Произведение |
|
Объем: 4124 [ символов ]
|
|
|
|
Экспромт на блиц-конкурс "Дважды в одну реку..." |
…Откуда-то из-за стен донеслись голоса. Говорили негромко, степенно, вкрадчиво. В них, в этих голосах, была какая-то неспешная, всезнающая, ядовитая размеренность, так похожая на… Он задохнулся. Знакомая боль пробежалась по телу, кольнула запястья, щиколотки. Неужели опять? С усилием провел по лбу рукой, будто отталкивая и стряхивая что-то. Положил перед собой белый, девственно чистый лист. Но в ту же секунду он начал меняться, пожелтел, на поверхности появились буквы, побежали строчки… Усталым, заученным движением он потянулся к полке, заменил лист, но знакомые слова снова мелькали перед ним. «Да что ж это такое?!» - прошептал он, в изнеможении уронив голову на сложенные на поверхности стола руки. Боль не проходила. Голоса между тем стали явственнее, как будто кто-то могущественный приблизил их так, чтобы сидящий услышал. «Знаешь ли ты, почему твою рукопись не приняли?» - спросил все тот же вкрадчивый, ужасный голос. - Нет, мастер, - из-за стены прошептал кто-то в ответ. - Логос твой неубедителен для рода людского. О пустом пишешь, суесловно и бессмысленно. Истины нет в твоих словах. Ложны твои оправдания… «Не так!» - подумал больной. – «Все было не так! Была гроза, ибо игемон не напоил народ водою из Соломонова пруда. И тысячи лет омываемы люди кровью. А что толку – как ни входи в одну и ту же воду дважды и многажды, а значение имеет только тот раз – единственно правильный, незапятнанный, поворотный. И целомудренный…» Он снова поднял голову. За окном сверкнуло, но было тихо. Повернулся, медленно оглядел комнату. Сундук, жесткая кровать. Маленькое зеркальце на стене, а сбоку – картина «Голгофа». Он некоторое время всматривался в нее, будто пытаясь что-то прочесть в ней или вспомнить. Но потом опять устало прикрыл веки. За окном снова сверкнуло. Разлился мертвенный, слепящий, белый свет, так не похожий на лунный. - Мастер, но что же делать? - Не называй меня мастером. Ты не оправдал ожиданий. Я не могу помочь тебе. Я умываю руки… «Вот, вот, и они так же говорили!» - Человек заскрипел зубами. – «А толку – сколько ни умывай руки, вода ничего не смоет. Она могла омыть только его руки, смыть с них грязь и пыль. Только ему было дано это право – и за то назначена ему великая казнь…» Со стола медленно слетел лист, упав, как нарочно, прямо перед глазами сидящего. Тот всмотрелся. На листе медленно проступили слова: «Более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу…» …Белый свет приблизился, прожег веки, вонзился в мозг. Он открыл глаза, неловко шевельнул рукой. Сидящая рядом женщина, уловив это движение, начала мелко вздрагивать и наконец заплакала. - Иванушка… Все будет хорошо. Очнулся, родной… - тихо шептала она, поглаживая его руку. - Где я? – перед глазами у больного все расплылось и долго не могло сфокусироваться. - Лежи, лежи, не шевелись. Доктор сказал, поначалу не надо резких движений. Он опять прикрыл глаза. В памяти был глухой провал. Только откуда-то наплывали видения почти пустой комнаты с сундуком, жесткой кроватью, картиной и зеркалом на стене. Да еще листы – желтоватые, исписанные. И голоса за стеной. - Иванушка, все будет хорошо, – повторяла женщина. – тебя прооперировали, доктор сказал, заживет все и будешь опять как новенький. - Я помню только воду… - И не надо помнить, не надо, родной. - Погоди. Что со мной? Почему я здесь? - В поход ты ходил, на Быстрицу свою. Говорил, что наизусть ее уже знаешь… Он вспомнил. Не надо было в ту реку дважды входить. Нельзя реки наизусть знать. Да-аа… Зачем же он бежал от своей вины? Надо было сесть, поговорить… Ведь все можно было исправить! Он закрыл глаза, успокоившись. А, может быть, все именно сейчас и изменится? Как угадать, какая река позволит войти в нее дважды? Последнее, что он запомнил, прежде чем провалиться в здоровый сон, был горячий шепот Ольги, не то молившейся, не то кого-то страстно заклинавшей: «И чтобы все стало как было…»
Примечание - курсивом даны цитаты из "Мастера и Маргариты" М.Булгакова. |
|
|
Copyright: Валентин Алексеев, 2009
Свидетельство о публикации №196687 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.05.2009 00:47 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Такой интересный переход получился от Иешуа. Сравнение кровь- вода произвело впечатление. Тема старая, но в новом прочтении...После рассказа хочется входить в реку до тех пор, пока не окажешься в нужном месте... | | Повторяю то, что дала на форуме в блице. Поначалу я попыталась увидеть в Иванушке и Ольге исторических персонажей, но погорячилась, наверное, все проще, хотя смутили «Иванушка», «заклинавшая» Ольга, речь Ольги - стилизованная. Но время все-таки нынешнее… Работа маленькая, но пласты и поворот темы глобальный, вот так автор замахнулся, правда, чуть облегчая читателю направление – куда смотреть? А все туда же – лучшего направления человечество еще не придумало. «Кольнули запястья, щиколотки» - так, зацепка понятна, «мастер», «рукопись» – знакомые отголоски. Это так чувствует автор или идет на поводу у читателя, прибегая к любимому ныне материалу для своей темы? Или здесь вообще речь идет о коллективном опыте и его отголосках в каждом из нас? Шучу. Выше поднимался вопрос, чего не хватает или что лишнее. Не хватает самого главного героя – того, кто прооперирован, а его жена Ольга очень лубочная, даны как бы две маски, что под ними - не до конца читателю понятно. можно трактовать по-разному. Кроме того, не до конца понятно, почему и зачем автор «снит» своему герою такой сон. Пришло время? Возникли вопросы? Здесь что-то хочется уточнить, хочется узнать о герое побольше - кратко, пунктирно, но необходимо понять оправданность такого видения. Но работа, в целом, достойная, двуплановая, очень сильная по своей эмоциональности (в меру – мужской), и тема "в одну реку….» тоже видится под двумя разными углами. «Более всего он ненавидит…» - производит впечатление. Стилистически выдержана полностью, несмотря на ощутимую эмоциональную доминанту в повествовании, которая порой мешает читательскому восприятию – здесь же все сбалансировано. И… все-таки вопрос остается – что это за вина? Вина априори? | | Ольга, замечания мне очень пригодятся. Ваши вопросы позволили взглянуть несколько отстраненно. И я согласен - есть куда совершенствовать текст. Огромное спасибо! |
|
| | Рассказ производит хорошее впечатление, в первую очередь тем, что заставляет задуматься над его истоками. Из откликов ранее отозвавшихся авторов следует, что понимание сути идёт разными путями. Очевидна связь Иванушки с булгаковским Иешуа, но КАКАЯ? Мне, например, Иванушка представился Иисусом в своей второй (или н-ной) жизни, и в этом смысле рассказ - отвечающим теме конкурса. Ибо нет смысла буквально входить в одну текущую реку, чтобы подтвердить справедливость сентенции о реке. Из мелких придирок могу заметить, что неясно, больной Иван сидит или лежит, и что ему оперировали, т. к. знакомые покалывания в запястьях и щиколотках (ступнях?) - отголоски боли в первой жизни. В целом, рассказ заслуживает высокой оценки Э.К. | | Эдуард, благодарю! Что касается связи - мне хотелось, чтобы у каждого читателя возникла своя связь. Свои ассоциативные ряды. С уважением, |
|
| | Томлением и ожиданием чего-то светлого подернулась душа с первых строк этого рассказа. Потому как невидимый ветерок принес отголос произведения более всего любимого мною.... Нет. Все было не так... Именно сюжетная линия Иешуа-игемон в романе М.Булгагова "Мастер и Маргарита" вызывала во мне трепет какой-то очень потаенной. очень личной части души. Поэтому и этот отрывок не смог оставить меня равнодушной. Сильные строны. Раскрытие темы блиц-конкурса. Это наиболее сопостовимо и в то же время оригинальное прочтение древней мудрости " нельзя войти в одну реку дважды", поскольку " значение имеет только тот раз – единственно правильный, незапятнанный, поворотный. И целомудренный…»" Второе воплощение Иешуа в Иванушке неоспоримо. Очень интересено переплетение двух эпох, двух точек соприкосновения, двух углов ракрытия темы (ТА вода и обычная речка Быстрица, на которой и покалечился главный герой). И это тоже так по-булгаковски (В "МиМ" три сюжетных линии). В рассказе естьнамек на третью сюжетную линию: "Зачем же он бежал от своей вины? Надо было сесть, поговорить… Ведь все можно было исправить! " Вероятно, это отношения с Ольгой. Язык повествования очень выдержан полностью в заданом автором стиле и очень напоминает ТОТ САМЫЙ, Булгаковский. Слабые стороны. Конечно, замах у автора не на рассказ, а минимум на повесть. Нельзя уложить эдакие пласты временные в 5000 знаков. Посему вызывает некое сожаление недосказанность то в одном, то в другом месте. Например, в упомянутых выше отношениях с Ольгой. Какая вина? Отчего он сбежал на Быстрицу? Почему Ольга молит:«И чтобы все стало как было…» Да и в первой части рассказа тоже хотелось бы более развернутого повествования. "Резанула" глаз одна фраза: "...в изнеможении уронив голову на сложенные на поверхности стола руки.." : на-на.... Спасибо, Мария | | Благодарствую! Я уже написал некоторые ответы в теме блица, так что здесь повторяться не буду. Но Ваш взгляд на экспромт меня порадовал. С уважением, |
|
| | ...О пустом пишешь, суесловно и бессмысленно. Истины нет в твоих ... " А что есть истина для писателя, а для читателя?! Глубоко и емко. Владимир, удачи! С уважением, А.С. | | Мне кажется, что каждый должен дать ответ себе. Вопрос о конкретности истины здесь не имеет значения. P.S. Я, увы, не Владимир. С уважением, | | Валентин, приношу свои извинения. И простите, если чем-то огорчила. С уважением, А.С. |
|
|
|
|