[ Было это давно, очень давно. Это была пора цветения. Я был ещё зеленый, как партерный газон. Когда молод, то кажется, что можно жить, как черновик писать. Но молодость и время это самые бесценные вещи в жизни. Конечно каждый имеет право на ошибку, но почему-то самые большие ошибки мы совершаем в свои самые лучшие годы. Когда у молодого человека напрочь отсутствует какая нибудь страсть, то он , как правило подвержен дурным влияниям. Отсюда ранний алкоголизм, курение, отсутствие характера. Не обошло это и меня. Я никогда не курил, не курю и сейчас. А вот с «зелёным змием» познакомился рановато. Но внутренний тормоз у меня был исправен и он всё чаще говорил мне: - Не той дорого шагаешь парень, посмотри по сторонам, жизнь прекрасна. Я прислушался и в моей жизни появилась страсть. Главной моей страстью был и есть спорт. Но спорт ни в том понимании, когда приходишь на работу и начинаешь обсуждать, прошедший на кануне футбольный или хоккейный матч. Всё это фанатство чаще всего показуха и со спортом ни чего общего не имеет. Потому, что этой болтовнёй чаще всего занимаются люди, не взявшие ни разу в руки хоккейную клюшку и не пнувшие ни разу по мячу. Я, к примеру - фанат, но фанат играющий, играющий уже тридцать семь лет. Страсть моя конечно ни футбол и не хоккей. У этих видов спортивных игр и так неправдоподобно много поклонников, неправдоподобно, потому что не могут все люди любить одно и тоже. В семнадцать лет меня затянуло в велосипедный спорт. Затянуло так стремительно и безвозвратно, как затягивает штанину в цепную передачу велосипеда. Это было здорово и тяжело одновременно. Я обрёл новый мир, мир очень больших, но радующих душу и тело физических нагрузок. Попал я в этот прекрасный мир мелькающих спиц, ярких маек, сильных и красивых людей, больших скоростей, полученных от собственной мышечной силы, из мира «совкового» двора семидесятых. Совковый двор семидесятых сильно отличается от двора шестидесятых. Во дворах шестидесятых все жители двора были если не одной семьёй, то во всяком случае были очень добры друг к другу, сильные не давали в обиду слабых, звучали под три аккорда песни Булата Акуджавы и Юрия Визбора. Дворы семидесятых – это уже другие дворы. Здесь уже сильные не защищали, а унижали слабых, да и были ли они на самом деле сильными. Да и песни были в этих дворах не те, всё больше это отдавало «тюремной» лирикой сейчас это вписывается в красивое французское слово шансон. Взрослели парни в этих дворах, взросление, как правило, сводилось к приобретению вредных привычек, сказывалась наша ментальность. Я тоже взрослел, но я не хотел взрослеть так, как взрослеет большая часть моих сверстников, но преодолевать большие нагрузки в спорте порой легче, чем преодолеть законы двора. Всё существо моё было настроено против этого. Это, как у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях»: - Всё существо его было настроено против краж, но не красть он не мог.- Я долго искал выход, но порой ощущал тщетность своих усилий, тут невольно вспомнишь неповторимого Владимира Высоцкого: - Ищу я выход из ворот, но нет его, есть только вход и то не тот. Я в те времена очень много колесил на стареньком «Спутнике», это был велосипед моего брата. Ездил я очень много, несмотря на свою «тучность». В одну из моих прогулок я выехал за черту города и увидел……. Может быть ни чего особенного, увиденное мной не представляло, но ЭТО, я и сейчас вижу, как тогда. В принципе ни чего особенного и на самом деле не происходило. Я ехал по Уфимскому тракту и мимо меня прошуршала шинами четвёрка велогонщиков, все были в одинаковой форме, на лёгких по тем временам велосипедах. Я тогда ещё не знал, что они едут «команду», но меня на всю жизнь сразила их чёткая слаженная работа. Тем более я не знал, что всех этих ребят я через какое то время реально смогу назвать друзьями. Я попытался ускориться и догнать, но где уж мне с моим пузом. Каждый день я терзал свой «спутник», пытался разогнать его быстрей и быстрей, а вернувшись домой я начинал облизывать свой велосипед, он всегда у меня в идеальном состоянии, всё смазано, всё блестит. Может быть, я и ехал чуть быстрее, чем раньше, но велокомпьютер изобрели только через двенадцать лет, а первый раз увидели мы его примерно ещё через столько же лет, и то по телевизору, так что о моих тогдашних скоростях можно только догадываться. Я читал о велосипедном спорте всё, что попадалось, а попадалось очень немного ежегодник «велосипедный спорт», две-три публикации в «ФиС» в год и столько же в «Спортивной жизни России», выписывал чешскую « Циклистику», но в ней можно было только картинки посмотреть. К сожалению и сейчас пишут об этом не часто. Наступила, осень и я решился. Я записался в секцию Челябинского«локомотива». Было это первого октября семьдесят первого года, даже помню, что это была пятница. Тренер Кузнецов Геннадий Юрьевич, который меня записывал, посмотрел на меня оценивающе и сказал: - Ты хоть бегать то сможешь? Его смутила моя фигура, а фигура у меня была – « куда не пни, кругом задница» - Смогу, я настырный. - Ну, хорошо, посмотрим, время есть. Но был ещё и старший тренер Владимир Григорьевич Зыкунов. Он был не просто тренер, а заслуженный тренер РСФСР. К тому времени он воспитал таких классных гонщиков, как Михаил Барецов, Владимир Бабиевский, Александр Корж, Виктор Притчин. Таким тренерам нужны почти готовые чемпионы, зачем им возиться с таким «жиртрестом », каким был я. Он поплевался, глядя на меня на первой тренировке, кое - как перетерпел меня на второй, а с третьей выпнул меня без всякого сожаления. Я пришёл на следующую тренировку, но он выпнул меня и с этой. Кузнецов видел, что я стараюсь, а если есть желание, то в таком возрасте можно горы своротить, он пытался заступиться за меня, ему было меня по человечески жаль, но Зыкунов был непреклонен. Я ушёл со слезинками в уголках глаз, но сдаваться не собирался. Я начал просто истязать себя нагрузками в любую погоду, чем хуже была погода, тем сильнее я себя грузил. Округлости мои «таяли», мышцы становились более упругими и выносливыми, а про одышку я практически забыл, сказывалось наверное моё раннее увлечение бегом на длинные дистанции (с шести лет). Менялся и мой характер. Я становился злее, но в лучшем смысле этого слова. Искал я и новую велосекцию. И нашёл. Это была секция радиозавода. Тренировал «полёт» замечательный человек Евгений Иванович Шаров. Он не делал поспешных выводов, а тренировал, если что-то не получалось, то подсказывал. Всю общую физическую подготовку он тренировался вместе с нами. Мы бегали кроссы, бегали на лыжах, прыгали многоскоки, играли в футбол, работали на велостанках. Ближе к весне стали выезжать на велосипедах, ездили по дачной дороге, по лыжням, по просёлкам до ближайших к городу деревень. Я подтянулся, постройнел и даже стал повыше(это вообще феномен моего организма, расти я начал поздно, но очень быстро. Только за время учёбы в восьмом классе я подрос на ШЕСТЬ !!! сантиметров, к концу десятого ешё на ВОСЕМЬ !!! потом подрос ещё на шесть). Всё меня радовало. Я поднимался над своей ленью, жил мечтами о победах в больших гонках. И даже не главное, что больших побед у меня не было, самые большие победы в жизни это победы над собой. В возрасте полутора лет я перенёс четыре тяжелейших операции и клиническую смерть, мама и бабушка черезчур опекали меня, считали меня чуть ли не тяжелобольным, а я был нормальным, шустрым, подвижным. Но заботливые мама и бабушка раскормили меня до жуткой полноты. Теперь – это мой крест, с лишним весом я борюсь по сей день. Так и живём, то я побеждаю вес, то он меня. Пришла весна, началась шоссейная подготовка. Первый раз я выехал на шоссе с Володей Родионовым и Лёхой Тутуковым, был ещё парень из нашего набора, не помню ни имени ни фамилии, но он отстал почти сразу, как выехали за черту города, на обратном пути мы его подобрали. Я был на седьмом небе, что не отстал и дотерпел до конца. Это, как раз то, о чём я мечтал. Но это оказалось на много тяжелее, чем я мог себе представить. Шоссе часто напоминало гигантскую пружину. Чем сильнее эту пружину сжимаешь, тем больше у неё желание тебя отодвинуть назад. Эффект пружины многократно усиливается при сильном встречном ветре. Мне очень нравилось позлить пружину и я всё наглее и наглее её сжимал. Пришёл день первой в жизни и такой долгожданной гонки. Я точно помню дату 13 мая 1972 года. В гонке всё было по другому, нежели на тренировке. Всю ночь перед гонкой я не мог заснуть, волновался очень. Гонка. Разделка. Недаром разделку называют гонкой мук. Классическая дистанция – 25 километров. Бывает, что и новички показывают такой результат, что в голове не укладывается, например олимпийский чемпион Валерий Ярды в первой в своей жизни разделке показал результат, уступающий нормативу мастера спорта всего на одну секунду!!! Но со мной такого не случилось. На следующий день я поехал свою первую «группу» - гонку с общим стартом на 50 километров. До поворота, а это половина дистанции я доехал в общей группе и даже попытался уехать в отрыв, за что наслушался про себя таких вещей, которых и сам про себя не зал, причём от своих же «дедов». Незадолго до финиша я расстроенный вывалился из группы и финишировал в предпоследней десятке, к финишу я догнал Ваську Сафонова, с которым познакомились ещё в «локомотиве» и который вывалился значительно позже меня. Результаты новичков не сильно отличались один от другого, но главное все они были очень низкими. Когда сам устраиваешь себе «прикидку», результаты всегда выше. Это потому, что ты один на один с дорогой, нет этого гнетущего ожидания старта. Я считаю, что многие из тех, с кем мне довелось «гоняться» могли бы достичь гораздо более высоких результатов, если бы с ними параллельно с тренером работал бы специалист психолог. Лично мне этого точно не хватало. Перед стартом я наглухо перегорал, «мандраж» уничтожал меня, как гонщика. На тренировке я был совсем другим, в любой подъём влетал играючи. Именно таким меня запомнила чудесная девчонка из моего рассказа «Взгляд или Лиля из СССР». Но стоило мне только приколоть к майке номер, сразу появлялась скованность, «нога не шла», от куда то появлялась «вялость». Было в моей жизни ещё много гонок и однодневных и многодневок. Ездил я гонки и механиком, это у меня получалось лучше. Как веломеханник я более авторитетен и по сей день. В августе1973 года была проведена последняя в истории Челябинского велоспорта Южноуральская многодневная гонка. Я очень хотел её ехать, но « полёт» был самой сильной командой. Я в команду не попадал. Зыкунов тогда уехал из Челябинска навсегда, кажется в Краснодарский край и увёз с собой Сашу Коржа. С Кузнецовым у меня были очень хорошие отношения, он ценил мою упёртость и он предложил мне ехать за «локомотив», за который ехал мой лучший друг, ныне старший тренер национальной сборной команды Белоруссии по велоспорту Василий Сафонов, но я взбрыкнул, отказался и поехал механиком в своей команде. Когда молодой, кажется, что вся жизнь впереди, что будут ешё такие гонки. Но, увы. Таких гонок больше не проводили. Теперь я жалею, что не поехал тогда. Гонок было много, но я помню каждую до мелочей. За эти годы я успел позаниматься ещё и бегом на длинные дистанции, за четыре года принял участие в трёх марафонах. Мне очень нравится марафонский бег и результаты у мня были неплохие( лучший 3: 05: 17), но его не полюбили мои коленные суставы, очень жаль, но пришлось простится с этим замечательным видом спорта, хотя я долго сопротивлялся, пока не порвал мениск. Играл я и в большой теннис, играл целых пять лет, вид спорта хороший, но, к сожалению немало в нём наряду с людьми замечательными и интеллигентными «снобов» и«жлобья». Сейчас мне пятьдесят три года. Лето я по - прежнему не мыслю без велосипеда. Хорошо, что средства позволяют мне приобретать хорошую экипировку. На шоссе я выезжаю довольно часто, «готовлюсь», но гонок даже у пацанов становится всё меньше и меньше, а ветеранских в нашем регионе совсем не проводят. Жаль, а так хотелось бы погоняться. Видимо недогонялся в своё время. Придётся выезжать в другие регионы. Зиму я катаюсь на горных лыжах, с этим проще, появились хорошие трассы, да и соревнования есть для любой возрастной группы, правда коммерческие, это дороговато. В 1975 году мы познакомились с Фёдором Анфаловым. Мы оба тогда попали в сборную городского совета ДСО Труд, по итогам гонок Обкома строителей. На обкоме строителей я выступал за строительный трест «Челябспецстрой», а Фёдор за «Челябметаллургстрой». В разделке я был в «первой десятке», а в командной мы с Борисом Даниловым и Сашей Рощиным были вторыми. В этой гонке в «техничке» меня сопровождала моя невеста Галя, в прошлом чемпионка города по фигурному катанию, я не мог слабо выступить, имея такое сопровождение. На первенстве областного «труда» мне выпало быть ещё «начальником команды». Это Фёдор меня уговорил, а сам смылся после разделки. Сейчас мы с Фёдором дружим и пожалуй единственные в нашем городе ветераны, жаждущие гонок, есть ещё пара – тройка ребят, но гонок нет. Неплохие соревнования проводили в Екатеринбурге – «Тур Пайпер», хорошая «тусовка» для ветеранов, но последний раз это было в 2005 году. Фёдор выиграл там все гонки в своей возрастной группе. Хорошо там выступил и Борис Викторович Попов из Копейска. Не посрамил себя и Ваш покорный слуга. Этот год пока под вопросом, а жаль, ведь «Тур Пайпер» собирал немало любителей из ближнего и дальнего зарубежья. Если даже спорткомитет Екатеринбурга надумает провести эти соревнования в этом году, то будет уже ни так интересно, за короткое время трудно собрать участников, особенно из дальнего зарубежья. Так хочется всколыхнуть старую гвардию, усадить своих спортивных друзей в сёдла и хоть потренироваься вместе. Компот (так мы зовём Игоря Киселёва) хороший велосипед уже купил, глядя на меня. А вот съездить с ним на тренировку мне пока не удалось, он всё время занят. Попробую провести агитацию, когда всей командой соберёмся вместе. Купить хороший велосипед в нашем городе сейчас не проблема, было бы желание. А когда нас будет побольше, чем сейчас, гонку мы и сами проведём. Размечтался я чего то, а почему бы и не помечтать? Мечты то светлые i] |