Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Павел Бойчевский
Объем: 9837 [ символов ]
В начале было Слово... а в конце?
1. Донская литература: миф или реальность?
 
Что характеризует современную донскую литературу? Полнейшее отсутствие таковой. Потому что без литературно-художественных журналов отследить литературный процесс в области просто физически невозможно. Изданные за свой счёт книги некоторых авторов (в основном поэтов) и коллективные сборники литературных объединений и ассоциаций положение не меняют. Потому что поэтические книжки издают, как правило, люди в литературе случайные (за редким исключением), а в коллективных сборниках, из номера в номер, печатаются одни и те же авторы. К тому же, без прозы, критики, публицистики, сатиры и юмора когорта донских литераторов оказывается неполной.
Правда, писатель Борис Козлов вот уже более десяти лет издаёт юмористический журнал «Солянка», но, к сожалению, печатаются там, в основном, московские и питерские авторы. Да и внешний вид журнала оставляет желать лучшего: он больше походит на обыкновенную газету, чем на журнал. К тому же ростовские читатели его почти не видят, - распространяется он по электричкам и междугородним автобусам на старом автовокзале.
Старейший в Ростове журнал «Дон» выходит тиражом всего 500 экземпляров и идёт исключительно по подписке, так что купить его где-либо невозможно. Литературный процесс на Дону он также не отражает, ввиду того, что местным авторам со своими произведениями попасть на его страницы весьма затруднительно. (Уж не знаю по какой-такой причине? Может, у главного редактора В.Петрова предубеждение в отношении своих земляков – собратьев по перу? По знаменитому библейскому принципу: «Нет пророка в своём отечестве»?).
Неожиданно и стремительно ворвался в размеренную и почти что сонную литературную жизнь города «навороченный» постмодерновыми изысками, оригинальный, но, к сожалению, «самопальный» «Мой журнал» Вадима Исачкина. Большая заслуга «Моего журнала» в том, что под его традиционно-салатной обложкой находят приют авторы самой разнообразной литературной ориентации по известному принципу: «в тесноте, да не в обиде!». Правда, как пожаловался мне как-то известный ростовский философ, психолог, маг, гуру и прочая Сергей Пахоменко, публикация в «Моём журнале» В. Исачкина в серьёзном, научном мире не котируется, потому что журнал официально нигде не зарегистрирован и на него нельзя ссылаться. Что ж... жираф большой, ему видней.
Литературной критикой в Ростове, смею утверждать, вообще никто не занимается. Иной раз промелькнёт в какой-нибудь газете заметка о недавно вышедшей книге какого-нибудь автора, но случается это нерегулярно и весьма избирательно. К тому же сочиняют такие вещи, как правило, сами штатные сотрудники газеты, а не профессиональные критики.
 
2. Ни дня без строчки?..
 
Кто-то из великих сказал: «Можешь не писать - не пиши!» Очень хороший принцип. Думаю, так должен проверять себя каждый пишущий. Ведь иногда из человека просто льются рифмованные строчки, как из дырявой посудины, но к настоящей поэзии это, порой, не имеет никакого отношения. В просторечии это явление зовется графоманией. Как отличать графомана от истинного поэта?
Хотя в наше сумасшедшее время это уже не имеет никакого зна¬чения. Зa деньги издается лавина графоманских, сырых, недора¬ботанных стихов. Одно отрадно: на прилавки книжных магазинов эта макулатура не попадает, как в былые брежневские времена. Хотя тогда уровень издаваемых поэтических сборников был намно¬го выше, чем сейчас. Теперь издавать можно всё, что вздумает¬ся.
На вполне справедливые критические замечания некоторые авторы отвечают: а я так вижу! Я так чувствую, я так понимаю и вообще - у нас демократия. Вот это и портит начина¬ющих стихотворцев. Ранние публикации, всеобщая массовая возможность за деньги опубликовать всё, что пишется, вплоть до черновиков. И редактору крыть здесь нечем: кто платит день¬ги, тот и заказывает музыку.
В чём назначение поэзии? Без сомнения - нести свет и добро людям, учить их, прививать чувство прекрасного. В наш жеcто¬кий, компьютерный век это наиболее актуально. Но чему может научить стихотворец, которому и caмому нужно еще учиться и учиться? Отсюда вывод: поэт в наши дни перестал быть учителем, пророком, властителем дум россиян, которые далеки от поэзии и которых, кроме зарабатывания денег, ничего больше не интересует. Сейчас поэт - сам ученик, человек, приобщающийся к ку¬льтуре с помощью поэзии. И то, что он сам - пишет, ровным счё¬том ничего не значит. Это - хобби, отдушина, переложение своими словами прочитанного у других. Точно так же, многие игра¬ют в футбол, не будучи профессиональными футболистами.
Нельзя девальвировать поэзию. Настоящей поэзии всегда должно быть мало, иначе наступит инфляция. Настоящих поэтов в истории России можно пересчитать по пальцам: это всем извест¬ные классики. Но наряду с ними, в XIX и в начале XX веков, стихи писали чуть ли не каждый гимназист и гимназистка! И где теперь эти стихи? Кто их помнит? Назовите хоть одну фамилию? В начале XX века многие пишущие также как и сейчас издавали стихотворные сборники за свой счёт. Где эти книги? Что и ос¬талось, может быть, - так пара песен, ставших народными, и всё.
Такая же участь ожидает и нас. Или почти такая.
Мы можем гордо именовать себя поэтами, сварливо делить паль¬му первенства и бесплатные места на призрачном ростовском Парнасе, до хрипоты спорить о том, кто гениальнее, - но всё это, поверьте, лишь детские забавы и со стороны выглядит и смешно, и горько... В заключение остаётся только добавить общеизвестное: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!»
 
3. Мода на детективщину,
или Окололитературная халява
 
Есть ли сколько-нибудь значимые прозаические произведения на Дону, оставившие
заметный след в отечественной словесности? Ставшие явлением? Есть ли громкие имена? Увы, их нет, как нет.
Последнее время в литературу вошло такое понятие, как мода. Мода на того или иного автора, на то или иное литературное течение или направление. Если в поэзии, то это обязательно Бродский и обязательно постмодернизм, в прозе – детектив, боевик, фэнтэзи и прочие американизмы доморощенных эстетов. Ещё, - так называемый поток сознания или эссе... В моде Надя Делаланд, какой-то Денис Гуцко, лауреат какой-то там премии за прозу. Но вот парадокс: премии раздают в Москве, а у нас, в провинции, от желающих поживиться на халяву – очередь, не протолкнёшься! И если уж нельзя вытянуть на премию, то, как говорил ещё не безызвестный Остап Бендер, - есть множество способов честного отъёма денег... в данном случае – у столичных издательств. Например, состряпать крутой детектив. И вот, засучив рукава и поплевав в ладоши, за детективы взялись, кто раньше и представления не имел об этом жанре. Можно назвать фамилии, можно не называть, - имён нет, вот что досадно. Более-менее в детективном жанре поднаторел Данил Корецкий, остальные не дотягивают и до среднего уровня.
Из прочитанного недавно остановимся на повести А. Бурлакова «Вечерние сюрпризы Ростова», вышедшей в таганрогском издательстве Кучмы. Во-первых, нет полной ясности даже с названием. На обложке стоит: «Вечерние сюрпризы», а на титульном листе: «Вечерние сюрпризы Ростова»?? Опечатка, что ли... В общих чертах написано гладко, но – ни о чём. О каких-то похищенных драгоценностях древних амазонок... При чём тут амазонки? К тому же напоминает известный фильм «Джентльмены удачи», где Доцент, Косой и Хмырь похищают золотой шлем Александра Македонского. Описание маргиналов городского дна трафаретно – такие типы уже изрядно намозолили глаза, кочуя из одного детектива в другой. Единственное удачное место, по-моему, – в конце, где автор, ничего не выдумывая, правдиво и довольно мастерски высвечивает подробности собственной автобиографии. В таком же ключе и нужно было строить всю повесть, а не гоняться за внешними, псевдодетективными эффектами, позаимствованными из сериалов или прочитанных книг.
В 2005 году в издательстве «Старые русские» вышел роман Олега Лукьянченко «Мусорный век», по сути, - детективное чтиво, приправленное претенциозными потугами на психологизм а-ля Достоевский. Автор мастерски живописует постсовковый кухонный быт, воспроизводит все неблагородные запахи и колорит городских помоек. Как само собой разумеющееся, обсмаковывает сексуально-порнографическую интрижку, где неизменно – в подобном возрасте авторов – всплывает страстная жажда некой молодой, симпатичной особы отдаться душой и телом глубокому, вышедшему в тираж, старикану. Но это уж прерогатива Фрейда.
А если без шуток, то серьёзные вещи, по-моему, в жанре плохого детектива или боевика не пишутся. Не нужно путать божий дар с яичницей.
Но, к сожалению, это – устойчивая тенденция в современной, и не только Донской, литературе. А проще говоря – мода. Мода на детективщину. В надежде, что под этим завлекательным соусом неискушённый читатель схавает и серьёзные изыски автора, убого, на живую нитку, вшитые в повествование в виде рагзглагольствований героев о времени и о себе или авторских отступлений типа знаменитой гоголевской «Птицы-тройки»: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа...»
К большому сожалению, заражаются этой повальной болезнью и серьёзные авторы: Юрий Иванов, как шахтёр, вовсю разрабатывает открытую им «золотую жилу» - тему валютчиков на Центральном рынке. Подвизался к этому делу и Антон Геращенко. Долго не думая, и назвали они свои произведения одинаково: «Ростов-папа». Что ж, мода есть мода. Она ведь стереотипна... Но Бог, как говорится, любит троицу. И вот уже некий Михаил Барсов кинул камень в тот же огород – создал ещё один, в общей сложности уже третий по счёту «детективный шедевр», и тоже - «Ростов-папа». Прямо-таки по Ильфу и Петрову получается: внебрачные дети лейтенанта Шмидта... Впору нумеровать романы для большей ясности: «Ростов-папа» 1, «Ростов-папа» 2 и так далее. Вдруг как появятся ещё желающие продолжить эту бесконечную «Гаврилиаду»...
 
2006 г.
Copyright: Павел Бойчевский, 2008
Свидетельство о публикации №188391
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19.11.2008 09:48

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта