Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Школа литературного мастерстваАвтор: Лев Вишня
Объем: 10 [ строк ]
Фантастика как жанр
Первое фантастическое произведение, которое я прочел в своей жизни в 10 лет стало «Борьба миров» Герберта Уэллса. Собственно говоря, именно по этому роману, одному из самых известнейших в мировой литературе я и стал ориентироваться в понимании жанра. Именно на этом произведении можно рассмотреть саму схему, т. е. структуру произведения в жанре «фантастика». Схема фантастического произведения, не зависимо от времени его опубликования, авторства и подраздела (научная, социальная, философская и т. д.) выглядит следующим образом:
1) Пейзажная основа любого фантастического произведения обыкновенная, персонажи, как основные, так и второстепенные – самые обыкновенные, что называется выбранные из толпы. Силу фантастического произведения усиливает именно обыкновенность героев, обыденность публики и взаимоотношений героев с точки зрения мотивации. Чем обыкновенней будет обстановка тем неожиданней и контрастней по отношению к ней станет само фантастическое действие.
2) Сюжетная основа любого фантастического произведения – философская. Без философской фабулы, фантастическое произведение не существует. Именно фабула и создает сюжет.
3) Конструктивная основа произведения заключается во введении в пространство «А», пространство реальной жизни, пространства «Б» - фантастической реальности. Чем неожиданней и в то же время очевидней будет такой переход, тем сильнее будет само произведение. Фантастика, по конструкции построена на противоречии двух пространств – «реального» (А) и фантастического (Б). Наиболее сильно подобные конструкции проявили себя в таких произведениях как «Гадкие лебеди» Стругацких, «Машина времени» и «Волшебная лавка» Г. Уэллса, «Заповедник гоблинов» К. Саймака.
В любом фантастическом произведении фабула создается ситуацией, в которой оказались герои, в момент своего перехода из пространства «А» в пространство «Б». Например, в «Волшебной лавке» Г. Уэллса посетители (отец и его маленький сын) заходят в самый обыкновенный магазин детских игрушек и продавец начинает знакомить их с волшебными игрушками с необъяснимыми разумом свойствами. Персонажи выйдя из пространства «А» знакомятся с пространством «Б» в виде «волшебных игрушек» и вокруг этого создается конфликт в ситуации и замыкается философская фабула: отец оказывается неготовым к знакомству с «волшебными игрушками», в то время, как его сын воспринимает эти игрушки абсолютно естественно, радуется им, как и полагается радоваться нормальному ребенку. При ином сюжете (если бы игрушки понравились обоим персонажам) – произведение естественно становится слабым и неубедительным. В рассказе Генри Катнера «Варкалось, хрикливые шорьки…» сюжет закручивается на ситуации, когда такие же игрушки с фантастическими свойствами становятся причиной конфликта между родителями и их детьми, в результате общения с «фантастическими игрушками» дети получают сверхзнания созданий более высокого разума нежели человеческий и в финале покидают мир «А» переходя в самом буквальном смысле в иное измерение буквально на глазах родителей.
Переход их пространства «А» в «Б» может осуществиться как внезапно как вспышка, чтобы шокировать читателя (пример «Гадкие лебеди» Стругацких, где только в самом конце текста открываться читателю сверхспособности лежащие за пределом разума «мокрецов» и объясняется их «нечеловеческая» природа), либо оба пространства существуют одновременно, не мешая друг другу (пример: «Понедельник начинается в субботу» тех же Стругацких) либо, как например в произведении «Борьба миров»или «Волшебная лавка» в состоянии непрерывного конфликта друг с другом.
Как описывается пространство «Б»? Пространство «Б» – пространство фантастическое сверхреальное должно быть логичным, и нелогичным одновременно. Идеальное описание пространства «Б» присутствует в романе «Пикник на обочине» Стругацких, а также в «Солярисе» Лема. С одной стороны это физическое пространство, которое подчиняется определенным физическим законам имеет четкую структуру и логику, которая его создает, с другой стороны – и логика, и законы и сама физика этого пространства не может быть буквально описано знаниями человека о природе. Пространство «Б» должно быть логичным (!!!) и в тоже время необъяснимым с точки зрения современных знаний о природе. Автору также имеет смысл доказывать читателю запредельность пространства «Б» делая по ходу сюжета попытки его объяснения с точки зрения физики пространства «А» (обыкновенного мира). Под сверхсвойствами пространства «Б» и должна скрываться фабула создающая сюжет произведения (например, в романе «Солярис» разумный океан – пространство «Б» начинает изучать людей воспроизводя наиболее сильные образы из их подсознания, с точки зрения жителей пространства «А» все это выглядит как изощренный психологический террор, как попытка чудовища надавить на совесть обитателей пространства «А»).
Лучшим создателем пространств «Б» в американской фантастике является Филип Дик. В романах Филипа Дика пространство «Б» выглядит настолько естественно, а сам переход в пространство «Б» настолько логичен и объясняем зрителю, что никаких сомнений в реальности этого пространства у читателя не возникает. Я помню, что испытал самый настоящий шок когда прочел роман «Убик»: настолько был естественен и логичен фантастический мир и настолько были фантастичны и необъяснимы свойства этого мира, в котором оказались герои произведения. Мир в котором оказываются герои этого романа представляет собой искривление реального мира с потерей и распадом свойств реального мира: предметы, чьи свойства знакомы и очевидны меняют свои свойства причем по четкой логичной системе. Мир превращается буквально на глазах читателя в галлюцинацию, точнее галлюциногеный бред. Филипа Дика следует, на мой взгляд считать одним из самым сильным создателем пространств «В».
В прекрасном произведении С. Гансовского «День гнева» пространство «Б» объясняется зрителю с первой же страницы, находится в постоянном конфликте с пространством «А», идет борьба двух пространств, причем, что называется на уничтожение. Вокруг этого и создается фабула произведения – философская основа, мысль о недопустимости экспериментов над природой (в лаборатории создали разумных медведей, медведи вырвались на свободу и стали уничтожать людей. Разум, данный им людям, они используют именно как оружие уничтожения людей).
 
(продолжение следует)
Copyright: Лев Вишня, 2004
Свидетельство о публикации №10388
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.06.2004 22:24

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта