Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс «ГРАНИ БЕЗУМИЯ. ПО ТУ СТОРОНУ ЗЕРКАЛ»

Автор: Кудинов Илья МихайловичНоминация: Проза

Куда идёт истерия?..

      «Ещё одна сцена, сказал я себе, но разыграна плоховато. У западных людей вообще октавы на две снизилась страстность. А вот женщины «третьего мира», если судить по телевизионным каналам из Ливии и Эфиопии, по-прежнему способны на душераздирающие нечеловеческие вопли из самой глубины своего существа».
   Джон Апдайк «Россказни Роджера».
   
   Апдайк, разумеется, не психиатр, и потому не говорит о причинности, но суть явления им схвачена очень верно. Явления, которое в медицинской среде получило название «патоморфоз». То есть, постепенное, эволюционное изменение клинической картины болезненных проявлений. В данном случае речь идёт о болезненных проявлениях истерии. Истерия издревле использовалась людьми (чаще женщинами, но, как это не покажется странным, ещё и, например, солдатами в военной обстановке) для воздействия на окружающих и возможного получения от этих окружающих той или иной желаемой выгоды. Следует сразу отметить, что использование истерии бессознательно, и, во многом именно поэтому, для достижения цели истериком используются наиболее древние, наиболее примитивные поведенческие модели. Душераздирающие немодулированные вопли, причитания, громкий крик относятся именно к такой разновидности поведения. В первую очередь, разумеется, женщин. К таковым же можно отнести истерические параличи, мутизм («внезапная потеря дара речи»), блефароспазм (невозможность разжать веки, или, как разновидность, «слепота»), - кстати, зачастую эти проявления служат основой для последующего «чудесного исцеления. Наиболее ярким проявлением истерии считается, так называемая «истерическая дуга», которая в чём-то похожа на эпилептический припадок.
   Однако, в последние три десятилетия удельный вес столь ярких истерических эксцессов значительнейшим образом снизился. Я работаю психиатром уже шестнадцать лет, а «дугу» видел всего один единственный раз около восьми лет назад.
   Сейчас истерические проявления стали гораздо более «деликатными», замаскированными, что ли. Это разнообразные сенесталгии (болезненные ощущения в разных частях тела, покалывания, «бегание мурашек» и т.д.), это симптомы некоторых «соматических» заболеваний («сердечных», легочных, заболеваний желудочно-кишечного тракта). Роль они выполняют ту же, что и, упомянутые мной выше, более примитивные действия, и выполняют её ничуть не хуже их.
   Вопрос следует ставить так: Почему? Почему происходит такой патоморфоз? На этот вопрос существует только один ответ: потому что мы имеем дело с эволюционными изменениями сознания и его продукта – мышления. Сознание постепенно становится всё более сложным (в том числе и морфологически, - это подтверждается, в том числе и последними открытиями нейрофизиологии, в частности Элизабет Гуд, доказавшей наличие размножения нейронов в гиппокампе и дальнейшем транспорте этих «новых» нейронов в участки мозга, наиболее активно функционирующие у данной особи). Более сложное сознание контактирует с усложняющейся «средой мышления», то есть культурным массивом, который становится всё более опосредованным (первоисточники погребены под грудой осознаваемых и неосознаваемых ссылок, в том числе и эмоционально обусловленных). Такой контакт неизбежно порождает новый, «опосредованный» тип мышления, который не может проявлять себя в простых, примитивных реакциях (первоисточниках), а требует соответствующего антуража. Каковой мы и имеем в виде «стёртых» и «деликатных» истерических проявлений, о которых я упоминал выше.
   Но Апдайк упоминает «третий мир», где все эти «нечеловеческие вопли из самой глубины своего существа…» вполне в ходу. И тут его наблюдения точны: опосредованность сознания – продукт высокоразвитой западной цивилизации, решившей, в целом, например, такую проблему, как каждодневное пропитание, и получившего много свободного времени для «размышлений». «Третий мир» пока лишён это завидной роскоши, а потому тамошние психиатры могут в полной мере наблюдать всё то, что мы забыли. Не знаю: к счастью или «к сожалению».
   Что я только что делал?.. Апдайк сделал наблюдение. А я попробовал это наблюдение объяснить. Пользуясь Апдайком, как первоисточником, который, в свою очередь, в качестве первоисточника, приводит «телевизионные каналы», то есть репортажи, где реально видимые факты, были пропущены через мозги журналистов, перед тем, как попасться на глаза Апдайку…
   Какова опосредованность?.. И ведь эта – ещё не самая длинная…

Дата публикации:30.10.2005 14:31