Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Нина Ядне
Объем: 16300 [ символов ]
Куда улетела душа шамана?
Эту удивительную историю я слышала от разных людей и в разных местах: в Антипаютинской и Находкинской тундрах, от ненцев – жителей посёлков Антипаюта, Находка, Тазовский и Газ-Сале Тазовского района Ямала. Разумеется, варианты толкования отличались друг от друга.
Очень долго думала и решила написать лишь после того, как одна из дочерей шамана сказала мне: «Пишите, Нина Николаевна, Вам мы доверяем потому, что Вы – наша землячка и цените обычаи и традиции своего ненецкого народа и думаем о том, что Вы напишете о шамане очень аккуратно и деликатно. Знаете ли Вы о том, что настоящая фамилия нашего отца была… другая?!»
 
Года три назад в больнице посёлка Тазовский завершил своё земное каслание шаман Енара Салиндер. Это был мужчина среднего роста, коренастый, быстрый в движениях. На его смуглом лице сияли светлые карие глаза, чёрные негустые волосы обрамляли приятное лицо с небольшим носом и волевым подбородком, а натруженные руки всегда были загорелыми, потому что он постоянно занимался чем-то: чинил лодки, нарты, плёл тынзяны (арканы из оленьих шкур), делал разные вещи, необходимые в быту, чинил сети, ловил рыбу в студёной Тазовской Губе… В его паспорте значилась дата его рождения – 1 мая 1924 года, хотя в те далёкие времена ненцы из Антипаютинской тундры, откуда он родом, никогда не знали даты своего рождения и тем более не имели свидетельства о рождении. Для нас, тундровых ненцев, дата рождения человека никогда не имело особого значения, старейшины рода говорили так: когда родился этот человек, то в том году погибло много оленей от страшной болезни в тундре или тогда, когда в конце зимы закончилась война… Письменности у ненцев долгое время не было и потому в памяти народа запоминались лишь особые приметы природы, случаи из жизни, важные или необычные события. В шестидесятые годы прошлого столетия во время массовой паспортизации жителям тундры и посёлков работники сельсоветов написали всем, особенно старшему поколению, приблизительный возраст: число, месяц и год рождения. Возраст определяли на глаз и потому многие дети оказались старше своих родителей. Но, может быть, Енара действительно родился 1 мая 1924 года. Интересен тот факт, что шаман Енара Салиндер умер именно 1 мая, но… уже 2005 года. В этом тоже есть что-то магическое и загадочное.
По своему происхождению Енара был незаконнорождённым. Его мать была работницей богатых ненцев из Антипаютинской тундры. Мало кто помнил его мать, но Енара знал то, что его мама была красивой женщиной и большой мастерицей по пошиву одежды. В те годы незаконнорождённых детей в тундре не воспринимали, даже не признавали. Это считалось большим грехом и позором.
Однажды хозяин стойбища отправил свою работницу, мать Енары, в далёкое стойбище своих родственников для работы с большим стадом оленей, которых нужно было отправить на север.
В это время в стойбище хозяина заболели олени болезнью «Ты хабча». Хозяин-старик решил накормить мясом больных оленей некоторых своих собак, которые не выдержали такого испытания и сразу же подохли.
Потом старик накормил мясом от больных оленей маленького мальчика Енар, которому к тому времени было около четырёх лет. Имя мальчика по-ненецки действительно был Енар. «Енар ни нга! Енар вуни нга!», что в переводе с ненецкого на русский язык буквально означает: «Что-то ерундовое, ничего не значащий».
Это был намёк на его происхождение. Позже русские люди стали писать и называть его Енара Салиндер. Фамилия Салиндер досталась ему от хозяев, где работала его мать.
А тогда, в отсутствие матери, старики так плотно накормили мальчика Енар мясом, что он сразу же сильно заболел. К вечеру второго дня малыш уже не подавал никаких признаков жизни. Старик понял, что мальчик умер, и принял решение оставить его на той стоянке, где стоял чум.
Как положено в таких случаях, ребёнка одели, укутали, поставили на нарту, на саване сделали прорезь над лицом, как принято у ненцев (издревле ненцы считали, что покойник после смерти, возможно, будет дышать и будет жить своей новой жизнью на том свете), но не забили для него ни одного оленя, а сами уехали подальше от этих мест.
Спустя много лет сам Енара Салиндер вспоминал и рассказывал людям тундры следующую историю из своей жизни:
« … Давно это было. Хозяева оставили меня одного. Это было зимой, может быть даже в начале весны, когда кое-где сквозь снег стала появляться земля. Помню тот момент, когда очнулся оттого, что кто-то обмахивал моё лицо чем-то мягким и влажным… Кто-то лил в рот водичку. Открыл глаза и увидел, что надо мной летала большая белая птица, которая обмахивала моё лицо мокрым крылом и водил им по моим губам. Мне от влаги, которая попадала в рот, стало лучше. Потом снова потерял сознание… Но этот кто-то клал мне в рот ягодки. Потом увидел над собой летающего большого белого лебедя, который тормошил меня, клювом хватал за одежду, пытался поднять с нарты, опустить на землю. Каким-то чудом я встал и двинулся за лебедем, а лебедь забегал вперёд и звал меня за собой… Спотыкаясь, побрёл за лебедем, шли долго и вскоре оказались на новом чумовище, где жили хозяева и мать со своим мужем. Отчим, увидев меня, сильно удивился, но сказал: «Ну что ж, коль суждено тебе жить, живи!»
Будучи юношей и взрослым мужчиной он изредка выходил на охоту, приносил в чум или дом гусей или другую дичь.
Но он никогда не стрелял в белых лебедей. Он бросал все дела, когда по весне раздавались клики лебедей, которые величественно летели высоко в небе, долго смотрел на них, любовался красивыми птицами, провожая взглядом и желая им счастливого полёта…
О чём думал шаман в эти минуты, теперь никто никогда уже не узнает.
Всю жизнь Енара считал лебедей священными птицами и … своими братьями. Когда по весне в тундру прилетали лебеди, происходило чудо.
Что-то щемяще-родное, грустное и чудное будили эти пернатые в душе Енары. Он становился добрым, отзывчивым и мир казался ему совершенным и приветливым. Он запрягал свою лучшую упряжку из четырёх здоровенных серых оленей и выезжал в свою родную Антипаютинскую тундру, чтобы проведать старых друзей, дальних родственников, помогал всем, кто нуждался в его помощи, предсказывал будущее, общался с духами…
Енара рос трудолюбивым мальчиком, никогда не сидел без дела, стараясь научиться всему, что требовалось для жизни в суровых условиях тундры.
Тут пришла советская власть, его забрали в школу, но после трёх лет учебы он перестал учиться. С ним стали происходить странные вещи, но не каждому из ненцев дано было понять его душевное состояние.
Мальчик легко угадывал потерявшихся оленей, вернее их местонахождение, предсказывал погоду и будущее; лечил больных: приложив руку к голове больного человека, тот моментально чувствовал себя легче, нервных и беспокойных людей успокаивал. Часто предсказания юноши сбывались. Весть о колдовских чарах подростка молнией обежала всю тундру. Как-то в стойбище, где жил Енара, (а с этих пор его повсюду называли Енара Салиндер) приехал известный шаман Мертяко, который очень долго и внимательно присматривался к нему, поговорил и сказал: «Ты, Енара, наделён даром от Бога, ты станешь настоящим шаманом! Хочешь, я буду учить тебя? Тебе равных в нашей тундре не будет! Езжай со мной в мой чум!»
Так юноша стал учиться мастерству шамана. На это ушло более пятнадцати лет, а может и больше. Кто знает, ведь в тундре свои понятия обо всём: весна и лето – это один год, а осень и зима – это уже другой год.
Острый ум его впитывал в себя всё, словно губка, а беззаботная жизнь и душевное спокойствие не замедлили оказать своего влияния на Енару: он стал настоящим мужчиной, взгляд чудесных глаз приобрёл твёрдость, манеры стали изысканней, выступающие скулы и раскосые глаза как будто видели человека насквозь. Мудрый взгляд проницательных глаз подчёркивал принадлежность к какой-то особой категории людей, которые знали много тайн в этой и другой жизни.
Через много лет шаман Мертяко вручил ему пензер (бубен) и напутствовал в самостоятельный путь. Молодого шамана Енару приглашали во многие стойбища Антипаютинской и Находкинской тундры. Но советская власть не дремала. Вскоре за шаманство Енару посадили в тюрьму на три года. Но за эти годы неволи он не забыл навыки, переданные ему великим шаманом, который давно ушёл в мир иной. После выхода из заключения он переехал в Находкинскую тундру, хотел жить свободно, подальше от властей.
Енара женился на молодой вдове, женщине с двумя детьми. В семье рождались только девочки, а шаман мечтал о наследнике, которому хотел бы передать свой дар от Всевышнего. Но мальчик так и не родился. Ни в Находкинской, ни в Антипаютинской тундре он так и не нашёл себе способного ученика-преемника.
Многие ненцы считают, что дар шаманизма передаётся только одному человеку – сыну. Но тогда сын быстро уйдёт из жизни. Обычно шаман в зрелом возрасте начинал искать и выбирать себе преемника, чтобы передать ему свои навыки и знания. Енара долгие годы ждал и надеялся, что когда-то в тундре всё же появится мальчик, способный перенять у него этот божественный дар.
Проходили годы. Енара работал, рыбачил, семья росла, детей (приёмных и родных) он одинаково лелеял и любил. В перестроечные годы Енара Салиндер снова привлёк к себе внимание властей, но это были уже, слава богу, другие времена.
Как-то районные власти сообщили ему, что пришло приглашение в Москву, где собрали всех шаманов со всей России. Там среди многих сотен одарённых людей со всех концов страны ненецкий шаман Енара Салиндер показал всё своё умение, методы и мастерство. Компетентные профессионалы его официально признали настоящим шаманом.
В девяностые годы прошлого века и позже, он был, пожалуй, единственным действующим шаманом Находкинской тундры, иногда его приглашали в Антипаютинскую тундру по разным поводам, и он никому не отказывал. Главное предназначение Енары-шамана – провожать людей в другой мир, соблюдая ненецкий похоронный обряд. Он впадал в особое состояние, разговаривал с мёртвым человеком, спрашивал, от чего он умер, что не успел сделать в этой жизни, кому что сказать, отвечал на вопросы, передавал просьбы и последнюю волю покойника живым родственникам. В последние годы Енара Салиндер стал лечить людей от разных болезней.
Если его когда-то духи избрали своим посредником, то у него были незаурядные способности и познания в различных сферах жизни природы и общества, он владел приёмами и средствами народной медицины. В своей лечебной практике использовал различные травы, припарки, кровопускание, прижигание, широко применял психотерапию, внушение, мог оказать помощь при переломах и ранах, а также приёмы и средства чисто религиозные – заговоры, обряды, обереги и амулеты. Часто его приглашали в далёкие стойбища ненцев, куда брал с собой пензер и во время камлания, беседуя с больным, шаман отвлекал его внимание от страданий и боли. Тут главным было убедить душу вернуться или забрать душу, влияя на «духа», который украл её. Во время таких переговоров от шамана требовалось особое словесное искусство.
У ненцев бывают разные категории шаманов, а Енара относился к категории шаман-самбдорта (проводы в загробный мир) но, думаю о том, что он был носителем разных функций. Об этом говорит вся его непростая история жизни. Он был необычным человеком, фигурой, наделённым сверхъестественными способностями, общался с духами и посещал иные миры, отлично разбирался в явлениях природы, зверей и птиц. А лебедей считал священными птицами и когда кто-то в Находкинской тундре убивал лебедя, он с негодованием говорил: «Лебеди – мои родители. Не трогайте птиц!»
Каждую весну шаман уходил в тундру, подолгу бродил, с нетерпением ждал прилёта белых лебедей. Иногда Енара прикладывал к лицу лебединые перья, втягивал ноздрями далёкий дух, исходящий от маховых перьев, и глаза у него невольно делались мокрыми: это был запах прошлого, давно ушедших дней, запах того, что уже никогда не вернётся…
Некоторые рассказывают, что после его смерти в меховом подкладе подола его малицы обнаружили несколько пёрышек лебедя из крыла. Он возил их с собой по всей тундре, ездил в Москву на слёт шаманов. Некоторым образом лебединые перья стали своего рода амулетом.
Среди жителей тундры и посёлков Тазовского района Енара Салиндер пользовался авторитетом, ненцы его уважали, некоторые русские люди желали установить с ним контакт, привозили больных детей, родственников, просили наладить семейную жизнь, предсказать будущее.
Говорят, когда у Енары умерла жена, то он сказал: «Я остался один. За 7 отведённых мне лет я должен поставить на ноги своих детей, и они должны быть достойными людьми». После этого он прожил 7 лет и ещё 7 дней не дожил до 7 месяцев. У нас, ненцев, цифра 7 – священная, магическая.
Когда его похоронили, возвращаясь с кладбища, мужчины втыкали в снег по 7 еловых веток, а на гробе сбоку было сделано 7 дырок, сверху – одну большую. Это была последняя воля шамана.
Сегодня часто жители тундры вспоминают о том, как Енара во время очередного сеанса ставил перед собой чистое блюдце со спиртом или водкой, брал комочек чистого, только что выпавшего снега, глотал его, и из его рта выпадал камешек – если чёрный, то человек действительно болен, если белый – у человека всё хорошо. Белый камень считался амулетом, оберегом, его часто зашивали в малицу, чёрный камень тоже хранили, когда человек исцелялся – чёрный камень исчезал сам собой. Люди и сейчас с благодарностью вспоминают о шамане, ведь им теперь не к кому больше обратиться за помощью.
Но в те дни, когда великий шаман ушёл в мир иной, произошло ещё одно необычайное событие.
После того, когда родные шамана приготовили всё, что необходимо в таких случаях, когда покойник переночевал у себя дома последний раз, а после полудня, одетого в новую одежду покойника вынесли на улицу и поставили на нарту, соблюдая все похоронные ритуалы, зажгли маленький огонь около нарты, накрыли небольшой столик…
Люди стояли и ждали, когда будут закончены последние приготовления и процессия двинется далеко в тундру на родовое кладбище.
В начале мая в тундре очень холодно, хотя по календарю должны появиться первые признаки весны. В этот год зима долго не сдавала своих позиций.
…В тихом стоячем воздухе вдруг послышались далёкие звучные клики. Люди изумлённо вскинули головы, пошарили глазами по небу: перепутал что-то лебедь кликун, он никак не должен был находиться здесь зимой, что-то, видимо, в природе сместилось.
Клик одинокого лебедя возбудил в людях ликующее чувство, почему-то все горести и заботы отошли на задний план, они недоумевали и спрашивали друг друга: «Откуда взялся этот белый лебедь? В это время лебедей в тундре не бывает! Что его привело сюда?»
И только один древний старик негромко промолвил по-ненецки: «Хохорэй юнгумы ненеця сидянгм хосая!» («Лебедь прилетел за душой исчезнувшего, ушедшего от нас»).
Мы, ненцы, умершего человека покойником прямо не называем, а говорим уклончиво, как бы деликатно, осторожно по отношению к нему, ушедшему в иной мир: «Исчезнувший, ушедший от нас».
…Сначала этого лебедя, слетающего со священной нарты шамана, увидели другие люди – жители посёлка, после чего птица сделала три круга над двухэтажным домом, в одной из квартир которого жил шаман. Некоторые люди пытались подпустить птицу к себе, но она отлетала от них, изредка издавая жалобные клики.
Похоронная процессия медленно двинулась в путь, а белая птица с упорством следовала за этим печальным поездом, отчаянно махала крыльями и низко летала по направлению солнца. Потом резко поднялась в воздух и улетела в сторону солнца…
Очевидец этого события, который ехал последним на оленьей упряжке, потом объяснил поведение лебедя так:
«По всей видимости, ушедшему от нас всю жизнь помогала энергия солнца, птица об этом не скрывала. Лебеди – это души людей, этот лебедь прилетал за душой своего родственника. В душу лебедя навечно вселилась душа Енары и, может быть, птица унесла её с собой…»
Во всём этом есть что-то удивительно красивое, и всякий раз, когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает волна тёплого чувства.
А ещё душу наполняет особое чувство гордости оттого, что настоящая фамилия великого шамана была… Ядне!
 
Май 2008 г.
Ядне Нина Николаевна.
Copyright: Нина Ядне, 2008
Свидетельство о публикации №170187
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.06.2008 12:35

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ураваш[ 01.03.2010 ]
   Мастерски написанный рассказ. Слог чёткий, слова весомые. Шибко понравилась фраза из рассказа: "... перепутал что-то лебедь кликун, он никак не должен был находиться здесь зимой, что-то, видимо, в природе сместилось". Удачи Вам, Нина Ядне, и здоровья на долгие годы!
   Дмитрий Верендеев.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта