Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Надежда Фарнева
Объем: 8014 [ символов ]
Воспоминания о Школе Верховой Езды.
В некотором царстве, некотором государстве, которое коротко и гордо называлось СССР, лучшим местом для любителей лошадей и конного спорта была ШВЕ при ЦМИ – эти красивые буквы означают: Школа Верховой Езды при Центральном Московском Ипподроме. Там можно было покататься на лошадках, пообщаться с такими же любителями, просто полюбоваться прекрасными животными.
Причем профессиональные тренеры, которые проводили занятия, страшно не любили слово «кататься», надо было говорить «ездить», и они делали все, чтобы научить нас ездить, как надо.
В Москве в семидесятые годы было золотое время для любителей лошадей, которое закончилось в «лихие» девяностые. А тогда верховая езда была доступна всем, и по деньгам и по возрасту, если, конечно, вы знали, куда надо приехать. Рекламы не было, в газетах не публиковали даже объявлений. Теперь в это трудно поверить, но это так. Вот тут то и возникали пресловутые очереди, которыми так славились годы «застоя». Главные очереди - на «теорию», которая проводилась по субботам и воскресеньям. «Теория» - это первое условие, первый шаг к заветной цели, начиналась в 9 утра, но самые жаждущие приезжали к 7 утра. Потому, что даже в самые лучшие времена ее могли пройти только семьдесят человек, хотя приезжало до ста пятидесяти.
На «теории» рассказывали правила работы с лошадьми, об экипировке, и самое главное, давали билетик с надписью «теория» без которого лошадь вам не продадут ни под каким видом. А еще « Памятку для начинающего всадника», которая начиналась словами « Лошадь – животное неразумное…», что нас ужасно забавляло.
Школа Верховой Езды - особый мир, случайных людей там не было. Только от большой любви к лошади существовал этот прокат. На его содержание давал деньги ипподром, час верхом стоил 1рубль - символическая цена, правда, где-то в восьмидесятых годах цена увеличилась, стала 2 рубля. Наши тренера научили нас не только прилично сидеть в седле, но и с уважением относиться к лошадям. Татьяна Львовна Куликовская, в юности выступавшая в троеборье, нянчилась с нами, отдавала всю душу, и до самой смерти ее сердце было отдано лошадям и людям, именно в этом порядке.
А тогда, на «теории» она сразу стремилась отсеять зерна от плевел. Рассказывала как давать лошади лакомство – с открытой ладони, а потом говорит:
- Одна ПИАНИСТКА давала хлеб пальчиками, - показывает,- лошадь взяла хлеб вместе с пальчиками, девушке их ампутировали, и она лишилась профессии!
Татьяна Львовна сопровождала свои объяснения такими красочными иллюстрациями, что они запоминались на всю жизнь.
- Никогда не сводите лошадей в табун! - В середине манежа стояли ступеньки, для тех, кто не мог залезть с помощью стремени и поэтому начинающие туда и устремлялись.
- Одна девушка повела своего коня к ступенькам, а там уже находились другие лошади, кони начали выяснять отношения, и девушка получила удар копытом. Ее увезли на скорой помощи, сделали операцию, вырезали селезенку, теперь она инвалид на всю жизнь!
Некоторым было достаточно этого теоретического занятия для знакомства с лошадью, и они тихо уходили.
После теоретического урока, начинающим продавали лошадь на первый час верховой езды в жизни! На билетике была написана кличка: Лада, Гвардеец, Дуплет, Альпинистка…. Мы хранили эти первые билетики, как драгоценность, далеко не сразу узнавая, откуда берутся такие смешные клички. Оказывается, первые две буквы берутся от клички матери, а в середине должна быть первая буква клички отца. Вот отсюда и странные клички некоторых лошадей. Попробуйте придумать красивую кличку жеребенку, если мама у него Химизация, а отец Барон! То-то!
Лошади проката – это особенные лошади. Им довольно скучно, и они находят себе развлечения, забавляясь с начинающими.
Подходит начинающий с уздечкой к лошади, тут то и начинается представление. Одна делает страшное лицо: уши прижаты, зубы ощерены. Для нестойких этим общение и заканчивается. Для более стойких другая примочка: открывает начинающий дверь денника, а там мощный круп загораживает проход. Зажмурив глаза и задержав дыхание, он протискивается к голове лошади, пытается надеть повод. Лошадь задирает голову. Когда ей надоедает подпрыгивающий человечек, она начинает поворачиваться; что бы не оказаться сзади, начинающий устремляется за ней. Покрутившись в деннике, лошадь выходит из денника, если начинающий неосторожно оставил дверь открытой.
Некоторые кони не дают на себя садиться: пятятся - и несчастный прыгает вслед на одной ножке; не стоят на месте, крутятся, а бывает, и куснут за оттопыренное место, когда одна нога в стремени, а ручонки протянуты к седлу.
Когда этот этап пройден, начинается собственно езда. Шагом, еще куда ни шло, более-менее все ходят друг за другом… но, после команды «Рр-рысью!», половина лошадей выскакивает в середину манежа, освобождая место более опытным всадникам. Там они мирно стоят, не обращая никакого внимания на все усилия начинающих сдвинуть их с места. После команды « Ша-агом» все лошади сами встают в смену.
А какие лошади были в прокате! Самый легендарный конь – Состав, светло- серый конь, терской породы, обладающий огромным чувством собственного достоинства. Он был невозмутим, и сохранял спокойствие при любых обстоятельствах.
Одной из его обязанностей было выступление в Большом театре. Перед спектаклем «Дон Кихот» к нашему манежу подъезжала машина, и артиста доставляли к театру. Его не пугали ни шум, ни яркое освещение, он с удовольствием изображал статую.
Такие качества были незаменимы при обучении начинающих. Как-то одна из энтузиасток конного спорта, пройдя «теорию» стала карабкаться на Состава (по другому и не скажешь). Состав был небольшим и компактным, но зато она - небольшая и очень толстая. Мы втроем пытались ей помочь, я стояла впереди придерживая Состава, а мадам, дотянувшись ногой до стремени, стала медленно подтягиваться, с другой стороны девушка повисла на стремени, чтобы седло не съехало. Состав при этом безобразии только тяжело вздохнул и расставил ноги пошире, для равновесия. Золото, а не конь.
Ни разу он никого не сбросил, но если на него садился всадник, научившийся уже ездить шагом и немножко рысью, Состав демонстрировал свои актерские качества. Едва прозвучит команда «Рысью!», как Состав плавно выходил в середину и там замирал, изображая памятник. И что только не делал начинающий всадник, все было бесполезно. Только после команды «шагом!» он неспешно возвращался в круг.
Или светло-соловая кобыла Града, которая помогла научиться верховой езде несметному количеству новичков. Под старость, она во время неторопливого галопа (принятого в школе ) падала на передние ноги, и всадник кубарем летел вперед. Теперь - то я могу сказать, что это было скорее от слабости ног, а не от вредности.
А уж Арслан - вороной, изящный ахал-текинец, просто сказка, какой красавец! Однажды одна дама, прочитала в «Вечерней Москве», что на ипподроме существует прокат, и что, самое главное, верховая езда лечит различные заболевания, в частности, гипертонию. Перепробовав все лекарства, она решилась на последнее средство. Тогда ей было за пятьдесят, - маленькая, кругленькая с красным лицом, от постоянного давления. Завернув в «Вечернюю Москву» бутылку коньяка, она отправилась на ипподром и уговорила тренера с ней заниматься.
Потом я часто видела ее на Арслане, она окрепла, похудела, и прекрасно себя чувствовала. На ее 55 лет группа, в которой она ездила, подарила ей наборную уздечку, в которой Арслан стал еще красивее, если это возможно. Потом, когда Арслан состарился и начал болеть, он попал в заботливые руки известного художника Алексея Глухарева, где и провел спокойно свои последние годы.
 
Лошади и люди… Любовь к лошади похожа на болезнь, она остается с человеком на всю жизнь. Не все становятся спортсменами, жокеями и наездниками, кто-то становится конюхом, кто-то коноводом. Есть и такие, которые получают совершенно другую профессию, но продолжают занятия верховой ездой. Есть много путей, чтобы пройти по жизни вместе с лошадью.
Copyright: Надежда Фарнева, 2009
Свидетельство о публикации №209919
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13.05.2009 20:31

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта