Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Произведения слушателей Мастер-класса по курсу "Литературная критика в поэзии"

Автор: Моисей БельферманНоминация: Литературная критика в поэзии

ОТРЫВОК ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.

      ОТРЫВОК ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
   Поэтическим языком - в афористической форме - можно выразить любую философскую идею и самое чистое эмоционально-возвыше­нное­ чувство. Для образца и примера приведем стихотворный образ Уриеля Акосты из классической трагедии Карла ГУЦКОВА (в переводе Э.Линецкой).
   За поэтическим образом молодого философа Уриеля Акосты - скрывается чрезвычайно проницательный человек, психолог. Своим взглядом он способен проникнуть вглубь таинственных напластований характера. Вовсе не открытого для исследовательских опытов врача и своего учителя Сильву - он изучил и видит ясно. И представляет нам - заинтересованным и посторонним в полную меру развития.
   «Я почитаю ваше сердце, Сильва! / Вы пылки в ненависти и любви / И благородны даже в заблужденьях».
   Мало того: дает дельные советы человековИдения - такие важные и обстоятельные. Предназначены: найти быстрые, по возможности простые и легкие подходы к больным и носимым ими болезням. Советует: отрешиться от «прелести наивности» - стать в определенной степени реалистичным - до цинизма. Очень уж убедительно звучит этот его совет:
   «… Не доверяйтесь / Досужим толкам ваших пациентов!”
   Сильва - прежде всего врач. Его встревожили слова и поведение своего верного и старательного ученика. Вызвало повышенное внимание - поведение. Не симптом ли это? Он отводит руку Уриеля. Произносит в волнении и тревоге:
   «Рука, / Которая швырнула за окно, / Как старое, прокисшее лекарство, / Все то, что создал я с таким трудом!»
   Беспокойный и страстный ученик пытается успокоить, успокаивает - сдувает заботу Учителя в главном направлении его беспокойства: «мне врач не нужен…»
   Он не обнадеживает. Не советует возвратиться к беспечному спокойствию: «К мыслителю де Сильве я пришел».
   За советом и ответом. В беседе пытается уследить за направлением собственного самочувствия и направлением логического мышления. Как врач - он лучше другого лекаря - себя знает. Он знает больше: «… я совсем здоров, / И мыслю я и рассуждаю здраво. / А если нет, наука не поможет… / Больной рассудок лечит сам себя».
   Вот она истина! Вся эта химия и насилия над телом - не лечат заблуждающийся рассудок, тем более его болезненное состояние. Психотпорные препараты, невролептики - подавляют волю. Идиотизируют! В советские времена вознеслись в административной силе психиатры - собирались ЛЕЧИТЬ ДЕСЯТКИ ПРОЦЕНТОВ ТРУДЯЩИХСЯ - «БОЛЬНЫХ ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ НЕДУГАМИ»: по их ШИРОКОВМЕЩАЮЩИМ ДИАГНОЗАМ.
   Уриель сомневается или просто праздно интересуется: «Но можно ль научить МЫШЛЕНЬЮ, Сильва?» И это не праздный, а ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС. Дослушаем: «Кто ученик и кто учитель там, / В бескрайних сферах высшего познанья, / Где истина из тайных недр души / Рождается, как некогда цветок / Возрос из крови, пролитой Аяксом?»
   И вот эта - свободная, бесконтрольная мысль - устремляется в бесцензурное направление. Ставит под сомнение шаблонные истины. В раздольном еретизме не обходит даже религигиозные догмы и мировоззренческие построения.
   “Я разума лучами озарил / Вероученья дряхлую постройку, / Воздвигнутую на преданьях устных / И текстах книг священных и мирских».
   В своих поисках НОВОЙ ИСТИНЫ - он, как НОВАТОР, стал на привычный путь СОЗЕРЦАНИЯ, УГЛУБЛЕНИЯ в СЕБЯ. Даже ОТРИЦАНИЯ. Возможно, на этом ЭВОЛЮЦИОННОМ ПУТИ БЕСПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ - ПОДОЙДЕТ до СТАДИИ РАЗРУШЕНИЯ. Хотя до КРОВАВО-РЕВОЛЮЦИОННЫ­Х­ МЕТОДОВ НЕ ДОЙДЕТ.
   “Я понимал, что догмы вековые / Мне не помогут истину открыть, /- Ее откроем мне МОЯ лишь глупость, / И глухота МОЯ вернеи мне слух, / И слепота МОЯ вернет мне зренье…»
   И в заключенье он произносит афористично звучащую фразу: «Нам верят лишь, когда мы сами верим».
   
   
   © Бельферман Моисей, 2006 Дата публикации: 28.05.2006 21:37

Дата публикации:28.05.2006 21:41