Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Моисей БельферманНоминация: Очерки, эссе

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ: ЛИТЕРАТУРА, ТВОРЧЕСТВО... - 2

      ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ: ЛИТЕРАТУРА, ТВОРЧЕСТВО… - 2
   
    Идеология, ее составляющая - пропаганда - играют важную, подчас руководящую роль. Не только в тоталитарных образованиях и странах с деспотическим управлением. Даже в демократических обществах. О национализмах помолчим! Прожорливая, ненасытная идеология активных борцов и аудиторию использует для пропаганды. Людей отупляет. Массы идиотизирует. Национальные правительства осуществляют выработанные идеологами - абсурдные, высоко оцененные политики. Разыгрывают их, как по нотам. Дорого обходится содержание "клик". Даже при видимости “демократического устройства". Люди, общества привыкают к самовластию клик. Не приучены к свободе. Воспринимают государственные учреждения - за фетишь. Не принимают другого существования! При всех диктаторских режимах структура отношений строится по типу административно-кома­ндному.­ Для масс выработано дозволенное поведение: только как форма беспрекословного подчинения бюрократическим ставленникам. Народ-раб должен пройти подготовительный этап раскрепощения. Затем ученичества, взросления... К свободе ведет очень долгий, мучительный путь: сомнений, терзаний, находок... Свобода проходит на определенные стадии. Лепит личности, группы, партии, общества... Мучительно проходит процесс избавления от категорического мышления. Злонамеренных поступков. Зловредной деятельности. Мстительных побуждений. Вражды, суеверий, корыстной лжи…
    Литература подобна журналистике. Часто аналитически оценивает состояние семьи, общества. Отражает многолосье общественного мнения. Обнаруживает изначальные тенденции развития. Направленность в будущее. Отражает настроения, веяния. Противоборство зарождающегося нового - с утвердившимся. Пустившим глубокие корни. Занявшим прочные позиции. Прогрессивному, деятельному, энергичному, устремленному в будущее - часто противостоит новое. Борьба происходит изначального слабого, часто с сумасбродно-разрушит­ельным,­ консервативным. Подчас медлительным, флегматичным. Не готовым к переменам и реформам. Новое, прогрессивное противостоит жуткому конгломерату: идеологической власти. Привыкла к силовым приемам реакционного отражения. "Пристроечная литература" отражает социальный заказ власти. Это первопричина ее примитивного свойства. Художественной некачественности, безвкусия, ущербности, бездуховности… Физического бессилия, импотенции…. Литература социалистического реализма (примитивизма), идеологически нашпигована. Полностью подчинена политической власти. Долго загнивала, издохла. Прежде ее «теоретиков» и благодетелей.
    Тоталитарные власти покушаются на святую святых любого творчества. На свободу самовыражения. Проституирующие писатели превращенные в слуг системы. Вели довольно обеспеченную жизнь. Пользовались всеми возможными материальными благами. Их издавали массовыми тиражами. Но кто сейчас помнит их имена? Кто читает их книги? "Культура" семидесятилетия провалилась в пропасть. Исчезла навечно, словно ничего не было. Россия все еще крутит по телеку "образцы" исчезнувшей бездуховной системы коммунистического варварства. "Учителя" и "вожди", пуще монголо-татар - ввергли в уродливо развившуюся, "опухолевую цивилизацию".
   Обширно-пространстве­нное­ государство (страны, народы) ввергло в состояние долговременной прострации. Сколько еще времени, десятилетий, а то столетий продолжится деградация? Прежде чем начнется очистительное, действительное поступательное развитие? Движение в сторону оздоровления, обновления, прогресса на тех обширных просторах?
    Свободомыслящий, честный писатель в тоталитарных государствах, обществах заведомо занят самоцензурой. Более строгой, чем цензура. Иначе не пробьется к читателям. Он чаще вынужден молчать. Предается мыслительскому одиночеству. В "стол" пишут рисковые творцы. В надежде на будущее признание. Молчащие писатели намеренно себя обрекают на мучительные наказания. Затворничество в сущности - равноценно самоубийству. Нетерпеливые, тщеславные, рисковые оказываются репрессированными. "Счастливцам" удавалось скрываться в изгнании. Часто они оказывались в материальной нужде. Оторваны от читающей публики. Для нее продолжают творить. Все жертвенные поступки равноценны сотрясению воздуха. Писательство является проявлением подвижничества. Это жертвенность самоотдачи. Писатель экспериментирует со словом, стилистикой. Стремится к сокровенному желанию: получить удовольствие в процессе работы. Поиск идеального, потребность самоутверждения. Радуется процессу творческого дерзания, возможным случайным находкам, успехам. Не всегда уверен в возможности опубликовать свое произведение даже после смерти.
    Писатель постоянно пользуется особым инструментарием (вовсе не подсобным средством): словом, словами! Еще знаками препинания. Всем этим комплексом выражает математические, физические закономерности. Философские понятия. Поэтические ощущения. Определяет явления. Смысловые категории. Логические связи. Духовные характеристики. В сочетании слов выражает скользящую амплитуду тональности. Порхающую легкость наброска. Устремленную ввысь, к звезде чисто звучащую ноту. Естественную, живую мелодичность голоса солиста. Легкое на ветру дрожание осинового листка. Различимый ухом посвист в соловьином пении. Радостное, иногда всплакивающее, взывающее к жалости журчание ручья. Барабанный бой, артиллерийский грохот камнепада. Скрежет тормозов, фонтанирующий ручеек крови из открытой раны. Беззаботное детство. Беспредметное сновидение. Утраченные годы, но приобретенный жизненный опыт. Интуитивное умение предопределять чужие поступки, назревающие события. Непредсказуемо чередование веселья с легкой грустью. В момент удачи осознание морального удовлетворения, душевного покоя, счастья.
    В архитектурные построения словесной ажурности входят описания, сравнения, состояния, желания, намерения, мысли, фантазии. В каждом конкретном слове заключена: собственная емкость, энергия, воля, тембр звучания. Подчас двоичное понимание. Из сочетания слов, составляющих фразы, языка, самого доступного, популярного и лучшего средства общения: извлекают магические свойства неземного и мистического уровня. Никто лучше писателей, поэтов не умеют пользоваться словами. Иногда создают афористические фразы. Изящные, наполненные философским смыслом, лучшие изделия словесного совершенства. Словесность через чувственные центры проникает в читательское сознание: производит огромное влияние. Вклиняется в мировоззрение, а то становится даже его основой. Чаще всего проявляется в ищущем, нетерпеливом юношеском возрасте. Словесный соус, гарнир или десерт определяют структуру нравственных ценностей, волевой настрой, наполнение характера, жизненный путь.
    Писателям, наравне с отдельными творческими личностями, учителями, наставниками, служителями искусства, техники, выдающимися политиками: дано право выходить за национальные рамки. По праву мировых достижений входить в круг общения людей других национальностей. Даже до сего времени изолированных цивилизаций. Отдельным из них позволено забросить далеко удочку. Дано перекинуть мост между настоящим и будущим. В неискаженном виде дойти до потомков. Повлиять даже на их мировоззрение.
    Язык возникает из национально-народног­о,­ вневременного фактора. Подвержен постоянным разносторонним влияниям. Насыщается сленгом. Язык оказывается часто разделительной чертой, противостоящей узнаванию и общению народов. При овладении им в совершенстве творческой личностью язык начинает играть молодым вином. Ярче других средств способствует общению народов, их сближению. Его конечной заботой, смыслом, целью является установление между народами прочного мира на длительные времена.
    Общению культур, взаимопониманию между народами способствуют качественные, художественные переводы лучших произведений близких и далеких соседей. Переводы помогают преодолевать рамки языкового и культурного своеобразия, географическую отдаленность. Резко стирают остроту былой вражды. Отстраняют из обихода и массового сознания суеверия, заблуждения, ошибки. Начинают культурный и торговый обмен, конструктивный диалог. Сближение схожестей. Стыкование единства. Выработка компромиссных точек зрения и политик. Медленно, постепенно гасят былую вековую вражду. Сближение на государственном уровне обгоняет более консервативные общественные шаблоны. Уходят в небытие чувства национальной исключительности. Шовинизм. Неумело отбивается расизм. В многонациональное мировое сознание входят «научные точки зрения» об историческом возникновении наций. Гуманном, едином процессе народообразования. Идентичности людских структур. Разнятся только условия обитания. Неравномерно экономическое, культурное развитие. Отличны политические системы.
    Истинно художественное произведение: редкая находка, шедевр! Мы видим в завершенном виде творение гения. Проходит стадии, этапы. Результат каторжного труда. Совокупность поисков, интеллигентности, интеллекта. В нем заключены множественные знания, открытия. Моральность. Духовные ценности... В ярком, глубоком, аккуратном, точном срезе жизни литературные персонажи в избранный момент действия зеркально отражают нравы. Культурный уровень. Истинное отношение к материальным ценностям, духовным заботам. Время, эпоху. Источник сияния, сгусток преображающей энергии. Литературный процесс предполагает полную самоотдачу. Отстраненность от материальных выгод, наличия правительства, государственной власти. Талант мастера слова, его профессионализм позволят сотворить нечто необычное: ему суждено сохраниться во времени. Пройти по пространству. Влюбить в себя массу благодарных почитателей.
    Творческий вымысел соразмерим с правдой жизни. Честный взгляд предполагает наличие аналитического мышления. Умение соразмерять чувственность. Психологическую выверенность поступков с математической точностью апробированной жизнью формулы. Необходимо изучить, затем представить индивидуальность во всей полноте характеристик, черт. Использовать разные описательные приемы, методы для достоверности. Нужно вовсе не фотографическое сходство, не астрологическая характеристика, а узнаваемость по типологическим критериям. По возможности представить массу радостей и огорчений, извилистость жизненного пути. Разные моменты ученичества, становления, восхождения, испытаний. Тупиковые ситуации. Встречи, знакомства и диалоги. Исследования характера, тайников Души. Проверка чувственная, моральная, волевая, стойкости. Испытание соблазнами, семейными драмами. Радостями обретений. Огорчениями потерь. Болью утрат. Временем. Болезнями. Страданиями. Трагедиями. Смертями.

Дата публикации:26.12.2004 16:37