Произведение |
|
Объем: 17 [ строк ]
|
|
|
|
ПРЕОДОЛЕНИЕ РИМА |
В этом городе я чужак – Иудей на улицах Рима, Встреча с ним почти нестерпима, И иду, одолевший страх Неизбежности этой встречи. Я историей сыт досыта И, конечно, под аркой Тита Не пройду. Мне поныне плечи Гнет к земле тяжкий груз плененья, - Здесь на гул шагов в Колизее Отзывается стон иудеев, - Их удел в гладиаторской сечи Предрешен был ревом народа… Я подошвой шуршу по асфальту От собора к музею – по карте… Лишь бы не подвела погода… 7.04.09 |
|
|
Copyright: Марк Полыковский, 2009
Свидетельство о публикации №211073 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.05.2009 13:17 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Очень интересное стихо. Физическое переживание истории нескольких тысячилетий как своей личной. Извините за непрошенный совет, но в этом замечательном стихотворении смущает словосочетание: "сыт досЫта". И тавтология и смещение ударения (дОсыта) и невнятный, не острый образ. Сыт и ладно. Осмелюсь предложить на ваше усмотрение возможный вариант: Я историей сыт по горло И под аркою Тита гордой Он не свободен от недостатков, но на ваше усмотрение С уважением, Владимир. | | Спасибо, Владимир. Вы точно и тонко определили тематику произведения. Теперь по поводу Вашего замечания. Возможно, Вы правы, но пока останусь при своем варианте. И вот почему. Во-первых, слово ДОСЫТА допускает ударение как на первом, так и на втором слоге. Когда писал, проверял, на всякий случай сейчас снова проверил по нескольким словарям. Все верно. Во-вторых, словосочетание СЫТ ДОСЫТА давно стало устойчивым, почти идиомой. Встречается в литературе, в частности, в поэзии нередко, например, у Розенбаума: "...А я ими СЫТ ДОСЫТА, вопросами. Взвыть, забиться б головой мамке в грудь...". Да и образ по-моему вполне внятный... Впрочем, и Ваш вариант не отбрасываю насовсем. С уважением, Марк. |
|
| | На мой взгляд, изначально неверна посылка. Иудей=автор=лиргерой почти против воли осматривает римские древности и не желает проходить под аркой Тита, воздвигнутой в честь победы Рима в Иудейской войне, ибо это его унижает, да и память о плененных повстанцах жива. Если она так жива, тогда не надо ездить в Европу, где евреев убивали массами. А в Колизее, между прочим, погибло гладиаторов из галлов, германцев, фракийцев и еще десятка этносов, никак не меньше, чем пленных иудеев. А как быть автору в Иерусалиме, где сохранились колонны Элии Капитолины, города отстроенного на руинах древнего "Ерушалаима" Адрианом после подавления восстания Бар-Кохбы? | | Уважаемый Аксель, извините, но мне кажется не бесспорной ваша трактовка данного стиха. Не Иудей=автор=литгерой, как вы изволили выразиться, А ЧЕЛОВЕК через несколько тысяч лет встречается и переживает прошлое, которое его лично физически затрагивает. И именно этот личностный аспект делает стихи столь привлекательными для меня. Но каждый имеет право на свое мнение. Владимир. | | Извините, добавлю сакраментальное: "Кто он Гекубе, ко ему Гекуба", а ведь трогает. | | Уважаемый Акскель! Уважая Ваше мнение, никак не могу с ним согласиться. Вы, как мне кажется, не очень поняли, о чем идет речь. А речь-то о МОИХ ЛИЧНЫХ вполне человеческих переживаниях, осмыслении истории. А поскольку это МОИ переживания, то и говорить о правильности или неправомерности посылки вряд ли допустимо. Вы уж простите, но это МНЕ решать, что в МОИХ мыслях правомерно, а что нет. Тем более, что речь идет не о научной работе, где такой подход был бы возможен, а в поэзии (позволю себе это слово). Теперь по существу. КОЛИЗЕЙ был построен на месте бывшего дворца императора Нерона и его искусственного озера, заваленного землей по приказу Веспасиана Флавия. Дело строительства величайшего в мире амфитеатра закончил его сын Тит Флавий, а, закончив, посвятил его открытие победе над евреями в Иудейской войне в 70-м году н.э. В честь этой победы по приказу императора на огромной арене, да и вокруг были устроены 100-дневные игры, которые продолжались и днем и ночью, озаряемые тысячами факелов. Видимо, нелегко далась Флавиям победа над строптивыми иудеями! Во время этих игр здесь погибло более 5 тысяч животных, а людей, как водится, и не считали вовсе. Необходимо отметить, что не менее 70 процентов рабов и гладиаторов, погибших здесь были евреями – римляне считали наших предков лучшими воинами в мире, не считая себя, естественно. После Иудейской войны вообще почти все гладиаторы империи были бывшими еврейскими пленниками! В талмудические времена еврейским Синедрионом был издан специальный галахический закон, запрещающий евреям входить на территорию амфитеатра в память о погибших предках. Римский Колизей является самым узнаваемым архитектурным сооружением в мире, хотя и не входит в число семи чудес света, как полагают многие. Именно к Колизею устремляются все, впервые посетившие этот город, чтобы cвоими глазами увидеть грандиозный амфитеатр и еще раз вспомнить его удивительную древнюю историю. Строительство Колизея началось в 72 году н.э. императором Васпасианом, а закончилось всего через 8 лет. Возведение амфитеатра осуществляли плененные евреи. Его настоящее имя: "Амфитеатр Флавия", а Колизей (Колоссеум) - название, которое дал грандиозному сооружению римский народ. Мало кто знает, что амфитеатр служил ареной не только для кровавых гладиаторских боев, но и для морских сражений. Арка Тита В Риме по сей день находится арка Тита. На ней изображены евреи, несущие утварь своего Храма, в том числе менору. Эта арка для евреев - врата рабства, унижения и изгнания. Наши предки завещали потомкам - никогда сквозь эту арку не проходить. Это единственное сохранившееся до наших дней изображение меноры. По этому рисунку впоследствии сделали менору, изображенную на флаге Израиля. Все это произошло в 70 г. н.э., через четыре года после начала восстания( В 70-м году римские легионеры утопили в крови восстание Шимона бар Гиоры, после долгой осады разрушили Иерусалим и сожгли храм Иеговы, а его сокровищницу вывезли в Рим., и с тех пор Храма не существует. Это историческая справка. Не вредно знать. Так что Ваше замечание о том, что в Колизее гибли гладиаторы не только из иудеев, верно. Но так же верно, как в старом анекдоте, где бифштекс был наполовину куриный - одна курица, одна лошадь. Или серьезнее. Перед репатриацией в Израиль я побывал в Бабьем Яру. Там на камне было выбито, что "на этом месте погибли советские граждане". Только не указано - кто именно. В Вашем замечании такая же правда, когда пропорции не замечаются. А что касается Иерусалима, то хдесь у меня все в порядке. Живя в Израиле, я довольно часто там бываю. С Европой сложнее. Мне довелось побывать в Дахау - и в городке, и в лагере уничтожения. Через несколько лет родилось стихотворение. Можете его прочитать, оно выложено на моей страничке. И стихотворение "ХОЛОКОСТ" - одно из моих последних. С уважением, Марк Полыковский. |
|
|
|
|