Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Симин В.И.
Объем: 37371 [ символов ]
Умение бороться и побеждать свои страсти
Умение бороться и побеждать свои страсти
 
От каждого человека требуется умение и готовность бороться и побеждать свои страсти, эгоистические влечения и побуждения. Невозможно законодательством установить нравственность, но любое изменение этого законодательства на практике оказывает определенное влияние на мораль. Управлять не значит командовать, навязывать, манипулировать. Управлять – значит создать условия для свободного творческого развития личности. Обществу нужен независимый в суждениях, обладающий богатым внутренним миром человек, а не безликий и жалкий, считающий себя ничтожной пылинкой индивид.
Управление нравственным развитием требует тщательного анализа нравственной деятельности. Такой анализ предполагает изучение эффективности действующих социальных институтов, системы действующей морали, сложившихся форм ее признания, поощрения, ограничения, усвоения и соблюдения. Он предполагает глубокое исследование массовых форм и методов нравственного воспитания, распространения новых форм утверждения моральных ценностей, отстаивания их, творческого подхода к этому. Процесс нравственного воспитания человека продолжается непрерывно на протяжении всей ее жизни, это увеличивает степень ответственности общества за человека. Управление нравственным развитием должно включать и организацию этического просвещения людей. Это просвещение должно вестись как в детских садах, школах и Вузах, трудовых коллективах, так и в быту в повседневной жизни, через средства массовой информации – телевидение, радио, газеты, журналы, книги. При этом сам воспитательный процесс должен отличаться нравственной культурой.
Известно изречение, что не только каждое общество, но и каждая профессия имеет свою мораль. Те, кто делает то, что не умеют другие, оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к пользующимся их услугами. В ряде случаев могут быть выработаны особые кодексы, правила, поддерживающие престиж профессиональных групп в обществе, которые внушают им доверие и обеспечивают благоприятные нравственные предпосылки для их развития. Но эти правила и кодексы не должны идти в разрез с кодексом морально-нравственных норм страны, всего общества, а могут лишь дополнять и развивать его. Не нужно клятв, пусть будет кодекс чести врача, работника правоохранительных органов, судей, прокуроров, чиновников, военнослужащих, журналистов, учителей, деятелей искусства. Что может быть хуже врача, вставшего на путь преступления, который не лечит людей, а делает их инвалидами и убивает своими особыми методами? Что может быть хуже убийцы в белом халате? Что может быть хуже преступника в погонах, при исполнении служебного долга, который вместо того чтобы бороться с преступностью, сам переступает черту дозволенного законом и совершает преступления? Что может быть хуже охранника, который ворует? Что может быть хуже продажного судьи, прокурора, члена правительства, депутата, представляющего высшую власть страны? А такие есть. И их сейчас становится все больше и больше. Аморальная система безнаказанности, отсутствия всякой морали и нравственности рождает таких с неимоверной быстротой. Их число растет, кто остановит этот процесс? Никакие законы, будь то самые хорошие, не в состоянии даже остановить рост этого аморального вала. Выправить положение может лишь хорошо отлаженная система исполнения моральных норм и ценностей, принятых в обществе. А сначала эту систему нужно разработать, создать и повсеместно применить на практике. Эти морально-нравственные нормы должны быть обязательными для выполнения всеми членами общества. В основе этих норм должна лежать справедливость и целесообразность. Эти нормы морали должны иметь силу закона. Все законы должны строится с учетом морально-нравственных ценностей. Но кроме ответственности по закону должна быть и моральная ответственность перед обществом, коллективом, должны быть меры морального воздействия.
Нельзя сказать, что в настоящее время нет профессиональных кодексов. Есть кодексы врачей, юристов, учителей, журналистов, архитекторов, ученых, даже государственных служащих. Но они столь противоречивы, провозглашая принципы служения человеку и человечности, они на практике выражают эгоистические корпоративные интересы или же попросту игнорируются. Рост знаний способствует преодолению суеверий и фанатизма, благоприятствует объективному подходу к человеческим поступкам и положительно влияет на моральное развитие. Но нельзя допустить кастовость, иначе профессиональные знания станут на службу антигуманным целям. В то же время к некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования. Это вызвано либо особым доверием к ним (военнослужащие, правоохранительные органы, все силовые структуры, здравоохранение, воспитание, право распоряжаться материальными ценностями, право решения в сфере управления, транспорта, услуг т.п.), либо тем, что характер труда рождает потребность в высокой солидарности и согласованности действий. Профессиональные моральные кодексы должны находиться в тесном единстве с общей моральной системой, они должны лишь в более конкретизированной форме (применительно к данной профессии) воплощать общие принципы и требования общечеловеческой морали. В основе общечеловеческой морали должно лежать человеколюбие – гуманизм. Она должна стать заслоном на пути нарастающего потока человеконенавистнических отношений, несущих хаос, разрушение и гибель.
За внешней простотой и доступной понятностью норм общечеловеческой морали, которых должен придерживаться человек в повседневной жизни, стоит необходимость достойно, ответственно и с честью выполнять свой долг, свое предназначение в жизни. В профессиональной деятельности предъявляются особые требования. Так этика ученого предполагает сочетание научной добросовестности с личной честностью исследователя. Научная истина требует доказательства и только тогда утверждается. Поэтому в науке должно осуждаться всякое приукрашивание фактов в угоду конъюнктурным требованиям или официальным авторитетам, догматизм, начетничество. Ученый не должен быть и фанатом, он должен быть готов пересмотреть свое, даже основанное на доказательстве убеждение, если появились новые данные и аргументы его опровергающие. Истина, добытая ученым, может войти в противоречие с мнением общепризнанных авторитетов и осложнить его положение в привычном и хорошо обжитом мире. Профессиональный кодекс ученых должен осуждать гонения на инакомыслящих, забвения интересов научной истины ради чьих-то интересов.
Мало чем изменились каноны медицинской этики со времен клятвы асклепиадов и гиппократа. «Женевская клятва», принятая на Всемирной ассоциации врачей, тоже утверждает заповедь: «не вреди». Нравственность должна предполагать в человеческих отношениях высокую степень правдивости, принципиальности, честности. Это, однако, не противоречит такому положению медицинской этики, что врач не должен всегда сообщать больному об опасном для жизни диагнозе. Требования врачебной этики обязывают бережно и заботливо относиться к больному, использовать все средства для сохранения и поддержания его жизни даже тогда, когда положение больного безнадежно. Врач обязан всегда прийти на помощь больному, не считаясь с любыми трудностями. Медицине известно много случаев, когда врачи испытывали на себе действие новых препаратов, подвергая опасности свою жизнь ради будущего спасения жизни других людей.
В судебной этике адвокат связан неразглашением тайны своего подзащитного. Известные ему обстоятельства, отягощающие подсудимому вину, он в праве не сообщать суду. Такова устоявшаяся практика. С точки зрения морали, действия адвоката не всегда оправдано. Ибо, вступая в сговор с преступником, он становится соучастником преступления, во всяком случае, укрывателем его. Где здесь та грань, которую нельзя переступать? Так же как свобода Запада есть свобода для жуликов и негодяев, так же и практика действия адвокатов есть официальная форма преступников творить беззаконие и произвол. Как можно творить беззаконие законно? Мораль требует справедливого решения вопроса, а при существующей адвокатской практике оно невозможно. Действия адвоката должны быть ограничены законом, и способствовать раскрытию преступления и причин его порождающих, следовательно, искоренения преступности как таковой. Адвокат должен защищать подсудимого от произвола чиновников, а не от правосудия. Сокрытие сведений, способствующих раскрытию преступления, мешающее правосудию - недопустимы. А уж тем более не допустимо противодействие правосудию. Сейчас это сплошь и рядом в адвокатской практике. Все это аморально. Если к этому еще добавить подкупность судей, или хотя бы их лояльность к преступлению, то получаются методы судопроизводства путем оправдания преступлений. Тогда преступления только поощряются и растут как снежный ком. Нужно справедливое судопроизводство. Адвокат не должен лгать и лицемерить.
Уникальность ситуаций, в которых приходится действовать ученому, врачу, учителю требует высокого уровня моральной ответственности, принципиального определения своих нравственных позиций, своего отношения к духовным ценностям. На предприятиях и в организациях было бы хорошо учить правилам взаимоотношений в коллективах, начальника с подчиненными и подчиненных с начальником. Надо быть внимательным к чужому мнению, даже если оно неверно, иметь бесконечное терпение, быть вежливым и никогда не раздражаться. Надо быть справедливым, особенно с подчиненными, лучше не делать замечания подчиненным в присутствии третьего лица. Надо всегда благодарить подчиненного за хорошую работу. Лучше самому не делать того, что могут сделать подчиненные, если это не связано с какими-то особыми обстоятельствами. Если то, что делают твои сотрудники в корне не расходится с твоим мнением, то пусть у них будет полная свобода деятельности. Не надо бояться того, что подчиненные способнее тебя, надо гордиться такими подчиненными. Лучше не спорить по мелочам, мелочи только затрудняют общую работу. Лучше не использовать своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, но и в этом случае применять нужно ее в минимально возможной степени. Если распоряжения оказались ошибочными, то нужно признать свою ошибку. Эти правила должны быть не спущены сверху и просто заучены, а выражать внутреннюю сущность отношений в обществе, руководителя и подчиненного. Власть должна оцениваться как жертва, а не как способ обогащения. Тогда начальник и подчиненный будут лучше понимать друг друга, подчиненный не будут стремиться сместить начальника и занять его место, а начальник будет лучше понимать подчиненного, его трудности и запросы. Подчиненные должны относиться к начальнику как к учителю, с почтением, уважением, и любовью. Начальники же к подчиненным должны относиться как к равным. Кто лучше может делать, тот и должен становиться начальником.
В условиях строительства новой России особую роль играет журналистская этика. Кроме таких очевидных требований, как честность правдивость изложения материала, объективность, повышается ответственность за однобокое и ложное изложение материала, искажение действительности в публикациях, заказной характер статей, книг и целых изданий. В условиях, когда газеты, журналы, телевидения и радио стали частными как никогда важна ответственность за качество издаваемого, его моральный общечеловеческий характер. Степень ответственности общественного деятеля должна определяться по аудитории – на телевидении и радио ответственность журналиста определяется по количеству телезрителей и радиослушателей; для газет и журналов, книг – определяющим является их тираж. Недопустимость плагиата, незаконное присвоение чужих материалов должны осуждаться, так же как и тлетворное аморальное влияние изданий на аудиторию.
Чувство любви знакомо почти каждому. Между тем любить может не каждый. Это чувство богато и разносторонне по своему содержанию, индивидуально по форме своего выражения. Из всех, кто любит, каждый любит по-своему. Неисчерпаема эта тема для человеческого познания. В любви трудно давать советы. Между мужчиной и женщиной любовь зависит от их индивидуальных особенностей, но не только. Немалую роль в этом играют и социальные условия.
Равенство между мужчиной и женщиной должно выражаться в равных возможностях. Женщина как полноправных член общества должна вовлекаться в тот же круг интересов и стремлений, который имеет мужчина. На деле должна осуществляться общность социальных идеалов, которая необходима для укрепления чувства любви и всей системы семейно-брачных отношений. Любовь между мужчиной и женщиной в своем развитии предполагает создание семьи, материнство, отцовство, поэтому общество не должно стоять в стороне от этой области личной жизни людей. Вряд ли дружба может быть предметом законодательства, а вот отношения между полами должно регулироваться не только морально, но и законом. Во всем мире такая практика издревле и существует. Любовь не терпит грубое, назойливое вмешательство, мелочной опеки, но в то же время недопустимы безразличие, нейтралитет и пассивность. Высокий идеал любви для человека становится и лучшим средством регулирования интимной жизни. Проявления чувства любви должно носить красивый и возвышенный характер. Надо помнить, что любовь в процессе развития человека так же далеко ушла от инстинктивного полового влечения, как и сам человек от своих животных предков. Духовный мир человека, его нравственный облик играют, в конечном счете, решающую роль в отношениях между мужчиной и женщиной. Дружба и любовь никогда не требовали банальной похожести людей, скорее гармонии душ, а эта гармония может быть не только совпадением, но и взаимным дополнением и даже контрастом. Надо помнить, что никакое равенство между мужчиной и женщиной не сотрет таких различий между ними, которые являются выражением природных особенностей полов. Характеристика сердца не всегда согласуется с характеристикой разума. В любви человек не всегда выбирает лучшего из окружающих людей по общему представлению. Но все же любовь – это стремление к идеалу, а, следовательно, нетерпимость к слабостям и недостаткам того, кому она адресуется. В борьбе почти всегда неизбежна борьба за облагораживание любимого человека, стремление помочь ему освободиться от свойственных ему недостатков. Настоящая любовь активизирует личность. Когда человек любит, он стремиться заслужить ответную любовь, это побуждает в нем творческую энергию, лучшие человеческие качества, побуждает его к непрерывному росту, совершенствованию, полному раскрытию душевной щедрости. Человек становится более требовательным к себе, реализуя все то доброе, хорошее, что заложено в его характере. Любовь поднимает человека на новую нравственную высоту, усиливает, обостряет в нем чувство ответственности за свои действия и поступки. Духовная близость мужчины и женщины усиливает, облагораживает естественное физическое влечение, которое в этом случае проявляет себя как эстетическое наслаждение человеческой красотой, такой красотой, которая не сводится лишь к простой совокупности физических качеств, а воспринимается в их единстве с внутренним духовным миром. Чем культурнее человек, чем выше, совершеннее он в интеллектуальном и эмоциональном отношении, тем богаче, красивее, нравственнее его любовь, тем больше она доставляет радости и наслаждения. Люди же, которые удовлетворяются лишь физиологической стороной любви, до предела обедняют и выхолащивают это высокое чувство. Такая любовь унизительна для того, на кого она направлена, скучна и бескрыла, она не обогащает, а скорее, опустошает человека, порождает легкомысленные, случайные связи. Такое отношение к любви может привести к серьезным и трудно поправимым ошибкам в личной жизни людей.
Чаще всего любовь начинается с чувства симпатии, но не всякое увлечение может перерасти в настоящую любовь. Подлинно нравственное отношение к любви предполагает не только пылкость и романтизм чувств, но и сознание ответственности, стремление не довольствоваться малым в личной жизни, а испытать настоящее, большое чувство, серьезно его проверить в жизни. Примитивно-физиологическое отношение к любви в современной жизни склонно рядиться в новые одежды. Это характерно для людей, ведущих праздный образ жизни, пресыщенных развлечениями и удовольствиями, ищущих острых ощущений. Те, кто ратует за примитивно-физиологическое отношение к любви, фактически действуют во вред себе, обществу. Свобода любви в странах Запада на деле превращается в половую распущенность и аморальное разложение. С другой стороны ханжеские взгляды в отношении любви становятся препятствием в развитии межличностных отношений, свободы выражения, мешают развитию. Психика человека очень сложна, запретный плод как известно сладок, поэтому ханжество развращает сознание людей не меньше, чем порнография. Настоящая любовь в высшей степени целомудренна. Новая жизнь должна нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и жизнеспособность.
Любовь часто сравнивают с огнем, она может гореть ярким пламенем, может быть путеводным огоньком, огнем костра, обогревающим человека в дождь и стужу, очистительным пламенем, сжигающим в человеке все плохое, эгоистическое, мелкое. В то же время стесненная трудностями быта, любовь может быстро угаснуть или потерять свой возвышенно-романтический ореол. Это происходит у людей, когда их любовь не подкрепляется другими нравственными чувствами: чувством долга, чести, совести, когда эти чувства слабы или совсем не развиты. Единство любви и долга составляет нравственную основу брака. Нередко любви угрожает и другая опасность – ревность. Чем гуманнее и культурнее общество, тем безнравственнее выглядит в его глазах ревность, тем нетерпимее оно относится к таким проявлениям первобытной дикости. Ревность в браке является одним из проявлений эгоизма собственника. Такая ревность следствие не любви и даже не животной страсти, а самого факта брака, который рассматривается как одна из форм владения. Человек в этом случае приравнивается к вещи, его свобода и достоинство беззастенчиво попираются. Боязнь потерять свое счастье порой принимает крайние формы ревности, которые выражаются в посягательстве на личную свободу, деспотизме, подозрительности. Чем культурнее, нравственно более зрелее человек, тем более тонко, деликатно проявляется у него чувство ревности, тем меньше взаимных обид оно может принести. От уровня морального развития зависит не только то, насколько он свободен от животной собственнической ревности, но и в каких формах проявляется тесно связанная с любовью человеческая ревность. Нравственное сознание человека играет важную роль в сохранении и укреплении семьи. Каждому возрасту в жизни супругов свойственны определенный тип отношений, определенное содержание чувства любви. Страстная любовь не продолжается всю жизнь, она сменяется другим видом любви, которую люди называют привязанностью, на первый план выходит долг и забота и о ближних, которые наперекор требованиям естественных инстинктов цементируют брачно-семейные отношения. Каждый этап в семейной жизни открывает перед человеком все новые стороны любви, все новые источники радости и счастья. Для того чтобы видеть и ценить супружескую любовь в единстве ее физической и нравственной сторон, человек должен обладать соответствующими моральными качествами. Долг не может быть антиподом супружеской любви, он лишь ее дополняет и служит ей подспорьем. Смысл супружеского и семейного долга состоит в сохранении не только семьи, но и того чувства, в результате которого эта семья создалась. Что же касается чувства чести и достоинства применительно к брачно-семейным отношениям, то их содержание определяется моралью. Еще в глубокой древности возникли понятия о чести и достоинстве женщины. Долгое время женщине отводилась подчиненная роль, она сильно зависела от мужчины, а материальный расчет порой играл главную роль при заключении брака. Обязанность жены заключалась в необходимости блюсти интересы супруга. Права и обязанности мужчины и женщины должны быть равны на деле, а не только декларативно. Должно быть не равноправие, а полноправие мужчины и женщины. Высококультурную женщину всегда отличал такт, развязность и вульгарность всегда осуждались. За развязностью всегда скрывается угодливость и малодушие, а не равноправие. Вульгарность же свидетельствует о нравственной нечистоплотности. Поэтому женщина, сохраняющая свое достоинство, не идущая навстречу мелким соблазнам и прихотям мужчины, не позволяющая обезличивать и тем более унижать себя, вызывает наибольшее уважение к себе, становится для мужчины моральным авторитетом, объектом обожания, без чего немыслимы ни настоящая любовь, ни верность в супружестве. В свою очередь честь и достоинство мужчины в его отношении к женщине выражаются в желании и умении правильно использовать свои преимущества, данные ему природой, не унижении и подчинении женщины, а в возвышении ее, в готовности помочь ей, защитить ее, пойти ради нее на самопожертвование. Мужская честь и достоинство играют огромную роль в любви и браке, женщина всегда предполагает эти высокие чувства в любимом человеке и рассчитывает найти в них опору в тяжелую минуту. Бесчестно и позорно для мужчины обмануть это доверие женщины, использовать его в эгоистических целях. Неправильное понимание мужской чести и достоинства может привести к потере семейного счастья, развалу семьи. Домашняя жизнь женщины – это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей.
Высокие нравственные качества должны быть присущи не только отдельным членам семьи, а всей семье в целом. Укрепление моральных уз, обеспечивающих прочность и постоянство брака, обеспечивает самостоятельное регулирование внутрисемейных отношений, без контроля со стороны общества. Семья должна быть нравственным союзом. Моральный облик человека складывается не только из его поведения на производстве, отношения к труду, но и из тех отношений, которые существуют у него в семье. Случаи безнравственного поведения людей, безответственного отношения к семейным обязанностям, бытовой распущенности должны быть предметом обсуждения в обществе и подвергаться осуждению. В то же время общественное регулирование семейно-брачных отношений не должно допускать вмешательства в те вопросы, которые касаются только двоих. Укрепление нравственного потенциала в функционировании семьи – одна из важнейших задач повышения общего морального уровня личной жизни людей. Прочная дружная семья - залог успешного воспитания молодежи, одно из главных условий счастья человека, то есть того, что составляет цель и смысл деятельности по новому преобразованию общества.
Нужно этическое просвещение как одно из средств формирования моральной культуры. Этическое просвещение дает человеку оптимальные алгоритмы моральной деятельности. Нравственная культура человека предстает как гармония знания моральных требований и их воплощения в поступках; способности найти оптимально благородное решение и умение пронести его через все преграды на практике; соединения личного опыта жизни человека с богатством моральной культуры общества. Известно, что Россия процветет культурой. Поэтому нужна культура общения, культура жизни, культура в высшем понимании этого слова.
С моральными проблемами сталкивается каждый человек, и все люди имеют свое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В оценках собственных поступках каждый человек сам решает прав он или нет, в этом сила морали, но в этом заключается и одно из противоречий формирования его моральной культуры. В стандартной моральной ситуации эффективен здравый смысл. Он формируется под воздействием житейского опыта и может противостоять моральным заблуждениям и предрассудкам. Однако в проблемных ситуациях здравый смысл дает противоречивые рекомендации. Сознание аккумулирует нравственный опыт человечества, систематизирует его и создает рассудочные шаблоны для стереотипного морального выбора, который вполне эффективен в традиционных ситуациях. Для разрешения же проблемных ситуаций сознание использует творческие элементы. Культура нравственного мышления заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, дать эффективные интеллектуальные средства для моральных решений в простых и конфликтных ситуациях. Культура нравственного мышления проявляется в умении пользоваться этическими знаниями: узнавать и отличать добро и зло, в каком бы обличье они не выступали, решать, применима ли определенная нравственная норма к данной ситуации и т.д. Только в союзе с умением мыслить творчески этические знания поднимают культуру общения человека, развивают ее и успешно соединяют с жизнью.
Нравственная культура включает и культуру нравственных чувств. Формирование высокой культуры нравственных чувств, их глубины и тонкости – необходимый и незаменимый аспект совершенствования духовного мира человека. Еще часто можно встретить среди людей непонимание и черствость, предвзятое отношение, неумение оценить качества человека в их неповторимом своеобразии, зазнайство и лицемерие, некритическое отношения к себе, грубое примитивно-догматическое притязание к окружающим. Скудность и грубость мира нравственных чувств – причина многих жизненных неудач и даже трагедий людей. Человек с неразвитыми нравственными чувствами склонен к крайностям, он создает вокруг себя атмосферу непонимания, неконтактности, пустоты. Бывает так, что даже близкие родственники оказываются, духовно отдалены один от другого, не могут преодолеть трещину обособления, которая их разделяет. В их отношениях появляется своего рода нравственно-психологическая несовместимость, приводящая к болезненным коллизиям. Доброта наталкивается на эгоизм, уступчивость – на властолюбие, деликатность – на агрессивность, нежность – на грубую чувственность, искренность – на замкнутость, жизнерадостность – на чванливость, мечтательность – на бездуховный практицизм, заинтересованность и внимание – на равнодушие и высокомерие. Нравственное взаимопонимание, которое во многом зависит от культуры нравственных чувств, - важнейший фактор, обеспечивающий дружеские межличностные отношения. Оно опирается на умение сопереживать, на моральное воображение, интуицию, развитую способность к четким оценкам и суждениям.
Каждый человек – это самобытный и неповторимый мир. Нравственное взаимопонимание людей будет наиболее полным и глубоким, когда в их общении будет учтен фактор многообразия личного духовного богатства каждого человека. Необходимо развивать внутренние силы человека, благодаря которым он уже не сможет не делать добра, надо учить людей сопереживать. Умение сопереживать важно воспитывать в людях с детства и высоко ценить и беречь в межличностных отношениях. В народе говорят, что человек познается в беде. Чтобы узнать цену человека, надо поставить его перед чужой радостью или чужой бедой, тогда не ошибешься, увидишь, что он за человек. Великодушие, взаимопомощь, искреннее сочувствие, заботливость, доброжелательность невозможны без нравственного сопереживания, заинтересованности в судьбе каждого человека. Должны получить всеобщее осуждение жестокость, равнодушие, пренебрежение к другому человеку. Оправдания эгоизма и себялюбия во всех формах недопустимы. Недопустимо и чрезмерное внимание к собственным огорчениям, неудачам, любование своими страданиями, саможаления. Нужна нравственная критическая самооценка, умение производить ее – это непременное условие подлинного морального взаимопонимания в межличностных отношениях.
Бессодержательность, поверхностность общения может возникать и при чрезмерной загруженности. В этом случае количественный рост оплачивается дорогой ценой - утратой качества. Текучесть контактов иссушает нравственную чувствительность, снижает ее силу, напряженность. Наступает дефицит моральных эмоций. Расширение круга общения иногда делает связи людей менее прочными, менее постоянными. В ситуации динамичности общения богатство нравственных чувств, их тонкость и глубина помогают человеку избежать оскудения его внутреннего мира. Развитое чувство помогает отличать содержательные, искренние контакты от пустых, формальных, дает человеку возможность самому создавать для себя благоприятную дружескую среду.
Культура нравственных чувств необходимый, но все же не самодостаточный элемент моральных устоев жизни человека. Поведение людей, обусловленное стремлением только к эмоциональному контакту, при всех его достоинствах, ограничено. Оно может вести к стремлению всегда быть в центре внимания, преувеличению ближайших жизненных целей, утере общей нравственной перспективы деятельности. Нравственные отношения, построенные только на чувствах и не подкрепленные работой интеллекта, легко перерастают в коллизии, толкают на неверные решения и поступки. Нравственная культура подразумевает гармоническое сочетание способности к справедливым, верным суждениям, честным принципиальным оценкам разума и тонкости моральных чувств, к искреннему и глубокому сопереживанию возвышенных человеческих ценностей.
Нравственная культура человека – это единство культуры его нравственного сознания и поведения. Знать общие моральные принципы, сделать их своим глубоко прочувствованным убеждением, уметь применять эти принципы, найти им соответствующую форму поведения – это те задачи, которые возникают перед каждым человеком не только в проблемных, но и в обычных ситуациях выбора. Культура нравственного поведения – объективный показатель культуры нравственного сознания и нравственных чувств. Она характеризует, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, насколько глубоко они усвоены человеком, стали его повседневными жизненными правилами.
Культура нравственного поведения в сознании людей характеризуется степенью усвоения ими общепринятых манер (способов, форм) поведения, правил приличия, благопристойности. Совокупность манер и правил, очерчивающих типичные для общества моральные ситуации и формы общения, принято называть этикетом. То есть этикет – это правила, регламентирующие форму, манеры поведения человека в межличностном общении. Этикет не чисто моральное явление, у него могут быть внеморальные стороны и даже аморальные. Обычно говорят «хороший тон», «нормы приличия», «благопристойное поведение», «манеры», «такт», «вежливость» и т.д. Правила этикета выражают способы конкретной реализации моральной культуры человека, определяют манеры поведения, выражающие меру слияния нравственного сознания и нравственного поведения. Этикет обеспечивает нравственный контакт в общении и выполняет служебную функцию – коммуникативную. Важно чтобы этикет с его внешне красивой формой не противоречил внутренней сущности человека, его сознанию. Иначе получается этакий лицемерный уродец, на словах и людях поведение одно, а в мыслях и скрытно совсем другое. Подобное поведение людей, наученных внешне приличным манерам, накладывает негативный отпечаток и на сам этикет. Во всех случаях важно чтобы форма не расходилась с внутренним содержанием. С другой стороны этикет должен быть прост и красив. Излишнее нагромождение различного рода способов и форм, порой пришедших к нам из древности, а теперь совершенно не нужных, только мешают этикету выполнять его главное предназначение – способствовать простоте и красоте межличностных отношений и отношений в обществе вообще.
Выделяют служебный этикет (руководителя и подчиненного); правила поведения в общественных местах, в семье; правила взаимоотношений мужчины и женщины, старших и младших и т.д. Всегда в человеке выделяют его воспитанность, вежливость, корректность, деликатность, тактичность. В то же время осуждают грубость, бесцеремонность, развязанность, хамство, наглость и т.д. Если внешний лоск манер скрывает за собой равнодушие и безразличие к судьбам людей, пренебрежительное и даже враждебное отношение к ним, то этикет принимает характер чисто внешнего ритуала, не основываясь на действительно гуманных межличностных отношениях. Порой за изысканными манерами скрывается аморализм, этикет может служить щитом, прикрывающим внутренний нравственный мир эгоиста, корыстолюбца, бюрократа, карьериста и т.п. Нельзя впадать и в другую крайность и доводить сущность этикета до абсурда, когда воспитанность воспринимается как неискренность, стало быть, невоспитанность поощрять. В человеке должно быть единство внешней и внутренней культуры. Лишь при условии такого единства этикет приобретает нравственную ценность, облегчая общение и взаимопонимание, способствуя защите и охране достоинства человека. Когда человек говорит: «извините», он как бы сознает свою ошибку, показывает, что это не злонамеренная обида, и что он сожалеет о происшедшем и готов искупить свою вину, доказать свои благие намерения.
Превращение моральных норм в привычку поведения освобождает сознание от уже бесспорных, не вызывающих разногласия задач для решения более сложных проблем. Вежливость (гуманность мотива) и тактичность (целесообразность способов выражения этого мотива) должны выступать главными принципами этикета. В основе вежливости лежит мотив уважения и доброжелательности в общении с другими людьми, готовность оказать необходимую поддержку каждому, кто нуждается в помощи. В ряд общепринятых форм этикета входят «волшебные слова»: «добрый день», «будьте здоровы», «всего доброго» и т.п. Во всех проявлениях вежливости – в корректности (официальность), учтивости (почтительность), любезности (откровенность), деликатности (мягкость) – заключена человеческая доброжелательность. Тактичность учитывает конкретную жизненную ситуацию, проявление такта есть проявление принципа вежливости. В одном случае необходимо немедленно помочь человеку, в другом – не заметить допущенной ошибки. Иногда требуется пропустить женщину вперед, а иногда самому пройти первому. Такт позволяет сделать правильный выбор – остаться в комнате, где ссорятся люди или уйти; сделать вид, что вы не заметили плоской остроты собеседника, или же перевести ее в шутку.
Для типичных, повторяющихся ситуаций правила этикета полезны и необходимы, даже порой незаменимы. Знание принципов, норм и процедур этикета дает каждому человеку критерий выбора определенной формы и манеры поведения, наиболее эффективной в конкретной ситуации и достойной в нравственном отношении. Все это облегчает общение людей, помогает избегать ненужных трений и обид. В сфере дипломатических отношений наиболее полно соблюдаются ритуальные формы этикета. Они отражают принципы гуманизма, предусматривают равноправие в общении с представителями разных стран.
В странах Запада идет процесс отчуждения личности, который приобретает крайние формы. Вместе со «свободным» предпринимателем, который, проявляя инициативу и старания, идет на риск и даже авантюру, появляется безликий служащий огромного аппарата компании. Угодничество начальнику, в его лице системе, становится его главным качеством. Человек теряет самостоятельность в своих мыслях и чувствах, он их заимствует на рынке массовой культуры. Идеи и эмоции становятся объектом моды. Человек перестает быть автором своих поступков. Современное общество на Западе лишено идеалов, оно не имеет будущего, лишено перспективы, оно движется к собственному краху. Это тупиковое состояние отражается в психологии, человека не покидает страх, тревога, неуверенность. Даже тот разгул чувствительности, который насаждается противоестественным для человека культом потребления, является оборотной стороной растерянности, отсутствия вдохновляющих целей, напоминает «пир во время чумы». Дух и разум человека, призванные смотреть вглубь и вдаль, оказываются лишними: дали нет, смотреть некуда. Напряженный ритм, динамичность процессов становятся самоцелью, бессмысленная гонка, чтобы быть, как все, не отстать, безумие существования, когда есть средства, но нет цели, есть тактика, но нет стратегии, - это постоянное движение без перспективы, все более усиливает бездуховность, приземленность, ограниченность бытия человека Запада. Миф о Сизифе, которого обрекли боги на тяжелый и бесцельный труд, приобретает характер реалистического образа современного человека Запада. Характерной особенностью общества стран Запада стала двойная мораль. Одна проповедуется, декларируется, другая реально практикуется. Первая кротка и сентиментальна, вторая основана на принципе: «обмани, ограбь другого, либо другой обманет, ограбит тебя». В этих условиях сама мораль становится источником фальши, ханжества, лицемерия и нравственного развращения.
История этической мысли противоречива и отмечена богатством идейных оттенков и многообразием социальных настроений. Этика всегда понимала человека как разумное и общественное существо, полагая, что благодаря правильному осознанию своих интересов он реализует общественные интересы, раскроет свое социальное значение. Этика имела статус практической философии, а признание ее связи с реальными нравственными процессами в обществе было аксиомой. Проникнутая гуманистическим пафосом, этика видела свою задачу в том, чтобы наметить человечеству пути достижения счастья, способы реализации высших нравственных принципов. Эти прогрессивные этические традиции почти полностью утрачены в современной философии морали стран Запада. На практике там утверждается враждебность общества и человека, сам человек предстает в ней существом немощным, подавленным, ничтожным. Общезначимость морали отрицается, этика уже не претендует на роль путеводителя в мире социальных ценностей. Общество разъедает моральный кризис.
 
Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике»
Copyright: Симин В.И., 2009
Свидетельство о публикации №159819
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.01.2009 06:32

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта