Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: EisenstadtНоминация: Просто о жизни

„ НА КОЛЕНЯХ У РЕМБРАНДТА“

      РАФ АЙЗЕНШТАДТ
   
    „ НА КОЛЕНЯХ У РЕМБРАНДТА“
   
    (Драйв хулигана в двух актах )
   
   
   
    Действующие лица:
   1. Он
   2. Она ( жена)
   3. Доктор наук
   4. Рембрандт
   5. Саския
   6. Турист
   7. Бог
   
    I – й АКТ
   
    1-я картина
   
    Она стоит у плиты. Что-то варит в большой кастрюле. Говорит по « хенди»
   Она: И это она мне...Мне предложила! Выскочка! Да я раньше её на три
    месяца сюда приехала. Из грязи да в князи. Parvenu!Подумаешь,
    Reisebüro!
    ( пауза)
    Да я там на кафедре старославянский преподавала. У меня
    факультатив! Был... Мне пуцать!? Если я у немцев пуцаю, то это
    ещё ничего не значит... Мне! У неё ! Не дождётся! За семь евро!..
    Ну, за десять я, может быть, ещё и подумала.
    Варю. Суп. Вот уже не думала, что буду здесь, в Германии, ва-
    рить перловый суп . Он любит. Сейчас должен прийти.Да, за-
    колебал уже своими анализами. Мотается по всей Земле. В
    поисках лучшего диагноза. Сегодня в Золингене. У уролога.
    Передам. И ты всем своим тоже передай. Давай. Tschus.
    ( Кладёт хенди. Солит содержимое кастрюли.
    Входит Он)
    -2-
   Он - А-а-антисемиты проклятые! И это он говорит мне! Я так дело
    это не оставлю. Как член еврейской общины даю этому делу официальный ход .Сказать, что мне остался всего лишь один месяц...
    Ну, максимум два. Жиды!
   Она - Кто?
   Он - Кто?..Врачи. Убийцы в белых халатах.Потом я ему предъявил
    паспорт на нужной странице, где чёрным по белому значится
    « Постоянное место жительства». А? Не врубается!
    Тычет мне свои анализы. При чём тут анализы? Меня пригласили
    сюда жить ! Постоянно. Постоянно – так и значится. Ни о каком
    таком исходе там речь не идёт. И пусть отвечает за свои слова.
    И это происходит на немецкой земле, где помнят эти камни...
    Ох, как ещё помнят. Опять поднимают голову эти антисемиты!
    И это приходится терпеть от своих...Ну, жиды...
   Она - О чём ты говоришь? Какие камни? В почках? Тебе только этого
    не хватало.
   Он - Причём тут почки? Не путай меня! Может ты с ними заодно?
    Так и скажи! Хочу тебе только лишний раз напомнить, что ты
    жена еврея и твоя миссия...
   Она - Мой господин...Как скажете...Позвольте припасть к Вашим
    стопам.
   Он - И нечего тут иронизировать. Это вопрос принципа.
   Она - Кстати о принципах. Я-то замужем за евреем, а ты?
    За русской?
   Он - Как ты можешь? Я женился по любви!
   Она - А я по дурости.
   Он - И это ты говоришь мне?..Кому осталось жить всего ничего...
   Она ( обнимает его) - Ничего, ничего... Это мы еще посмотрим.
    И не из такого выбирались. Мы ещё покажем всем твоим
    антисемитам!
   Он ( истерично) – У меня постоянное место жительства!
   Она - Мы избранный народ!
   Он - Да? А ты тут при чём? И кому ты это говоришь?
   Она - А ты?
   Он ( показывает головой наверх)
   Она - Серьёзно? Oben?
   Он - А что? Мне ничего не остаётся. Пусть прислушается.
    -3-
   Она - Знаешь, сколько у него таких?
   Он - Таких ещё не было...
    ( Откуда-то сверху с небес раздаётся эхо)
   - не было...не было...не было...
    Он - Кто это сказал?
    Б-г - Я..
    Он ( Ей) – Кто это сказал?
   Она - Да, он же...Он...
   Он - Как это?..
   Б-г - Так это. Решил открыться. Надоело иметь своё молчание на все
    случаи жизни.
   Он (Ей) - Ты понимаешь что-нибудь?
   Она - Тут не надо понимать. Надо верить.
   Он - Так он таки-да существует?
   Она - Или...
   Б-г - Не веришь? Пожалуйста. ( гремит гром)
   Он - Это ты?
   Б-г - А то...Могу так... ( поют птички)
   Он (Дёргается, Гостинец сверху попадает ему на голову. Стряхивает.)
   - Убедительно.
   Б-г - И какие проблемы? Только по-быстрому.
   Он - Антисемиты заели. То-есть жиды...Говорят, что мне остался
    всего месяц...
   Она - Два.
   Б-г - Врут. Это мне дано знать. Пока живи. А по всем вопросам
    обращайся к моему связному. Запиши. В Дюссельдорфе –
    35-22-40.
   Она ( записывает, повторяя) 35-22-40.
   Он - Кто это?
   Б-г - Ну, ты даёшь! Это же доктор из самого Харькова. А ко мне
    можешь обратиться ещё один раз. Запомни. Только раз. Tschuß!
    ( гремит гром. «Он» опять дёргается, стряхивая гостинец с
    головы)
   Б-г - Пардон. И у меня быват проколы.
    (Исчезая) Ну, блин.
   Он - Mamma mia... Ну и дела. Ты видела?
   Она - Слышала. Допрыгались. Может нас кто-то разыграл?..
    -4-
   Он - А гром, а ( трогает макушку) птички... Что он там сказал?
   Она - Чтобы ты перестал мотаться по всем этим докторам.
    Пока живи.
   Он - Да нет... Телефон. Связного из Харькова. Звони.
    ( Звонок в дверь)
   
   Она ( спрашивает по домофону) - Да?
   Доктор - Это я . ( голос по домофону)
   Она - Кто?
   Д-р - Как кто? Доктор из Харькова.
   Она - Из самого? Входите. 5-й этаж на лифте.
   Он - Как это? Так он таки-да существует?
   Она - Кто? Доктор? Бог?
   Он - Харьков.
    Пока лифт опускается, чтобы забрать и доставить столь
    удивительного посетителя, надо кое-что уточнить и прояснить в
    этой многовековой истории еврейского народа. И чем
    раньше мы это сделаем – тем лучше и спокойнее. Ведь всё равно ч чтобы мы ни делали, а к этому прийдём.К процентному
    отношению евреев Нобелевских лауреатов, Героев Советского
    Союза, банкиров и Госсекретарей.
    Не говоря уже о великих путешественниках, начиная
    с Колумба, потому как весь народ этот – народ
    путешественник. Как отправился пару тысячелетий назад по
    всяким Месопотамиям, Испаниям, Германиям, России, а далее
    везде, добравшись ныне до Америки, Австралии и даже Дюс-
    сельдорфа, где наши герои имели место быть. А вокруг их
    синагоги, их русских центров, их магазинов, их Wohnung,ов
    громоздилось всякое и в большом количестве, и даже, говорят,
    протекала какая-то крупная река только для того, чтобы могли
    они однажды на берегу её воскликнуть:
    « Выдь на Волгу, чей стон раздаётся...»
   Она - И стон уже стоял, а хай был такой и на берегах Миссисипи,
    Великих Озёр, Амазонки и, говорят, даже Хуанхе – везде
    славил великую русскую реку великий русский еврей: и в своих
    центрах, и в своих газетах, которых развелось такое множество,
    а много всё равно не было.
    -5-
   Он - Только теперь, когда мировой порядок был восстановлен мож-
    но и впустить сюда нашего доктора наук с безотлагательным л делом устройства Вселенной, звёздного вещества и потоков
    времени, но только с небольшим уточнением. Если вначале
    в Германию выезжали евреи из Москвы, Петербурга и Одессы,
    то в конце тысячелетия – только доктора наук из Харькова и
    Днепропетровска.
   Она - И вот стоял он перед ними со своей концепцией времени,
    согласно которой...
   Д-р - ...согласно которой может существовать множество миров,
    одинаковых по своей истории, но сдвинутых относительно
    друг друга по времени. И тогда, чтобы проникнуть в будущее
    или прошлое достаточно заглянуть в нужный параллельный
    мир и самое интересное, что я уже знаю, как это сделать.
   Она (за его спиной крутит пальцем у виска)
   Он - И вы хотите, чтобы мы срочно заглянули туда?
   Д-р - И чем скорее, тем лучше. Время – это основная форма энергии
    космоса , главная организующая сила всех процессов во
    Вселенной.
   Он - До сих пор мы знали, кто является главной организующей
    силой.
   Д-р - Поймите. Все процессы выделяют и поглощают время.
   Она - И мы тоже?
   Д-р - Конечно. Вот. ( вынимает из сумки кассеты)
    Где ваш магнитофон?
   Он - Что это? Последние хиты?
   Д-р - Больше! То что перевернёт весь мир! Давайте...Давайте...­
    ( Вставляет кассету. Включает. Звучат аплодисменты)
    А? Вы слышите?
   Она - Что это?
   Д-р - Аплодисменты. Я собирал их по всей Германии. Всюду где
    слышна русская речь. И всюду – аплодисменты.
    Вот-вот. Это клуб рационализаторов в Берлине.
    А это с юбилея Цветаевой в Нюрнберге.
    Трёхсотлетие Петербурга в Дюссельдорфе.
    А это ещё Дюссельдорф – финал травматологического турнира.
   Он - Международного заметьте.
    -6-
   Д-р - Театр из Ростока, Кёльна! Азохенвей-Theater !
    ( Звук нарастает. Доктор выкрикивает, стараясь перекричать)
   - Претензация книги ! Ещё одна!
   Номенклатурная гостиная! Клуб изобретателей! Лекции по
    истории избранного народа!
    (Гром аплодисментов. Отдельные выкрики доктора.)
   Интеграция!
   Инновация!
   День 8 марта!
   День Радио!
   День Октябрьской революции!
   Она - И революции тоже?
   Д-р - День!
    Вечер!
    Турнир!
    Помогите!..( Падает)
   Она - Что с вами?
   Д-р ( в бреду) - Иннагурация...Корона­ция...Секуляризация.­..Ойякуляция...­
    ( Пик аплодисментов)
   Она - Хватит!
   Он ( выключает магнитофон)
   Д-р ( в прострации) – Света... Больше света.
    Ich sterbe!
    И ты Брут... ( приходя в себя) Вы слышали..
    Какой выброс энергии...Поймите же. Все процес-
    сы выделяют и поглощают время.
   Она - И мы тоже?
   Д-р - Об этом и речь. А из звёзд идёт огромный выброс времени.
   Он - Мне это что-то напоминает.
   Она - Это про нас! Это же мы! Блуждающие звёзды.
   Д-р - Ага! Те же процессы, что и в космосе.Наши звёзды – наши док-
    тора, академики, поэты подчинены законам расширяющейся
    Вселенной. Чем их меньше, тем они больше. Мы накануне
    великого открытия. Я назвал его – третий закон Всемирного
    тяготения к эмиграции.
   Он - Почему третий?
   Д-р - Первый – Моисей, второй – исход из Испании, третий – из
    -7-
    России.
   Она - И в чём он состоит?
    Д-р - Кто?
   Она - Закон.
   Д-р - В кипящем котле эмиграции плотность энергии прямопропор-
    циональна плотности амбиций, претензий, стремясь к бесконеч-
    ности и при окатывании ушатом воды выделяет время необхо-
    димое для прихода в нормальное состояние. Эта единица,
    измеряемая в ушатах воды, я назвал коэфициентом нормального
    состояния. ( приходит в возбуждение)
    Перед нами « машина времени»!
   Он - Где?
   Д-р - Да та же кастрюля с кипящей водой в которую влить ушат
    холодной воды.
    ( бросается к плите, доставая из сумки бутыль с водой и тут же
    выливает его содержимое в кастрюлю)
   Он - Мой суп!
   Она - Что вы делаете?
   Он - Убийца! Scheise! Мой перловый суп!
   Д-р - Вы присутствуете при историческом моменте!..Этот
    эксперимент...
   Он - Мой суп...Мне жить осталось всего ничего... Мой супчик помог
    бы мне протянуть ещё пару дней...Растоптать всё святое! Я
    убью его! ( бросается к нему. Доктор убегает)Arschloch!
    (плачет) В кои-то веки...Супчик...Перл­овый...­
    ( Звонок в дверь)
   Она ( спрашивает в домофон) – Да?
   Д-р - Это я. (голос по домофону)
   Она - Кто?
   Д-р - Как кто? Доктор из Харькова.
   Она - Из самого? Входите. Пятый этаж на лифте.
   Он - Как это? Он уже только что был! Ему мало? А мой супчик...
    ( входит доктор)
   Д-р - ...согласно которой может существовать множество миров...
   Он - Было...Всё уже было...Слышали!..
   Она (дошло) - Машина времени?
   Д-р - А я что говорю...Это нас отбросило всего на два часа назад.
    -8-
    А если добавить аплодисментов...Мы сможем отправляться в
    прошлое или будущее на века.
   Она - Грандиозно! Прямо сейчас?
   Д-р - А я что говорю?
   Он - Я кушать хочу!..Мне жить-то осталось всего ничего...Год...Или
    два...
   Она - А так тебе останется сто...или двести...
   Д-р - Бери выше! Все триста!
   Она - Ой! Там мой старославянский...Хо­чу!­ К Мономаху!
   Он - Нет! Четыреста! Хочу!
   Д-р - Куда?
   Он - К Рэмбрандту. Ван Рэйну.
   Она - Ого? А не жирно будет?
   Он - Дело у меня.
   Д-р - Не знаю. Хватит ли у меня аплодисментов.
   Он - Не боись. У наших хватит.
    ( включает магнитофон.Гром аплодисментов)
   Д-р - Тогда вперёд. Тоесть назад. Соль есть?
   Она - Соль?
   Д-р - Соль отправляет в прошлое, а сахар в будущее.
   Она - Пачки хватит?
   Д-р - Пуд.
   Он - Выходит, что наши предки были в курсе. Уже путешествовали
    во времени..
   Она - Как это?
   Он - Что надо пуд соли съесть, чтобы узнать человека.
   Д-р - Какого человека?
   Он - Рембрандта. Ван Рейна.
    (Доктор бросает соль в кастрюлю. Грохот. Гаснет свет.
    В полной темноте раздаются реплики:
    - Где мы? Караул! Курская дуга!
   - Ой, Беломор-канал! Мама...
   - Там Перекоп! Срываемся!
   - Бородино! Час от часу не легче!
   - Там кто-то убивает своего сына!
   - Завал...Приехали...
   
    -9-
   
    ( На экране постепенно проявляется картина « Ночной дозор».
    Свет зажигается. На сцене мастерская Рембрандта.)
   Саския - Опять ты не работаешь, мой друг.
   Рембр - Тошно мне. Вчера эти мясники и булочники допекали целый
    день.
    ( досадливо машет рукой и уходит. Саския подходит к экрану.
    Любуется. Затем занавешивает экран и покидает сцену.)
   
   
    КАРТИНА 2-Я
    -------------------
   
    (Мастерская Рембрандта)
   
   Саския - Опять ты не работаешь, мой друг.
   Рембр - Тошно мне. Вчера эти мясники и булочники допекали
    целый день. Чтоб ни в коем случае позади бондарей и
    трубочистов. А те суют гульдены, угрожают. Как мне
    их сытые хари осточертели. А этот горе-капитан зако-
    лебал уже своими переодеваниями. Раз пять менял мун-
    диры. Оказывается их у него целых двадцать шесть.
    Если так пойдёт дело...
    (стонет, хватаясь за голову )
    О-о-о...День только начинается...
   Саския - Иди сюда, мой маленький. Поплачь твоей мамочке.
    Сюда...Вот так.
    ( усаживает его себе на колени. Баюкает его.)
    А-а-а...Мальчика обидели...
   Рембр - Мэ-э-э...
   Саския - Наш козлёночек устал... Он хочет на травку...
    Порезвиться в поле, побрыкаться...
   Рембр - Мэ-э-э...Брыкаться..­.Брыкаться...­
    (Начинает заигрывать с женой, обнимать.)
   Саския - Не сейчас, не сейчас...Я слышу уже кто-то пришёл.
    Вечером...
   Рембр - Ну их! Никто мне не нужен. Давай отправим всех
    -10-
    и я буду писать твой портрет. Как я люблю твои
    рыжие локоны. Как они играют на свету.
    ( Усаживает её перед экраном)
    Вот так.
   Саския - Куда же ты? Не уходи. Иди сюда. Напиши нас вместе.
    Садись.
    ( Усаживает опять на колени)
   Рембр - Нет. Так не годится. Не пристало первому художнику
    резвиться на коленках у мамки.
    Садись-ка ты...Вот так.
   Саския ( ёрзает на коленях) - Ого...Это не козлик, а целый козёл...
    Давай выпьем.
   Рембр - С утра?
   Саския - Наливай! Держи!
    ( В руках у Рембрандта большой бокал)
    Вот так! Теперь пиши!
    ( Рембрандт пишет на экране и постепенно проявляется
    картина .Он уже один. Увлечён. Саскии нет. Он откидыва-
    дывается на спинку стула. Картина готова. Он счастлив.
    Засыпает.
    Входят наши путешественники во времени.)
   Он - Это он...Он...Вот же его знаменитый портрет с Саскией
    на коленях.
   Она - Подумать только! Неужели он? Рембрандт!
   Д-р - Я сделал это! Сделал!
    ( Появляется Саския)
   Саския - Как вы сюда попали? Что вам здесь нужно?
    Кто вы такие?
   Он - Мы? Да...Евреи мы. Из Харькова. Нет. То есть из Германии.
   Саския - Позировать?
   Она - Это точно. Я всё не знала, как называется наше состояние.
    Конечно! Мы позируем! Всегда.
   Д-р - Ха...Как это точно.
   Саския - Что-то я вас не припомню. Из какой вы картины?
    ( Доктору)
    А-а-а... Блудный сын.
   Д-р - Вот оно...То самое...Конечно! Наконец-то я дома. Мы с
    -11-
    вами попали в нужное время и нужное место.
    Блудные дети вернулись в отчий край, откуда ещё так
    далеко до страшного ХХ века, до его лагерей, газовых
    печей. Давайте забудем всё и поживём ещё лет
    триста.
   Она ( Отводит мужа в сторону и шепчет. Оттуда доносится)
   - ...в самый раз...сможем остаться в веках...
    ...подумаешь, кто она такая? ...у меня факультатив!..
   Он - ...а я...я.. у меня номенклатурная гостиная...а мой
    турнир! Травматологический!
   Она - Международный.
   Он - А театр!..Театр!..
   Она - Азохенвейтеатр...
   Рембр ( Просыпается) - Что? Что такое?
   Он - Мой театр! А книгу! Книгу вы мою читали?
    «От жажды умираю над ручьём.»
   Рембр - Врёшь! Это Франсуа Вийон! Я знаю!
   Он - А второй турнир! А третий!
   Она - Absatz!Григорий... А пятый...А десятый...Приехали..­.­
   Он - Всё это я! Я! Только я! Я должен быть в вашем «Ночном
    дозоре». Вот это мои аплодисменты!
    ( Включает магнитофон)
    Я самый заслуженный! ( Гром аплодисментов)
    А это её аплодисменты. ( Гром аплодисментов)
   Рембр - А эта фру? Она кто?
   Он - Редактор! Главный редактор!
   Она - У меня факультатив!
   Саския - Был!
   Она - Возьмите меня на свои коленки.
    ( В сторону Саскии)
    Кто она такая?Подумаешь.
    ( Выдирает из рук Саскии курицу.
    Усаживается на колени художника)
    Я напишу о вас в нашей газете, на второй странице.
   Он - На первой! ( в сторону) Дура.
   Она - На первой! Мы устроим вашу выставку в « Красном
    Кресте»
    -12-
   Саския - Пошла прочь, бесстыжая!
    ( Забирает свою курицу )
   Рембр ( Саскии) - Кто это? Откуда?
   Саския - Из Харькова. Евреи.
   Рембр - О-о...Это меняет дело. Из Харькова!..
   Д-р - Вам известно?
   Рембр - Что вы? Кто же не знает...Такая честь!
    ( Берёт кисть и начинает подправлять картину.
    Картина постепенно преображается. И уже «Она»
    восседает на коленях у мужа.)
    Вот. Всё.
   Она - Это справедливо.
   Саския - Что ты сделал? Харменс...А наша любовь? А Титус?
   Она - А перловый суп? Слабо?
   Рембр - Боже мой...Я уже кое что слышал об этом. Суп из
    жемчуга. И вы могли бы...
   Она - Слабо!
   Рембр - Вот вам отборный жемчуг из Индии.
    ( Протягивает мешочек)
   Он - Ого!..Круто!
   Она ( берёт мешочек) Жду вас к обеду в 16 часов.
   Рембр - Я буду...Обязательно! Неужели из Харькова?
   Он - Да.
   Рембр - Круто! Да?
   Она - Или.
    ( Рембрандт уходит)
   Он - Ну и лох! Жемчуг за перловый суп..
   Она - А ты главное помалкивай. У меня уже есть мысли на сей
    счёт.Ein und zwanzig... Доктор, нам предоставляется
    уникальная возможность осуществить связь времён и
    поколений. Vier und siebzig... Жемчуг- направо, перловку-
    налево.
   Д-р - Ни в коем случае! Никакого вмешательства! Это должен
    быть совершенно чистый эксперимент!
   Он - Не боись...Всё будет сработано чисто. Совершенно.
    Отправьте меня на минуточку в „Plus“.
   Она - Если ты уже будешь там, то сдай бутылки.
    -13-
   Д-р - Через мой труп!
   Он - А куда его сдавать?
    (Замечает на столе колокольчик. Звонит)
    Какой чистый тон.
   Саския(входит) - Харменс?..
   Она - А, кстати...Милочка, как там вас...Мне нужна морковка,
    картошка и побыстрей! Маэстро ждать не будет.
   Саския (в обалдении) - Маэстро...Картошка..­.Следующий­ завоз ожидается
    только через два месяца.
   Он - Как это? Два месяца.
   Саския - Из Америки, однако.
   Она (Мужу) - Заодно и картошку прихватишь.
    Какие перспективы...Однако­...Доктор,­ вы гений.
   Д-р - Должен вас предупредить, что прямое вмешательство в
    исторический процесс может непредсказуемо изменить
    жизнь. Вы играете с огнём!
   Она - Знайте же, что прогресс ничто не остановит1
   Д-р - И мой труп?
   Она - Вы себя переоцениваете, доктор.
   Саския - Доктор...Конечно! Van Tulp ! Так это вы ему позировали.
   Д-р - Когда? Где?
   Саския (подходит к экрану) - Так вот же. « Доктор Van Tulp в анатоми-
    ческом театре» .
    ( На экране появляется картина)
   Д-р - Господи...Вы уверены?
   Саския - Одно лицо.
   Д-р - Мой труп?
   Она - Чего тогда беспокоиться, если это уже было.
   Д-р ( у экрана) - А что? Я здесь ещё вполне.
   Саския ( Лене) - А вы...Вы...Оставьте Харменса.Бога ради. Ради всего
    святого!
    Ради Харькова!
   Он ( берёт в руки бокал) - Это невозможно.Смотрите!­
    ( На экране он с женой на коленях)
    Теперь это останется в веках!
   Саския - Останется...В веках...
   Она - В веках!
    -14-
    ( Издалека слышен вой. Он нарастает. В комнату вваливается
    совершенно ошалевший, одичавший турист. Босиком.)
   Турист - Где я? Скажите, это Париж? Нет? Антверпен?
   Он - Нет.
   Турист - Вы говорите по-русски? Слава богу!
   Д-р - Боже! Уже и сюда добрались. В 16 век. Везде они!
   Турист - И вы?Куда я попал?
   Саския - Вы находитесь в доме художника Рембрандта Харменса
    Ван Рейна.
   Турист - Брюссель...Конечно! Я отстал от группы...
   Она - Вы в Амстердаме.
   Турист - Конечно! Я заблудился в этом квартале. Какие отвратные
    женщины.Все. Не оторваться. Я просто потерял счёт
    времени.
   Д-р - И знаете насколько?
   Турист - На сколько?
   Д-р - Лет эдак на четыреста.
   Он - Так было интересно?
   Турист - Это что-то...
   Она - Его можно понять. Первый раз в Амстердаме.
   Рембр ( в дверях) - Сюжет достойный кисти великого мастера.
    На колени!
   Турист - В каком смысле?
   Рембр - В смысле на пятки глянуть.
   Турист - Меня будет писать сам Рембрандт...
   Рембр - Какой типаж...Мольберт! Кисти!
    ( У экрана. Постепенно из нерезкости появляется
    картина. )
   Саския - Ave Maria grazia plenа...
   Она - Не лепо ли вы бяшете...
   Он - Возвращение блудливого сына.
   Рембр - Блудного.
   Он - Так ведь из квартала Красных фонарей.
   Рембр - Теперь всё. Я всё сказал.
   Д-р - На века.
   Саския - А как же я...
   Она - Упустила ...С перловым супчиком вместе.
    -15-
   Рембр - Кстати. Когда же обед? Который час?
   Д-р - Какая уже разница. Который час? Который век?
    Я понял. Главное – это неуловимое, это аромат эпохи.
   Она - Особенно аромат перлового супчика. Как вы правы.
   Он - Это что-то.
   Рембр - Уже половина четвёртого.
   Саския - У меня ты всегда обедал во время.
   Рембр - Еще полчаса. И я вас выпишу из всех своих картин.
   Он - Хана. Мы пропали.
   Она - Ещё целых полчаса. У нас там осталась целая кастрюля
    супчика. Доктор! Вертайте вперёд! Всё в ваших руках.
    Вы должны оставить нас в веках. Справедливость должна
    восторжествовать.
    ( Рембрандту)
    Вы не против небольшой прогулки?
   Рембр - О чём речь?
   Она - Речь идёт просто об обеде.
   Рембр - Всего-то. Главное – это распорядок дня.
   Д-р ( в с торону) - Или века. ( начинает колдовать над кастрюлей.
    Саскии)
    Теперь сахару.
   Саския - Сколько?
   Д-р - Давай-давай! Не жмись. Для вас стараюсь.
    ( совершает нужные действия. Грохот. Затемнение.
    В темноте слышны реплики:
   - Там кто-то убивает своего сына!
   - Бородино! Час от часу не легче!
   - Там Перекоп! Срываемся!
   - Ой, Беломор-канал! Мама...
   - Где мы? Караул! Курская дуга!
   - Завал...Приехали...
    Звенит телефонный звонок)
    Она (берёт трубку) - Да! Выскочка! Так ей и передай! Да я раньше неё
    сюда на три месяца приехала.
    ( Конец первого акта)
   
   
    -16-
   
    2-й АКТ
    ( Звенит телефонный звонок)
   
   Она - Да! Выскочка! Так ей и передай! Да я раньше неё сюда на
    три месяца приехала!
    А место путцфрау ещё свободно? Да? Скажи, что прийдёт
    одна. С дипломом? Бери выше. Жена художника.
    Саския. От меня.
    И вообще, теперь я закручу такое, что все лопнут! Нет...
    Нет... Я не могу... А, ладно, только больше никому.Могила...
    Я открываю Академию художеств.
   Он - Вот даёт! Ты слышишь?
   Д-р - Как всегда впереди планеты всей. А что? Считаю, что дело
    перспективное. Академиков и докторов у нас, что тараканов.
    Только последний ленивый так не обозвался.
   Он - В самый раз загнать их в стойло и начать доить.
   Она - И картинную галерею. А что? С таким мастером, как у меня...
    Ну, Рембрандт, чистый Рембрандт.А я не шучу. Что?
    Хорош врать? А вот это ты зря!
    ( бросает трубку)
    Ну, мальчики, теперь держитесь. У меня план.
   Д-р - Как всегда.
   Он - Уже слышали. Академия, галерея, ООН, Юнеско.
   Она - Бери выше!Готовь рекламу!Аукцион: « На коленях у
    Рембрандта». Звучит?!
    e.V. Общество с ограниченной ответственностью.
   Д-р - Может лучше с безграничной безответственностью.­.­
   Она - Нечего иронизировать. Это будет супераукцион. Какой
    миллионер устоит перед просьбой своей жены остаться
    в веках . Саскией на коленях у Рембрандта. Отстегнёт
    непременно отстегнёт.
   Д-р - Сколько же их будет на коленях?
   Она - Одна в месяц. Больше и не надо. Такой портрет сейчас
    тянет на 100 миллионов долларов.
   Он - Но это невозможно! А социал?
   Она - Ты что? Того? Не врубаешься. Миллионов! Сто! Долларов!
    -17-
   Он - А чтоб не уходить?..
   Она - Нет! С меня хватит! Это я уйду! Всё в своей жизни прогавил
    и сейчас не дашь мне развернуться. Этого хватит нам и
    нашим внукам.
   Он - Точно. Разведёмся. Я останусь на социале, а ты на своих
    миллионах.
   Она - А зачем ты мне тогда?
   Он - Так я же твой муж.
   Она - Да я за эти бабки оторву в два раза моложе и в два раза
    выше.
   Он - Всю жизнь только и слышу – деньги, деньги.
   Она - Всю жизнь только и слышу – нет денег, нет денег.
   Д-р - Где Рембрандт?
   Она - В старом городе .Рисует портреты.
   Д-р - Суп готов?
   Она ( Заглядывает в кастрюлю. Крышка выпадает из рук.)
    - Что это? Там компот!
   Он - Кошмар... Кошмар, девочки...
   Д-р - Я кажется...А я предупреждал! Любое вмешательство
    чревато! Компот...Это только начало! Я не удивлюсь...
    ( подходит к окну. Смотрит на улицу.)
    Где мы?
    ( читает)
    Парикмахерская. Универсам. Пельменная.
    Там всё на русском!
    Она ( подходит к окну) – Ночь, улица, фонарь, аптека...
    Д-р - Это Германия?
   Он (берёт в руки газету) - И здесь.
    (читает)
    Сегодня на утреннем заседании в Бундестаге выступил
    канцлер Германии Леонид Якубович... Завал...
    (Появляется Рембрандт.
    Звучит разудалая русская кадриль. Он в картузе с
    цветком цветком.)
   Рембр - Вот! Мой первый гонорар. 300 рублей. Это сколько?
   Он - Это кошмар.
   Она - В рублях...
    -18-
   Рембр - Где моя Саския?
   Она - Пуцает.
   Рембр - Что такое пуцает?
   Она - Это интегрируется в этой жизни .
    Утверждается.
   Рембр - Я тоже хочу утвердиться.
   Она - Пожалуйста. Сколько угодно.
   Турист ( из зала) - Иду я. Веду!
    ( Подымается на сцену с женщиной)
    Вот. Готова позировать на коленях. Сюда.
    ( Пристраивает её на колени к Рембрандту.
    Отходит для фотографирования)
   Рембр - Где моя Саския?
   Он - Чем эт о плоха? Сюда.( Пристраивает
    ладонь художника на талию женщины.
    Затем бокал оказывается в другой руке.)
    Выше стропила, плотники! Замерли!
    ( Турист фотографирует их на Polaroid )
   Турист - Кайф! Клёво!
   Женщина - На века?
   Он - Навеки.
    ( Через минуту Турист вручает ей готовую карточку)
   Рембр - И это надо было всю жизнь биться в муках...
   Д-р - Когда всю жизнь работаешь на своё имя – потом оно
    работает на тебя.
   Она - Следущая. У вас есть уникальная возможность
    остаться в истории. Фирма с ограниченной ответствен-
    ностью предлагает: Целительные свойства коленей
    мастера. Лечат от бесплодия, вы незамедлительно выйдете
    замуж. Вам будет сопутствовать всяческий успех
    в ваших делах! Фортуна не ждёт!
   Д-р - Здесь нечего раздумывать и скупиться.
    Всего-то за тысячу рублей.
   Рембр - Это много? Это сколько?
   Он (рвётся к Рембрандту) - Я...я хочу! Мне надо от бесплодия!
   Рембр ( в ужасе) - Ё... Езус Мария. Прочь!
   Он - Творческого бесплодия, Харменс. Вот уже 400 лет, как я не
    -19-
    брал перо в руку.
    ( Пристраивает руку Рембрандта к себе на талию)
    И ещё хочу я незамедлительно замуж.
   Она - Опомнись! Охренел? Что ты такое говоришь!
   Д-р - Вот-вот...Это мстит ваше вмешательство в будущее.
    Компот, русский язык, рубли. Теперь это несчастье.
   Он ( млеет на коленях) - Это такое счастье, доктор.
   Она - Ты бы лучше успешность в делах заказал!
   Он ( воркует) - Чего ещё желать мне...Был бы любимый рядом.
   Турист (фотографирует) - Снимаю.
   Саския (появляясь) - Нет! Харменс! Ты не дождался меня...
   Рембр - Спаси меня, Саския. Чт о они сделали со мной, моими
    картинами.
    ( Забирает у Туриста фотографию и протягивает её Саскии)
    Пока ты там утверждалась. Интегрировалась...
   Саския - Если это так называется.Я...Я...Я­ полы мыла, Харменс.
   Рембр (окружающим) - И это ваше будущее?
   Она - Это наше настоящее.
    ( Раздаётся крик муэдзина, призывающего на молитву.
    «Он» и Турист опускаются на колени и начинают бить
    поклоны на восток.
   Д-р - Только не это...
   Он - Это и только это, доктор. Аллах акбар! Аль Кабба !
    (Звучит ария из оперы «Запорожец за Дунаем» - « теперь
    я турок – не казак»)
   Д-р (Ей) - Аль дурак?
   Турист - Аль дундук?
   Д-р - Аль мудак!
   Она -Эй, кто-нибудь? Доктор, сделайте же что-нибудь!
   Д-р - А что я могу сделать? И это ваше будущее.
   Она - Господи, что нам делать?
   Б-г (голос) -( Гремит гром, поют птички)
    Servus! Вот и я...Как обещал. В последний раз.
    Только бикицер.
   Она - Ой...Вот так...Сразу...
   Он - Здоровья...Чтоб пожить ещё...Чтоб супчику...
    Супчику перлового откушать.
    -20-
   Д-р - Харьков. Харьков чтоб стал, наконец, столицей.
    (расчувствовавшись, вытирает слёзы и
    покидает сцену)
   Б-г ( голос) - Пока лифт поднимается, чтобы забрать и доставить
    вниз нашего удивительного посетителя, надо
    кое-что уточнить и прояснить в будущей истории
    еврейского народа, от которого произойдут четыре
    колена. Колено Нобелевских лауреатов, колено
    Героев Советского Союза, колено банкиров и
    колено Госсекретарей. И заселят они всю землю
    и заживут на ней счастливо и вечно.
   Турист - Хочу заблудиться ещё хоть раз в красном
    квартале Амстердама.
   Б-г - А ты, Рембрандт?
   Рембр - А что? Мне здесь нравится.Ты же знаешь... А что?
    Буду рисовать в Altstadt,е.
    Всё-таки стойкий доход.
   Саския - Где Харменс там и я.
   Б-г ( Лене) - А ты, женщина.
   Она - Убери его с колен Рембрандта. Оставь его настоящим
    мужчиной.
   Б-г - Abgemacht!
    ( «Он» пересаживается на колени Саскии. Затихает.
    Все тихо на цыпочках покидают сцену.
    Только Рембрандт остаётся у экрана. Делает кистью
    мазки по экрану)
   Саския (Григорию) - Иди сюда, мой маленький. Поплачь...Поплачь...­
    ( Гладит Григория по голове)
   Он (всхлипывает)
   Саския - Ох, знаю, знаю. И век твой жестокий.Знаю, как трудно
    быть евреем... Турком..Эскимосом..Р­усским...­
    И вздорный ты и слабый...Ты человек.
    Спи, мой мальчик...Всё ещё у тебя будет. Только бы
    не было, что уже было.
   Б-г (Григорию) - И держись социала до последнего.
    (Рембрандту)
    А ты, пиши, пиши. И останется после тебя ещё одна
    -21-
    великая картина, твоего «Ночного дозора» достойная.
    У меня всё. Мир вашему дому. Шалом.
    (Рембрандт один у экрана.Увлечён.)
   Он (Подходит к экрану) - Гаснет свет и постепенно из нерезкости
    проявляется картина, знакомая до боли, в которой
    одни лица заменены лицами академиков, докторов,
    литераторов Земли Северный Рейн Вестфалия,
    выходцами из бывшего Советского Союза. И останутся
    они в истории и пребудут в памяти людской .
    ( На экране «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
    с лицами местных знаменитостей. Все участники спектакля
    выходят на сцену, обступают Рембрандта, его картину и
    аплодируют ему. Рембрандт кланяется. Затем берёт стул.
    Садится на авансцене. Хлопает выразительно по своему
    колену.)
   Рембр ( в зал) - Теперь дело за вами, господа!
    Ко мне! Сюда! Самое безопасное место, господа!
    Только на моих коленях сможете вы найти желанный
    покой и отдохновение от житейских невзгод, здесь
    сбудутся все ваши самые затаённые желания, останутся
    в той прошлой жизни страшные диагнозы и воспоминания
    о безумном прошлом и непредсказуемом будущем.
    Здесь не нужны вам ни звания, ни награды.
    Здесь всегда детство, свежий морозный воздух, скрип
    снега, первый робкий поцелуй, звуки танго на школьном
    вечере и любовь и жизнь без конца.
    ( Поднимает бокал)
    Он Вот уже 400 лет искрится солнце в этом бокале. 400 лет
    счастлива Саския на коленях у Рембрандта .
    И счастлива, счастлива безмерно.
    Кто следующий, господа?
   
   
    2003 г Дюссельдорф.

Дата публикации:17.11.2006 21:54