я даже сомневался, а существует ли оно, точное, хотя раньше такая мысль показалась бы мне кощунством. Начинающие почему-то думают, что легче писать фантастику или фэнтези. Пытались ли они когда-нибудь заговорить за трёхсотлетнее существо, которое сто лет что-то сторожило в пещере?
С Ильёй мы познакомились, когда я брал у него интервью. Больше всего меня поразили не новые подходы, вероятно, важные специалистам, а то, как он описывал в книге то, что мне казалось невозможным описать - птичье пение, в котором нет ни наших слов, ни законов нашей речи. Оказалось, что мы жили рядом - недалеко от небольшого московского парка, в котором даже текла уцелевшая речушка, медленно пробиваясь через многолетний слой опавших листьев. У меня был свой корыстный интерес - мой сын Лёшка принимал только то, что мог увидеть, потрогать и понюхать, и живые существа входили в этот круг, хотя футбол и занимал его куда больше.
Лёшка заговорил фразами только к четырём годам. Он вообще упорно отказывался существовать в речи, как родители, для ответа на любой вопрос ему лет до трёх вполне хватало единственного точного слова. Помню, как я спросил его, где он хотел бы жить. В сказках, которые ему читали, уже было слово "дворец", но Лёшка, не желая предавать существовавший в нём образ чего-то мраморного, с цветными витражами и сияющими светильниками, угрюмо ответил "в метро".
Но когда мы с Ильёй гуляли по лесу, а Лёшка бегал вокруг нас туда-сюда, заляпывая сапоги грязью до голенищ, меня почти не огорчало невнимание сына. С Ильёй было интересно мне самому . Он был похож на нескольких моих знакомых художников - медвежеватый и немногословный.
- Я не умею никого правильно назвать, - говорил я ему.
- А ты спроси.
Валяя дурака, я задрал голову. На берёзе сидела небольшая птаха с яркой грудкой. Множество литературных снегирей, начиная от державинского, промелькнули у меня в памяти.
- Эй, птичка, как тебя зовут?
К моему удивление, птица запела. Ну, не было в её пении флейты. Никакой.
- Ты что, не слышишь, это зарянка. Она же малиновка. А до этого был певчий дрозд.
- А, вот это "Филипп, Филипп, чай пить, чай пить..." .
- Ну да.
- Так эта птичка - зарянка?
- Ну да. Самец. Самка поскромнее будет.
- А поёт она на заре?
- И на заре поёт. И ночью. По-всякому.
Зарянка часто мелькала весной на окраине парка, почти рядом с нашим домом. Как-то раз мне даже удалось рассмотреть торчавшие у неё из клюва паучьи лапки.
- Гнездо там у них давно, - сказал Илья.
- Давай посмотрим.
Илья даже испугался.
- Ты что, вороны за нами пойдут, расклюют.
Я подумал о птицах, которые каждый раз прячутся от ворон, принося еду птенцам, о живом и хрупком. В жизни вокруг меня его оставалось всё меньше. Постигшая меня неспособность назвать, готовность ограничиться приблизительными словами - не от этой ли боязни обнаружить, показать живое и хрупкое миру, где его всё больше не любят?
Я знал многих людей из театрального мира, и неплохо представлял себе их проблемы. Этот театр переезжает второй раз за три года, в этом тяжело болен режиссёр, а денег на лечение нет. Постепенно таким же грузом ложились на меня и проблемы здешней науки - я всё-таки был не совсем безответственным болваном, чтобы их не видеть. Интересно, онемею ли я как популяризатор, когда окончательно стану своим и в этом мире?
 
К моему отцовскому огорчению, начались каникулы. Лёшка гонял по улице и постоянно бегал в парк, даже один, несмотря на наши строгие предупреждения. Но это были ещё цветочки. Одним июньским вечером мне позвонили из милиции. Лёшка с приятелем без разрешения "взяли покататься" чей-то велосипед. В их представлении кататься на настоящем спортивном велосипеде надо было вверх и вниз по крутой лестнице. Велосипед, понятное дело, сломался, и два честных олуха потащили его обратно.
На нас даже не очень давили, хотя Лёшка уже успел пустить слезу, чего он не делал лет с четырёх. Хозяева готовы были ограничиться платой за ремонт. Но когда они назвали сумму, я понял, почему сын никогда не просил у нас купить эту модель. Я пообещал всё, что мог, и потащил сына за руку домой.
Под утро мне впервые стало по-настоящему плохо с сердцем. Мне не хватало воздуха, и я слышал стук птичьего клюва о стекло. Я понимал, что какая-то птица влетела в дом, и бьётся сейчас о захлопнутое окно. Откуда-то всплыло, что это - к смерти. Впрочем, нет. Но вот если она разобьётся, а я не успею встать и выпустить её, то уж точно - к смерти.
Год назад умер от инфаркта мой отец. Я уже давно не просил у него денег, и почти никогда не советовался с ним. Мы привозили ему Лёшку - самое трудное было его увезти, особенно летом. Два заядлых рыбака расставаться не хотели.
Когда он умер, я впервые почувствовал себя беззащитным. Беззащитным и немолодым. Во сне я помнил, что он умер, но думал, что это какое-то недоразумение, а на самом деле он жив. А теперь, из-за этой птицы, он умрёт по-настоящему. Или умру я - я уже умираю. Или убьют Лёшку, за велосипед, сейчас за такое убивают.
Но встать и подойти к окну я не мог. А потом проснулся.
Окно было открыто, меня даже прохватило коротким летним ознобом. Птиц сидел на подоконнике. Он был какой-то крапчатый, буро-жёлтый, взъерошенный, и я сразу понял, что это ещё птенец. Он вряд ли хорошо умел летать, потому и приземлился в этом непривычном и страшном для него месте. Я попытался поймать его и пересадить куда-то, откуда нельзя свалиться. Птенец отпрыгнул, недовольно скосил глаза вниз, на дворовую трёхцветную кошку и тяжело вспорхнул на ветку. На соседних ветках уже тревожно пересвистывались родители-зарянки.
Я тихонько подозвал Лёшку.
- Слёток, - вспомнившееся слово забило во мне крыльями, - слёток.
Copyright: Марина Мартова, 2009
Свидетельство о публикации №214582
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30.06.2009 19:25

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта