Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Богданова Т.В.Номинация: Рецензии

Рецензия на стихотворение «Скрипка Эйнштейна» / Автор: Марк Луцкий

      «Скрипка Эйнштейна»
   Автор: Марк Луцкий
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=63217&pid=91
   
   
   "Настоящая наука и настоящая музыка
   требуют однородного мыслительного процесса".
   "Все сущее идет из опыта"
   А.Эйнштейн
   
   "Все сущее идет из опыта" -
   Ученый знал раскладку сил.
   И обожал сонаты Моцарта,
   Как гений гения ценил.
   
   И слушал Моцарта симфонии,
   А то и сам его играл -
   "Поверить алгеброй гармонию",
   Измерить музой интеграл.
   
   Эйнштейн играет упоительно,
   И струны чуткие поют:
   - Все в этом мире относительно,
   И только Моцарт - Абсолют!
   
   ***
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   Уважаемые авторы и читатели!
   
   Как и при рецензировании стихотворения Эдуарда Караша «Проси прощения» (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=66544&p=91),
   попробую проанализировать данное стихотворение, которое привлекло меня своим оригинальным содержанием. Делать это буду в соответствии с п.5.10 Положения о данном конкурсе.
   
   Приведу цитату из Положения (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=projects/91/rules.html):
   «5.10. При подведении итогов предварительных этапов конкурса в анализе стихотворений предполагается первоочередное внимание обращать на поэтичность произведений и стараться вскрыть в рецензиях и обзорах представленное многообразие проявлений поэзии в конкурсных стихах. Кроме этого важно отметить наличие сюжета и соответствие использованных поэтических и технических средств характеру и теме стихотворения, а так же его фонетику, смысловую многоплановость и оригинальность авторских трактовок.»
   
   Итак, приступим к анализу, хотя мне лично больше по душе синтез. Поэтому будем рассматривать, как с точки зрения разных критериев рецензируемый автор синтезировал (т.е. создал, ибо всякое творчество есть синтез) свое произведение. В данном случае стихотворение Марка Луцкого – благодатная почва, т.к. он синтезировал разные эпохи и разные области человеческого творчества.
   
   1. Поэтичность.
   
   С моей субъективной точки зрения, поэтичность есть общий дух произведения, его воспринимаемость на уровне подсознания. На уровне подсознания Эйнштейн и Моцарт – две абсолютные величины, образцы для поклонения и подражания на протяжении многих поколений физиков и музыкантов.
   
   И синтез их в одном небольшом стихотворении – поистине чудо!
   
   Поэзия начинается с эпиграфа:
   "Настоящая наука и настоящая музыка
   требуют однородного мыслительного процесса".
   "Все сущее идет из опыта"
   А.Эйнштейн
   
   Выбор такого замечательного эпиграфа создает истинно поэтическую атмосферу, которая завлекает читателя…
   
   
   2. Наличие сюжета
   
   Сюжет стихотворения, на первый взгляд, это рассказ о том, что Эйнштейн
   «обожал сонаты Моцарта,
   Как гений гения ценил.
   
   И слушал Моцарта симфонии,
   А то и сам его играл»
   
   О многоплановости поговорим ниже.
   
   
   3. Поэтические и технические средства и их соответствие характеру и теме стихотворения.
   (Данный раздел рецензии, конечно, наиболее субъективен, т.к. автор рецензии не владеет этими средствами в совершенстве и не владеет также терминологией).
   
   Стихотворение содержит три катрена, на первый взгляд простенькие по форме и рифмовке.
   Однако, говоря о гениях, на мой взгляд, более уместна некоторая доля иронии, чтобы не противопоставлять их простым смертным и Создателю, благодаря которому и рождаются гении.
   Поэтому лирико-ироничный стиль стихотворения кажется весьма уместным.
   
   Заключительный катрен
   
   «Эйнштейн играет упоительно,
   И струны чуткие поют:
   - Все в этом мире относительно,
   И только Моцарт - Абсолют!»
   
   говорит об истинном отношении автора к гениям. Но это не он сам, это струны славословят гения!
   
   
   4.Фонетика
   
   В произведении гармонично сочетаются звуки, создавая свою мелодию, которая, как мне кажется, напоминает по стилю некоторые произведения Моцарта:
   :
   «И слушал Моцарта симфонии,
   А то и сам его играл -
   "Поверить алгеброй гармонию",
   Измерить музой интеграл.»
   
   Такую мелодию, хотя и несколько легкомысленную, вполне мог сочинить Моцарт и сыграть Эйнштейн.
   
   5.Смысловая многоплановость.
   
   Многоплановость стихотворения определяется его сюжетом: сопоставление гениев двух разных эпох и разных областей творчества. И в этом споре побеждает… «скрипка Эйнштейна»… которая провозглашает победителем Моцарта! Замечательная находка, которую как раз и можно отнести к разряду оригинальных трактовок (см. раздел 6 рецензии).
   
   6.Оригинальность авторских трактовок.
   
   Оригинальность замысла автора, на мой взгляд, заключается в синтезе физики и музыки с помощью скрипки Эйнштейна. Главная лирическая героиня стихотворения – именно скрипка. Ее струны знают истину, скрытую от людей:
   «- Все в этом мире относительно,
   И только Моцарт - Абсолют!»
   
   ***
   
   Приношу извинения автору за то, что я позволила себе субъективную трактовку произведения.

Дата публикации:18.01.2006 17:41