Произведение |
|
Объем: 12 [ строк ]
|
|
|
|
Старость в деревне |
Японский сонет-рэнга В землю осевший дом, в опахалах ветвей майского полдня. Клен у забора спилен, но стебель у пня выпростал листья. Дремлет старик на скамье. Яблоня сыплет в руки ему лепестки. ...Пульс – на запястье. 26.02.2008г. |
|
|
Copyright: Александр Сухих, 2008
Свидетельство о публикации №162498 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.03.2008 23:54 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Александр, список произведений, предложенных для рассмотрения Вами, уже исчерпался, но остановиться я не могу. А значит – не могу и закончить статью… Я нахожу еще не менее интересные работы, которые раскрывают новые грани Вашего авторского поиска. Вот сейчас читаю восточные формы… … «Формалисты», как таковые, мне не интересны. Точнее, не интересно их промежуточное состояние в поиске… Поиске чего? Искать можно форму для более точной передачи содержания, для более яркой передачи… Это я считаю обязательным для человека, считающего себя пишущим автором! Синтез авторских идей с авторской подачей – это и есть Автор. Но, кто-то говорит, что искать можно форму ради… ради формы. Можно? Да, можно, конечно, но, увы… Сквозь нагромождения «ново»формообразований, чаще всего, ярко видно вполне реальное содержание: страх перед окружающим миром и неспособность создать свой идеальный мир… Но можно ли укрыться от мира за частоколом букв, не связанных между собой идеей? Боюсь, что рассыпается такой «частокол»… Но, но, но… Я уверен, что есть и более глубокие в своем поиске авторы. Это те, кто ищет глубинную связь фонетического воздействия с возможными образами слушателя (и читателя, мысленно проговаривающего стихи). Что ж, минимальными средствами создать у читателя задуманный поэтом образ - это стремление к талантливой краткости. Это замечательное стремление, так как правишь свою работу для того, чтобы отсечь лишнее, не нужное, мешающее, отвлекающее от главного… Только важно вовремя остановиться, так как может исчезнуть поэтичность и все окажется уже прозой… Но проза без содержания, без смысла – это уже бессмыслица, бред! … Ваши, Александр, восточные формы воспринимаются, как поиски выражения содержания через адекватную форму. Вы идете от содержания, от идеи и это для меня очень интересно! Понимаете, Ваши стихи не воспринимаются как промежуточное звено поиска, в стадии, когда еще не ясно – для чего же это выражено… Нет, произведение закончено, образы ясны, объемны и подчеркнуты найденной адекватной формой! Подчеркну, абсолютно ясно, для чего была найдена именно такая форма. «В землю осевший дом, в опахалах ветвей майского полдня». Да, именно такой был у нас старый дом-дача в деревне! Образ точный и законченный. Дом все больше и больше уходит в землю, как предел старости, всё идет к тому, что он окончательно исчезнет с лица земли… Старость, старость… Но старость почетная, старость заслуженная и окруженная заботой… Дом долго послужил, дом сделал всё, что смог для людей, но и никогда не обрывал связь с Природой, не противопоставлял себя Ей, он даже сделан был из материалов, которые дала Природа… Вот и заботливо обмахиваемый ветвями деревьев, с которыми прожил всю свою Жизнь, уходит Дом и сливается постепенно со своим началом – Природой. Круг замыкается - Величественный и Простой, одновременно, Круг Жизни! «Дремлет старик на скамье. Яблоня сыплет в руки ему лепестки. ...Пульс – на запястье.» Старик-Человек и Старик-Дом… Как все это слитно между собой, как это слитно с Природой… И человек тоже прожил в ладу с Природой, не отрываясь, не вредя Ей, прожил словно в обнимку, как с дорогим Существом… И Природа так же щедро дарит свою заботу и другу-человеку – и яблоня и опахивает его тоже, и дарит последние свои подарки – свои лепестки… И символично, что все это происходит в мае, а не под волчий вой злой январской вьюги… «стебель у пня выпростал листья». Мудрость этой Жизнь и мудрость Природы – в бесконечности Круга Жизни и его неразрывности… И Дом и Старик уходят в Землю, но не пропадают бесследно, ненужно, бессмысленно – они сливаются со своей Матерью-Природой, прожив всё то, что было начертано им Добрыми Знаками от Бога! … Александр, по моему мнению, именно выражение, задуманных Вами идей, в форме японского сонета-рэнга, обеспечило необходимейшую слитность формы и содержания! Каждое из трех частей стихотворения являются сами по себе законченными образами, и именно форма сонета-рэнга дает прямое указание искать именно здесь и сейчас. Это заставляет читателя вчитываться в каждую букву и искать и искать, ЧТО и КТО скрыты за этими такими короткими строками… И тот, кто ищет в соавторстве с Вами, то находит отражение мудрого, чистого и спокойного Мира Природы! И все это так неразрывно, что сама форма не выглядит чужеродно, как японская, нет, это как раз тот удачный момент, когда получилась неразрывность – непременная и обязательная черта истинного произведения! С уважением, Павел Отставнов. | | Павел, спасибо за столь подробный Обзор, но мне, право, неловко... Вы столь много времени уделяете мне, что я невольно чувствую себя чуть ли не эксплуататором :) Причем Обзоры Ваши столь многоплановы, глубоки и точны, что они являются по сути законченными эссе. Вы улавливаете всю межстрочную махину содержания, всю гамму того, ЧТО я вкладывал интуитивно-отстраненно, по-хорошему галлюцинируя в собственных образах и фантазиях. И толкуете именно так, как я и задумывал, выращивая свои детища. Совершенно точно Вы ухватили, что поиск формы мне, как и Вам, неинтересен, без вкладывания в Стих душевной энергетики Чувств. Меня в Рэнгу втянули друзья-знакомые... Я отнекивался, а они настаивали, объясняли, учили, иронизировали, уговаривали... И я постепенно начал что-то ощущать, читать по теме и как-то втянулся ;) Даже понравилось и, вроде, что-то по крупицам начало складываться... Мне вообще очень по душе внутренне отритмованные сжатые формы - а в Японском Сонете такая изысканная аритмичная гармония, что просто тянешься иногда вложить туда свои ощущения и наблюдения. И еще - я очень ценю и люблю детали, а в ЯСах, да и вообще в восточной поэзии, созерцание через детали - одно из главных составляющих... Вы, кстати, еще не посмотрели "По волнам рода" - мое главное ЯСодетище русского разлива, ввиде венка. Вроде, оно было в списке? Вот какой я ненасытный - жалею и тут же противоречу своим словам. Эгоисты мы Поэты :( извините... И еще мне хотелось услышать хоть два слова о "Неслышных разговорах"/цикл из пяти стихов/. Нахальство в кубе! Все - Вам надо идти от моих Стихов в отпуск! Я болен Поэзией и втягивать Вас в эту болезнь - неправильно... Вообще, я просто удивлен... Когда я читаю Ваши Рецензии на мои работы, они, в большинстве своем, так совпадают с моими мыслями-чувствами, что кажется, будто я сам их написал. И еще поразительна Ваша Работоспособность, я бы на такой Обзор потратил недели две :( Низкий Вам творческий поклон, Павел. С теплом, |
|
| | Александр! П-О-З-Д-Р-А-В-Л-Я-Ю!!! Истинно заслуженное признание! И истинно победное стихотворение! Да, можно и так, без ложного пафоса, крика, шума…, а спокойно и внешне негромко донести до каждого сердца бесконечную мудрость этого Мира и человеческой Жизни! Дальнейших успехов, Александр! С уважением и дружеским теплом, Павел. | | Спасибо, дорогой Павел! Дружеские, искренние слова родственного душой Человека-Автора КРАЙНЕ приятны и важны... Ты уже давно дал свою тончайшую оценку, практически - разбор, этого неброского, но пульсирующего внутренней силой сонета. Слава Богу, что есть тонкие ценители сложных внутренних связей и в нашей судейской бригаде :) С высокой сердечностью, |
|
| | Ваше произведение мне посоветовала прочесть Юлия Мельникова. Спасибо и ей, и Вам. Мне очень понравился Ваш сонет. И, действительно, есть что-то созвучное с моим "обветшавший дом стоит..." Ирина:) | | Спасибо, Ирина. Я у Вас на странице почти полновесной рецензией разродился... :) Вот, скажете, пришла хвалить - на свою голову :)) |
|
| | Уважаемый Александр! Дивно! Но по мне бы без рэнги а "русского полдня".Эпидемия с этими японцами, Фудзиямой и хокку! С Новым годом!Жму руку! | | Спасибо Владимир! Вас и Ваших близких - с Новым Годом. Всех благ, радости и здоровья! Вы знаете, когда рождался Стих, то я особо не думал о форме... Не узил глаза, не штудировал классиков Востока, не обозревал Фудзияму:))... Просто - рисовались картинки потерянного для меня родимого сибирского дома, отца в саду, наших вечных кленов, вросших в забор... Фантазия и воображение, с Божьей Помощью, вдохнули в строки жизнь, сгустили Стих и облекли в рэнгу... Скажу откровенно, эта форма мне очень импонирует, в ней - удивительная внутренняя музыка и ритмика... А если Вам не нравится словцо "хокку", то ведь можно их просто называть трехстишиями :) Главное - содержание. А совпадение с Востоком, наверное, находится на вкусовом и стилистическом уровне и ощущениях. Я обожаю детали, неторопливое их созерцание с попытками проникновения в их плоть, наполнения и поиска связей... Ведь, якобы случайные моменты, случайны только до тех пор, пока кто-то не пытается их соединить, гармонизировать или столкнуть с миром... Искренне, |
|
| | Все понравилось, кроме последней строки. В предыдущемй строфе про клен так было хорошо сказано, что он спилен, но появился новый стебель - далее логично идет про дремлющего старика, в его руках свежие млодые лепестки - тут бы кругу и замкнуться - ан нет! - вы влепили сюда медицинщину - какой-то пульс. Зачем? | | А "нос" тоже медицинский термин, а "голова"?? :)) Если б я написал, допустим, "фурункулез" - тут можно бы про медицину гутарить :) А в словарях не говорится. что слово медицинское :)) Ну а если Вы не поняли НЕОБХОДИМОСТИ этого слова - Вы и саму рэнгу и содержание ее и весь ее диапазон НЕ ощутили. Объяснять не буду, дам ссылки на Обзор в ВКРе, где эта работа в номинации: твердые строфические формы заняла 1 место из 114 сильных Авторов самого Главного конкурса Портала: http://www.litkonkurs.ru/?pc=forum&m=3&vid=190236&project=88 http://www.litkonkurs.ru/?pc=forum&m=3&vid=190240&project=88 А вот словцо "влепили" совсем не из поэтического антуража - "влепить" можно в ухо и или в иную составную часть сапиенса, али еще матюгом можно... А я вставил то что чувствовал. "Если не можешь найти необходимого слово, ищи хотя бы точное" - говорят классики. А это слово было, по-моему, да и по откликам не самых последних людей сайта и реала именно "необходимым"... |
|
| | Этот сонет-рэнга достоин рисовой бумаги, сделанной вручную. Согласна с Вами. Чувствуется "пульс - на запястье" и слышен шорох лепестков яблоневого цвета. Людмила | | Спасибо, Люда. Рад быть достойным "рисовой бумаги" :)) И рад, что вы тонко прочувствовали образы... |
|
|
|
|