Cедьмого июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Играл оркестр, «отцы города» произносили речи, толпа теснилась, завороженно созерцая движение ярко-красного вагона. Лишь одно событие слегка омрачило солнечный день: через несколько часов после пуска трамвай нашел свою первую жертву! Ею оказался нищий, плохо одетый старик без документов — по-нашему, по-сегодняшнему, типичный «бомж». Пострадавшего отправили в больницу Святого Креста, предназначенную для бедных и бездомных, неподалеку от собора Саграда Фамилиа. Там старик и умер. Тело его уже собирались отправить в общую могилу, — когда одна женщина случайно узнала покойника… И ужаснулась Барселона! Только что она чуть было не совершила величайшее в своей истории кощунство. «Бомжем» оказался гениальный основатель всемирного стиля «модерн», создатель архитектурного лица каталонской столицы, гордость испанской земли, зодчий и скульптор Антонио Гауди!.. Барселона. Луна, словно лилия, в ряске дремлет на Млечном пути. Колдовская Саграда Фамилиа, воплощение грёз Гауди, к звёздам вздыбилась острыми пиками, как на старте Христов астролёт. Не к галактикам ли сталагмитами странный храм постепенно растёт? А строительство всё не кончается. Ведь почти вековой недострой. Может, "отроку вечному"* нравится век следить за любимой игрой? Что за прихоти буйной фантазии! Что за бурный ребячий модерн в этой смеси Европы и Азии, в этом братстве религий и вер! Ненавистны пропорции зодчему. Колдовство новизны - в кривизне! Здесь не место наукам отточенным. Видно, были виденья во сне. Нет, увы, чертежей вместе с планами. Что-то было… Сгорело в огне. Языками Господнего пламени воздымаются башни к луне. Не от храма ль Василия Блаженного, из глубинных российских веков озаренье пришло оглашенное в душу Мастера, словно в альков. Удивляет восточная готика и воистину русский размах. Так безумна святая экзотика, что творил архитектор-монах! Внемлет дюжина башен-апостолов колокольне Иисуса Христа. Словно странным таинственным островом храм во мраке безверия встал. Островерхие пики колоссами охраняют священный трансепт, а колонны цветистою россыпью отражают витражный рассвет. На глазок храм… Вот это - по-нашему! Зодчий, зодчий… Потёртый сюртук. Не во снах ли к навершиям башенным возносило ветрами мечту? И летала мечта птицей радужной… Но порою смертелен пустяк... Видно, масло испанская Аннушка пролила на трамвайных путях. ______________ * Одним из многочисленных прозвищ Антонио Гауди было «вечный ребёнок» Москва 25-26 декабря 2003 г.
|
|