Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: scheli
Объем: 16268 [ символов ]
ГДЕ ТЫ МОЙ ДРУГ-ОСЕТИН ЧЕРМЕН?
В этом рассказе нет вымысла .Фамилии и
имена все настоящие, все это было в Северном
Казахстане ,село Тамамбай , 1944-1959 г. ,если кто -то из родственников или знакомых
друзей моего отца прочтет этот рассказ,прошу вас,
отзовитесь. Напишите мне по адресу в
интернете: lisem.55@mail.ru
 
На экране телевизора мелькали кадры хроники,
показывали разрушенные войною, горящие дома,бегущих под обстрелом в страшной панике людей.
При выключенном звуке менялись кадры и вот крупным планом снято лицо ребенка, взгляд которого с ужасом был устремлен
в небо. Широко раскрытые ,черные глаза малыша были полны слез.
Лицо малыша сменилось кадрами темного ночного неба на фоне которого снаряды, несущие смерть,чертили пунктирные огненные линии.
Кадры менялись и вот оператор снял пожилую седую женщину,она сидела на земле и рыдала над телом мертвой дочери. Дым ,летящие снаряды,убитые женщины,старики,дети......
Я добавила звук и не могла поверить своим ушам.......
ЦХИНВАЛ..................
Смерть бродила среди развалин Цхинвала,размахивая костлявой рукою она косила все живое . Я поняла, что это не хроника минувших дней,это страшная действительность сегодняшнего дня. Вернее события минувшей ночи и сегодняшнего утра.
Да что же происходит? Ведь родственные народы,единоверцы. Как могла Грузинская армия сделать такое?
Разум отказывался верить в то,что гостеприимная Грузия могла совершить такое? Как гордый грузинский народ позволил заставить себя плясать под " чужую дудку" американского льва и его отирающегося и подтявкивающего рядом, шакала Саакашвили?
Я не находила ответа на свои вопросы.
 
Потрясенная я поехала к своим родителям,что бы поговорить о происходящих событиях с отцом. Включила в машине радио, что бы послушать,что будут говорить немцы о событиях в Цхинвале.
Город в котором живут родители находится всего в семи километрах от нашего городка. Так что , за несколько минут пути я не услышала по радио никаких новостей.
После приветствия родителей я спросила,смотрели или нет они последние новости.
-Конечно смотрели и тоже очень обеспокоены происходящими событиями в Осетии. Отец грустно сидел и стал вспоминать свое детство в годы войны,когда в 1944 году в апреле в их
маленькое село привезли депортированных осетин и ингушей.
 
-Мне было тогда в 1944 году двенадцать лет,слух о том,что скоро привезут из Кавказа
чеченцев и осетин быстро облетел все наше небольшое село Тамамбай . Что только не говорили о них люди,что они всегда ходят с кинжалами,что они кровожадные и страшные, мое детское воображение рисовало мне каких-то чудовищ с усами, держащими в зубах кинжалы. Ингушей привезли в начале марта,а в это время у нас еще стоит настоящая зима. Они были одеты очень легко в тапочках и очень страдали от холода. Много их по умирали от голода ,холода еще по дороге в Северный Казахстан. Их расселили по квартирам к местным ,
никакой помощи от властей переселенцам не было. Как только стало теплее,земля оттаяла, все переселенцы стали себе копать землянки, крыши которых
крыли пластами земли. И в это же время началась эпидемия сыпного тифа. Бедность,недоедание, антисанитария все это способствовало развитию эпидемии тифа.
 
В апреле привезли три семьи осетин ,все село сбежалось смотреть на них. Как же мы были удивлены,что среди них не было ни одного мужчины.
Это были женщины разных возрастов, притом очень красивые ,дети и подростки.
В селе было много депортированных из Кавказа немецких семей, которые сами ютились в землянках или ветхих домишках,но комендатура подселила к ним еще и осетинские семьи,Бутаевых,Муриевых и Ноговых.
Хоть и прошло много лет с тех пор,но я хорошо помню как кого звали.
В семье Ноговых мать звали Ольга,они её называли Ола.У нее было двое детей, девочка Надя, её все ласково звали Орык в переводе с осетинского это означает ягненочек и Жора ему тогда было 14 лет.
У Бутаевой Фати (Фатима) было трое детей ,Чермен -17 лет, Лида,она была на год младше своего брата и моя ровесница -Беда (ударение на " е").
Муриева София Дaвидовна была учительницею,но её в начале определили работать телятницей на ферму.
Уже на следующий день после их приезда произошло наше знакомство с новыми жителями нашего села.
Мы очень быстро нашли общий язык,они хорошо говорили на русском,
но нам было интересно услышать как звучит их речь.
Первое слово которое мы услышали ,это была слово - щерващин
(гребень для расчесывания волос). У женщин -осетинок и у девушек были красивые и длинные косы. А у моей старшей сестры Веры тоже были косы и она часто брала у них большой роговой гребень.
 
У нас была большая керосиновая десятилинейная лампа и в нашем доме вечерами собирались женщины,они пряли,пели песни , русские,казахские,осетинские . Я и сейчас помню весеннюю песню на осетинском языке мы всегда ,когда шли по дороге со школы просили Беду спеть нам её. Потом и сами выучили.
 
-.Вальзак дарал лю мауведель фатцах.
Хуршаттан дизи никрай жизабах,
А вай махури хма авадандон
Авай махури хма самай ардон.
 
Циу циу мама да
Махалют мамадель.
 
Примерный смысл этой песни.
-Настала весна,шумно бугут потоки воды с гор,
Поют птицы циу циу, приветствуя весну.
 
(Кириллицею трудно передать произношение,но я постаралась как можно правильнее написать слова этой осетинской песни.)
 
Женщины работали и растили детей,радовались вместе чужой радости,плакали если у кого было горе,чего-чего ,а горя хватало в те годы. Рассказывали друг другу истории из своей жизни. Я слышал как рассказывала тетя Ольга,что она была замужем за осетином ,а муж её сестры был ингуш и в 1937 году служил в органах. И когда поступил приказ депортировать ингушей ,то начальство вызвало Логова, приказали ему ехать и вышвырнуть из дома семью ингуша Манкиева. Так поступали со всеми,ведь люди противились депортации.
Он наотрез отказался, за что был осужден и сидел в тюрьме.
Меня поразил поступок этого осетина,который не уронил свое достоинство и не переступил родственные узы.
Хотя всем было очень трудно в эти годы,но местным было легче,а переселенцы и ссыльные в первый год , жили просто неописуемо бедно.
А мы ребятня сидели и раскрыв рты слушали рассказы Чермена.
Нам выросшим в бескрайних степях ,трудно было представить красоту и величие снежных вершин и неприступных скал. Чермен был хороший рассказчик они под оккупацией немцев жили на Кавказе,так вот он нам
рассказывал (думаю ,что привирал немного),
что в одном из сараев построенных из камня,немцы сделали склад снарядов, сарай стоял на краю пропасти и мальчишки умевшие хорошо лазать по скалам сделали подкоп и воровали гранаты. Потом кидали их в ущелье, взрывы сеяли страшную панику среди немцев. Было ли это правдой или нет ,неизвестно. Но мы верили каждому его слову.
 
Это было первого мая, поля просохли и мы все ходили собирать колоски оставшиеся после уборки. Я был одет в фуфайку, которая была мне велика,она мне заменяла и плащ и шубу. К вечеру сумочка моя была наполнена колосками и я радовался,что мама скоро лепешек напечет. У тети Фатимы была ручная мельница,они её привезли с собою,так женщины всего села пользовались ею. Вот и я думал,что сейчас возьмем мельницу, намелем муки и будем сыты,так как весь день мы были на поле я от голода даже вкус этих лепешек чувствовал.
Тут ехал трактор и я решил прицепиться и вперед всех вернуться домой,что бы первым мельницу взять.
На тракторах тогда работали женщины и девушки,мужчины или на фронте были или в труд армии.
Вот и за рычагами этого трактора сидела молоденькая девушка,я подождал когда трактор чуть обгонит меня и хотел прицепиться, но полы моей фуфайки попали под гусеницы и меня затянуло . Я страшно кричал, я весь был переломан,ключица,ноги,не помню как меня домой привезли.
Я был без сознания и уже из рассказов матери знаю,что меня только через сутки на быках увезли в районный центр -Явленку.
И если кто-то по делам ездил в райцентр, то обязательно меня навещали,привозили нехитрые гостинцы.
Там я пролежал до конца июля,когда меня выписали из больницы, то
тетя Оля Ногова принесла мне кукурузной каши и лепешки,мы то в то время кукурузу и в глаза не видели. Какой же вкусной она мне казалась.
А после пришли все мои друзья ,а в друзьях у меня были почти все дети нашего села и казахи и поляки, это были дети ссыльных и депортированных людей, украинцы,латыши,эстонцы,осетины, немцы, Чермен с Жорой смастерили мне костыли, а бабушка Фати сшила мне в подарок добротные тапочки по случаю моей выписки из больницы. Она их шила для всего села. Я сейчас понимаю,как все жили дружно, уважали культуру другой нации. А как мы разговаривали!
Наша речь состояла из казахских,русских,немецких и осетинских слов.
Обучение в начальной школе было на казахском языке. Вот не только я все дети свободно владели казахским языком и другими тоже.
Я стал пробовать ходить на костылях и мне все помогали.
Когда уехал единственный в селе учитель, который сам еле -еле говорил по-русски ,то Софье Давидовне разрешили учить детей, она была очень грамотной и интелегентной женщиной.
Пользовалась огромным авторитетом и уважением всех жителей села.
Моя мать Диц Павлина Ивановна работала техничкой в школе и они очень дружили с Софьей Давидовной.
 
Однажды Софья Давидовна ездила в соседнее село и привезла
осетинскую гармонику,а у осетин на гармонике играют женщины.
Все от малого да старого собрались у них во дворе, двор был чисто выметен,когда она начала играть народную осетинскую мелодию,
мы все расступились образовав круг и вдруг Чермен гордо выпрямился,
став на цыпочки стал танцевать,Лида тоже вышла ,вернее выплыла в танце. Как они танцевали! Мы хлопали и просили еще и еще ,принесли медный таз,он был вместо барабана.
Собирали щавель,а когда поспела земляника,то дети и женщины, ходили в лес по ягоды. Мы дети быстро рвали ягоды,все подряд в вперемежку с травой,а бабушка Фати собирала только крупные ,ягодка к ягодке. В её ведре и травинки не найдешь,но это занимало больше времени.Она боялась леса ,вернее волка,а мы уже кричали друг другу по-осетински ,а эхо гулко разносило наши крики.
-Сом на хима?! Это означало "Пойдемте домой".
-Дынжир бюрах! Кричала тетя Фати. (Волк рядом)
Она плохо говорила по-русски и в ответ нам кричала.
-Нэт! Нэт!...... Бедра нэт полно (Ведро еще не полно).
И за то,что бы мы её не бросили в лесу ,она нам давала макух (это кукурузные лепешки,она специально брала больше, что бы мы ждали её).
Через год они купили корову и эта корова бодалась,так даже много лет спустя люди помнили эту осетинскую корову,даже поговорка была,если у женщины был плохой характер,то её называли "Осетинской коровой."
Бывало меня мама посылала к ним попросить молока,я обязательно войдя в дом приветствовал
-Гассу!
Это означало здравствуйте и передавал просьбу матери по-осетински.
-Арма гецель акшир? ( Дайте маленько молока?)
А тетя Ольга отвечала довольная.
-Ищ! Ищ! (Есть,есть!)
 
Когда наступали школьные каникулы,то на следующий день нас всех подростков вызывали на работу,работали на сенокосе,прицепщиками у трактористов,ну куда пошлют -там и работали.
Тогда все возили на быках,вот и воду на полевой стан привозили на быке, это был ленивейший из всех быков,он как шел тихим шагом,так и продолжал, хоть захлестай его кнутом.
Как- то в лесу не очень далеко от полевого стана мы нашли большое гнездо диких пчел,но близко подойти боялись, а нам так хотелось меда,ведь мы его даже не пробовали.
А Чермен нам рассказывал,что они находили в горах в лесу мед диких пчел,но они сильно злые и мед не так просто достать, так вот, они брали буйвола и привязывали под дерево на котором находилось гнездо диких пчел, потом длинной палкою шевелили гнездо и ждали .
Растревоженные пчелы набрасывались на буйвола,а мед доставался им.
В один из обеденных перерывов,когда в бригаде все обедали,а мы -нас было несколько человек, отказались. (Зачем нам обед,если мы сейчас меда вдоволь наедимся!)
Тихонько отвязали от привязи быка и вместе с бричкою и бочкой в которой была вода,погнали его в лес.
Все сделали так,как нас учил Чермен, привязали быка к дереву и стали шевелить длинным шестом гнездо. И правда,из гнезда как пули вылетели огромные шершни,они накинулись на быка,который взревел как страшный дикий зверь.
Оборвав нашу привязь ,он задрав хвост бежал по полю и такие звуки издавал,что было страшно слушать,нас тоже они покусали ,но не так сильно. Колеса от брички отвалились,бочка упала и вода разлилась,
оглобли были сломаны,а бык с такою скоростью бежал,что люди выскочившие из будки полевого стана,не могли поверить,что он так умеет бегать.
Долго ловили этого быка,потом разбирались,что произошло,бригадир хотел вызывать участкового и коменданта. Ведь немцы и осетины,ингуши,все были под комендатурою,а этот случай он расценил как вредительство,порча государственного имущества.
Ругался ,кричал на на всех и на меня...
-Я тебя отправлю по стопам твоего отца.
А отца еще в 1937 году забрали ночью и мы о нем не знали ничего.
Женщины со слезами уговаривали его не делать этого и он потом согласился,но нас всех так кнутом отстегал,что мы долго меда не хотели........
 
А еще помню случай,это я уже был постарше,однажды на поле завели трактор и регулировали обороты двигателя,работая на малых оборотах,он так ритмично постукивал, а ингуш Мажет Чариев,который работал на копнителе ,вдруг приложил палец к губам ,просил,что бы все замолчали.
В тишине двигатель отстукивал ритм и Мажет стал под этот ритм танцевать. В это время в подъехал директор , ему все это так понравилось,что потом он всегда говорил.
-Нужно так отрегулировать двигатель,что бы работая на малых оборотах ,под его стук ингуш мог танцевать!
 
А еще у Мажета родился сын и он его назвал Мамут-Герим,
мы спрашивали его о значении этого необычного имени.
Он нам охотно объяснил.
-Это арабское имя взятое из Корана.
 
Вскоре Лида Бутаева тяжело заболела малярией и умерла, оплакивали её все,отпевали бабушки -немки, и похоронили её рядом с могилой моей сестры Клары. Которая была старше меня ,но умерла в детстве в тринадцать лет.
Забегая вперед я скажу,что я всю свою жизнь ухаживал за обеими могилами,даже когда осетины вернулись на родину.
Однажды мы шли домой на обед и по дороге заходили в контору к бухгалтеру у которого был маленький радиоприемник,один на все село, а в это время всегда передавали последние известия.
И мы услышали,что умер Сталин.
Я бегом бежал домой и думал,что может теперь отец наш вернется домой. Глупый был ,тогда я еще не знал,что его давно расстреляли.
Не удержался и забежал в дом к ингушу Манкиеву Магамеду . Их семью уже после войны привезли в село к нам. Они построили землянку по соседству с нашим домом.
С порога объявил,-
- Сейчас по радио передали,что Сталин умер.
Магамед помолчал и сказал.
-Собаке-собачья смерть!
Я испугался,мы уже были научены держать язык за зубами,боялись НКВД у которых везде были сексоты. Так называли секретных сотрудников ,которые подглядывали ,подслушивали и строчили свои подлые доносы.
-Что вы говорите? Вы не боитесь меня?
Спросил я его.
-Нет,не боюсь я знаю, ты его точно как я любишь!
Он тебя и твоих сестер сиротами сделал.
Да что там,он без войны пол страны в сиротах оставил,так пусть же ему достанутся самые страшные муки ада,пусть он испытает всю ту боль,которую причинил людям.
Сдох и хорошо, ему давно нужно было сдохнуть!
И добавил по -ингушски
-Док джали!
Что значит большая собака ( Ругательство по-ингушски)
А я сказал-по-осетински
-Дынжир кюз!
Я уже вам говорил о том,что жена Манкиева была осетинка,она рассмеялась и добавила, что вы на двух языках сказали,добавте еще и на немецком то же самое.
 
Где они сейчас все? Как сложилась их судьба после возвращения на родину? Может еще отзовется кто?
Я все думаю,что нужно людям? Ведь жизнь у каждого одна.
Бог один. Земля одна.Почему не могут жить мирно? Кто берет на себя право распоряжаться чужими жизнями? Почему одна нация считает себя лучше другой? События произошедшие в Осетии всколыхнули в моей памяти все.
Как бы хотел я узнать о своих друзьях из Осетии, где они,живы ли?
Я смотрел телевизор и думал,а вдруг сейчас под этим обстрелом умирает кто-то из моих друзей детства?
Где сейчас Чермен? Жора? Беда? Надя?
Может кто из ваших детей прочтет это, отзовитесь.
Где сыновья Магомеда Манкиева Башир,Алихан,Абдрахман?
Я думаю они тоже помнят Ивана Диц..........
Copyright: scheli, 2008
Свидетельство о публикации №181809
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 29.09.2008 18:00

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта