Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Эдуард КарашНоминация: Литературно-критические статьи

ВПЕРЁД НАЗАД! Обращение к рецензентам Портала. (вне конкурса)

      Этот бодрый спасительный и человеколюбивый призыв, если мне не изменяет память, был провозглашён гашековским бравым солдатом Швейком, решившим, что ему нет никакого смысла лезть «вперёд вперёд» - наверняка, под неприятельские пули.
   Этот же лозунг пришёл и мне в голову, когда я уяснил для себя, чтО же я хочу сказать некоторым (читай – многим) своим уважаемым коллегам, когда они выступают в роли рецензентов.
   Для начала предлагаю движение назад начать с того, что обернувшись, заглянуть в любую из известных нам аж с прошлого века энциклопедий или любой толковый словарь на букву «Р». В каждом из них в меньшем или большем объёме можно найти единое по сути определение понятия «РЕЦЕНЗИЯ». Вот, например, формулировка из БСЭ.
   РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — рассмотрение), отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического­ и т. д.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики литературной и газетно-журнальной публицистики. В Р. на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. Р., охватывающая ряд произведений, объединенных по какому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор.
   И ещё один небольшой экскурс в классику художественной литературы – напоминание об одной из бессмертных героинь И.Ильфа и Е.Петрова, чьё имя давно стало нарицательным – Людоедке-Эллочке. Цитирую:
   «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо"* составляет 300 слов.
   
    Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
    Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
    1. Хамите.
    2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
    3. Знаменито.
    4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: "мрачный Петя пришел", "мрачная погода", "мрачный случай", "мрачный кот" и т. д.)
    5. Мрак.
    6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: "жуткая встреча".)
    7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
    8. Не учите меня жить.
    9. Как ребенка. ("Я его бью, как ребенка" -- при игре в карты. "Я его срезала, как ребенка" -- как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
    10. Кр-р-расота!
    11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)
    12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)
    13. Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.)
    14. У вас вся спина белая (шутка).
    15. Подумаешь!
    16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)
    17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость,
   презрение и удовлетворенность.)
    Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова
   служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками
   универсальных магазинов».
    Даже при самом поверхностном, но трезвом рассмотрении ясно, что требования к Рецензии несопоставимы с возможностями скудного словаря Эллочки Щукиной.
    Однако, вот ПАРАДОКС – сопоставимы, ещё как сопоставимы! Оказывается, можно выдавать «рецензии», заимствуя у Эллочки лишь небольшую часть её, как видите, ну, о-о-о-о-чень короткого и своеобразного лексикона.
    Моё знакомство с большинством публикуемых на Портале рецензий, позволяет даже выделить конкретно те слова и выражения (с их ближайшими синонимами) Людоедки-Эллочки, которыми начинаются и на этом же заканчиваются многие из т.наз. рецензий. Вот их номера в списке : 3, 5, 6, 10, 15, 16, 17.
    И ВСЁ!
    Добавлю из собственного опыта, что ещё несколько выражений Эллочки довольно широко (в узком смысле этого слова) применяются в сугубо спорных и скандальных ситуациях – это : 1, 2, 4, 8, 14.
    Справедливости ради, отмечу и достижения наших рецензентов в «вопросах языкознания». Их (достижений) – целых два! Первое – использование в качестве рецензии... ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ, второе – более членораздельное, по принципу ПОНРАВИЛОСЬ – НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. Тут невольно возникает уместный вопрос: « А кто ты есть таков, Василий свет Петров, что автор должен ориентироваться на твой неизвестный и ничем не подтверждённый вкус? А??»
    Как говаривал один знакомый мудрец, «Из каждой ситуации можно найти два выхода, пока вас не съедят – тогда останется один».
    Я пока что вижу эти два выхода в следующем – либо авторы начнут писать рецензии в духе рекомендаций БСЭ, либо администрации Портала нужно заменить слово «Рецензия» в соответствующих рамочках на что-то вроде «Ну, и как тебе, Парниша?», и пусть себе прыгает от радости или отплёвывается, не дискредитируя литературной терминологии.
   
   Цель настоящих заметок будет достигнута, если прочитавший их задумается над тем, что он сам выдал в последние дни вместо рецензий, а литературная молодёжь, к тому же – кто приобщится, а кто углубится в творчество И.Ильфа и Е.Петрова (Катаева), ибо человек, не знакомый с их творчеством, никогда не станет поистине культурным человеком.
   С уважением, Э.К.

Дата публикации:09.03.2010 20:10