Немного информации к размышлению, предлагаемые темы для статей. Литературная критика выделилась в самостоятельный тип деятельности еще в Древней Греции. Критика - это анализ, интерпретация, понимание произведения - в совокупности это организатор художественно-творческого процесса, влияющий на все его звенья и на характер взаимодействия между ними. Художественный процесс состоит из ряда звеньев: действительность - художник - произведение - читатель - действительность. Каждый из лучей влияния отражает один из аспектов критики, одну из ее функций, одно из ее свойств. “Критик призван быть не читателем, а свидетелем читателя - тем, кто следит за ним, когда он читает и чем-то взволнован” (Поль Валери). Пушкин отмечал, что критика “основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений”. Белинский открыл формулу “критика - движущая эстетика”, которую можно трактовать следующим образом. Эстетика, обобщая художественный опыт человечества, вырабатывает теоретические поступаты, законы и категории, служащие теоретическим фундаментом анализа художественного текста. Когда критик отказывается от эстетики, она догоняет его в виде самых наивных, ретроградных и компилятивных суждений об искусстве. Убегая от знания, можно прибежать только к невежеству. Суждения же невежды о художественных достижениях, при всей его интуиции, вкусе и умении выразить свое художественное впечатление, не обогащают ни науку об искусстве, ни само искусство. (Эстетика. Теория литературы. Борев Ю. Б. 2003) Приведенная информация подобрана мною для того, чтобы призвать к развитию, к приобретению новых знаний и к попыткам применять их на нашей практике. Лично я все прочитанное по теории литературы всегда пытаюсь применить к себе. Конечно, когда уже есть к чему применить. Считаю это самым полезным и интересным. Мы здесь люди прежде всего пишущие и читающие, стремящиеся развиваться дальше и понимать, предполагать, обобщать и осмыслять те процессы, которые сегодня происходят вокруг нас в жизни и в литературе. В нашем творчестве и в работах наших коллег. Лишь на первом этапе литературного творчества присутствует ощущение спонтанности, самовыражения, не знающего закономерностей и правил. Откуда-то берется само. И быстро заканчивается, и начинается хроническое повторение. Рост из самого себя пишущего сегодня в пишущего завтра - очень трудный процесс. И при всей уникальности каждого из нас мы проходим универсальные этапы развития творческой личности. То, что накопило и описало человечество - это для нас, это те спицы, которые составляют уже изобретенное колесо велосипеда, данного нам для долгой дороги. Давайте начнем двигаться более осмысленно. Начнем с самого малого и самого великого - с самих себя. О чем мне было бы интересно поговорить с друзьями языком статей. 1. Напишем предисловие к своей книге. Да-да, допустим, книга у Вас есть, а предисловие надо кому-то написать. И еще так, чтобы автору понравилось. Самое простое - правильно - написать о себе самому, чтобы кому-то осталась только стилистическая приправа да подпись. Так, садимся и пишем - такой-то (простите) не сякой, а вполне конкретный начал свой творческий путь с ... Написал столько то. Творческий стаж такой-то. Основная идея такая то, наиболее часто обращается к такой-то теме потому то и потому то... Наиболее яркие произведения, где выразилась авторская позиция, отношение к жизни - такие - то. В настоящее время работает над тем-то... Размышляет над тем-то... Стремится выразить то-то... В качестве поощрения наиболее интересных работ обещаю написать рецензию на одно самое дорогое автору произведение. Также будет здорово, если Вы напишете о своих друзьях по порталу. Часто приходится читать в рецензиях « это у тебя лучше всего» - вот и посмотрите это «лучше всего в развитии» 2. Возьмем наш портал. Очень ценны мнения как опытных авторов, так и тех, кто с нами недавно. Что характерно литературного происходит на портале. Каковы наиболее популярные темы, какие эмоции чаще всего выносят на экраны наши авторы, каковы закономерности судеб, как меняется автор на портале (меняется ли вообще). Отдельно обращаюсь к тем, кто входил или входит в состав жюри наших многочисленных конкурсов. Возможно, настало время обобщить впечатления и ими поделиться. Например, в рамках такого-то конкурса было столько то произведений. Из них 40% не относились к теме, а представляли собой... из них 10% было об этом, и самые яркие... общий уровень, характерные ошибки, наиболее колоритные находки, общие тенденции, некая формулировка общественного сознания на заданную тему. 3. Любое понятие, применимое к собственному творчеству: - Мои сюжеты. Откуда берутся, во что превращаются, почему повторяются... - Мои герои. Послушные и не очень. Отождествление с личностью автора, самые любимые и самые неудачные. Отношения с героями в процессе создания произведений. - Пиршество автора. Детали и подробности в моих произведениях. - Мои стилистические особенности. Статистика употребляемых частей речи на примере одного произведения. - Особенности композиций моих произведений. Почему люблю начать с конца, или работать одними диалогами, или... - Смертность героев и возраст (творческий) автора. Когда начали умирать мои герои или почему мои герои всегда выживают. А также, конечно, любые размышления о современной литературе, авторах, течениях, тенденциях. Только постарайтесь, чтобы статья носила конкретный характер. Работы, содержание которых можно выразить двумя словами «все плохо» - вряд ли будут нам интересны. Удачи, Жду в номинации «Литературно-критические статьи» ВКР-3.
|
|