Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Наталья Алексеевна ИсаеваНоминация: Проза

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

      «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского, как и большинство работ автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование романа неспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя его вникать в скрупулезные психологические изыскания автора.
   
   Ф.М. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. В это время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и подавленными собственным бессилием и бесправием. В раскрытие переживаний одной из таких угнетенных душ и углубляется автор.
   
   Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский первоначально задумал написать от имени главного действующего лица, Родиона Раскольникова. Однако позже автор изменил своё намерение. Герою было бы не под силу, например, во всех подробностях описать многие сцену. Повествуя о герое в третьем лице, автор получает возможность описать едва уловимые оттенки поведения, мимолетные мысли и чувства, которые сам герой не сумел бы столь точно и подробно передать.
   
   В одном из своих писем Ф.М. Достоевский возмущался: «Во всём они привыкли видеть рожу сочинителя. Я же моей не показывал». Но биография писателя, его личный опыт – важнейшие источники художественного творчества. Как мы знаем, Ф.М. Достоевский входил в группу петрашевцев, которая ставила своей целью не только обмен идеями и выработку будущего общественного устройства, но и организацию подпольной типографии, а в дальнейшем, возможно, и «переворот в России». За участие в этой группе Ф.М. Достоевского отправили по этапу на каторгу в Сибирь. На каторге Достоевского ждал изнурительный труд и жизнь в нечеловеческих условиях: холод, грязь, вонь. Здесь он столкнулся с разными людьми, в основном это были осуждённые за разбой и убийства.
   
   На каторге Ф.М. Достоевский был лишён права не только заниматься творческой деятельностью, но даже читать и писать, узнавать о том, что происходит в мире и литературе. Однако всё это способствовало невероятной духовной сосредоточенности. Обдумывая собственную жизнь, узнавая ужасные и трагические судьбы окружающих, Ф.М. Достоевский всё яснее и яснее понимал, что, с одной стороны, «зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты» и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла. С другой стороны, никакие условия жизни не могут оправдать совершённое человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за него. Иначе придётся признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это означает, что надо отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью. Понял Ф.М. Достоевский также, что пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведёт только к новым кровопролитиям, в ещё большем количестве.
   
   Однажды, когда Ф.М. Достоевского вели с каторжных работ, к нему подошла девочка и сказала: «На, несчастный, возьми копеечку, Христа ради!» В этот миг вспомнилось ему одно событие. Когда-то в детстве, гуляя в деревне, за оврагом, он был напуган криком «Волк бежит!» и в ужасе помчался прочь. Его остановил, успокоил и приласкал пахавший в поле крестьянин Марей. «Уж я тебя волку не дам», - сказал он мальчику.
   
   Какими-то новыми, просветлёнными глазами взглянул Ф.М. Достоевский на страшные лица каторжан, внезапно осознав, что одним из них вполне мог быть тот самый крестьянин Марей. «Я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом», - писал потом Достоевский. В каждом человеке, если смотреть на него не сверху вниз, не со страхом, злобой или презрением, а с любовью, как на брата, можно увидеть образ Божий. «И в каторге между разбойниками я… отличил наконец людей, - писал Достоевский брату. – Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото… что за чудный народ! Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
   
   На протяжении нескольких лет Достоевский мог читать только Евангелие, подаренное жёнами декабристов в Тобольске. Достоевский читал его и прежде, «чуть ли не с первого детства». Но на каторге, где ему пришлось жить с максимальным напряжением всех душевных и физических сил, где добро и зло сталкиваются повседневно, евангельские истины понимаются глубже, чем на воле. Всё понятое и пережитое в эти четыре года во многом определило дальнейший творческий путь Достоевского. После каторги Достоевскому предстояло служить простым солдатом в Семипалатинске, а затем пять лет жить в Сибири. Но за него хлопочут друзья и доброжелатели и добиваются разрешения печататься и переехать сначала в Тверь, а в конце 1859 года – в Петербург.
   
   В литературе и общественной жизни России за время почти десятилетнего отсутствия Достоевского произошло многое. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. В обществе шли жаркие споры о том, какими путями должна развиваться страна. В революционно настроенных кругах – тон в них задавали Чернышевский и Добролюбов – считалось возможным и необходимым насильственно изменить общественный строй. В одной из листовок Русь звали «к топору». Сторонники решительных действий не сомневались, что «новые люди», вооруженные «передовыми теориями», - подобные героям знаменитого романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» - обязаны вести массы к светлому будущему, распоряжаться чужими жизнями. А передовые теории рождает наука, способная вычислить и рассчитать все желания и поступки человека, а в итоге – максимально полезную и выгодную систему организации общества.
   
   Ф.М. Достоевский увидел весь «мрак и ужас», который эти идеи принесут России и всему миру, раньше и явственнее остальных. В повести «Записки из подполья» (1864 г.) он показал, что человек, отвернувшийся от Бога, «освободившийся» от веры и любви, ведомый лишь собственным эгоизмом, никогда не станет поступать по расчисленной наукой «табличке». Свобода собственного хотения будет ему дороже всего, и ради ее удовлетворения он разрушит и весь мир, и себя самого. «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Эта повесть, а ранее «Записки из Мертвого дома» (1860-1862 гг.) и роман «Униженные и оскорбленные» (1861 г.) возвращают Достоевскому внимание и интерес читающей России.
   
   В 1864 году умерла жена Достоевский и его самый верный друг – брат Михаил. Достоевский принимает на себя и его долги, и заботу о его семье. Он признается, что теперь он, уже тяжело больной, был вынужден работать ещё тяжелее, чем на каторге. В который раз он столкнулся с тем, как страшна нехватка денег. В этих условиях Достоевский начал работу над произведением, в основе которого – «психологический отчёт одного преступления». Это преступление совершено «молодым человеком… поддавшимся некоторым странным… идеям, которые носятся в воздухе» (так описывал автор свой замысел), и в соответствии с которыми этот молодой человек считает, что люди делятся на «необыкновенных», прокладывающих новые пути человечеству, и обычных, призванных служить «материалом», из которого раз или два в столетие и рождаются «необыкновенные». На «необыкновенных» нормы морали и законы не распространяются, значит, они могут даровать себе право на преступление, разрешить себе, «по совести», пролитие чужой крови, «перешагнуть» через неё, если это нужно для проведения в жизнь их идеи. Раскольников даже написал об этом статью и послал её в журнал.
   
   И вот Раскольников решает проверить, к какой группе относится он сам. Кто он: «материал», «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Неподалёку от него живёт ростовщица-процентщи­ца,­ которая нещадно обирает своих клиентов. Родион Раскольников считает её существование бессмысленным. Он решает убить старуху, забрать все её деньги и с их помощью совершить множество добрых дел: избавить сестру от нелюбимого жениха, помочь семье Мармеладовых и другим несчастным, самому окончить университет и заняться наукой. Он считает, что этими добрыми делами «загладится преступление».
   
   Есть и другой способ помочь себе и ближним. Его друг Разумихин зарабатывает себе на учёбу частными уроками и переводами. Но все обычные пути добывания денег кажутся Раскольникову пошлыми и недостойными. Он хочет взять сразу «весь капитал» и облагодетельствовать­ окружающих. Достоевский постепенно даёт понять читателю то, чего не понимает ещё Раскольников: нельзя любить людей выборочно; авторами всех больших и малых теорий «облагодетельствован­ия»­ и спасения человечества обычно движет не подлинная любовь к людям, а жажда самоутверждения. Холодно обдумав все, Раскольников решает, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.
   
   Но все изменяется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного — склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, но настойчивое развенчивание раскольниковской идеи. Это происходит через страдания несчастного.
   
   Почти отказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговор студента и офицера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собственных мыслей с мыслями студента, и особенное впечатление оставляют слова о количестве страдающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщи­цу.­ И тогда Раскольников берется за топор и убивает процентщицу. Наказание за это следует немедленно. Появляется случайный свидетель – безответная, никому не причинившая зла, работящая сестра хозяйки Лизавета. Обезумевший от страха Родион убивает и её. Таким образом, он, подняв свое оружие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастной же. Лизавета — как раз та обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо, за счастье которой он борется.
   
   Раскольников скрывается с места преступления, захватив лишь кошелёк, сорванный с шеи убитой процентщицы, и несколько золотых украшений. Всё украденное он прячет под камнем в одном из дворов.
   
   Не помня себя, Раскольников возвращается домой, а не идет в полицию, и тем обрекает себя на дополнительные страдания. На несколько дней он впадает в беспамятство, а затем обнаруживает, что пролитая кровь отгородила его от близких, от всех людей вообще. Начинается новый этап в его жизни - этап отчуждения от людей.
   
   Никто пока не догадывается, что именно Родион Раскольников – убийца. Но сам Раскольников вдруг осознаёт, что уже не может жить по-прежнему: чему-то радоваться, кого-то любить, даже просто быть среди людей. «Ему вдруг стало совершенно ясно и понятно, что… уже ни об чём больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить». Кровь его жертв «кричит» в нём.
   
   Переступив моральные законы, Раскольников остро ощущает невозможность оставаться с людьми; он как бы выключается из жизни человеческого общества. Эта способность души Раскольникова импонирует автору, поскольку она требует от героя особенных моральных качеств.
   
   Тяжелое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляется еще и тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории. Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, но то, что герой только чувствует, нам открыто говорит писатель.
   
   «Все герои «Преступления и наказания» характеризуются словесно, но языковый портрет Раскольникова – самый выразительный. Достоевский показал раздвоение главного героя романа использовав для этого целый ряд стилистических приёмов: неблагообразие слога Раскольникова, дисгармонию его синтаксиса, раздражающую прерывистость речи, но прежде всего и главным образом контраст между внешней и внутренней формой речи героя, - пишет С.В. Белов. Ф.М. Достоевский показывает и доброту Раскольникова. Когда у него были деньги, и он ещё учился в университете, то взял на себя заботу о своём бедном товарище и его престарелом отце. А теперь он сам терпит нужду, но отдаёт деньги на похороны отца Сони. Он выносит из горящего дома людей.
   
   В нем постоянно идёт мучительная борьба двух противоположных начал. Одно из них – цинизм, другое - доброта, отзывчивость, сострадание. Из-за противостояния этих двух начал Раскольников то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре. Пришёл к следователю, чтобы сделать признание, но так и не признался.
   
   В каждом человеке Раскольников теперь видит обличителя. Внутренний мир героя раскололся, и это причиняет ему невыносимые страдания. Те гордость и настойчивость, которые были лучшими чертами его характера, обратились против него. К Раскольникову в Петербург приехали мать и сестра, он их очень любит, но теперь не может выносить их присутствия, не может смотреть в глаза матери.
   
   Процесс развенчивания теории Раскольникова ускоряется необходимостью общения со следователем Порфирием Петровичем, который ведёт дело об убийстве процентщицы. Следователь находит давнюю статью Раскольникова о необыкновенных и обыкновенных людях. В разговоре с Раскольниковым он показывает весь комизм и вместе с тем все ужасные последствия его теории: «Чем же отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть? Я в том смысле, что тут надо бы поболее точности… нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?.. Потому, согласитесь, если произойдёт путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнет «устранять все препятствия»…». Раскольникову впервые пришлось защищать свою идею. Задача эта осложнена тем, что его уверенность в собственной правоте уже заметно пошатнулась. Следователь умно и иронично высмеивает, в то же время сочувствует и понимает его. Он убеждает Раскольникова, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других, «...дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят». Иначе говоря, достижение целей справедливости должно основываться лишь на высоком, светлом, добром, человечном. Хорошо зная природу человека, Порфирий Петрович догадывается, что автор такой идеи не может не причислить и самого себя к разряду «необыкновенных» и что именно Раскольников и есть убийца, разрешивший себе «кровь по совести». Но следователь не торопится арестовывать Раскольникова, а советует ему признаться в преступлении и получить благодаря этому более мягкий приговор. Порфирий Петрович считает, что главным источником искупления является страдание.
   
   Воплощением идей следователя в романе стала Соня, дочь Мармеладова, которая пережила все то, о чем он говорил. Пройдя через отчуждение и одиночество, Родион начинает чувствовать необходимость в общении с теми, кто пережил нечто подобное. Единственный человек, с кем он ещё в состоянии общаться, - Соня. Она задела сердце Раскольникова, как только он услышал о ней. Родион считает, что Соня поймет его, ведь и она тоже «убила» - себя, свою душу. Ведь то, чем она вынуждена заниматься, считается грехом. Для верующего человека это означает, что она погубила свою душу, обрекла её на вечные страдания при жизни и после смерти.
   
   Родион задаёт Соне вопрос: что лучше – подлецу «жить и делать мерзости» или умирать честному человеку? «Да ведь я Божьего промысла знать не могу, - отвечает она. – И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Соня твёрда в своих убеждениях. Она утверждает, что нужно пожертвовать собой для блага ближних. Но нельзя убивать кого бы то ни было, пусть и для той же великой цели.
   
   По просьбе Родиона Сонечка читает ему главу из Евангелия о воскрешении Лазаря, пролежавшего мёртвым четыре дня. После преступления, которое совершил Раскольников, тоже прошло четыре дня. Тон авторского повествования становится суровым и торжественным: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной Книги».
   
   Через некоторое время Раскольников признаётся Соне, что он – убийца. Не отказываясь разделить с ним его судьбу, Соня твёрдо говорит, что единственное спасение для него – признание своей вины и публичное покаяние. На похороны Мармеладова Родион отдал последние из присланных ему матерью денег. Услышав признание Раскольникова, Соня приходит в ужас при мысли, что отданные деньги были из «тех». А ведь Раскольников мечтал именно «теми» деньгами «благодетельствовать­»!­
   
   Раскольников видит в Соне святую и целует ей ногу, говоря, что кланяется всему страданию человеческому. Раскольников чувствует благодарность и глубокое уважение к Соне и со временем начинает смотреть на мир ее глазами.
   
   Вняв просьбам Сони, Раскольников является с повинной, его осудили и отправили на каторгу. Даже каторжане его не любили и избегали». «Ты барин! – говорили ему. – Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело… Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо». Раскольников долго не испытывает раскаяния. Ему кажется, что действительно «необыкновенные» люди «вынесли» свои преступления «и потому они правы», а он не вынес и, стало быть, «не имел права разрешать себе этот шаг».
   
   Однажды Раскольникову снится сон о моровой язве, поразившей человечество. Некие «существа микроскопические» вселились в тела людей. «Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали заражённые. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований… всякий думал, что в нем в одном и заключается истина… не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе… Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась всё дальше и дальше». Раскольников осознаёт, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей». Но окончательно Раскольников освобождается от пут пленившей его идеи только тогда, когда впервые по-настоящему полюбил другого человека – Соню. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам… Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь». В последних строках эпилога Достоевский подчёркивает, что новая жизнь Раскольникову даром не достанется, надо будет «заплатить за нее великим будущим подвигом…».
   
   В произведении показан Петербург и его влияние на людей, живущих в нём. Жизнь в Петербурге превратила Раскольникова из доброго, честного, любящего сына, друга и брата в молоха, разрушителя.
   
   Петербург был городом Достоевского, и Достоевский был писателем, во многом рождённым Петербургом. Этот город – символ соединения и противоборства России и Европы, русской и европейской идеи. Осмысление роли Петербурга в русской истории впервые возникает в «Петербургской летописи» (1847 год). Достоевский пишет: «Здесь что ни шаг, то видится, слышится и чувствуется современный момент и идея настоящего момента. Пожалуй: в некотором отношении здесь всё хаос, всё смесь; многое может быть пищею карикатуры; но зато всё жизнь всё движение. Петербург и глава и сердце России… И до сих пор Петербург в пыли и в мусоре». В молодые годы Достоевский впервые остро почувствовал «тайну» и «фантастичность» Петербурга: «Признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то всё боялся его». В «Дневнике писателя» в 1873 году он пишет: «Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете!» В записной тетради 1881 года Достоевский признаётся, что он не любит Петербург. «Народ. Там всё. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от народа в чухонском болоте.
   Люблю тебя, Петра творенье.
   Виноват, не люблю его».
   
   Многие преступники оправдывают свои преступления обстоятельства жизни, среду обитания. Но Ф.М. Достоевский считал, что ничто не может оправдать убийства, именно поэтому его произведение имеет неожиданно светлый конец: человек, принявший за основу своего существования теорию, разрешающую уничтожение других людей, пережив сильное потрясение, пришел к убеждению, что никакая великая идея не может оправдать убийства; во главу жизни должна быть поставлена любовь; только любовь к людям принесёт счастье. В этом и заключается правота, которую сам Ф.М. Достоевский осознал на каторге, и на которой настаивал своей последующей жизнью и всем своим творчеством. «Не убий… Возлюби ближнего твоего, как самого себя». А ведь это – вечные истины. Это - христианские заповеди. В одном из писем к Н.Д. Фонвизиной, жене декабриста, которая навестила его в Тобольске и подарила Евангелие, Ф.М. Достоевский написал, что сам он – «дитя века, дитя неверия и сомнения». «Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных… если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной», - это Достоевский утверждал в 1854 году.
   
   «Не убий… Не укради… Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И в двадцатом веке, когда не принято было читать Евангелие, писатель Валентин Распутин всё равно провозгласил: «Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может». Так надо жить и только так! В этом и заключается правота, о которой мы должны всегда помнить, и которой крепко держаться!

Дата публикации:14.10.2005 01:36