ТАКАЯ РАЗНАЯ ЛЮБОВЬ Господа! Представляю на суд общественности свои мысли по поводу некоторых работ в указанной номинации. Возможно, в дальнейшем этот обзор будет мною продолжен. Спешу оговориться, что в спорных для меня вопросах я сверяла свои ощущения со мнениями Ирины Шухаевой и Галины Викторовой, высказанными ими прежде в своих обзорах, и порой находила с ними завидное и полное единодушие. 1) Человек и его Другая жизнь (Галина Тен «Звёзды в бокале» В построении этого рассказе таится загадка. Автор играет с Читателем в перевертыши, и потому Читатель не всегда понимает, что именно ему следует принимать за чистую монету, а что – подвергать сомнению. Поначалу нам кажется, что в рассказе говорится об одиночестве Человека в большом городе… Иногда Человек вспоминает какую-то Другую свою жизнь, оставшуюся в прошлом…Именно в этой жизни он оставил свои чувства, эмоции, радости… Затем – по воле случая мы узнаем все-таки подробности об этой самой Другой жизни, в которой у Человека была Любовь… Здесь, в этой Другой жизни, сталкиваемся с извечным вопросом Любви: Готов ли ты допустить, чтобы твоя любимая принадлежала не только тебе одному, но и всему оставшемуся миру? Или ты хочешь обладать ею безраздельно? …Явилась ли эта Другая жизнь плодом воображения Человека – решать читателю. Вкусненькое чтение-то, на мой взгляд! Прошу обратить внимание на этот рассказ! (Тема любви – да, не основная!) 2) Вам и не снилось, или Господа, а вы помните себя в 11-ом классе? ( VeNiA Химия нас связала… Любимец девчонок, первый парень на деревне из 11-ого класса крутит любовь с «обыкновенной девчонкой» – т.е. не с заводилой и не с серой мышкой… Почему девочки любят вовсе не тех, кто предан и кто всегда рядом, а тех, кто с усмешкой играется их чувствами? В попытке переиграть сей извечный сюжет и написан этот самый рассказ… Убедит ли вас жизнеутверждающий финал сего произведения? (Думаю, подобный рассказ хорошо будет смотреться в подростковом журнале типа «COOL») 3) Любить или не любить – вот в чем вопрос Поток сознания влюбленной женщины, едущей на задней площадке трамвая ( Галина Викторова «Из неотосланного… отрывки писем» Влюбленная женщина бесконечно перебирает факты из своей и Его биографий, приправленные высказываниями авторитетных зарубежных психологов. Вроде бы и тяжко ей – любить-то, но в конце она все же оптимистично замечает: «Неужели я смогу тебя разлюбить действительно и насовсем? И что я потом буду делать?» Текст очень эмоционален. Вот тому примеры: «Сомнения гложут. Грызут. Чавкают, холеры, шевелят жвалами.» «Я в глубокой яме и пытаюсь карабкаться из нее сразу в нескольких направлениях.» «скрежет зубовный.» «я вовлеклась в эмоциональную сферу» 4 ) Отказ от понятия пола ради Большой Любви, или Новый Орландо ( Юлия Теодорова «Пианист» А вот опять – чтение для гурманов. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЧИТАТЬ, ПРИЧЕМ - В СПОКОЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ И НЕ ТОРОПЯСЬ! Не сразу осилила этот опус и ваша покорная слуга! Но, осилив, получила истинное удовольствие. Итак – мы опять читаем почти про подростков, как и в опусе номер 2 этого обзора… Вот – схожий пассаж: «Быстрая улыбка, острый оскал на лице маленького фашистика, истинного голубоглазого арийца, – и они уже идут вместе по слякотным дорожкам к школе, и он уже просит её дать списать геометрию.» Посмотрите, ведь и тут - Он «просит её дать списать геометрию»! Впрочем, в опусе номер 2 влюбленные школьники занимались вместе не геометрией, а все-таки - химией. Но вернемся к «Пианисту.» Пианист – это детская фантазия главной героини – девочки Наденьки. Той самой, которая зачитывается сказками «Льюиса – того, кто писал про льва, а не про чеширского кота». Потом наша девочка взрослеет, потихоньку выбираясь из мира «архетипов и комплексов». «Ну, как тут можно повернуть наш злосчастный сюжетец?» - вопрошает в какой-то момент Автор. А дальше – реальность переплетена с вымыслом. Так что – чем тут дело кончилось, дождалась ли Наденька своего возлюбленного и слилась ли с ним в экстазе - пусть разбирается сам читатель. Текст переполнен аллюзиями. К примеру, вот этот пассаж весьма напоминает финальную сцену из «Парфюмера» П. Зюскинда: «Она понимала, что появись он когда-нибудь на земле, то вызвал бы такую горячую, невыносимую любовь в сердцах людей, что они бы не выдержали своего желания и разорвали бы его на куски, чтобы упиться до конца каждым лоскутком его хрупкого лунного тела.» «Для этого Надюшеньке нужно было научиться дышать духами и туманами.» - это, как я понимаю, указание на Блока. Своей насыщенностью слог этого произведения словно апеллирует к старым временам, и вашей покорной слуге пришлось поверить, что все описываемое происходило вне всякого понятия о Времени… Но вот тут – немного и о современных нам реалиях: «Надя имела тогда привычку ЗВОНИТЬ вечерами подружке и брести потом по холоду и БЕНЗИННЫМ лужам в чуждый соседний дом». «А как курил, задумчиво и грустно, туманными утрами на ОСТАНОВКЕ!» Ха-ха, решила я, значит – все-таки бензин, телефон и остановки! Все понятно с Вами, госпожа Юлия Теодорова! ГОСПОДА! ПРОШУ ТИТУЛОВАННЫХ ЖЮРИСТОВ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЭТОТ РАССКАЗ! 5) Мысли о любви в присутствии луны ( Хельга Янссон «Лунная Кармэн» Еще один поток сознания, на этот раз – в бессонную ночь наедине с луной. 6) Не все коту масленица ( ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВА «Затяжная интрига» Забавный рассказец. Абсурдом от него немного веет в самом хорошем и высоком смысле! А по содержанию - одна жизненная история, причем - довольно необычная. (Со знаками препинания здесь надо хорошенько поработать.) 7) Шестерых лунатиков вылечил, а вот с седьмым – не вышло! ( Виктор Корсуков (Алекс) «МАШИНИСТ НИКОЛАЙ БАБИН» Забавный рассказец. Все в нем на своем месте. Присутствует ли там тема любви? Это вопрос. 8) Мужчины, не упускайте свое счастье! ( Александр Светлов «Когда увидишь её, просто скажи – Люблю» Мы наблюдаем диалог (возможно - внутренний) двух влюбленных… Нет, пожалуй, поправлюсь: не влюбленных, а - любящих. Говорит попеременно то Она, то Он. Это – не флирт, не витиеватая игра полускрытыми двусмысленными намеками, а – истинный диалог двух сердец. Поймут ли они друг друга? Будем надеяться, что да. Заметки на полях: язык показался мне немного бедноватым. Мысли – напыщенными, но однообразными и не особо интересными широкому кругу лиц, коими являемся мы, рядовые читатели. ГОСПОДА! УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО ЭТО - САМОЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО МЫ СЕГОДНЯ ИМЕЕМ? 9) Страсти по невидимым миру событиям ( Людмила Ливнева «Чайка» Первая мысль, невольно возникшая у меня при чтении: представляю, что сказал бы об этом произведении Сол Кейсер, чье сдержанное отношение к эпиграфам нам так хорошо известно! А здесь, в этом опусе, почти весь текст состоит из одних эпиграфов! Теперь по существу. Язык здесь – насыщен, почти как в так понравившемся мне «Пианисте». Но – увы! – мы не можем понять, вокруг чего здесь разгорелся весь сыр-бор… «Милый мальчик...» «Не чувствуя в себе достаточно сил, чтобы играть роль Эдит…» С героиней что-то происходит, но Читателю Автор упорно не желает ничего рассказывать! Чем же мы не заслужили его доверие? Чем мы так провинились, что нас вместо этого пичкают поэзией Александра Градского? Нет ответа. Процитирую весьма непосредственное мнение Галины Викторовой на счет этого опуса – лучше ее, пожалуй, здесь и не скажешь: «Это какой-то марлезонский балет: нифига не поняла без программки. Красиво. Туманно. Мысль ускользает.» ОПЯТЬ ПРОШУ КОМПЕТЕНТНОЕ ЖЮРИ ХОРОШЕНЬКО ЗАДУМАТЬСЯ! 10) О переменчивости любви ( Ценина Алена «Герцогиня» Как романтична бывает любовь! Особенно – вначале, в краткий период любовной игры. Автор исследует разные ипостаси любви, а именно – настроение очарованного мужчины до после любовного соития. Как романтична бывает любовь! Особенно – вначале, в период любовной игры. Цитирую свой собственный отзыв, оставленный у Алены: «Очень забавная зарисовочка, по-моему... В своем стремлении быть обворожительными женщины могут превзойти самих себя. Чувственность-изысканность вина, золотого кружева, свечей, портретов, стихов... И смутное томление, постепенно переходящее в страсть. А наутро - цирк уехал, шарик улетел... Апатия - отношение к сношению после сношения.» ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД! 11) Дай мне еще один шанс, судьба! ( Зинаида «Разговор по душам.» И опять, в который уже раз в этой номинации – воображаемый диалог двух потенциальных влюбленных, студентов. На этот раз они стоят на платформе в ожидании поезда. Только на этот раз – их мысли не в высшей степени абстрактны, а – отражают конкретный жизненный опыт каждого из них – опыт всей их недолгой жизни, опыт предыдущих знакомств. И потому (ВНИМАНИЕ!) из этого немого диалога постепенно прорисовываются образ каждого из нашего героев. Задумайтесь…Мы ведь постоянно мысленно прокручиваем у себя в голове вот такие диалоги, заметив краем глаза в толпе устремленные на нас заинтересованные глаза. Большинство из этих диалогов так и остаются лишь в наших мыслях. Мы продолжаем озабоченно идти по своим делам. И только хитросплетения судьбы помогают нам вновь найти друга и проиграть все "В РЕАЛЕ"... Спасибо судьбе, что она дает нам такой шанс! И спасибо – Автору Зинаиде. |