Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Геннадий Кон
Объем: 11258 [ символов ]
Будет ли конец классической науке.
Будет ли конец классической науке.
 
Я НЕ ВЫСТУПАЮ ПРОТИВ НАУКИ - Я ПРОТИВНИК ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ, АБСОЛЮТИЗАЦИИ, МОНОПОЛИИ И БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТИ!
 
Пару месяцев назад я написал статью "Будет ли конец России", а теперь вот задумался над вопросом конца современной классической науки.
 
В этой небольшой работе я продолжаю разговор об исчерпании возможностей современной классической науки, начатый в предыдущих статьях:
1. О том, какой может быть наука;
2. О стратегических провалах современной науки;
3. О тактических провалах современной науки;
4. О порочности современной науки.
5. В дополнение к моим рассуждениям о пагубности классической науки.
6. О деструктивных достижениях научно-технического прогресса.
7. О нерасторопности и зашоренности современной классической науки.
Все эти статьи дались мне крайне тяжело, с большим душевным надрывом я их писал; с надрывом потому, что всегда очень тяжело разочаровываться в прежних великих идеалах. Тем не менее, нечто подобное уже давно должно было появиться; должно было потому, что момент назрел. Классическая наука в своей упертости, снобизме, застое, монополии на АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ и отрицании религиозности настолько оскорбляет и восстанавливает против себя людей (вспомнить хотя бы письмо группы академиков против введения в школах церковных дисциплин), что появляются уже первые иски от обычных граждан в обычные суды с целью ниспровержения науки как монополиста. Не так давно по ТВ прошла информации об иске отца одной школьницы относительно теории эволюции (которая противоречит религиозной концепции создания жизни БОГОМ-ТВОРЦОМ), адаптированной к учебнику биологии. Думаю, что это лишь самое начало деструктивных конфронтационных процессов, губительных и не особо-то нужных. Однако ясно, что, несмотря на все имеющиеся недостатки науки, современному обществу без этой самой науки не обойтись. Поэтому лично я считаю, что наука должна быть скромнее, и должна знать свое место. Надеюсь, что мои статьи, несмотря на ярко выраженный обвинительный уклон, все же помогут хоть капельку успокоить страсти и выпустить пар. В принципе, подобных статей должны быть сотни, в первую очередь - от самих обеспокоенных ученых. Но ... современная классическая наука в очередной раз показывает свою нерасторопность...
 
Так и в самом-то деле: придет ли конец науки в том виде, какую мы знаем сегодня? Ну, если учесть, что все кончается, рано или поздно, погибают даже планеты, звезды и галактики, ученые видят возможность конца существования даже черных дыр и самой Вселенной, то и науке как таковой придет конец. Причем, судя по всему, конец современной классической науки не будет означать конца людскому познавательному процессу. Если уж даже я, отнюдь не гений, и не "крутой академик", нашел возможность в статье "О том, какой может быть наука" сформулировать альтернативы современной классической науке, то реальность, разумеется, может оказаться гораздо богаче моих примитивных представлений о грядущем.
Попробуйте вот вообще задуматься над тем, что мировых религий у нас много: индуизм, иудаизм, христианство, ислам, буддизм, синтоизм, ламаизм... - на всякий вкус и цвет, как говорится. И это - замечательно, поскольку дает человечеству необходимое духовное разнообразие. А вот мировая наука - одна-единственная, застойная, разжиревшая и обнаглевшая сверх всякой меры...
Современная классическая наука изо всех сил цепляется за лидерство, но это ей не поможет. Рано или поздно, но людской род откажется от главенствующей роли классической науки; но ведь наука и сама жестоко и безжалостно отказывается от того, что, как она считает, стало устаревшим и ненужным (в качестве примера таких отказов можно привести и длящийся веками конфликт с религией, и уничтожение древних методов лечения, и почти повсеместный отказ от ламповых вычислительных устройств, и затопление космической станции "МИР" ...).
Так что достоверно можно утверждать, что классической науке придет конец, и признаки этого конца становятся все явственнее и явственнее. Впрочем, как и в случае гипотетических рассуждений о конце России, всех интересует вопрос о сроках прихода на смену науки нечто более мощного и грандиозного. Могу здесь сказать только одно: ДОСТАТОЧНО СКОРО по историческим меркам наука будет вынуждена уступить первенство новому лидеру. Более точно не скажет никто из людей.
Хочу все-таки, еще раз успокоить читателя. Конечно же, в ближайшем будущем современная классическая наука никуда не исчезнет - просто она потеряет большую часть своего монопольного влияния, как и религия когда-то. Разумеется, современная классическая наука не закончится полностью; она, как и любая мировая религия будет существовать, развиваться и даже преуспевать во многих локальных отношениях. Но сегодняшняя монополия классической науки на ИСТИНУ будет утеряна, исчезнет навсегда; как и религия когда-то, классическая наука должна будет уступить свое лидирующее место новому, более эффективному и совершенному.
 
В качестве обоснования своей позиции хочу привести следующие положения, сформулированные, исходя из данных и рассуждений, приведенных в предыдущих статьях.
 
1. В последние десятилетия классическая наука явно тормозит познавательный прогресс людского рода.
 
2. Классическая наука не успевает разрешать самые насущные проблемы человечества.
 
3. Классическая наука не в состоянии удовлетворительно ответить на ряд вызовов нового века и нового тысячелетия.
 
4. Классическая наука все меньше и меньше отвечает чаяньям, интересам и надеждам народа.
 
5. Доступ к научным достижениям все больше и больше зависит от толщины кошелька; а поэтому подавляющему большинству бедноты от науки ни тепло и ни холодно.
 
6. Мировых религий много, а мировая наука - один-единственный монополист.
 
7. Монополизму классической науки есть альтернативы.
 
8. Вреда и смертей от "достижений" классической науки, судя по всему, явно больше, чем пользы; при этом чаще всего информация о негативных последствиях тех или иных разработок замалчивается (к примеру, о вреде полетов космических кораблей для атмосферы планеты), отрицается (так отрицаются риски негативных последствий, вплоть до гибели Земли, от запуска Большого Адронного Коллайдера - БАК) или даже фальсифицируется (как это заявлено в случае с ГМО). Речь здесь, разумеется, не идет о масштабных научно-технических проектах, наподобие того же БАКа или МКС.
 
9. Талантливые одиночки могут быть гораздо эффективнее крупных научных коллективов
 
10. Многие цели, поставленные классической наукой в 60-70-80 годы 20 века так и не были достигнуты. Сейчас эти цели ставятся снова. И снова требуются десятилетия и триллионы для их достижения. Цикл замкнулся, показав неэффективность и крайне низкий КПД классической науки. Уж всяко за 50 прошедших лет многое изменилось. Ну а раз классическая наука заявляет о тех же самых целях 30-40-50 летней давности без особых изменений, значит, эта самая наука десятилетиями топчется на месте, находится в чудовищном застое.
 
Не спасут классическую науку даже существенные послабления со стороны официальных учреждений. Так, к примеру, французская Академия возобновила прием проектов вечного двигателя. Правда, для нашей науки в этом отношении французский пример - не указ! Удобная политика! Но все же, ПОЧЕМУ? ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ УЧЕНЫХ?
 
Сам Капица в телепередаче на канале "СТО" 22 апреля 2008 года признал наличие глубокого кризиса космологической науки, кризиса, о котором вообще не принято говорить. Но Капица, как минимум, "поскромничал". Признание того факта, что наш Мир на 96-99 процентов состоит из темной материи и темной энергии, вообще не доступных изучению классической науки по ее методам, существенно подрывает позицию этой самой науки, которая привыкла иметь дело лишь в видимым миром, состоящим из вещества и излучения. Выяснилось, что надувая щеки, классическая наука за сотни лет изучила лишь мизерную часть окружающего нас Мира, да и то весьма поверхностно. Зато понтов-то сколько и снобизма было! Столько несбывшихся надежд - и такая чудовищная девальвация классической науки, такой чудовищный крах всему научному познанию!
 
Наука в последнее время мне все больше напоминает западную церковь в средние века перед тем, как сама классическая наука в процессе познания оставила церковь далеко позади. Тогда церковь тоже сопротивлялась, уничтожая лучших из лучших представителей науки (Джордано Бруно вообще сожгли на костре, равно как и многих других ученых, отрицавших религиозные догмы). Точно так же современная классическая наука противится неизбежности появления НОВОГО, еще более мощного в познавательном смысле явления, готовя себе, тем самым, место на задворках исторического процесса. И это совсем не удивительно, если учесть, что полезный эффект от существования классической науки становится все менее и менее заметным и значимым. Так, в моем родном городе в настоящее время чуть ли не 5000!!! докторов наук, я уж не говорю про кандидатов. И что же? Есть десятки тысяч классических ученых - и есть десятки насущнейших проблем, целей и задач, о которых я говорил в предыдущих статьях. То есть все эти ученые прекрасно сосуществуют с имеющимися проблемами, получаю немалую выгоду от процесса их решения; но вот конечный, итоговый результат, которого ожидает общество, отодвигается все дальше и дальше в будущее. Получается, что такой огромной научной армии доступны для успешного решения лишь локальные научные проблемы, в решении которых классическая наука действительно неплохо набила руку; но и только! Похоже, что локальные научные проблемы и задачи - потолок возможностей современной классической науки. Но вот на задачи действительно глобального характера классическая наука даже и не думает замахиваться, попутно задавливая все то, что может составить ей реальную конкуренцию (отчасти об этом говорится в моей статье "О том, какой может быть наука").
 
Теоретически, конечно же, можно было бы изменить, реформировать, даже реанимировать современную классическую науку. Можно было бы...
Если бы она не цеплялась так с решимостью обреченного за свои косность, монополию на истину, заблуждения и злоупотребления...
Если бы она настолько яростно не противилась приходу в познавательный процесс нового качества...
Если бы она осознала свою локальность и ограниченность, свою неспособность решать задачи глобального характера...
Если бы она с такой злобой не уничтожала гениальных одиночек, оппозицию и альтернативы (см. статью "О том, какой может быть наука"). К примеру, с чего начиналась медицина, помните? Несколько так называемых "светил" собрались и устроили своеобразное жертвоприношение, спалив на костре (как и Гитлер значительно позже) неугодные им книги по медицине. Спалили, и сказали, что с этого момента медицина будет только такой, какой они ее видят! Палить "вредные" книги (варварский и нецивилизованный акт!) - это вообще "научно-религиозная" традиция с тысячелетней историей... Пылали на Руси костры из языческих книг... Пылала Александрийская библиотека...
 
Ну а раз так, то, как это ни печально, но судьба классической науки ПРЕДРЕШЕНА.
 
Давно известно, что процесс истории необратим. Грядет нечто более мощное и величественное, а вместе с предсказываемым новым явлением - и конец монополии современной классической науки.
Copyright: Геннадий Кон, 2008
Свидетельство о публикации №165638
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.04.2008 09:45

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта