Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Илья Славицкий (Oldboy)Номинация: Литературно-критические статьи

<b>Ах, Антуанетта! (По поводу одного стихотворения)</b>

      Оригинал см здесь:
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=139318&pid=45
   
   Genchikmakher Marina
   
   Антуанетта
   
   По вощеным дощечкам паркета
   Блики света и дробь каблуков.
   Как танцуется, Антуанетта,
   На изломе кровавых веков?
   
   Кринолины роскошны сверх меры.
   Элегантно-остры каблучки.
   У лощеных твоих кавалеров
   Маслянисто-покорны зрачки.
   
   Неужели в их жестах картинных
   Ты не чувствуешь кровью живой:
   Символ равенства- нож гильотины
   Занесен над твоей головой!
   
   Завтра смерть. А над смертью не властен
   Ни король, ни святой, ни Христос.
   Так танцуй же! Выдумывай страсти!
   Пей взахлеб и целуйся взасос!
   
   Что там нынче орут голодранцы?
   И свобода, и счастье- слова.
   Голова закружилась от танца.
   Неотрубленная голова!
   
   ====================­===========­
   
   "Ах! Несколько строф – а целая повесть. В колесах Истории не важно, Королева ты, или прачка. А счастье так мимолетно для всех. Очень цельное стихо."
   
   Так написалось при первом прочтении стихотворения. Прошли пара месяцев, но впечатление не стало хуже. Стихотворение читается на одном дыхании. И рождает все новые и новые ассоциации.
   
   Однако, и новые, даже для меня неожиданные, вопросы и сомнения.
   
   Первые, более-менее простые.
   
   Мне кажется, "дощечки" заметно снижают изначальную приподнятость сцены. Стал думать. Пришло в голову что-то вроде:
   
   По вощеным УЗОРАМ паркета
   Блики света и дробь каблуЧков.
   
   По-моему лучше, легче и возвышенней. Однако, не пойдет! Упоминание каблуков в двух катренах подряд – явный перебор и выглядит просто как попытка вписаться в рифму.
   
   А была ли в последней четверти 18 века «дробь каблучков» вообще. Сомневаюсь я что-то. Основными танцами на дворцовых балах были менуэт, гавот, уже появился вальс. Дробью тут не очень пахнет, кажется. А может ну ее совсем. Дробь эту.
   
   Уходящий 18 век. Последняя истинно королевская династия Франции. Вершина и падение РОКОКО. Вот в чем изюминка! И это именно то, что идет дальше. Излом истории. Излом понятий о красоте, добре и зле. Не дай бог жить в такую эпоху!
   
   По вощеным узорам паркета
   Менуэтом скользит рококо.
   Как танцуется, Антуанетта,
   На изломе кровавых веков?
   
   Теперь и каблучки вроде к месту. Однако, могли ли они быть ОСТРЫ? Вряд-ли. Да, в это время дамская обувь имела довольно высокий каблук, но он не был, и не мог быть острым, поскольку должен был обеспечивать устойчивость владелице тяжелого платья.
   
   И другая незадача – ЗРАЧКИ маслянисто-покорные как-то не вписываются. Глаза – да, взгляды, взоры – да. Но зрачки. Нельзя так сказать, по-моему. Нельзя в угоду образности терять смысл и связь с реальностью.
   
   И очень мне не нравится «чувствуешь кровью живой». Как это практически может быть?
   
   И вот, что получилось:
   
   По вощеным узорам паркета
   Менуэтом скользит рококо.
   Как танцуется, Антуанетта,
   На изломе кровавых веков?
   
   Кринолины, парча и корсеты,
   Кавалеров надежды и страх,
   Как изысканно полуодеты
   Отраженья твои в зеркалах.
   
   Это завтра другие картины
   Отразятся в них цепью живой:
   Символ равенства- нож гильотины
   Занесен над твоей головой!
   
   Завтра смерть. И над нею не властен
   Ни король, ни святой, ни Христос.
   Так танцуй же! Выдумывай страсти!
   Пей взахлеб и целуйся взасос!
   
   Что там нынче орут голодранцы?
   И свобода, и счастье- слова.
   Голова закружилась от танца.
   Неотрубленная голова!
   
   <06/16/07>

Дата публикации:16.06.2007 10:36