Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Второй Международный литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 4

Автор: Мария КирилловаНоминация: Литературно-критические статьи

Рецензия к фильму Малышка на миллион /Million Dollar Baby/

      В полной мере насладиться шедевром Клинта Иствуда, одного из величайших режиссеров, зритель может, посмотрев фильм «Малышка на миллион» в оригинальном формате и звуке в кинотеатре "Америка - Синема", где все фильмы идут на английском языке.
   
   Фаворитом в гонке за «Оскара» до последнего времени считали картину Мартина Скорсезе, олицетворяющей модное сегодня направление «фильм-биография». Фильм, находящийся на пике своего полета - «Авиатор». История голливудского идола Ховарда Хьюза получилась в картине весьма впечатляющей, - все невостребованности его души, ранимость и гениальность, всевозможные фобии не мешают просмотру, а делают его познавательным и приятным. Извечное стремление человека летать осуществлено не только в личных целях, но еще и для того, чтобы «поднять» Америку в небо на самолетах своей авиакомпании.
   
    Гениальность любого мастера граничит с безумием, столь же гениальным и отточенным в своем проявлении. Мартин Скорсезе был одержим идеей снять фильм о человеке-легенде, о столь уникальной личности – миллионере, кинопродюсере и конструкторе самолетов Ховарде Хьюзе. Жизнь идет своим чередом, а самолеты, легко отрываясь от земли, покоряют американское небо…
   
   А другие режиссеры отхватывают победоносный «Оскар». Когда лучшим режиссером года назвали Клинта Иствуда, камеры увели в сторону от Мартина Скорсезе: зрителям незачем было видеть, как снявший очки маэстро готов был раздавить их в своих руках.
   
   «Малышка на миллион долларов» - ОСКАРоносный фильм 2005 года, психологическая драма о девушке, которая упорно шла к своей цели весьма оригинальным способом, - надев боксерские перчатки. «Малышка» - типичная мелодрама, в которую внесены некоторые новации. Теперь это не просто красивая лиричная история, показывающая частную жизнь героини, но и открывающая этой историей оконце в современный мир. Где много грязи, крови, убогих домишек, нищеты и личной трагедии героини. Не от хорошей жизни Мэгги Фитцжералд решила стать звездой женского бокса. И это тогда, когда пройден тридцатилетний рубеж, в самый расцвет женской красоты.
   
   Хилари Суэнк, которая исполнила роль главной героини и названная лучшей актрисой года, призналась зрителям: «Просто не знаю, что такого я сделала в жизни, чтобы это заслужить. Я просто девочка из дома на колесах, у которой была большая мечта».
   
   Фрэнки Данн, которого играет сам Клинт Иствуд, - стареющий тренер, много повидавший в жизни, успевший побыть судьей и носящий в своей душе вину за неудачное судейство. Тогда, много лет назад в своем последнем бою, нынешний держатель точки Скрап (Морган Фриман), теряет глаз. Та история сделала Фрэнки осторожным. Он не выставляет своих бойцов в бои за чемпионский титул. Но когда появляется Мэгги, все изменилось. Поначалу Данн не придает особого значения упорству девушки, но Скрап вовремя «суется» со своими советами, и так изматывает Фрэнки, что со временем он много сил и души вкладывает для подготовки своей подопечной к чемпионату. И когда тренер соглашается на бой за титул, случается страшное. Все темные и светлые стороны мятущейся души тренера-католика в ответе за содеянное. Пропущенные мессы, прошлое судейство и чувство вины берут верх над уверенностью и эмоциональной закрытостью этого угрюмого человека. Собственная беспутная дочь Данна – безнадежная наркоманка, с которой у него окончательно испорчены отношения. Оглядываясь на свой прежний отцовский опыт, судьба как бы второй раз дает ему шанс. И судить эвтаназию, по-видимому, зрителям не придется. Стареющий тренер сам выступает здесь в роли судьи. Принять такое решение Фрэнки тяжело, т.к. к Мэгги он относится как к дочери.
   
    Самое личное о ее до –и после - ринговой жизни зритель узнает из ее же реплик: "Все проблемы она любила решать в первом раунде", "Все проблемы в моей семье – от лишнего веса", "Это второй человек, заговоривший со мной о любви. До него был покойный папа".
   
   И возвращаясь к вопросу о «женском боксе» могу лишь предположить, что в свои тридцать с небольшим женщина выбирает мордобой на глазах жаждущей «хлеба и зрелищ» толпы из сугубо личной трагедии. От той дисгармонии тела и души, которая пожирает ее изнутри именно невостребованностью,­ возводящей ее в титул «отбросов общества». Мэгги выбирает эвтаназию как единственно возможный исход этой истории. Моральное судейство не сопоставляется ни в коем разе с судейством гражданским и каким-то там еще. По законам внутреннего кодекса чести свою жизнь Мэгги отдает в руки самого дорогого ей человека – ее тренера, друга и отчасти отца.
   
   Оригинальная и стильная манера режиссуры Клинта Иствуда чувствуется во всех его фильмах. И в своей 25-ой по счету режиссерской работе Иствуд не способен разочаровать своих зрителей.
   
   Крупные планы боев и других важных событий сменяют друга друга тот-час же, как только найдена эмоциональная струнка, способная должным образом воздействовать на зрителя. Все происходит четко и кратко, под завуалированный поэтично-музыкальный­ фон и слегка назидательный тон закадрового голоса Скрапа. Музыка, обволакивающая зрителя на протяжении всего фильма, подобрана мастерски. Она то подтачивает спокойный ритм жизни, обнажая меланхолию героев, то вводит в почти транс от припудренных древней пылью декораций. И тогда ощущаешь запахи того времени, - в игре полутонов света и тени открываются светлые и темные стороны душ персонажей, как добро и зло в своей нескончаемой игре воображения…
   
   Иствуд достаточно авторитетен в мире кино. Он является бессменным членом Национального совета искусств. Его профессионализм вне сомнения. Мы по-прежнему видим его весьма неотразимым мужчиной, который может позволить себе быть откровенным, но четко разграничивающим частную жизнь от экранной. То, что в свои молодые годы Иствуд много времени отдал спорту и подумывал о профессиональной карьере, вполне оправдывает его желание везде и всегда быть первым, упорно идти к своей цели взяв на вооружение упорство, решительность и трудолюбие. Непоколебимо уверенный в своей правоте и способный ее доказать, снимать свое кино Иствуд Клинт начал в сорок лет. Но режиссер в нем жил с самого начала его актерской карьеры. Он снимает быстро и не видит особого смысла в многомиллионных бюджетах. Об одном своем герое Иствуд говорит так: «Он делает все, что политнекорректно. И мне это нравится». Такие слова он позволяет в отношении своего 69-летнего Иствуда-актера: без романтических блесток и молодящего грима. В своем весьма почтенном возрасте режиссер и актер задается резонным вопросом о том, каким останется в памяти своих поклонников: «Большинство людей помнят меня как того парня из фильмов экшн, с которым все о`key. И они, в общем-то, правы. Но есть группа людей, которые запомнят меня по другим фильмам. Тем, где у меня был небольшой шанс проявить себя. По крайней мере, мне бы хотелось так думать».
   
    В партнерстве со сценаристом Полом Хагисом, Клинт Иствуд создал фильм высокопрофессиональн­ый,­ с достойной игрой актеров, правдивый и трогательный. Энн Томпсон из газеты «Голливудский репортер» говорит, что даже взрослые мужчины плачут при просмотре «Малышки». «Авиатор» - шикарный фильм, но он холоднее», - резюмирует Томпсон.
   
   Вот награды, которые получил этот фильм - четыре номинации из семи возможных:
   
   Оскар-2005
   
   лучший фильм
   лучший режиссер - Клинт Иствуд
   лучшая женская роль - Хилари Суэнк
   лучшая мужская роль второго плана - Морган Фриман
   лучший монтаж - Джоэл Кокс (номинация)
   лучшая мужская роль - Клинт Иствуд (номинация)
   лучший адаптированный сценарий - Пол Хэггис (номинация)
   Золотой глобус-2005
   
   лучший режиссер - Клинт Иствуд
   лучшая женская роль - Хилари Суэнк
   лучшая драма (номинация)
   лучшая музыка - Клинт Иствуд (номинация)
   лучшая мужская роль второго плана - Морган Фриман (номинация)

Дата публикации:27.06.2005 01:52