Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Коробкина Елена
Объем: 7652 [ символов ]
Трансферы Хулио Кортасара
Базельский швейцарец Карл Юнг, работая с душевно больными в Цюрихской психиатрической клинике, открывает нечто аналогичное феномену "перенесения" (центральной проблеме медицинской психиатрии) в алхимическом процессе, а именно, понятие coniuntio ("соединение", "слияние", "бракосочетание"), обосновывает аналогию в книге "Психология и алхимия", продолжает исследование этой проблемы в "Психологии трансфера" (1946 год). Его многолетний поиск увенчался работой "Таинство соединения" (1955/56).
Брюссельский аргентинец Хулио Кортасар, живя жизнью парижской богемы, издает в 1951 году сборник рассказов "Бестиарий", а в 1956 году сборник "Конец игры".
Аргентинский писатель, мистификатор и эстет, идет дальше своего швейцарского коллеги. Кортасар начинает свой путь проникновения во внутренний мир героев в рассказе "Дальняя" (сборник "Бестиарий") перевоплощением в образ героини Коры Оливе, что удается ему полностью. Автор трансформирует свое женское бессознательное в образ молодой, блестяще образованной девушки, от лица которой ведется повествование.
Но это-то прием традиционный, свойственный многим писателям-мужчинам.
Кортасар вводит прием "перенесения" внутрь самого действия, кладет его в основу рассказа.
Героиня Кора Алина Оливе Рейес де Араос, аристократка и эстетка, находит себя - в другой. Та, тень (собственно Кора, пребывающая в царстве мертвых по прихоти Аида, дочь богини Деметры согласно греческой мифологии, царица теней Персефона впоследствии) - нищенка из Будапешта - находит себя в Персоне - Коре Оливе.
Мастер-мистификатор, Кортасар, ввергает свое женское начало в образе героини в цепь последовательных сновидений, в которых Коре Оливе является ее двойник, нищая, униженная женщина, жизнью которой начинает жить Кора, выясняя в ходе дальнейших сновидений все подробности существования своего двойника.
Внешние события, прихоть молодой дамы - замужество, жажда приключений и путешествий, все ведет Кору - к другой, к несостоявшейся, к униженной, к той, которая при женщине по имени Кора Оливе - королева и - как гласит анаграмма - или при королеве, вот к ней-то и направляется Кора - светская дама в светлом английском костюме - в Будапешт на мост, желая спасти ее, возвысить до себя, освободить, но... Женщина из сновидений в дырявых туфлях встречает на мосту свою вожделенную королеву - долгое объятие - и - тень перевоплощается в персону - королева мгновенно становится своим и... женщины расходятся...
Так решает автор рассказа проблему расщепления своего женского бессознательного, того, что не так давно швейцарец в Цюрихе определил понятием анима (женская душа в мужчине), вернее, решает не так, как хотелось бы его королеве - спасти и освободить тень, возвысив до себя, взяв в свою сферу, к сожалению, автор вынужден уступить самой тени, пойти на поводу у ее страстного желания стать королевой. Страсть тени стать персоной удовлетворена полностью. Королева же в лохмотьях нищенки недоуменно провожает взглядом фигуру молодой дамы в светлом английском костюме, уходящую от нее по мосту. Тайное желание, тайную прихоть королевы - стать уничиженной - это поистине королевское желание, автор, как истинный рыцарь своей дамы, исполняет мгновенно - вест этот путь на мост - желание рыцаря служить обеим дамам одновременно. Маг психологии, Кортасар, исполняет сокровенные мечты обеих: дама в лохмотьях становится королевой, другая, соединившись со своей тенью, теряет себя в давным-давно прискучившем ей образе жизни, и находит - экзистенциальную сущность, обретает себя в тени - и становится анимой, которая так желанна мужскому началу Хулио Кортасара.
Мастер, как истинный экзистенциалист, подвигает своих героинь сделать верный выбор: потеряв себя, обрести свою истинную сущность путем открытого Кортасаром нового метода в психоанализе - перевоплощения в ходе сновидческой фантазии, магической игры мистическим образом закончившейся реальным выбором, в результате которого и происходит таинство соединения расщепленных тени и персоны - в единую аниму. В результате и автор воссоединяется со вновь обретенным - с утраченной им анимой.
Швейцарец в Цюрихе в ключевом сновидении встретил свою аниму в образе слепой Саломеи в стране мертвых вместе с пророком Илией и огромной черной змеей. Черный змей в мифах служит двойником героя. Из фигуры же Илии развилась другая фигура - Филемона. Швейцарец признал эту фигуру проводником своей души - психагогом.
Юнг, записывая свои фантазии, задался вопросом, чем является то, чем он занимается. Голос внутри него, принадлежащий талантливой женщине-пациентке, испытывавшей к врачу сильно выраженный трансфер, ответил, что это искусство. Во внутреннем мире психоаналитика трансфер стал самостоятельным живым образом. Но Юнг так и не поверил своей аниме, оставшись до конца преданным делу медицинской психотерапии.
Во время завершения цюрихским швейцарцем заключительного труда "Таинство соединения" в 1956 году, аргентинец из Буэнос-Айреса издает в париже сборник "Конец игры", в котором получает дальнейшее развитиеи его идея о соединении и перевоплощении человека в существо иной породы - рассказ "Аксолотль".
Кто же такие, эти странные существа - аксолотли? Каковы они?
"Аксолотли - это снабженные жабрами личинки тигровой амблистомы из рода амблистом".
"Я увидел розоватое и словно прозрачное тельце (при этом мне пришли на память китайские статуэтки из молочного стекла), похожее на маленькую пятнадцатисантиметровую ящерицу, с удивительно хрупким рыбьим хвостом, самой чувствительной частью тела. Вдоль хребта у него шел прозрачный плавник, сливавшийся с хвостом, но особенно меня поразили лапки, изящные и нежные, которые заканчивались крохотными пальцами с миниатюрными человеческими ногтями. И тогда я обнаружил его глаза, его лицо. Лицо без выражения, где выделялись только глаза, два отверстия с булавочную головку, целиком заполненные прозрачным золотом, лишенные всякой жизни, однако смотрящие; мой взгляд, проникая внутрь, словно проходил насквозь через золотистую точку и терялся в призрачной таинственной глубине" (Х.Кортасар "Другое небо", М., "Художественная литература", 1971)
Герой рассказа соединяется с аксолотлем, перемещается внутрь него. Параллельно герой, надящийся с внешней стороны аквариума с аксолотлями, пристально вглядывающийся в глаза существа, его образ возникает внутри самого аксолотля - двойной трансфер - и постепенное ежедневное проникновение человека внутрь странного существа, в его мир, в его нечеловеческую, но, по сути, родственную природу. и вот герой полностью отождествляет себя со странным существом и заявляет самому себе: я - аксолотль.
Состоялось превращение, а может быть, то самое алхимическое бракосочетание, о котором писал Юнг, проводя аналогию между необычным золотом (у Кортасара глаза аксолотля, заполненные прозрачным золотом) и алхимическим "философским золотом" - духовной сущностью этой странной рыбки, аксолотля, - и процессом психической трансформации существа человека в духовное существо (в аксолотля). Юнг, проводящий аналогию между "рыбой" и Христом (Христом, который сам является "рыбой"), "христианскими душами" - рыбами, пойманными в сети апостолом Петром, "христианскими рыбками" - душами, подражающими Христу, не обладающими сознанием и нуждающимися в исцелении, - целитель Христос, исцеляющий себя и подобных себе.
И вот "золотая рыбка" - аксолотль Кортасара, духовное существо, уподобляясь которому личность героя постепенно утрачивает свою форму, но обретает форму духовную, более соответствующую своей новой духовной природе.
Таков процесс алхимической трасмутации образов в произведениях латиноамериканского прозаика Хулио Кортасара.
Copyright: Коробкина Елена, 2008
Свидетельство о публикации №146859
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.03.2008 15:36

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта