Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Моисей БельферманНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

КАКОВА ТАИНСТВЕННАЯ РУССКАЯ ДУША?

      КАКОВА ТАИНСТВЕННАЯ РУССКАЯ ДУША?
    I
   
    Хочу сразу сделать оговорку, предупредить категорически: в самой России жил давно и мало. Здесь учился в институте. На севере начал свою производственную деятельность. Многие десятилетия жил на Украине. Украинцы - люди особой, отличной от русских «выпечки». Они - больше поляки, чем русские. Нация смешанного славянско-тюрско-ски­фского­ «способа приготовления» и «разлива».
    Для характеристики России, быта и рода занятий русских - большинство иностранцев используют традиционные определения. Стали банальностями: «водка - балалайка - икорка - соболя - мордобой и далее по списку» (Н.Лоу). Этот список может существовать в нескольких вариантах, в разной последовательности. При другом расположении - отмечают или перемещают приоритеты по их важности. Но пляшут, в конечном счете, от одной стенки.
    О Душе ЧЕЛОВЕКА, а тем более, НАРОДА говорят недостаточно. Отмечают и указывают, чаще всего, на отдельные, свойственные характеристики. Конечно, многие русские проявляют слабость или пристрастие к пьянству. Но об этом мало говорят. Не пытаются даже искоренять сей национальный недуг. Вместо водки, а то и вместе с ней - указывают и на другие горячительные составы. Вместо традиционного прохлодительного кваса - сейчас, возможно, популярнее кола, другие лимонные, апельсинные и другие цитрусовые напитки. Экстракто-разбавител­ьной­ технологии разлива.
    Очень даже правильно указание Нинель Лоу на емкую, так сказать, комплексную, российскую Душу. Состоит из «души всех наций и народностей, замешанная в едином котле культур и языков». Не знаю точно: существует ли НАУЧНО-ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ­ РУССКАЯ ДУША. В этом сомневаюсь. Как и в наличии НАУЧНЫХ КРИТЕРИЕВ для ее обнаружения, обоснования, описания…
    И вот тут у меня возникает дополнительный вопрос. Что именно Вы понимаете под понятием Душа? Свойство менталитета? Особое поведенческое пристрастие? Или все же - ЖИВУЮ ДУШУ? Как некую - биологического или другого не понятного состава и свойства МИСТИЧЕСКУЮ СУБСТАНЦИЮ? Или мне только кажется, в постановочной части о самой Душе речь не ведете? Возможно, я ошибаюсь…
    Н.БЕРДЯЕВ - признанный авторитет. Вы верно излагаете его идеи, цитируете. Но у меня возникли вопросы и отдельные сомнения.
    1. ТА ли это САМАЯ РУССКАЯ ДУША - человека, семьи, племени, общества, нации - неизменная с момента сотворения и расселения? Ведь изменяется образ жизни - не только происходит рост техники, прогресс общественных отношений. Да, и в прошлом столетии многие десятилетия вбивали другие ценности. Требовали работать и жить - по другим распорядкам. И что очень важно - говорить и думать особым способом. Разве - столь чувствительная и отзывчивая Душа - могла раз и навсегда оставаться неподвижной, в закорузлом состоянии?
    2. Возможно, правильнее сказать (если считать, что Душу сотворил Господь или природа), - ОНА РАЗВИВАЛАСЬ и проявлялась на «широтах земных» и «просторах», которых «нет в Западной Европе».
    И климат российский, особенно северов - особый. Требует закалки, стойкости, дополнительной выносливости.
    Условия рождения, жизни, традиции и устои, несомненно откладывают свои зарубки или отметины - на Душу. Как в смысле поведенческом, так и непосредственно.
    При этом нельзя забывать об основной функции Души. Обязана следить за праведным образом поведения и жизни. За благостью. И очищением от скверны. Скверны настоящей жизни и - остаточной, прошлых инкарнаций. Душа нуждается в полном очищении. Вплоть до становления тождества с Ангелоподобием. Вы меня понимаете?
    Душа обязана ДУХОВНО ТРУДИТЬСЯ - ОЧИЩАТЬСЯ. Ей предназначено - пополнять ряды невоинственного «воинства» Господа. Для исполнения ДРУГОЙ, НЕТЕЛЕСНОЙ МИССИИ.
    Приведена емкая цитата из «Души России» Н.Бердяева. Относится к чему-то общему, целому, национальному. Быть может, о НАРОДНОЙ ВОЛЕ. О НАЦИОНАЛЬНОМ ДУХЕ. Об УСТРЕМЛЕННОМ к БОЛЬШОМУ - ВСЕОБЩЕМУ ИДЕАЛУ. НАРОДНОГО ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ, как ДВИЖУЩЕЙ ЧАСТИ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ и ПОМЫСЛА. СТРЕМЛЕНИЯ к СОСТОЯНИЮ ПОЛНОЙ ГАРМОНИИ. ОЧИЩЕНИЯ. СЛИЯНИЯ с ДУХОВНОЙ СУЩНОСТЬЮ.
    На ПУТИ к Б-ЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ - КАЖДАЯ ЕДИНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША РАСПОЗНАЕТ СВОЮ ПРАВДУ. «СГОРАЕТ в МЕЧТАХ и ФАНТАЗИЯХ, ПЛАМЕННОМ ИСКАНИИ ПРАВДЫ, АБСОЛЮТНОЙ, БОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ» и СВОЕГО АКТИВНОГО МЕСТА в ДЕЛЕ «СПАСЕНИЯ ВСЕГО МИРА и ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕШЕНИЯ к НОВОЙ ЖИЗНИ». В ЭТОМ МИРЕ и, ОЧЕНЬ ВАЖНО, в МИРЕ ИНОМ, ЗАГРОБНОМ.
    Эта ОСОБОСТЬ РУССКОЙ ДУШИ отенена в последних фразах: «Есть мятежность, неспокойность в русской душе, неутомимость и неудовлетворенность ничем временным, относительным и условным».
    И, кажется мне, не простые противоречия составляют сущность русской Души - частая нестыкуемость поступков, несоответствие слов, убеждений… Врожденная культура отдельных людей в отдельные моменты проявляется, соседствует со взрывом эмоций животного свойства и жестокости.
   
    II
   
    С уважаемой Нинель Лоу трудно дискутировать. Предупреждаю: нет у меня никаких задних мыслей. Не делаю намеков. Просто ее позиция - идеалистическая, романтическая, патриотическая, национальная. Она вряд ли отойдет он близких сердцу убеждений.
    Любое сомнение, тем более возражение могут понять за… критику, недоброжелательство и даже за антирусскость. Чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Даже исходить из предубеждений не следует. Просто у разных людей, тем более таких разных, могут наличествовать отличные представления и убеждения. Впрочем, убеждать никого не собираюсь. И ее в том числе.
    Никто не станет ставить под сомнение или отвергать представления гуманной добродетели: «самое главное, что характеризует русскую душу - жалость и состадание к чужому несчастью, способность и готовность пропустить чужую боль и горе через свое сердце» (Н.Лоу). Достойно всяческой похвалы это высокочтимое душевное качество: состадание. Вот только можно сожалеть: столь чтимые, благородные качества чаще оказываются единичного свойства и кратковременны. Пройдет это состояние откровенной исповеди и - собственный быт и нежданные личные проблемы потеснят, а то и вовсе вытеснят известие или рассказ о чужом горе. И вдруг - очень часто в этой безрадостной жизни сам человек оказывается жертвой собственной трагедии или обычного несчастья. Теперь уже ему самому приходится плакаться - искать соседского сочувствия и людского сострадания.
    Нам не понятно почему: в данном случае уважаемая Н.Лоу ограничилась этими важными, но недостаточно емкими характерными душевными свойствами. Что печально: в качестве примера душевной доброты, отзывчивости и красоты она приводит Данилу Багрова. Вспомним героя фильма о бандитах. Назван «Брат - 2”. Ее сочувствие, как и русское, специфически направленное - выборочное. Сострадает только «нашим» и «брату». Не другим «американтосам».
    В многочисленных зрителях данного боевика как бы проснулась национальная память. Инстинкт подсознания привел к героям древности. Одним и достаточно чтимым в древне-славянском былинной мифологии являлся Соловей-разбойник. Данила Багров - он ведь и есть инкарнационная разбойничья душа сверхпатриота Соловья. Н.Лоу с удовлетворением сообщает: «Этот фильм принят молодыми зрителями и имя его героя Данилы Багрова стало нарицательным».
    Кумиром нынешнего молодого поколения является «совестливый» бандит Данила Багров. И потому понятно приятие многими русскими бандитского уклада жизни. Только стоит ли этим гордиться? Не является ли это - характерным признаком русской болезни или проще - болезни русской души?
    Об общинности - православной и просто обычае русской соборной жизни. Традиция возникла - с довечавских времен. Переродилась в коллективы. Массовость придавила отдельные личности. К сожалению, в России традиционно пренебрежительно отношение к отдельному человеку. Особенно к «очкарику», интеллигенту, личности. Насмехательство исходит с верхотуры власти. Привилась в народной массе. И в период военных невзгодных походов - все завоевания русского оружия на востоке, юге и западе считали нейтральным словом-термином «поход». Воспринималось это - формой военного развлекательного путешествия или туристского продвижения по неизведанным тропам, заселенным аборигенами пространствам.
    И вновь слышна эта слезливость, сочувствие - к сирым и обездоленным. После многих публикаций о ГУЛАГе и тюремно-каторжной системе реального социализма - трудно читать спокойно почти бредовые восхваления душ русских и прочих народов тюремциков, лагерной охраны. Вот где плененные японцы и немцы - в холоде и голоде познали доброту русской души. Некоторые русские женщины от себя и детей отрывали, подкармливали военнопленных. Надо понимать, не бескорыстно. В качестве взаимности - получали заряды половой бодрости. Поведали о себе - миру. Создали представление о самом сострадательном народе мира.
    Об «интернациональной помощи» не хочу даже вспоминать и говорить. Та военная и экономическая «помощь» являлась политическим средством «перманентной революции», «соперничества двух сверхдержав», попыток «завоевания мира». К проявлениям доброты и щедрости русского народа имеет самое малое отношение. Ведь так называемая - страшно расточительная Советская власть «играла в международную политику». За беспредельным тоталитаризмом, полным отсутствием демократии в стране - правящая номенклатура грабила народ, истощала природные и трудовые ресурсы. Собственные народы удерживали в рабской зависимости от власти. Молодых солдат - под видом интернационалистов - посылали на страдания и смерть в страны Азии, Африки и Латинской Америки. ТЕМ ПРОШЛЫМ НЕ СТОИТ ОСОБО ГОРДИТЬСЯ. НАРОД ДОЛЖЕН ДУМАТЬ о СОБСТВЕННОМ БЛАГОПОЛУЧИИ. НЕ ИГРАТЬ в РИСКОВЫЕ, ДОРОГОСТОЯЩИЕ ИГРЫ ИНОЗЕМНЫХ АВАНТЮРИСТОВ.
    Несколько слов о «методах зомбирования» и «ДОВЕРЧИВОЙ РУССКОЙ ПЕШКЕ». Не хуже меня Вы знаете: та самая прежняя власть сильно таки преуспела в том самом зомбировании. ПОЛУГОЛОДНЫЙ, на ГОЛОМ ЭНТУЗИАЗМЕ ВСКОРМЛЕННЫЙ СОВЕТСКИЙ (в значительной части - РУССКИЙ) НАРОД ТРУДИЛСЯ для ВООРУЖЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ РЕЖИМОВ и «НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОД­ИТЕЛЬНЫХ­ ДВИЖЕНИЙ» - ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ БАНД - на ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ. В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ НАТАСКИВАЛИ АРАБСКИХ («ПАЛЕСТИНСКИХ»), КУБИНСКИХ, АНГОЛЬСКИХ, ЭФИОПСКИХ и ПРОЧИХ НАРОДОВ БАНДИТОВ. Из НИХ ГОТОВИЛИ БОЕВИКОВ, ТЕРРОРИСТОВ. ТОРЖЕСТВОВАЛИ, БЛАГОДЕНСТВОВАЛИ, пока ТЕ БАНДЮГИ ВЗРЫВАЛИ ГРАЖДАНСКИЕ АЭРОЛАЙНЕРЫ ЗАПАДНЫХ СТРАН. Но вот ТЕ ПЕРЕШЛИ «ГРАНИЦУ ДОЗВОЛЕННОГО»: НАЧАЛИ НАПАДАТЬ на СОБСТВЕННЫХ БЛАГОДЕТЕЛЕЙ. ДЕСПОТИЧЕСКИЙ, АГРЕССИВНЫЙ, ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РАЗ от РАЗА РАЗВЯЗЫВАЛ ВСЕ НОВЫЕ АГРЕССИИ. ВОЙНА в АФГАНИСТАНЕ НЕ ТОЛЬКО ПРИВЕЛА к ОГРОМНЫМ ЖЕРТВАМ с ОБОИХ СТОРОН, к СОВЕТСКОМУ ПОРАЖЕНИЮ. ОНА ПРИВЕЛА к ПРИБЛИЖЕНИЮ КРАХА СОВЕТСКОГО РЕЖИМА. К КРУШЕНИЮ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА в МИРОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. ПОБОЧНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ВОЙНЫ в АФГАНИСТАНЕ ЯВИЛСЯ РОСТ МУСУЛЬМАНСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА и ТЕРРОРИЗМА. МУСУЛЬМАНСКИЕ ФАНАТИКИ СОСТАВЛЯЛИ СВОИ РЕЖИМЫ ВЛАСТИ и МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в АФГАНИСТАНЕ, ЛИВАНЕ и СРЕДИ АРАБОВ, так называемых «ПАЛЕСТИНЦЕВ». И в БЫВШИХ АЗИАТСКИХ РАСПУБЛИКАХ ПОЯВИЛИСЬ ШУМНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ. И в ЧЕЧНЕ. Вот ТАК ОТВЕТНО УДАРИЛ БУМЕРАНГ! Но ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ! Если ТЕРРОРИЗМ НЕ БУДЕТ ОСТАНОВЛЕН, ОБЕЗВРЕЖЕН и УНИЧТОЖЕН - в ЧИСЛЕ ЕГО БЛИЖАЙШИХ ЦЕЛЕЙ ОКАЖЕТСЯ и РОССИЯ. В САМОЙ РОССИИ МНОГО МУСУЛЬМАНСКИХ ГРАЖДАН.И КТО ЗНАЕТ, ЧЬЮ СТОРОНУ ОНИ ЗАЙМУТ? КУДА и ЗА КЕМ ПОЙДУТ?

Дата публикации:21.01.2006 20:34