Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Симона Тешлер
Объем: 7806 [ символов ]
ОТКРЫВАЯ ДЛЯ СЕБЯ ОЛЬГУ БУТЕНКО
ОТКРЫВАЯ ДЛЯ СЕБЯ ОЛЬПУ БУТЕНКО
 
Ни несколько лет назад, выделяя запомнившиеся оригинальные публикации Ольги Бутенко в газете «Монреаль-Торонто»: “Климов», «Вначале было слово», «Загадочная русская душа» и др., ни позднее, с интересом узнавая её художественные произведения из сборника «О любви, Квебеке и астрологии», с самим автором я ещё знакома не была. И всё же всегда ощущала - рядом собеседница. Доверчиво делится впечатлениями, рассуждает, втягивает в беседу. - А как у тебя? Что чувствуешь ты? Что думаешь по этому поводу? - И мой ответ. И незримое присутствие на страницах.
Переживанием от грусти к побеждающей радости запоминается новелла «Как кольцо в песок», одно из первых произведений писательницы московского периода жизни, более тридцати лет назад. В её основе - посещение матери с подростком сыном после перенесённой им травмы позвоночника Балтийского побережья, вопреки всем трудностям передвижения, здравому смыслу как возвращение в прежнее счастье. «Мы ехали, потому что два самые большие преступления на свете, убивающие человека или, по крайней мере, его любовь, это постоянное ограничение его свободы и равнодушие к его желаниям, умирающим не исполнившимися».
За конкретикой повествования, даже бытописания, вырисовываются образы героев, проявляется внутренний конфликт, но рассуждать некогда. Живое море новеллы, поглощающее время, уже выбрасывает на свой берег и меня. «Ветер и море шумят ровно, как в морской раковине, и стирают все шумы, которые были в прежнем мире…» Я плыву вместе с героями, подчиняясь « ритму волн и ветра», и возвращаюсь в своё раннее счастье, свою грусть, пусть и на другом, Черноморском побережье. Оказывается, туда можно вернуться в любое время, надо только открыть эту новеллу! – Отвечаю я то ли себе, то ли автору.
Чем больше знакомишься с короткими рассказами-зарисовками Ольги Бутенко «Хильда и Паула», «Мария и платье», «Ты останавливаешь время», тем сильнее ощущается особенность её таланта - отображать в малых формах глубину мысли. В рассказе «Ты останавливаешь время» - жизнь героини опустошена, из неё ушла поэзия, и останавливаются все часы в доме, старые и новые, им нечего больше отсчитывать. «Первым остановился будильник. За ним встали часы, что были на камине. Те, что она носила на руке, не разлучаясь даже на ночь, давали то и дело перебои, не выдерживая волнений…» Подаренные на день рожденья - «умудрились свалиться с гвоздика и встали». Остановленное здесь время не спасают ни появление новых контрактов на работу, ни, отражённое в новых вещах и квартире, материальное благополучие, ни новая дружба. Это сочетание почти мистического описания и внутренней правды происходящего создаёт уникальную художественность произведения.
Серьёзные философские вопросы затрагивает рассказ, посвящённый осмыслению прошлого «Аэлита, или Je me souviens». Случайность или не случайность появления мечты, определяющей стремление всей жизни? Можно ли простить непоруганное зло? «Вольны ли мы… в выборе своего места во времени и пространстве»? Вероятно, по прочтении рассказа, у каждого определится своё отношение к описанным в нём реальным событиям. Я только хочу привести важные, на мой взгляд, выдержки из эпилога.
«Через четыре дня гражданкой мира, без паспорта, без денег, я была в Вене, через полгода – в Квебеке, а ещё через три года, уже с Канадским паспортом в кармане, я шла по Елисейским полям… Я дошла. Одна из всех, умерших с мечтою о Париже или пожертвовавших ею, чтобы выжить. Или просто не дерзнувших мечтать. Я шла в спускающихся сумерках и первых фонарях за Аэлиту и её отца, за её мать и за моих девчонок. За всех, кого оставила в Москве и обещала не забыть…
…Парижа было слишком много для меня одной, а разделить не с кем. И я вернулась в Квебек. Уютный, как та не разгулявшаяся со сна Москва, где площадь Восстания няня по старинке всё ещё называла Кудринкой, и где я школьницей с портфельчиком в руке шла снежным утром на занятия по тёмным улицам учить спряжения французского глагола.
« У меня с молодости было ощущение, что я должна запоминать всё, что вижу, что я свидетель того, что не должно исчезнуть. – Пишет в своей биографии Ольга Бутенко. (Вот она, русская летописная традиция! Вспомните Пимена из Бориса Годунова «…Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил») Так появляются, исполненные живых характеристик и наблюдений, её истории о жизни.
Первая из них, повесть «История болезни» вводит в женскую палату отделения болезней крови в московской больнице. Разные по возрасту и социальному статусу женщины со всех уголков страны встретились в этом «зале ожидания… без багажа», где «кровать и тумбочка, необходимы и достаточны». У них общие переживания о диагнозе и возможностях лечения, беспокойство о детях, тоска одиночества. Молодая москвичка Вика с анемией, от лица которой ведётся повествование, наблюдает, пытается понять. «С вечера долго не засыпают. Может, плачут? В темноте не видно. Ждут ли их? Дождутся ли? По ночам из углов выступает тень соблазна, измены. Нет, если что и случилось, лучше ничего не знать. А если узнаешь? Как жить дальше?"
В рассказах женщин о себе, их сочувствии друг другу, советах на уровне собственных понятий, раскрываются образы героев. Благодаря дару авторского перевоплощения, истории болезни переходят в истории жизни Вали, Нины, Антонины, Вики, захватывающие, неотделимые от своего времени. Оказывается, небезразлично, что эти люди принесли с собой, во что всегда верили. Перед настоящей бедой проявляются истинные ценности, способные иногда совершить чудо.
Рассказ «От этого ещё никто не умер» скорее публицистичен. Это исповеди женщин на тему аборта. Там всё обнажено, вывернуто, дано крупным планом – боль души и тела, изнуряющий быт, оскорбительное непонимание окружающих «…не хотелось ни есть, ни пить, ни согреться, ни уснуть, не хотелось больше быть ни матерью, ни женой, ни красивой, ни счастливой, ни любимой». Это нелегко воспринимать, как нелегко воспринимать чей-то истошный крик или плач, но они имеют право быть услышанными.
Медлю, никак не могу приступить к третьей основной истории, повести «Мама, девочка моя», будто в ладонях живое, не выронить бы, не причинить боль. Всё написанное – память девочки, доверившей тебе главное – родителей, сестру, дом. Память, проснувшаяся в три года, когда этого надёжного дома вдруг не стало, а она сама оказалась в интернате, эвакуированной из Москвы. Она ещё не знает, что это означает, как не знает, что означает «оборонный завод», где почему-то остаётся без неё мама, или то фантастическое место, которое поглотило однажды ночью её весёлого отца. Восемь лет затем «живой человек, про которого мы одни знали, что он есть, но никогда никому о том не говорили, потому что ничем нельзя было доказать его существования».
Может, ещё страшнее, что нельзя было узнать прежнюю обожаемую мать, любившую устраивать им, детям праздники. Душой переместившись к мужу, жила только ожиданием. Словно ощущая ненадёжность её привязанности к жизни, сразу повзрослевшая девочка как могла, пыталась удержать: получала для неё пятёрки, «подавала ей пальто каждое утро… в дождь ждала её с зонтом на остановке».
Не буду описывать ни вымоленного возвращения отца, ни развитие дальнейших событий, ни влияния их на самостоятельную судьбу девочки. Никакой комментарий не заменит живого дыхания самой повести, выделяющего её из многочисленной литературы
смутного времени.
Знакомство с Ольгой Бутенко продолжается в её новых публикациях,на этот разо Стране Восходящего Солнца, где часто бывает, посещая сына с семьёй. Значит, могу побывать там с ней и я, как, впрочем, и другие читатели.
Copyright: Симона Тешлер, 2007
Свидетельство о публикации №149215
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15.11.2007 06:38

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентин Алексеев[ 15.11.2007 ]
   Прекрасная и очень интересная статья! Очень! Редкий талант - рассказать об авторе так, чтобы появилось большое желание обязательно найти и почитать упомянутые произведения. Я надеюсь, что у Вас будет еще много столь же великолепных произведений, и не важно, будут они публицистикой и литературной критикой или просто качественной прозой. Вас было очень приятно читать.
   Успехов!
   С уважением,
 
Симона Тешлер[ 16.11.2007 ]
   Спасибо, Валентин! Получить Вашу доброжелательнануюр рецензию - бальзам для души. Уже верю и Вашим критическим замечаниям, если таковые появятся.
   С признательностью, ПавСим
Юрий Мудренко (Юрий Star)[ 27.11.2007 ]
   Замечательное изложение. Замечательно.
 
Симона Тешлер[ 27.11.2007 ]
   Для меня значима Ваша оценка, Юрий.
   Спасибо!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта